Скачать 31.07 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике. презентация Цель урока: - ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; установить от чего зависит сила трения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью; - продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать; - совершенствовать навыки парной работы. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы, карточки для парной работы. Ход урока.
Давайте, ребята, проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что мы будем наблюдать? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? Ответить на поставленные вопросы вы сможете на нашем уроке, тема которого «Сила трения. Трение в природе и технике. »(Слайд1). 2. Формирование новых знаний. Объяснение учителя: - явление трения, сила трения; - причины трения; - виды трения; - трение покоя; - измерение силы трения. (Слайды №2-9). Работа в парах: А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте разобьемся на пары и выясним это, а потом сравним результаты. ( Учащиеся получают карточки для работы в группах). Группа 1 .Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые(2шт). Порядок выполнения работы. 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат запишите в тетрадь. 3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. 4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь. 5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. 6. Ответьте на вопросы: какая сила больше – вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения? Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы, прижимающей тело к поверхности. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. Порядок выполнения работы. 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь. 3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные. Обсуждение результатов работы. Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану: 1.Цель работы. 2. Порядок выполнения. 3. Полученные результаты и выводы. ( Слайды № 10,11). Объяснение учителя. Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? ( Слайд № 12) - Какова роль силы трения при ходьбе? ( Слайд № 13) - Как можно облегчить движение по скользкой поверхности? ( Слайд № 14). - Как уменьшить трение? (Слайд № 15, 16) Формирование умений и навыков. 1.Упражнения. Соотнесите виды трения с соответствующими фразами. ( Слайд № 17 ). 2. Решение качественных задач. (Слайд № 18-20) Почему санки, скатившись с горы, останавливаются? Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? Почему трудно удержать в руках живую рыбу? 3. Объясните пословицы. ( Слайд № 21) Не подмажешь – не поедешь. Пошло дело как по маслу. Что кругло - легко катится. 3. Подведение итогов урока. (Слайд № 22) Что мы узнали сегодня на уроке? Какая же сила действовала на брусок? (Опыт в начале урока). 4. Домашнее задание: §30,31,32. |