Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации03.02.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО

И.о. директора ГБОУ прогимназии №1611 на заседании МО

_____________________ протокол № ______

« ______________» 2013 г. « ______________» 2013 г.

Рабочая программа по курсу

«Окружающий мир»

УМК «Школа 2100»

3 класс


2013 – 2014 учебный год

Учитель: Васильева Н. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс окружающего мира для учащихся третьего класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100»», представляющей собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й классы. Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Данный курс рассчитан на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (авт. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Д.Д.Данилов). Курс состоит их двух модулей: «Обитатели Земли» (34 часа) и «Моё Отечество» (34 часа)

Система изучения понятий в курсе окружающего мира

Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объемное. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, помогать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объем заданий учитель определял, исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Содержание программы

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
1. Вещество и энергия (5 ч)

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
2. «Живая оболочка планеты» (6 часов)

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
3. Экологическая система живой оболочки Земли (10 часов)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
4. Живые участники круговорота веществ (13 ч)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твердых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

– что такое тело;

– что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;

– что такое энергия;

– элементарные сведения о круговороте веществ;

– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;

– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии;

– основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:

– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

– различать твердые тела, жидкости и газы;

– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

– выделять звенья круговорота веществ;

– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

– уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)

1. Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)

Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространенных в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, мое Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

2. Времена Древней Руси. IX–XIII века (5 ч)

Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
3. Времена Московского государства. XIV–XVII века (5 ч)

Время создания Московского государства – время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси.

Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров – первопечатник.

Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
4. Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (7 ч)

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть

императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
5. Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы (5 ч)

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

6. Современная Россия (8 ч)

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
К концу 3-го класса учащиеся должны знать (иметь первичные представления о понятиях и явлениях):

– Родина, общество, государство, закон;

– культура;

– история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;

– демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);

– государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

– узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

– отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

– объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

– по году определять век, место события в прошлом;

– отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

– объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Литература:

  1. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Д.Д.Данилов. Окружающий мир. Обитатели Земли, учебник, 3 класс. – М.:Баласс, 2009

  2. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли,3 класс». – М.:Баласс, 2009

  3. А.А. Вахрушев, Е.В. Сизова, Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. Моё Отечество. (Вводный курс истории и обществознания), учебник для 3 класса. - М: Баласс, 2009

  4. Данилов Д.Д., Е.В. Сизова, Кузнецова С.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир Моё Отечество», 3 класс - М: Баласс, 2009

  5. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А.Родыгина. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, в двух частях. – М.:Баласс, 2009

  6. Ковалевская Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003 г.

  7. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-метод. пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.

  8. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-метод. пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.

  9. Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3. – М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2005.

  10. Человек и его окружение: сборник загадок, 1-4 классы/ сост. Тихомирова Е.М.- М.: Изд-во «Экзамен, 2008, -191 с., (серия «Учебно-методический комплект»)

  11. Растительный и животный мир: сборник загадок, 1-4 классы/ сост. Тихомирова Е.М.- М.: Изд-во «Экзамен, 2008, -223 с., (серия «Учебно-методический комплект»)

  12. Школа юного краеведа, 3-4 классы, материалы к занятиям / авт. сост. Е.А.Лященко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 158 с.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

авт. учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов

3класс

№№

Дата

Тема

Тип урока

Цели, задачи

Основные понятия

содержание

Планируемый результат

Дз

1 четверть (9 часов)

РАЗДЕЛ 1. «Вещества и энергия» (5 часов)

1




Введение (с. 3-7)

Вводный

- Знакомство учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью (основные разделы, условные обозначения и т.д.)

Тела естественные и искусственные. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества. Превращение веществ.

Знать:

- что такое «тело», «природное явление», «вещество», «энергия»;

- свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ,

- о роли Солнца как главного источника тепла и света

Уметь:

- применять законы и правила к природным процессам;

- различать твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

Учебник, с. 3, прочитать

2




Тела и вещества

(с. 8-9)

УВНЗ

- Знакомство учащихся с понятием «тело», с составом веществ, с отличиями смеси и чистого вещества.

- Обучение учащихся умению различать различные состояния веществ.

- Развитие логического мышления и познавательной активности учащихся, их речи и воображения.


Учебник с. 8-7,

Тетр. с.2, № 2,3

3




Из чего состоит вещество?

(с. 10-13)

УОНЗ

Учебник с. 13, ответить на вопр.;

Тетр. с.4, № 6,7

4




Что такое энергия?

(с. 16-17)

Комбин.

- Знакомство учащихся с понятием «энергия».

- Развитие умений правильно находить источники энергии, правильно применять понятие «энергия»

Энергия – источник движения. Электричество, солнечный свет. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Учебник с.17, ответить на вопр.;

Тетр. с.6, № 3

5




Превращение энергии

(с. 18-19)

УОНЗ

- Дать учащимся понятие о законе превращения энергии.

- Развитие логического мышления, внимания, наблюдательность.

- Формирование у учащихся арументировать свой ответ.

ответить на вопр.

в тетради на с.8

РАЗДЕЛ 2. «Живая оболочка планеты» (6 часов)

6




Где обитают живые организмы

(с. 22-25)

УОНЗ

- Знакомство учащихся с основными оболочками Земли, с понятием « биосфера» - живая оболочка Земли, распространением живых организмов в природе.

- Развитие логического мышления и познавательной активности учащихся, их речи и воображения.

- Воспитание у учащихся любви к природе и бережного отношения к ней.

- Совершенствование умений работать в группах.

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Атмосфера, гидросфера литосфера

Знать:

- элементарные сведения о круговороте веществ,

- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

- выделять звенья круговорота веществ;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- называть звенья круговорота веществ;

- проводить наблюдения за растениями и животными.


Учебник с.22-23, пересказ

Тетр. с.10, №4

7




Большой круговорот веществ

(с. 26-29)

Комбин

- Знакомство учащихся с понятием «круговорот веществ».

-Содействие пониманию учащихся роли круговорота веществ в природе.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.


Учебник с.26-29, читать.;


8




Живые участники круговорота веществ

(с. 30-33)

Урок рефлексии

- Знакомство учащихся с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью.

- Обучение умению выделять звенья круговорота веществ.

- Развитие умения проводить наблюдения за растениями и животными.

- Воспитание любви и уважительного отношения к природе.

Учебник с.30-34, ответить на вопр.

9




Путешествия веществ через организм

(с. 30-33)

Комбин

Учебник с.33, ответить на вопр.


2 четверть (7 часов)

10 (1)




Обмен веществ в организме. Горение и дыхание

(с. 34-37)


Урок обобще

ния

- Обеспечение условий для формирования у учащихся представлений об обмене веществ.

- Знакомство учащихся с ролью и значением питания и дыхания в процессе обмена веществ.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.

Обмен веществ, дыхание, питание.

Горение, Запасание энергии.


Знать:

- элементарные сведения о круговороте веществ,

- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

- выделять звенья круговорота веществ;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- называть звенья круговорота

веществ.

Учебник с.34-37,

Тетр. с.17, ответ. на вопросы

11 (2)






Как живые организмы запасают энергию Солнца?

(с. 38-39)



Комбин

- Обеспечение условий для формирования представлений о Солнце, его значении для живых организмов;

- Обобщение и систематизация знаний об основной причине ведущей роли жизни в круговороте веществ.

- Развитие интеллектуальных и практических умений детей.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.



Учебник с.38-39, ответить на вопр.;

Тетр. с.19, № 3

РАЗДЕЛ 3. «Экологическая система живой оболочки Земли» (10 часов)

12 (3)




Жизнь экосистемы

(с. 40-43)

УОНЗ

- Расширение представлений учащихся о понятии «экосистема».

- Знакомство учащихся с тем, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере.

- Расширение словарного запаса учащихся, реши, логического мышления.

Экосистема – единство живой и неживой природы. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

Знать:

- основные компоненты экосистемы (животные, растения, почва, климат);

- основные экосистемы6 луг, лес, поле, озеро

Уметь:

- приводить примеры обитателей различных экосистем.

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем;

.

Учебник с.40-43, ответить на вопр.;


13 (4)




Почва - важнейшая часть экосистемы

(с. 44-45)

Комбин

- Знакомство учащихся со строением почвы, видами почв, значением почвы в функционировании экосистем.

-- Расширение словарного запаса учащихся, реши, логического мышления.

Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Учебник с.44-45, ответить на вопр.;

Тетр. с.22, №5

14 (5)




Экосистема озера

(с46-49)

УОНЗ

- Формирование у учащихся представлений о озера, как природном сообществе.

- Показать разнообразие обитателей озера, связи между ними, устойчивость экологической системы.

- Рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество озера.

- Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения и любви к природе.

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии. Озерные и речные рыбы.


Учебник с.46-49, ответить на вопр.;

Тетр. с.24, №5

15 (6)




Экосистема болота

(с. 50-53)

УОНЗ

- Формирование у учащихся представлений о болоте, как природном сообществе.

- Показать разнообразие обитателей болота, связи между ними, устойчивость экологической системы.

- Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения и любви к природе.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Учебник с.50-53, ответить на вопр.;

Тетр. с.26,

16 (7)




Экосистема луга

(с. 54-57)

УОНЗ

- Формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.

- Показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы.

- Рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга.

- Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения и любви к природе.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Учебник с.54-57, ответить на вопр.;

Тетр. с.28, № 2

3 четверть (10 часов)

17 (1)




Лесные производители

(с. 58-61)

УОНЗ

- Познакомить учащихся с наиболее характерными для каждого яруса леса представителями флоры и фауны, их взаимосвязи.

- Развивать познавательную активность, связную речь, умения работать с различными источниками информации

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных.


Знать:

- основные компоненты экосистемы леса.

Уметь:

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- классифицировать живых организмы по их ролям,

- выделять цепи питания в экосистемах.

- объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса.

Учебник с.58-61, ответить на вопр.;

Тетр. с.30, № 4

18 (2)




Потребители и разрушители лесной экосистемы

(с. 62-65)

Урок рефлексии

- Обогащение знаний учащихся о роли потребителей и разрушителей в жизни леса.

- продолжение знакомства учащихся в разнообразием животного и растительного мира леса.

- Показать учащимся, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путём смены экосистем.

- Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения и любви к природе, экологической культуры учащихся.

Учебник с.62-65, ответить на вопр.;

Тетр. с.32, № 5

19(3)




Как природа залечивает раны?

(с. 66-69)

Комбин

Смена экосистем и восстановление замкнутого Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?

Учебник с.66-69, ответить на вопр.;


20 (4)




Экосистема поля

(с. 70-73)

УОНЗ

- Формирование у учащихся представлений о поле, как природном сообществе.

- Показать разнообразие обитателей поля, связи между ними, устойчивость экологической системы.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.


Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения. Вспашка полей. Удобрение поля. Животные полей.

Знать:

- основные компо­ненты экосистемы поля
- что такое почва и
какова ее роль в плодородии.

Уметь:

- выделять цепи питания в экосистемах;

- определять принад­лежность растений и животных к основным изученным система­тическим группам

Учебник с.70-73, ответить на вопр.;

Тетр. с.34, № 3

21(5)




Аквариум-маленькая искусственная экосистема

(с. 74-77)

Комб.

- Формирование у учащихся представлений об аквариуме, как о маленькой экосистема, как природном сообществе.

- Показать разнообразие обитателей аквариума, связи между ними, устойчивость экологической системы.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии.




Учебник с.74-77, ответить на вопр.;

Тетр. с.35, № 3

РАЗДЕЛ 4. «Живые участники круговорота веществ» (13 часов)

22 (6)




Растения – производители

(с. 78-83)

УОНЗ

- Расширение представлений учащихся о разнообразии и роли растений в природе, строением разных видов растений.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Черви. Моллюски. Наружный скелет членистоногих Насекомые и их многообразие. Раки, пауки и их особенности.

Знать:

- основные груп­пы растений (хвой­ные, цветковые), жи­вотных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкаю­щиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

- строение растений.

Уметь:

- проводить наблюдения за растениями
и животными;

- объяснять и доказывать необходимость бережного от­ношения к живым организмам

- перечислять особенности рыб и земноводных.
Иметь представление о растительной клетке.

Учебник с.78-83, ответить на вопр.;

Тетр. с.42, № 1

23 (7)




Клетки – маленькие лаборатории

(с. 84-85)

УОНЗ

- Знакомство учащихся с понятием растительной клеткой, одноклеточными и многоклеточными водорослями, их ролью в экосистемах, в которых они обитают.

- Расширение кругозора учащихся, словарного запаса.

Тетр. с., № 44-45, доделать

24 (8)




Животные маленькие и большие

(с. 86-89)

УОНЗ

- Расширение знаний учащихся о многообразии животного мира планеты.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.


Учебник с.86-89, ответить на вопр.;


25 (9)




Маленькие рыцари

(с. 90-95)





- Содействие обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых;

- Знакомство учащихся с различными видами насекомых; систематизация знания уч-ся о группах животных этого класса.

- Развитие способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных.


Учебник с.90-95, ответить на вопр.;


26 (10)




Первый шаг из моря на сушу

(с. 96-99)



Комб.

- Формирование умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, воображения.

Знакомство с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных

Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу.

Учебник с.96-99, ответить на вопр.;


4 четверть (8 часов)

27 (1)




На суше как дома

(с. 100-103)

УОНЗ

- Знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся, а также и с тем, как они приспособились к жизни на суше.

- Расширение кругозора учащихся, словарного запаса.

Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Знать:

- основные груп­пы растений (хвой­ные, цветковые),

- жи­вотных (насекомые, пауки, рыбы, земно­водные, пресмыкаю­щиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь:

- проводить наблюдения за растениями и животными;

- объяснять и дока­зывать необходи­мость бережного от­ношения к живым организмам;

- объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим.

Уч. с.100-103, ответить на вопр.;

Тетр. с.49, № 6

28 (2)




Пернатые изобретатели

(с. 104-109)

УОНЗ

- Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлению к полётам.

- Расширение кругозора учащихся, словарного запаса.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.

Уч. с.104-109, ответить на вопр.;

Тетр. с.50, № 4

29 (3)




Наши братья

(с. 110-115)

УОНЗ

- Знакомство с особенностями строения и образом жизни млекопитающих, и их приспособлением к жизни на суше.

- Развитие у учащихся умения работать с информацией, критически к ней относиться, уметь выбирать необходимую информацию их прочитанного текста.

Уч. с.110-115, ответить на вопр.;

Тетр. с.52, № 5

30 (4)




Осторожно, животные!

(с. 116-119)

Комб.

- Знакомство учащихся с правилами безопасного поведения, которые нужно соблюдать при встрече с дикими животными.

- Закрепление знаний о нормах и правилах поведения в природе; обогащение личного опыта учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

- Развитие у учащихся навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Знать:

- правила безопасного поведения в природе;

- правила безопасного поведения, как с дикими, так и с домашними животными.

Учеб. с.116-119, ответить на вопр.;


31 (5)




Прирождённые разрушители

(с. 120-123)

Урок рефлексии

- Знакомство учащихся с многообразием грибов и их ролью в природе

- Развитие у учащихся навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа.

Знать

- основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь:

- проводить наблю­дения за растениями и животными;

- объяснять и дока­зывать необходи­мость бережного отношения к живым

организмам

Учеб. с.120-124, ответить на вопр.;


32 (6)




«Юные химики»

(с. 124-127)

Комб

- Знакомство учащихся с бактериями и следами их жизнедеятельности.

- Развитие у учащихся навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии. Заповедники и национальные парки

Уч. с.125-127, ответить на вопр.;


33 (7)




Как нам жить?

(с. 128-133)

Комб

- Знакомство учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством.




Учеб. с.128-133, ответить на вопр.;


34 (8)




Экскурсия «Природа и человек»

(с. 134-135)

Урок- экскурсия

- Развитие у учащихся наблюдательности, внимания.

- Формирование у учащихся необходимости бережного отношения к природе.

Учеб. с.134-135, ответить на вопр.;

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск