Опыта





Скачать 483.36 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/3
Дата публикации24.11.2014
Размер483.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3




Тема опыта: «Использование краеведческого материала в начальной школе как средство повышения эффективности обучения и воспитания любви к своей Родине»

Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 г. Нарьян-Мара»

Информация об опыте

1. Условия возникновения и становления опыта

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «малой родиной». Изучая историю Ненецкого автономного округа, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Нарьян-Мара» расположено в центре города.

Социальная среда населения микрорайона школы достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, студенты. Большинство учащихся проживают в семьях, в которых родители со средним и средним специальным образованием – 73 %. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, коммуникативных способностей.

При изучении генеалогического древа семей учащихся, истории микрорайона, школы, города выявлено, что дети не знают своих корней, истории края.

Школа имеет свои традиции патриотического направления, созданы все условия для формирования нравственных качеств личности, развития гражданской активности, интеллектуальных способностей и общей культуры.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании. Краеведение рождает чувство патриотизма, глубокой любви к Родине.

Проанализировав работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что у нас нет единства, целостности системы, несмотря на то, что каждый из нас проводит большую работу в этом направлении. Таким образом, назрела необходимость объединить наши усилия по реализации регионального компонента в начальной школе, обобщить опыт, сделать его удобным для пользования другими учителями.

Становление и формирование данного педагогического опыта связано с включением активных форм обучения на основе привлечения дополнительных краеведческих материалов.
2.Актуальность опыта

«Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма.

Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

М.И. Калинин

В период нестабильности в обществе, как никогда возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

С уверенностью можно сказать, что большинство школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо отмечено, что высшая цель образования – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Если посмотреть на идеал ученика начальных классов:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

то видно, что одной отдельной строчкой выделено - любящий родной край и свою страну. Эту любовь необходимо развить и воспитать именно с самых первых моментов школьной жизни.
Использование краеведческого материала на уроках является актуальным и перспективным, практически значимым для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В начальных классах не изучается такой предмет, как краеведение, он появляется лишь в средней школе. Ознакомление с краеведческим материалом происходит эпизодически, но всегда вызывает большой интерес у учащихся.

Чем раньше ребенок соприкоснется с природой родного края, тем неразрывнее будет его связь с ним. Младший школьный возраст наиболее благоприятен и значим для развития духовно-нравственных качеств личности, так как именно в этот период формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности.

В связи с этим считаю выбранную мною тему актуальной.
Работая по данной проблеме, я выявила следующие противоречия:

  • между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь краеведения, для повышения эффективности формирования общеучебных умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи;

  • между потребностью в воспитании патриотических чувств на основе краеведческого материала у обучающихся и отсутствием предмета «Краеведение» в учебном плане;

  • между желанием учащихся знакомиться с историей и культурой города и Ненецкого автономного округа и отсутствием системы работы по использованию краеведческого материала;

  • между социальным заказом общества на высоконравственную, творческую, компетентную личность и негативным влиянием СМИ на формирование детского сознания.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для всестороннего развития учащихся младших классов на основе использования краеведческого материала; в определении форм патриотического воспитания посредством изучения и отбора краеведческого материала.

А также в использовании на уроках современных педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.
4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом в системе велась в течение 4 лет: поэтапно с момента противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и соответствующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.

5. Диапазон опыта

Диапазон предоставленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

6. Теоретическая база опыта

Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь.

Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения.

В процессе развития краеведения в России наметилось два направления: научное и школьное.

Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное значение и образовательное значение изучения своего края.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

В своей деятельности я опираюсь на работу А. С. Целовальниковой, в которой обоснованы и методически разработаны рекомендации по организации краеведческой работы. На этой основе, а также трудов отечественных педагогов, характеризующих принципы воспитания (Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, В. А. Петровский и др.), для своей работы я выделила следующие принципы патриотического воспитания на основе использования краеведческого материала:

  • народность,

  • высокая мотивированность деятельности,

  • духовность,

  • познавательная и общественно полезная направленность,

  • активность,

  • паритетность интересов личности и государства.

Анализ специфики краеведческой деятельности позволил актуализировать значимость задач, предполагающих развитие эмоционального восприятия малой Родины, чувства любви к окружающему миру и приобщению учащихся к деятельности, направленной на познание и преобразование своего края и совершенствования самого себя.
7. Новизна опыта

«Новизна» опыта заключается в том, что изучение краеведческого материала связано с новыми средствами обучения: применение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе; широкое использование информационных технологий для самоподготовки, преподавания.

Новые условия образовательной деятельности: новые условия информационной среды; модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования; формирования аналитического мышления.
Технология опыта
Постановка цели и задач педагогической деятельности

Цель работы над темой « Использование краеведческого материала

в начальной школе как средство повышения эффективности обучения и воспитания любви к своей Родине»:

- создание системы работы по развитию у школьников целостного представления о своей малой родине и воспитанию любви к родному краю.

Реализация краеведческого материала в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

- всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;

- использование краеведческого материала в преподавании предмета «Окружающий мир»;

- осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;

- формирование активной нравственной позиции.

Пути осуществления этих задач разнообразны. Большое значение придаю содержательности материала, который используется на уроках.

Формы, методы и средства учебно- воспитательной работы

Изучение и анализ опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления.

Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода.

В своей работе использую методы:

-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.);

-частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей;

-исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.

Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. Использую индивидуальную, групповую, коллективную формы и их сочетания.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы требуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, проблемно-диалогическое обучение; здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.

Содержание образования

Сущность моего опыта заключается в отборе содержания образования по теме «Наш край» для учащихся 1-4 классов, приемов формирования и развития интереса к изучению природы родного края через систему различных по форме уроков и разработанных мною заданий творческого и исследовательского характера, наглядных пособий, в том числе и ИТК, внеклассных мероприятий, при которой выполняется цель высокого уровня сформированности у младших школьников всесторонних знаний о родном крае, формируется ценностное отношение к природе, активная жизненная позиция.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Очень малое количество литературы, статистических данных, отсутствие справочников заставляют меня по крупицам собирать всё новое, ранее не известное и знакомить с этим материалом своих учеников.

Работая над темой, я определила следующие этапы:

1. Анализ программы по окружающему миру, государственных стандартов (пояснительной записки, требований к знаниям и умениям обучающихся по предмету).

2. Выявление взаимосвязи уроков окружающего мира и краеведения.

3. Место уроков краеведения в учебных часах предмета «Окружающий мир».

4. Разработка рабочей программы.

5. Собирание информации о своём крае (округе, городе).

6. Создание методических разработок в системе уроков.

7. Накопление дидактического материала:

- карточки-задания;

- алгоритмы выполнения работы;

- рекомендации;

- памятки-инструкции;

- план описания.

8. Создание мультимедийных презентаций по изучению родного края.
Во внедряемой системе использую четыре основных направления школьного краеведения:


Краеведение

на уроках




Краеведение

(тетрадь «Мой край.Путешествие с Тундровичком»)

Тематические

экскурсии

Региональный компонент

на уроках

Организация

исследователь-

ской деятельности на уроках


Эти направления, хотя и отличаются своим содержанием, тесно взаимосвязаны, составляют единое целое со всей учебно-воспитательной работой класса. Такая структура работы помогает развивать духовные потребности и интересы учащихся, воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, любовь, чувство гордости за свои родные места.

Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению?

Вначале краеведческая работа в моей педагогической практике носила фрагментарный характер. Но постепенно сложилась система, включающая в себя ряд модулей.

  1. Прежде всего – это семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье. Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.

  2. Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.

  3. Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

  4. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. Экскурсия.

  5. Мой город. Из истории образования города.

  6. Мой край на карте страны.

  7. Однодневный поход. Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.

  8. Удивительная природа. Животный мир округа. Экскурсия в краеведческий музей. Участие в фотовыставках «Ненецкий край моими глазами», « Край родной, край любимый».

Заповедники родного края. Охрана природы. Красная книга НАО.

9. Знакомство с творчеством ненецких поэтов.

10. Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Экскурсия в краеведческий музей.

11. Люди земли ненецкой.

Изучение регионального компонента прослеживается в этой программе с 1 класса при изучении курса «Окружающий мир»

Все составляющие тесным образом связаны между собой. Знания, умения, полученные при изучении одного раздела, учитываются, дополняются, конкретизируются и используются при изучении другого раздела.

Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Данный подход позволяет объединить занятия по различным предметам единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному дому, семье, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность детей.

Как видим, главной формой в решении проблемы патриотического воспитания является урок, так как именно он – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников. Именно на уроке ученик больше всего познает, здесь происходит воспитание природоведческой культуры, раскрывается индивидуальность ребёнка, складываются его интересы, формируется личность.

По способу проведения выделяются уроки изучения нового материала, урок-практикум, экскурсии, урок-игра, конференции, уроки творчества.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. В содержании этих уроков, воспитывающих любовь к родной земле, присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родному селу, городу, стране в целом. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится.

И такой курс, который синтезировал и объединил все эти предметы - есть. Это предмет «Окружающий мир».

Мною разработан цикл уроков окружающего мира на основе краеведческого материала:

1 класс

«Что такое Родина? Наш край на карте России»

Интегрированный урок окружающего мира и технологии

«Моя малая родина. Дерево дружбы»

Урок в «зелёном классе» «Что это за листья?»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
Опыта iconПредставления опыта
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск