Скачать 266.39 Kb.
|
На правах рукописи ГИРНЫК Анастасия Викторовна СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 10.02.19 – теория языка АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук ТВЕРЬ 2011 Работа выполнена на кафедре английского языка Тверского государственного университета.
Защита состоится «___» __________ 2011 г. в ___ час. ___ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, зал заседаний. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 42. Отзывы можно направлять по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, ученому секретарю. Автореферат разослан «___» ___________ 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета Д 212.263.03 кандидат филологических наук, доцент В.Н. Маскадыня ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Холистическая ориентация на мир синергетической парадигмы, сформировавшейся на сегодняшней день, является закономерным этапом в формировании мировоззрения и развитии научной мысли. Особая междисциплинарная толерантность синергетики заключается в том, что наряду с девизом «подтвердить или опровергнуть», принятом в дисциплинарных науках для проверки гипотез, добавляется совершенно иной: «найти область применимости» данного метода, найти адекватный ему контекст [Буданов 2007]. Распространение синергетического подхода на гуманитарные науки перемещает внимание с изучения природы на внутренний мир человека, культуру, общество и т.п., единицей анализа которых является концепт. Реферируемое исследование посвящено изучению концепта ЖИЗНЬ. Феномен жизни, наряду с категориями счастья, свободы и т.п., относится к ценностям, признанным мировым сообществом, и включается в состав духовных и нравственных ценностей. Субъективный повседневный опыт позволяет утверждать, что жизнь является неизменным предметом метакоммуникативной и метакогнитивной деятельности рядовых носителей культуры. Об актуальности феномена жизни для рядового человека свидетельствует не только обширный корпус пословиц и поговорок, в котором закреплены жизненные наблюдения и оценки, но и объективные данные психолингвистических исследований (см., например: [Береснева и др. 1995; Караулов и др. 2002; Палкин 2004; Рогожникова 2009; Уфимцева 2000, 2009]). В основу изучения объекта исследования были положены идеи Тверской психолингвистической школы, в рамках которой концепт рассматривается как психическое образование динамической природы, являющееся достоянием индивида как познающей и эмоционально-оценивающе переживающей личности [Залевская 2001]. Интеграция синергетической методологии в пространство психолингвистики позволяет по-новому увидеть природу концепта как нелинейной открытой системы, моделирование поведения которой осуществляется с привлечением понятий аттрактора и параметров порядка. Успешные попытки психолингвистического исследования проблемы речевой деятельности и ментального лексикона человека в терминах синергетики (см., например: [Залевская 1977; Герман, Пищальникова 1999; Золотова 2005; Федурко 2008; Кривко 2010; Чернышова 2010]) подтверждают преимущество сочетания психолингвистического и синергетического подходов, которое может расцениваться как перспективное направление в современной лингвистической науке, интегрирующей междисциплинарные знания для решения проблемы функционирования языка без отрыва от его носителя и значимого для него окружения. Объектом исследования является концепт ЖИЗНЬ как динамическое ментальное образование, функционирующее в обыденном сознании, предметом – особенности содержания и функционирования концепта, интегрирующего значимый когнитивный и аффективно-перцептивный опыт индивида. Актуальность настоящего исследования обусловлена 1) важностью концепта ЖИЗНЬ в системе интуитивно постигаемых человеком ценностей; 2) потребностью в моделировании ментальных систем и процессов человека как носителя языка и культуры с помощью введения в поле исследования понятий аттрактора и параметров порядка; 3) необходимостью дальнейшего развития психолингво-синергетического подхода к человекомерным системам, что обеспечивает одновременный охват и динамических свойств системы, и ее элементов в их кооперативном взаимодействии. Цель диссертационного исследования составляет построение синергетической модели концепта по результатам изучения механизма функционирования концепта как динамического сложно организованного образования, интегрирующего разнородные ментальные элементы в единое концептуальное целое. Для осуществления поставленной цели формулируются и решаются следующие задачи: • рассмотреть существующие в научной литературе трактовки понятия «концепт» и выявить сущностные характеристика анализируемого феномена; • раскрыть взаимосвязь «концепта» с понятиями «культуры», «знания» и «живого знания»; • обосновать возможность применения синергетического подхода к описанию концепта; • сформулировать рабочую гипотезу исследования; • раскрыть содержание концепта ЖИЗНЬ как феномена научного описания и обыденного сознания; • организовать и провести экспериментальное исследование концепта ЖИЗНЬ среди носителей русского языка и культуры с целью выявления связей разнородных элементов перцептивно-когнитивно-аффективного опыта испытуемых; • осуществить анализ и интерпретацию результатов экспериментального исследования особенностей функционирования концепта в обыденном сознании с позиций синергетического подхода; • разработать синергетическую модель механизма функционирования концепта как сложноорганизованного динамического ментального образования. В основу настоящего исследования положена следующая рабочая гипотеза: динамическая природа концепта как сложноорганизованного психического образования проявляется в его способности самоорганизовываться в семантическую констелляцию при актуализации в сознании, происходящей за счет постоянного взаимодействия внешней (коллективной, культурной) и внутренней (индивидуальной) сред функционирования психической системы человека. Отношения концепта и констелляции, заключающиеся в подобии части и целого, позволяют рассматривать их как единую самоподобную структуру. Теоретическим основанием данного исследования послужили психолингвистическая теория ментального лексикона и индивидуального знания А.А. Залевской [Залевская 2001 и др.] и ключевые идеи синергетики, развиваемые в концепции семантических констелляций К. Харди [Hardy 1998] применительно к проблеме человеческого мышления. В связи с выбранной автором стратегией исследования концепта ЖИЗНЬ были изучены трактовки концепта представителями лингвокультурологии [Карасик 2002], когнитивной лингвистики [Красных 2003; Кубрякова 1997; Стернин 2004], лингвокультурной концептологии [Слышкин 2004], лексической семантики [Вежбицкая 1999], семиотики культуры [Степанов 1997], психолингвистики [Залевская 2001; Пищальникова 1993; Фрумкина 2001]. Интерпретация концепта как элемента «живого знания», функционирующего на психокультурном уровне, потребовала обращения к работам, освещающим проблемы культуры, коллективного и индивидуального знания, «живого знания», взаимодействия разума и тела [Джендлин 2000; Залевская 1992; Зинченко 1998; Кравченко 2008; Матурана, Варела 2001; Мацумото 2002; Сеченов 2001; Damasio 1989; Gendlin 1981; Ruthrof 1997, 2000 и др.]. С целью осмысления возможности применения синергетического подхода к описанию концепта были проанализированы работы по синергетике [Мандельброт 2002; Джексон http; Князева, Курдюмов 2007; Курдюмов, Малинецкий http; Пригожин, Стенгерс 1986; Пригожин 1991; Хакен http; Хакен, Португали 2004]. В результате проведенного исследования были сформулированы и выносятся на защиту следующие положения:
Материал исследования составил корпус из 2733 ответов (2280 свободных ассоциаций и 453 субъективных дефиниций), полученных от 708 носителей русского языка и культуры на предъявленный им стимул ЖИЗНЬ. Цель и задачи диссертационной работы определили выбор следующих методов исследования: теоретический анализ интегративного типа, психолингвистический эксперимент с привлечением методик свободного ассоциирования и субъективного дефинирования, метод формального и семантического анализа, метод моделирования, графическая репрезентация результатов исследования. Научная новизна предлагаемого исследования заключается в применении синергетического подхода к изучению концепта и построении модели исследуемого объекта, отражающей его динамическое взаимодействие с носителем и средой. Теоретическая значимость работы определяется развитием основных положений психолингвистической теории ментального лексикона и индивидуального знания и основывается на: 1) привлечении некоторых положений теории самоорганизации и концепции семантических констелляций применительно к проблеме концепта; 2) обоснованием трактовки концепта как динамического ментального образования, обладающего свойствами самоподобия с семантической констелляцией. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его основных результатов для решения ряда психолингвистических, лингвокультурологических и психологических задач. Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций и спецкурсах по проблемам психолингвистики, теории коммуникации, лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Разработанная синергетическая модель концепта ЖИЗНЬ найдет применение в изучении как культурно, так и индивидуально значимых концептов. Апробация результатов исследования на разных этапах его разработки осуществлена в рамках Межрегиональной научной конференция «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 10–11 апреля 2009 г.); XVI Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы» (г. Москва, 15–17 июня 2009 г.); VII Международной научной конференции «Филология и культура» (г. Тамбов, 14–16 октября 2009 г.); 10-й Международной научно-практической конференции «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 2 апреля 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 1–2 апреля 2011 г.) с последующей публикацией материалов, а также на заседаниях кафедры английского языка Тверского государственного университета. По теме диссертационного исследования опубликовано 19 статей общим объемом 6 п.л., 3 из которых в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК МОН РФ. Специфика поставленных задач исследования определила структуру диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются его теоретическая и практическая значимость, актуальность и научная новизна, формулируются цель и задачи исследования, а также положения, выносимые на защиту. В первой главе «Концепт как объект исследований в области языка, культуры и сознания» рассматриваются предпосылки формирования термина «концепт» в его современном понимании; приводится обзор трактовок концепта в контексте существующих лингвистических направлений: психолингвистике, лингвокультурологии, семиотике культуры, когнитивно-дискурсивной парадигме. В связи с психолингвистической интерпретацией концепта обсуждаются понятия «культуры», «знания» и проблема «телесных» оснований когнитивной деятельности человека. Концепт трактуется как элемент формирования живого знания и одновременно как сущность, закрепившая в своем содержании разнообразные элементы живого знания. Отражая отрефлектированное и прочувствованное человеком знание о мире и о самом себе, с одной стороны, и претерпевая «фильтрацию» и актуализируясь в сформированной культурной среде, с другой стороны, концепт выступает в качестве одновременно средства моделирования культуры и «проводника» индивида в культурную среду. Рассмотрение речемыслительной деятельности в связи с физиологической природой человека позволяет расценивать концепты как образования, перерабатывающие и запечатлевающие чувственный, когнитивный и эмоциональный опыт индивида, в языковых манифестациях которых он может быть потенциально выявлен. Концепт, активно участвующий в процессах коммуникации и в когнитивной деятельности рядового человека и/или культурного сообщества, можно расценивать как сложную самоорганизующуюся сущность, что позволяет говорить о возможности применения к исследованию концепта синергетического подхода, преимуществом которого является изучение сложных систем с учетом их динамической природы, способности к самоорганизации и открытости по отношению к внешней среде (см., например: [Князева, Курдюмов 2007]). В свете концепции семантических констелляций К. Харди [Hardy 1998] и основных понятий синергетики возможно представить концепт как самоорганизующееся образование, динамически развивающееся и претерпевающее значимые трансформации вследствие своей открытости по отношению к окружающей среде. В соответствии с этим мы предлагаем рассматривать два условных состояния концепта: равновесное, подразумевающее хранение концепта в информационной базе в виде ранее отрефлектированных и наиболее существенных для коммуникативных и когнитивных операций признаков, и неустойчивое, характеризующееся сознательным или бессознательным обращением к концепту, которое может привести к модификации структуры концепта (приращение новых и/или вытеснение существовавших признаков, разветвление единого концептуального образования на автономные концепты). Вопрос взаимоотношения имени концепта и образующих его перцептивно-когнитивно-аффективных элементов в сознании и подсознании индивида напрямую связан с интерпретацией соотношения категорий «часть» и «целое». Мы полагаем, что формирование и функционирование концептуального образования, как и любая иная когнитивная деятельность человека, представляет собой процесс, разворачивающийся главным образом на неосознаваемом уровне за счет постоянного непосредственного или косвенного взаимодействия друг с другом культурно и индивидуально значимых ментальных образов, образующих единое концептуальное целое. Рассмотрение структуры концепта через призму категорий части и целого с точки зрения синергетического направления позволяет допустить, что концепт представляет собой относительно устойчивую систему, хранящуюся у индивида в виде самых необходимых для коммуникативных и когнитивных операций признаков и способную максимально расширяться и модифицироваться при активации, т.е. при сознательном или бессознательном взаимодействии с внешней по отношению к индивиду средой. Во второй |
Актуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные... | Синергетическая модель воспроизводства и становление российской экономики... О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа | ||
Разработка полимерного низкочастотного виброизолятора с квазинулевой жесткостью Проведено аналитическое исследование разрабатываемого виброизолятора, его изготовление и экспериментальное исследование. Частота... | Содержание Тюленёва А. Н., Осипенко М. А., Няшин Ю. И. экспериментальное и теоретическое исследование процесса иммобилизации микроорганизмов... | ||
Исследовательская работа Автор работы Экспериментальное исследование, направленное на определение оптимального конструктора веб-сайта в школьных условиях | «фотодинамическая терапия в лечении перитонита» (Экспериментальное исследование) «Государственный научный центр лазерной медицины Федерального медико-биологического агентства России» | ||
Экспериментальное исследование тонкодисперсного распыла перегретой воды Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Объединенном институте высоких температур Российской академии... | Методические указания для работы с программой «Открытая Физика 1» Цель работы Экспериментальное исследование интерференции световых волн от двух источников (щелей) | ||
Учебно-тематические планы лекционных занятий по дисциплине «Математика»... Экспериментальное исследование интерференции световых волн от двух источников (щелей) | Экспериментальное исследование генерации и устойчивости тепловых концентрированных вихрей Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Объединенном институте высоких температур Российской академии... | ||
Клинико-экспериментальное исследование 14. 00. 35 – детская хирургия... «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» | Экспериментальное исследование теплопроводности, удельного электрического... Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Объединенный институт высоких температур ран | ||
Модель «Систематическое исследование» Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание... | Экспериментальное исследование детонации в сверхзвуковом потоке реагирующей... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | ||
Экспериментальное исследование энергетического баланса динамически... Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей... | Изменения различных классов протеаз и ингибиторов протеаз как возможных... Работа выполнена в Государственном учреждении Научно-исследовательском институте физиологии Сибирского отделения Российской академии... |