Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности





Скачать 47.54 Kb.
НазваниеВиртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности
Дата публикации14.07.2013
Размер47.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
30.Нуруллин Р.А. Виртуальная безнравственность как условие становления ре­альной нрав­ственности // Статья в сб.:. Антропологические конфигурации со­вре­мен­ной философии (Конференция. философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова 2004г.). – Мо­сква: Изд-во МГУ. – 0,2 п.л.


Р.А.Нуруллин
ВИРТУАЛЬНАЯ БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ

СТАНОВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Становление общечеловеческой цивилизации в последнее время связано с виртуализацией всех сфер человеческих отношений. Тенденция развития человечества такова, что реальные отношения начинают носить характер производных от информационных потоков. С виртуализацией всех сфер отношений эмпирическое познание все более вытесняется компьютерным моделированием, которое связано с проигрыванием на информационном уровне, т.е. в пространстве виртуальной реальности, различных вариаций поведения конструируемых объектов. Связано это прежде всего с тем, что с глобализацией разумной деятельности и негативные (непредвиденные, ошибочные, случайные) её аспекты начинают носить глобальный характер. В этих условиях любой реальный эксперимент грозит энерговооруженной структуре человечества необратимыми, неуправляемыми процессами, способными уничтожить все живое на Земле. В таких условиях возрастает значение нравственности в жизни общества как необходимое условие выживания цивилизации на Земле.

Касательно этики отношений, ни наука, ни философия не в состоянии обосновать существование абсолютных добра и зла в мире. Достижения науки способны усилить или, другими словами, перевести противоречия добра и зла на иную ступень системных отношений, которые на сегодняшний день характеризуется выходом человечества в своих действиях на масштабы планетарного уровня. Развитие науки определяет реальный прогресс, но этот прогресс должен сопровождаться нравственным осмыслением, т.е. достижения науки должны пройти нравственную оценку, чтобы служить ценностям добра (как непротиворечивого общего сосуществования разных по своей ментальности людей), системно представленные в мировых религиях.

Философское осмысление новых достижений науки выражается в том, что философия должна постоянно приводить в соответствие новые, линейно изменяющиеся достижения науки в области открытий, а также нелинейно изменяющиеся достижения в сфере приложения этих открытий, с неизменными ценностными установками религии. Религия отражает своеобразную сущность (неизменное, инвариантное) человечества, в то время как наука, искусство и философия выражают «явления» (изменения) в общественном сознании. Новое возникает как отрицание «вчерашнего» старого, но полного уничтожения никогда не происходит, и новое, как потом выясняется, оказывается ничем иным как «позавчерашним» старым, но только в новых условиях.

Итак, наука по отношению к этике индифферентна, и в самом познании, по большому счету, нет нравственного измерения: ни какими запретами нравственного характера невозможно остановить прогресс. Философия также не способна решить проблему нравственности, так как предмет философии (каким бы этот предмет ни был) может рассматриваться произвольно и зависит от априорных установок и времени существования самого философа-исследователя. В философии одно и то же явление может рассматриваться и как исходное, и как текущее, и как конечное. Поэтому по отношению к морали все явления можно считать независящими от этического рассмотрения. Отсюда этические вопросы в философии есть предмет спекуляции, зависящий от требований или ценностных установок своего времени. В зависимости от времени и степени развития общества одно и то же требование может оцениваться и как добро и как зло.

В связи с виртуализацией всех сфер жизни людей теряется ценность реальных отношений. Реальные отношения, конечно же, остаются и никуда не уходят, но их актуальность становится следствием функционирования целостной информационной системы. Вообще, разрешение моральных проблем возможно лишь тогда, когда исчезнет собственно сама база для их существования. Благодаря развитию информационных систем коммуникаций различного уровня, в современном обществе мы наблюдаем тенденцию становления единой общечеловеческой информационной цивилизации. Это должно, в общем-то, привести в будущем к эгоизму не отдельного человека, а к «эгоизму» человечества. С виртуализацией всех процессов на Земле может исчезнуть основа для нарушения нравственных законов. Например, нельзя пожелать жены ближнего, когда нет жен и мужей. В наше время институт семьи переживает тотальный кризис в развитых странах, со временем процесс воспроизводства людей вынуждено будет взять на себя государство. Институт семьи должен будет закономерно исчезнуть как анахронизм прошлого, так как исходно семья возникает лишь на определенном этапе развития человечества, а именно при переходе от стада к общине. Отсюда следует логическое утверждение в «конце» существования человечества, отмеченном переходом от относительно неорганизованного сообщества государств на новый уровень целостного существования планетарного масштаба, семья как таковая должна утратить свою актуальность. А не будет семьи, так нечего и будет разрушать. Также обстоит дело и с заповедью «не убий», так как в виртуальном мире можно будет убить только виртуально, а не физически. И будет ли такое «убийство» считаться реальным уничтожением?

Таким образом, религия, устанавливая абсолютные моральные установки, одновременно как бы указывает способ их реального разрешения путем вытеснения этих норм на виртуальный уровень отношений, т.е. за систему реального бытия человечества. И тогда ни кто не пожелает жены ближнего, так как не будет ни жен, ни мужей, никто не украдет, так как все обладают одним и тем же и т.п. Религия, таким образом, есть форма общественного сознания, которая, предоставляя человечеству определенные моральные нормативы, на определенном этапе развития человечества дает возможность их виртуального отрицания. Это виртуальное отрицание, я думаю, и позволит всем людям реально жить по нравственным законам, что, в итоге, позволит человечеству выйти на новый, космический уровень общности.

Таким образом, религия как система нравственных отношений, предоставляет человечеству идеальные ценностные установки, так как для того, чтобы добиться реальных результатов требуется ставить перед собой идеальные, в общем-то недостижимые в данной системе рассмотрения, цели. Если же стремиться к реальным целям, то возможно достижение лишь иллюзорных результатов. Религия дает нам идеальную цель, которая ведет к реальному становлению человечества в единое организованное сообщество с выходом на другой, а именно космический, масштаб существования.

Цель нравственно-ценностных установок религии - это достижение такого уровня организации человечества на Земле, когда любой человек просто будет не в состоянии их реально нарушить. Это возможно лишь со становлением единого человечества, т.е. тогда, когда любой реальный безнравственный поступок человека, по сути, будет тождественен уничтожению самого себя. Это означает, что реальное осуществление идеальных нравственных отношений в обществе наступит тогда, когда в мире будет создано, с точки зрения реального существования, безнравственное виртуальное пространство, где качество виртуальных услуг наслаждения (по степени эмоционального воздействия) будет превосходить реальные. Под наслаждением (как телесным, так и интеллектуальным) понимается источник всех психических установок человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общешкольная методическая цель: развитие профессиональной компетентности педагогов как условие становления Школы самореализации
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности icon1. 1 Условие возникновения и становления опыта
Сегодня к выпускникам школ приложены довольно высоки требования, так как с каждым днем усложняются социально-экономические процессы,...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
««Систематизация управления качеством образования как основное условие модернизации учебно-воспитательного процесса» и методической...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconТема. Золотое правило нравственности
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С условие формирования образовательной среды Лицея и становления гражданина XXI века. Тема отвечает содержанию Программы развития...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма курса по выбору «Физика и красота окружающего мира» основывается...
Многовековая история свидетельствует, что без духовности и нравственности невозможно привить людям любовь к своей Родине, к историческому...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconУрок 11. Золотое правило нравственности. Цель урока. Создать условия...
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconУрок 20. Золотое правило нравственности. Задание №1 Дай свою формулировку...
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл»
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconУрок по моделированию автомобиля, но до сих пор на мою почту приходят...
Виртуальная студия начало всех начал!, сегодня же поговорим о том, как делать швы, образованные дверями, капотом, крышкой бака и...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуализация проблемы нравственности в политике, проблемы двойного стандарта нравственности для политика и человека, работающего...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека эмоционально...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека эмоционально...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconДоклад на тему: "Использование прогрессивных педагогических технологий...
Использование прогрессивных педагогических технологий как условие достижения планируемых результатов
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconЦель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной,...
Главная воспитательная проблема: «Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала...
Виртуальная безнравственность как условие становления реальной нравственности iconЗадачи: узнать, почему появилось золотое правило нравственности;...
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Изменилось ли ваше настроение, почему?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск