Скачать 76.35 Kb.
|
Департамент образования Вологодской области МОУ «Чуровская средняя общеобразовательная школа» Шекснинского муниципального района Курс по выбору Программа курса Автор: Большакова Л.В., учитель физики Региональный образовательный форум «Педагогическая инноватика—2008» г. Вологда Оглавление
Основная проблема, её актуальность Духовно – нравственное воспитания учащихся было и остается одним из основных направлений в процессе воспитания высших ценностей человека. Многовековая история свидетельствует, что без духовности и нравственности невозможно привить людям любовь к своей Родине, к историческому прошлому. Не зная своего прошлого и не имея прочных знаний, нельзя быть хозяином в настоящей жизни и уверенно смотреть в будущее. Для формирования любви к своему краю, Родине действенным средством является традиционная народная культура. Лучше узнать традиционную народную культуру, раскрыть перед нами духовный мир наших предков помогает сегодня деревянная культовая архитектура древней Руси нашедшая свое высшее воплощение в северных памятниках – в их объемно – пространственном решении, в композиции и оформлении интерьеров. В формировании научных знаний, в воспитании гармонично развитой личности важную роль играет физика, а связь с другими науками придает ей дополнительную привлекательность, живость, образность, общекультурную значимость, оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей. Значительно повысить в дальнейшем творческие возможности человека может и эстетическая подготовка. Современный образовательный стандарт по физике акцентирует свое внимание на изучение физики как элемента общей культуры, ориентирует на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, чтобы процесс обучения физике был успешным для всех. И наука, и искусство отражают один и тот же реальный мир, но пользуются при этом разными средствами. Наука отражает действительность в понятиях, законах, теориях, а искусство - в образах, что чаще гораздо ближе и понятнее учащимся. Оба эти способа могут дополнять и взаимно обогащать друг друга. Программа курса по выбору «Физика и красота окружающего мира» основывается на фактическом материале курса физики 7,8 классов (вводятся такие понятия, как давление, сила трения, условие равновесия рычага, агрегатные состояния вещества, оптика). Она позволяет систематизировать знания, обобщает их, расширяет границы применения физических знаний в области культуры, формируя эстетический вкус, что в свою очередь пробуждает интерес к изучению всех новых разделов физики. Проведение занятий курса по выбору предполагает сочетание различных видов деятельности: индивидуальную и групповую, исследовательскую работу. Дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанных с исследовательской и конструктивной деятельностью, дает представление о методах научного познания природы и современной физической картине мира, о проявлении физических законов и теорий в искусстве. Предпочтение отдано активным формам работы: устный журнал, экспериментальная и практическая работа, составление и разгадывание кроссвордов, написание рефератов. Данный курс по выбору устанавливает межпредметные связи с литературой, историей, географией, с изобразительным искусством, а также с факультативным курсом «Культура Вологодского края». Курс рассчитан на учащихся 14-15 лет и учитывает возрастные особенности школьников. На преподавание курса отводится 17 часов учебного плана. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Цель: Формирование научного мировоззрения учащихся, представление о природе, как стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания, повышение интереса к предмету. Задачи:
Учащиеся должны - знать законы физики, применяемые при создании произведений культуры и искусства; - уметь
- получить представление о
- сформировать чувство любви к Родине, гордости за ее достижения. Научная новизна и практическая значимость Содержание и структура курса по выбору Курс по выбору «Физика и красота окружающего мира» устанавливает связь науки, философии и культуры на примере творчества выдающихся естествоиспытателей и ученых физиков: Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносова. Физика изучает законы: зависимость силы давления от веса тела и площади его опоры, зависимость силы трения от качества трущихся поверхностей, виды равновесия твердых тел, правило моментов для тел, находящихся в равновесии, а архитекторы используют их в практической деятельности. Использование знаний при строительстве Останкинской башни, просчеты в строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В создании музея под открытым небом «Старая Ладога» проявляется основная задача архитектуры (польза, прочность, красота). Красота внешних форм и конструкторских решений прослеживается в архитектурных памятниках Кириллова и Ферапонтова, Вологды и В - Устюга. Особенно прочен союз науки, техники и искусства при создании памятников архитектуры Древнего мира и церкви Святого Миколы с. Чуровское. Учет знаний о центре масс и устойчивости, простейших параметрах колебаний пригодился при создании Эйфелевой башни в Париже и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. К чему приводит незнание законов, показывает восьмивековая драма, разыгравшаяся на площади Чудес в Пизе. История Пизанской башни. Архитекторы и строители обратились к природе, к ее строительному искусству для поиска интересных инженерных решений при создании новых сооружений: Складчатые купола, «куриное яйцо», «плавающие города» и другие. Формы проведения занятий:
Тематическое планирование курса «Физика и красота окружающего мира»
Форма оценки достижений учащихся Уровень проработанности курса Литература Мониторинг для факультатива:
2.3. Научная новизна. На примере создания памятников архитектуры рассматривается практическое применение законов физики, союз науки и искусства. Рассматривая архитектурные памятники разных эпох учащиеся прослеживают как открытие новых законов физики позволяет совершенствовать окружающий мир, что приводит к формированию научного мировоззрения учащихся. На занятиях курса по выбору учащиеся находят удовлетворение своему стремлению узнать новое, а также устанавливают связь с неизменным, постоянным, вечным и бессмертным, с природой. Курс по выбору «Физика и красота окружающего мира» помогает ребенку стать личностью, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. |
Урок физики в 7 классе по теме «сила трения» Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит... | Урок «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание» Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» На огромном фактическом материале вводятся ранее неизвестные студентам государственно-правовые понятия, дается общая характеристика... | Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом... | ||
«Агрегатные состояния вещества». Запишите её в тетрадь. У нас с учителем... Активными средствами достижения целей урока являются презентация, информационный кластер и системные таблицы. Презентация представлена... | Программа элективного курса Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | ||
Сущность понятия «имидж вуза» как элемента маркетинга образовательных... Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | Рабочая программа по окружающему миру на 2011-2012 учебный год Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление... | ||
Урок физики в 7 классе. Тема: Сила трения Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе | Урок по физике в 7 классе на тему: «Рычаг. Равновесие сил на рычаге» Цель урока: ввести понятие «простой механизм»; выяснить условие равновесия рычага | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление... | Программа элективного курса «Физика в профессиях» Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса... | ||
Урок физики 8 класс по теме «Агрегатные состояния вещества» Работа предстоит большая и интересная, и я надеюсь, что вы с ней прекрасно справитесь. Для начала посмотрим на смайлики и определим... | Пояснительная записка Программа рассчитана на 34 часа Программа составлена... Углубить содержание основного курса физики, формировать представления о явлениях окружающего мира, научном методе познания | ||
Отчет о результатах самообследования Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «сила трения»; установить от чего зависит сила трения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью |