Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта





Скачать 156.61 Kb.
НазваниеМоу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта
Дата публикации11.07.2014
Размер156.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы



«Развивающее обучение на уроках географии

через использование активных форм обучения»
Леваева Наталья Сергеевна,

учитель географии

МОУ «Берсеневская СОШ»

Содержание
I.Информация об опыте
II.Технология опыта
III.Результативность опыта
IV.Список использованной литературы

I.Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта
Имея уже достаточно большой опыт преподавания в школе, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предметам вообще, и к географии в частности. Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются Интернетом.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 30% учащихся – высокий, у 56%-средний, у 14 %-низкий. Эти результаты меня не удовлетворили. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. Нужно исключать пассивное заучивание информации.

Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Общеизвестно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Те школьники, у которых есть интерес к предмету, они, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко. Если ученик «заболел» географией, он заражает других. И надо поддержать эту болезнь.

Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.

Все эти проблемы явились причиной становления моего опыта.
1.2.Актуальность опыта
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Школы сегодня отошли от информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.
Поэтому я вижу ведущую идею своего опыта в следующем:
Формирование самообразовательных умений учащихся

на уроках географии как способ организации учебно-

познавательной деятельности.
Формирование творческих способностей как способностей

создавать новое, оригинальное.
Формирование активной творческой личности, способной

преобразовывать окружающий мир.

Цель моей педагогической деятельности, исходя из актуальности проблемы, состоит в том, чтобы на уроке создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности.


1.4.Длительность работы над опытом
Опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен. Он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, конечно же, надо сочетать с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта я прогнозировала и прошла через определённые этапы.
1-ый этап-2009-2010г. изучение фактического уровня подготовки

учащихся через анкетирование, собеседования, посещение

уроков, беседы с классным руководителем, учителями-

предметниками, родителями.
2-ой этап- 2010-2011г. изучение состояния вопроса в науке через курсы

повышения квалификации, педсоветы, самообразование,

ознакомление с передовым педагогическим опытом,

работу МО, знакомство с официальными документами.
3-ий этап-2011-2012г. организация практической деятельности через

обобщение опыта, сотрудничество с географическим факультетом МГУ им.Огарева.
Исходя из целей модернизации образования, я ищу такие способы и средства, которые позволили бы создать условия для развития познавательной деятельности учащихся. Приоритетная роль в ней принадлежит внедрению и распространению таких форм обучения, которые позволят изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.
1.5.Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен моей авторской дидактической системой по развитию у учащихся познавательной активности (урок-семинар, урок-викторина, урок-игра, различные виды тестирования, обучающие задачи для уроков географии в старших классах), которая была обобщена в рамках работы школьного семинар-практикума, мастер-класса, а также издана брошюра из опыта работы для методического кабинета школы.

1.6.Теоретическая база опыта
В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:

И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Интересной и близкой к идее опыта считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов-выполнение частично поисковых задач-решение творческих задач. В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала.

Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой.

Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию критического мышления, технологию проблемного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.


II.Технология опыта
Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно.

Самое страшное, когда промахи учителя, непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводят к инерции.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (45 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная.

От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Нужно выбирать формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

За время работы я увидела особенности учащихся нашей школы. В первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. Поэтому я считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат. И у детей не пропадет интерес к обучению.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в старших классах (10-11) я использую обучающие задачи. Сначала я использовала задачи, которые публиковались в газете «География» - приложение к «Первому сентября». Учащиеся заинтересовались. Я разрешала им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками и др.). Дети учатся ориентироваться в справочной литературе, самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше это делать на обобщении материала.

Работу по решению обучающих задач провожу с учащимися в группах. У каждого из детей есть свой багаж знаний, здесь все свои знания они применяют.

В 11 классе после изучения раздела «Зарубежная Европа» я ограничиваю детей в источниках информации (у них уже имеется достаточный объём знаний) и разрешаю пользоваться только атласами. Даю им задачи по конкретному региону.

В 10 классе обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП стран, природных ресурсах и др.

В последнее время обучающие задачи я составляю сама. Мне очень важно, чтобы в задачах заострялось внимание на том, что детям даётся труднее всего. Допустим, учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, я включаю это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть у меня задача про Камбоджу, страну, которая вообще редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, несколько раз за короткий период менялась форма правления. Учащиеся находят это в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Особенно выбираю те страны, которые имеют пять и более соседей. Следующий этап в работе с обучающими задачами – составление задач самими учащимися. Я разделяю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране, у которой как можно больше соседей. У детей различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы.

Чтобы лучше сориентироваться, даю примерную тематику содержания задач:

1. Особенности ЭГП страны

2. Природные условия

3.Природные ресурсы

4. Особенности населения (религии и др.)

5. Особенности хозяйства страны и т.д.

Например, у одной из групп учащихся страна Австрия.

Учащиеся выписывают всех её соседей, а это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения.

Берем, например Венгрию. Что мы знаем об особенностях этой страны? Если взять ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, или столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если возьмём за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т.д.)

Важно, чтобы дети видели эти особенности, смогли их выделить.

Учащиеся пользуются картами атласа и обязательно настенными политической и физической мира, потому что, если рассматриваем регион Ближний Восток, то здесь трудно определить пограничные государства, настолько мелкое изображение, особенно небольших стран. Учащиеся уже умеют выбирать карту, которая им наиболее подойдёт.

Постепенно у меня появляется система в работе над обучающими задачами. Результат положительный – дети лучше ориентируются по карте, запоминают особенности стран. У них развивается логическое мышление. Но самое главное - дети делают это с удовольствием.

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т.д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах целесообразно проводить урок-игру, или урок-викторину. Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала, в старших классах (10-11) лучше практиковать урок-семинар или урок-конференцию. Учащиеся готовят выступления или презентации для проведения данного урока. Это повышает интерес, развивает самостоятельность.

Тестирование провожу на любом этапе урока. Чаще всего использую тесты после изучения определённой темы или итоговые тесты в конце учебного года, четверти .Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. Такая система повышает интерес учащихся к обучению.

В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, внеклассные мероприятия, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, развивают познавательную активность.

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодёжи к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач- это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат.

Реферат – одна из трудных форм работы, так как это краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме.

Систему обучения рефератной работе необходимо выстраивать дифференцированно с учётом возраста (постепенно увеличивать объём излагаемого материала). В основном эту работу выполняют сильные учащиеся.

В рамках практической работы я выделила для себя определенные и важные отличия новой технологии обучения от традиционного процесса.
Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса



Традиционный процесс

Обучения географии



Новые технологии в обучении

географии


Цели формулируются для каждого типа урока исходя из особенностей содержания

Цели определяются через конечный результат деятельности учащихся

Содержание:

факты;

теоретические закономерности;

умения

Содержание:

факты;

закономерности, теории;

умения;

оценочные, методологические

знания

Основная форма организации

обучения – урок (чаще всего комбинированный)


Разнообразные формы организации обучения:

урок;

практикум;

семинар;

сдвоенный урок;

интегрированный урок



Контроль знаний и умений

(преобладает текущий, реже

итоговый)


Контроль за обязательным результатом обучения, Разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачёт, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.)

Самоконтроль


III. Результативность опыта
Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению интереса к данному предмету.

Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках географии (высокий-70%, средний-30% учащихся). Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии и кружки. Повысилось качество знаний учащихся. Среди моих учеников – призеры предметных олимпиад, победители Интернет-олимпиады по географии. Мы активно сотрудничаем с географическим факультетом МГУ, в течение последних трех лет ученики нашей школы традиционно становятся студентами этого факультета.
На вопрос: «Что такое образование?» – один из философов ответил, что – это то,

что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Я бы хотела, чтобы

в сознании моих учеников осталась убеждённость в том, что всё в их руках.

Ощущение этого помогает слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю

опору, сильному стать сильнее, а учителю внимательно и ответственно

вглядываться в каждого своего ученика, чтобы разглядеть «искру божью,

которую каждый получает при рождении», чтобы не дать ей потухнуть.
Моя педагогическая философия не претендует на истину, но говорит:

Я все должна предугадать:

Как мое слово отзовется,

Как от него душа «проснется»,

Как мысли будут в такт играть.

Список использованной литературы
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

2.Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.
3.Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.
4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.
5.Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.
6.Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.
7.Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.
8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.
9.Яковлева Н.В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconИнформация об опыте 2 Технология описания опыта 6
...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconОпыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования...
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconИнформация об опыте 3
Охватывает период 2004-2005 гг выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconПрограмма дисциплины технология творчества авторский курс к т. н...
Связи с общественностью", "080111 (061500)-Маркетинг". Программа курса и его содержание разработаны на основе анализа отечественного...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconОбобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г
А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология опыта III. Результативность опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск