Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование





Скачать 266.39 Kb.
НазваниеСинергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование
страница1/3
Дата публикации26.03.2015
Размер266.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ГИРНЫК Анастасия Викторовна

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

10.02.19 – теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

ТВЕРЬ 2011

Работа выполнена на кафедре английского языка Тверского государственного университета.

Научный руководитель

доктор филологических наук, доцент

Золотова Наталия Октябревна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Карасик Владимир Ильич
кандидат филологических наук, доцент

Соловьева Ирина Валерьевна


Ведущая организация

Уфимский государственный авиационный технический университет



Защита состоится «___» __________ 2011 г. в ___ час. ___ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, зал заседаний.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 42.


Отзывы можно направлять по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, ученому секретарю.

Автореферат разослан «___» ___________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.263.03

кандидат филологических наук, доцент В.Н. Маскадыня

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Холистическая ориентация на мир синергетической парадигмы, сформировавшейся на сегодняшней день, является закономерным этапом в формировании мировоззрения и развитии научной мысли. Особая междисциплинарная толерантность синергетики заключается в том, что наряду с девизом «подтвердить или опровергнуть», принятом в дисциплинарных науках для проверки гипотез, добавляется совершенно иной: «найти область применимости» данного метода, найти адекватный ему контекст [Буданов 2007]. Распространение синергетического подхода на гуманитарные науки перемещает внимание с изучения природы на внутренний мир человека, культуру, общество и т.п., единицей анализа которых является концепт.

Реферируемое исследование посвящено изучению концепта ЖИЗНЬ. Феномен жизни, наряду с категориями счастья, свободы и т.п., относится к ценностям, признанным мировым сообществом, и включается в состав духовных и нравственных ценностей. Субъективный повседневный опыт позволяет утверждать, что жизнь является неизменным предметом метакоммуникативной и метакогнитивной деятельности рядовых носителей культуры. Об актуальности феномена жизни для рядового человека свидетельствует не только обширный корпус пословиц и поговорок, в котором закреплены жизненные наблюдения и оценки, но и объективные данные психолингвистических исследований (см., например: [Береснева и др. 1995; Караулов и др. 2002; Палкин 2004; Рогожникова 2009; Уфимцева 2000, 2009]).

В основу изучения объекта исследования были положены идеи Тверской психолингвистической школы, в рамках которой концепт рассматривается как психическое образование динамической природы, являющееся достоянием индивида как познающей и эмоционально-оценивающе переживающей личности [Залевская 2001]. Интеграция синергетической методологии в пространство психолингвистики позволяет по-новому увидеть природу концепта как нелинейной открытой системы, моделирование поведения которой осуществляется с привлечением понятий аттрактора и параметров порядка.

Успешные попытки психолингвистического исследования проблемы речевой деятельности и ментального лексикона человека в терминах синергетики (см., например: [Залевская 1977; Герман, Пищальникова 1999; Золотова 2005; Федурко 2008; Кривко 2010; Чернышова 2010]) подтверждают преимущество сочетания психолингвистического и синергетического подходов, которое может расцениваться как перспективное направление в современной лингвистической науке, интегрирующей междисциплинарные знания для решения проблемы функционирования языка без отрыва от его носителя и значимого для него окружения.

Объектом исследования является концепт ЖИЗНЬ как динамическое ментальное образование, функционирующее в обыденном сознании, предметом – особенности содержания и функционирования концепта, интегрирующего значимый когнитивный и аффективно-перцептивный опыт индивида.

Актуальность настоящего исследования обусловлена 1) важностью концепта ЖИЗНЬ в системе интуитивно постигаемых человеком ценностей; 2) потребностью в моделировании ментальных систем и процессов человека как носителя языка и культуры с помощью введения в поле исследования понятий аттрактора и параметров порядка; 3) необходимостью дальнейшего развития психолингво-синергетического подхода к человекомерным системам, что обеспечивает одновременный охват и динамических свойств системы, и ее элементов в их кооперативном взаимодействии.

Цель диссертационного исследования составляет построение синергетической модели концепта по результатам изучения механизма функционирования концепта как динамического сложно организованного образования, интегрирующего разнородные ментальные элементы в единое концептуальное целое. Для осуществления поставленной цели формулируются и решаются следующие задачи:

• рассмотреть существующие в научной литературе трактовки понятия «концепт» и выявить сущностные характеристика анализируемого феномена;

• раскрыть взаимосвязь «концепта» с понятиями «культуры», «знания» и «живого знания»;

• обосновать возможность применения синергетического подхода к описанию концепта;

• сформулировать рабочую гипотезу исследования;

• раскрыть содержание концепта ЖИЗНЬ как феномена научного описания и обыденного сознания;

• организовать и провести экспериментальное исследование концепта ЖИЗНЬ среди носителей русского языка и культуры с целью выявления связей разнородных элементов перцептивно-когнитивно-аффективного опыта испытуемых;

• осуществить анализ и интерпретацию результатов экспериментального исследования особенностей функционирования концепта в обыденном сознании с позиций синергетического подхода;

• разработать синергетическую модель механизма функционирования концепта как сложноорганизованного динамического ментального образования.

В основу настоящего исследования положена следующая рабочая гипотеза: динамическая природа концепта как сложноорганизованного психического образования проявляется в его способности самоорганизовываться в семантическую констелляцию при актуализации в сознании, происходящей за счет постоянного взаимодействия внешней (коллективной, культурной) и внутренней (индивидуальной) сред функционирования психической системы человека. Отношения концепта и констелляции, заключающиеся в подобии части и целого, позволяют рассматривать их как единую самоподобную структуру.

Теоретическим основанием данного исследования послужили психолингвистическая теория ментального лексикона и индивидуального знания А.А. Залевской [Залевская 2001 и др.] и ключевые идеи синергетики, развиваемые в концепции семантических констелляций К. Харди [Hardy 1998] применительно к проблеме человеческого мышления.

В связи с выбранной автором стратегией исследования концепта ЖИЗНЬ были изучены трактовки концепта представителями лингвокультурологии [Карасик 2002], когнитивной лингвистики [Красных 2003; Кубрякова 1997; Стернин 2004], лингвокультурной концептологии [Слышкин 2004], лексической семантики [Вежбицкая 1999], семиотики культуры [Степанов 1997], психолингвистики [Залевская 2001; Пищальникова 1993; Фрумкина 2001]. Интерпретация концепта как элемента «живого знания», функционирующего на психокультурном уровне, потребовала обращения к работам, освещающим проблемы культуры, коллективного и индивидуального знания, «живого знания», взаимодействия разума и тела [Джендлин 2000; Залевская 1992; Зинченко 1998; Кравченко 2008; Матурана, Варела 2001; Мацумото 2002; Сеченов 2001; Damasio 1989; Gendlin 1981; Ruthrof 1997, 2000 и др.]. С целью осмысления возможности применения синергетического подхода к описанию концепта были проанализированы работы по синергетике [Мандельброт 2002; Джексон http; Князева, Курдюмов 2007; Курдюмов, Малинецкий http; Пригожин, Стенгерс 1986; Пригожин 1991; Хакен http; Хакен, Португали 2004].

В результате проведенного исследования были сформулированы и выносятся на защиту следующие положения:

  1. Концепт интерпретируется как сложное динамическое образование, интегрирующее в единое ментальное целое в сознании индивида значимый индивидуальный и коллективный когнитивный и эмоциональный опыт в виде паттернов поведения, переживаний, оценок, суждений, соматических впечатлений, вербальных и невербальных единиц.

  2. Концепт представляет собой одновременно стабильную и неустойчивую сущность, поскольку, с одной стороны, выполняет функцию хранения культурной информации, значимой для успешных коммуникативных и познавательный процессов, а с другой, претерпевает трансформации вследствие чувствительности к изменениям внешней среды.

  3. Ассоциативное и интерпретационное поля концепта, демонстрирующие динамику через взаимодействие семантических групп, могут быть описаны и графически представлены как семантические констелляции, или семантически развернутые варианты концепта в его актуализированном состоянии. Динамика функционирования концепта проявляется через представление концепта и семантической констелляции как единой самоподобной структуры.

  4. В русле ключевых идей синергетики структура концепта может быть описана через такие понятия, как «аттрактор», рассматриваемый как «имя» концепта, или его перцептивный образ, ядро, притягивающее множество элементов обширной ассоциативной сети индивида, и «параметры порядка», выступающие в качестве ментальных опор, организующих разнородные ассоциативные элементы вокруг ядра концепта.

  5. Реализация коллективного и индивидуального знания осуществляется через их взаимодействие на уровне актуализации ментальных опор при формировании или модификации концепта.

  6. Параметры порядка могут быть условно разграничены на коллективные (прецедентные феномены, общечеловеческие категории, единицы ядра ментального лексикона и формальные лингвистические характеристики) и индивидуальные (телесные ощущения, эмоциональные оценки и элементы индивидуального опыта) и вступать как во взаимоисключающие, так и во взаимодополняющие отношения.

Материал исследования составил корпус из 2733 ответов (2280 свободных ассоциаций и 453 субъективных дефиниций), полученных от 708 носителей русского языка и культуры на предъявленный им стимул ЖИЗНЬ.

Цель и задачи диссертационной работы определили выбор следующих методов исследования: теоретический анализ интегративного типа, психолингвистический эксперимент с привлечением методик свободного ассоциирования и субъективного дефинирования, метод формального и семантического анализа, метод моделирования, графическая репрезентация результатов исследования.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в применении синергетического подхода к изучению концепта и построении модели исследуемого объекта, отражающей его динамическое взаимодействие с носителем и средой.

Теоретическая значимость работы определяется развитием основных положений психолингвистической теории ментального лексикона и индивидуального знания и основывается на: 1) привлечении некоторых положений теории самоорганизации и концепции семантических констелляций применительно к проблеме концепта; 2) обоснованием трактовки концепта как динамического ментального образования, обладающего свойствами самоподобия с семантической констелляцией.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его основных результатов для решения ряда психолингвистических, лингвокультурологических и психологических задач. Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций и спецкурсах по проблемам психолингвистики, теории коммуникации, лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Разработанная синергетическая модель концепта ЖИЗНЬ найдет применение в изучении как культурно, так и индивидуально значимых концептов.

Апробация результатов исследования на разных этапах его разработки осуществлена в рамках Межрегиональной научной конференция «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 10–11 апреля 2009 г.); XVI Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы» (г. Москва, 15–17 июня 2009 г.); VII Международной научной конференции «Филология и культура» (г. Тамбов, 14–16 октября 2009 г.); 10-й Международной научно-практической конференции «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 2 апреля 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Языковой дискурс в социальной практике» (г. Тверь, 1–2 апреля 2011 г.) с последующей публикацией материалов, а также на заседаниях кафедры английского языка Тверского государственного университета.

По теме диссертационного исследования опубликовано 19 статей общим объемом 6 п.л., 3 из которых в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК МОН РФ.

Специфика поставленных задач исследования определила структуру диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются его теоретическая и практическая значимость, актуальность и научная новизна, формулируются цель и задачи исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Концепт как объект исследований в области языка, культуры и сознания» рассматриваются предпосылки формирования термина «концепт» в его современном понимании; приводится обзор трактовок концепта в контексте существующих лингвистических направлений: психолингвистике, лингвокультурологии, семиотике культуры, когнитивно-дискурсивной парадигме.

В связи с психолингвистической интерпретацией концепта обсуждаются понятия «культуры», «знания» и проблема «телесных» оснований когнитивной деятельности человека. Концепт трактуется как элемент формирования живого знания и одновременно как сущность, закрепившая в своем содержании разнообразные элементы живого знания. Отражая отрефлектированное и прочувствованное человеком знание о мире и о самом себе, с одной стороны, и претерпевая «фильтрацию» и актуализируясь в сформированной культурной среде, с другой стороны, концепт выступает в качестве одновременно средства моделирования культуры и «проводника» индивида в культурную среду. Рассмотрение речемыслительной деятельности в связи с физиологической природой человека позволяет расценивать концепты как образования, перерабатывающие и запечатлевающие чувственный, когнитивный и эмоциональный опыт индивида, в языковых манифестациях которых он может быть потенциально выявлен.

Концепт, активно участвующий в процессах коммуникации и в когнитивной деятельности рядового человека и/или культурного сообщества, можно расценивать как сложную самоорганизующуюся сущность, что позволяет говорить о возможности применения к исследованию концепта синергетического подхода, преимуществом которого является изучение сложных систем с учетом их динамической природы, способности к самоорганизации и открытости по отношению к внешней среде (см., например: [Князева, Курдюмов 2007]).

В свете концепции семантических констелляций К. Харди [Hardy 1998] и основных понятий синергетики возможно представить концепт как самоорганизующееся образование, динамически развивающееся и претерпевающее значимые трансформации вследствие своей открытости по отношению к окружающей среде. В соответствии с этим мы предлагаем рассматривать два условных состояния концепта: равновесное, подразумевающее хранение концепта в информационной базе в виде ранее отрефлектированных и наиболее существенных для коммуникативных и когнитивных операций признаков, и неустойчивое, характеризующееся сознательным или бессознательным обращением к концепту, которое может привести к модификации структуры концепта (приращение новых и/или вытеснение существовавших признаков, разветвление единого концептуального образования на автономные концепты).

Вопрос взаимоотношения имени концепта и образующих его перцептивно-когнитивно-аффективных элементов в сознании и подсознании индивида напрямую связан с интерпретацией соотношения категорий «часть» и «целое». Мы полагаем, что формирование и функционирование концептуального образования, как и любая иная когнитивная деятельность человека, представляет собой процесс, разворачивающийся главным образом на неосознаваемом уровне за счет постоянного непосредственного или косвенного взаимодействия друг с другом культурно и индивидуально значимых ментальных образов, образующих единое концептуальное целое.

Рассмотрение структуры концепта через призму категорий части и целого с точки зрения синергетического направления позволяет допустить, что концепт представляет собой относительно устойчивую систему, хранящуюся у индивида в виде самых необходимых для коммуникативных и когнитивных операций признаков и способную максимально расширяться и модифицироваться при активации, т.е. при сознательном или бессознательном взаимодействии с внешней по отношению к индивиду средой.

Во второй
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconАктуализация концепта «компьютер» в немецкой языковой картине мира
Охватывает однородный в структурно-семантическом отношении языковой материал. Второе направление учитывает все возможные разноструктурные...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconСинергетическая модель воспроизводства и становление российской экономики...
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconРазработка полимерного низкочастотного виброизолятора с квазинулевой жесткостью
Проведено аналитическое исследование разрабатываемого виброизолятора, его изготовление и экспериментальное исследование. Частота...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconСодержание
Тюленёва А. Н., Осипенко М. А., Няшин Ю. И. экспериментальное и теоретическое исследование процесса иммобилизации микроорганизмов...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconИсследовательская работа Автор работы
Экспериментальное исследование, направленное на определение оптимального конструктора веб-сайта в школьных условиях
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование icon«фотодинамическая терапия в лечении перитонита» (Экспериментальное исследование)
«Государственный научный центр лазерной медицины Федерального медико-биологического агентства России»
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconЭкспериментальное исследование тонкодисперсного распыла перегретой воды
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Объединенном институте высоких температур Российской академии...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconМетодические указания для работы с программой «Открытая Физика 1» Цель работы
Экспериментальное исследование интерференции световых волн от двух источников (щелей)
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconУчебно-тематические планы лекционных занятий по дисциплине «Математика»...
Экспериментальное исследование интерференции световых волн от двух источников (щелей)
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconЭкспериментальное исследование генерации и устойчивости тепловых концентрированных вихрей
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Объединенном институте высоких температур Российской академии...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconКлинико-экспериментальное исследование 14. 00. 35 – детская хирургия...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconЭкспериментальное исследование теплопроводности, удельного электрического...
Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Объединенный институт высоких температур ран
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconМодель «Систематическое исследование»
Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconЭкспериментальное исследование детонации в сверхзвуковом потоке реагирующей...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconЭкспериментальное исследование энергетического баланса динамически...
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...
Синергетическая модель концепта «жизнь»: экспериментальное исследование iconИзменения различных классов протеаз и ингибиторов протеаз как возможных...
Работа выполнена в Государственном учреждении Научно-исследовательском институте физиологии Сибирского отделения Российской академии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск