Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 186.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.11.2013
Размер186.85 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Культура > Методическая разработка
Комитет образования

администрации Лужского муниципального района

Методическая разработка


Савина Елена Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной

категории Муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Детский

сад №17 комбинированного вида»


Ленинградская область

г.Луга

«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Содержание.


  1. Актуальность данной проблемы.

  2. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач дошкольной педагогики.

  3. Своеобразие использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников.

  4. Приложение (перспективные планы, конспекты занятий).




И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В.Берестов



1. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.


развивает зрение и движение



конструирует зрительные

образы





помогает овладеть формами





развивает чувственно- двигательную координацию





помогает постичь свойства материалов



обучает движениям, необхо-димым для создания тех или иных форм и линий


Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико- синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.


образное мышление


воображение

РИСОВАНИЕ

память

внимание

ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ


речь


Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Я работаю в дошкольном учреждении более 25 лет и давно убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. Раньше я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Опыт моей работы свидетельствует: рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том , что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребёнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

В основу моей методической разработки легли работы Р.Г.Казаковой, И.А.Лыковой, Г.Н.Давыдовой, А.А.Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
2. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Задачи:

● познакомить детей с нетрадиционными видами

изобразительной техники («рисование пальчиками»,

«рисование ладошкой», «размывание краски пальцем»,

«тычкование», «печать», «оттиск», «свеча», «монотипия»,

«кляксография», «граттаж», «набрызг», «ниткография» и др.);
● научить детей манипулировать с разнообразными по

качеству, свойствам материалами;
● развивать у детей наблюдательность, умение видеть

характерные эстетические признаки окружающих объектов;
● развивать способность к изобразительной деятельности

(чувство цвета, формы, композиции);
● развивать познавательных и творческие способности детей;
● учить детей самостоятельно находить приёмы

изображения как в отдельных видах изобразительной

деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их

интеграции (объединении);
● воспитывать у детей личностную позицию как при

восприятии произведений изобразительного искусства, так и

в процессе самостоятельного творчества;
● поощрять стремление детей к изобразительной

деятельности через нетрадиционные техники

выполнения работ.
Я проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку –дошкольнику.




Рисование ладошкой



Рисование пальчиком

Изонить



Граттаж

Оттиск

Монотипия



Размазывание пальцем сырой краски



Рисование по мокрому фону



Рисование жёсткой кистью (тычкование)



Нетрадиционные

т е х н и к и изобразительной

деятельности



Рисование тампоном

(тампонирование)

Рисование мятой бумагой







Набрызг

Печать





Рисование свечой

Рисование пластилином



Кляксография


Для достижения поставленных целей и задач я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

(Приложение 1)

Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию. Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использую на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, овощные штампы и печати и т.д.. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание, обрывание бумаги. Я активно их использую в работе с младшими дошкольниками. В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография, рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить и др.

Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то новым, необычным. Справиться с кисточкой или карандашом –

дело непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком – сплошное удовольствие. Малыши с радостью шлёпают ладошкой по листу бумаги и радуются новым ощущениям.


Я стараюсь учить детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Главный художник - малыш, а я - его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребёнка возникает

снегопад цветок снеговик петушок



Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие ребёнка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.

Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии.

Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение.

У старших дошкольников и жизненный опыт больше, чем у малышей, и уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне доступны такие нетрадиционные техники, как:
печать набрызг рисование по трафарету монотипия


В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание.


Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятель-ности с использованием нетради -ционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам.

Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие

возможности детей.



Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой - изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок становится всё более уверенным в своих силах. Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования и он хочет продолжения этой деятельности.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку.


Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Практика моей работы с дошкольниками показала, что нетрадиционные техники эффективны для создания выразительных образов и развития творческих способностей детей.

Рисование по мокрому фону.

Ребенок смачивает водой поверхность листа и сразу начинает рисовать по мокрому фону акварельными красками. Можно сочетать разные краски.


Кляксография с трубочкой.

Ребенок наносит пластмассовой ложкой краску на бумагу, делая небольшое пятно. Затем с помощью трубочки «раздувает» это пятно.

Недостающие детали затем дорисовываются.



Ниткография

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладыва-ется и прижимается другой лист. Придерживая его рукой, нитку выдергивает за свободный конец. Детали дорисовываются.






Рисование манкой.

Сначала простым карандашом прорисовыва-ется контур изображения, по которому нано-сится клей ПВА. На клей насыпается манка. Через 1-2 мин. лишняя манка стряхивается.


Монотипия пейзажная.

Лист бумаги сгибается пополам. На одной половине рисуются, например,часть осеннего пейзажа. Лист складывается и прглажива-ется ладошкой. Лист разворачи-вается – получается зеркальный рисунок.





Рисование по мыльному фону

На поднос наливается смесь краски с мылом, опускается лист бумаги. Получается оригинальный фон с мыльной текстурой.






Контурное рисование

по солевому фону
Фон закрашивается акварельными красками. Затем наносится крупная поваренная соль. Когда краски высохнут, кисточкой наносится контурный рисунок.



Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.

Очень интересные работы получаются при сочетании различных изобразительных техник. Это вполне доступно детям старшего дошкольного возраста. Например:



рисование ладошкой+ тампонирование + размазывание краски

рисование пальчиком рисование пальчиком+ пальцем+ рисование

рисование угольком и пальчиком + рисование

кистью угольком и кистью.

рисование ладошкой + аппликация + дорисовывание кисточкой деталей

Мои воспитанники имеют возможность самостоятельного выбора изобразительного материала. Весь материал как для традиционных техник рисования, так и для нетрадиционных находится в доступном для детей месте – «уголке детского творчества». Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес и к изобразительной и деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется еще и потому, что занятия преимущественно проводятся комбинированными. Сначала мы рисуем фон будущего рисунка, затем какие-то прорисовки делаем карандашом или кисточкой, завершаем рисунок нетрадиционным способом. Готовим рамки для уже готовых работ. Результат такой работы радует и детей, и меня.

Опыт моей работы с дошкольниками по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности доказывает эффективность этой методики. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

• внимания, образного и логического мышления, памяти, воображения,

речи;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности,

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• креативности (оригинальности);

• самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля;

• творческих способностей.

Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование ( в основу которой легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой) по 4 критериям:

• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

• оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес);

• оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации);

• оценка творческого воображения.

Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень

развития художественно-творческих способностей у детей старшей подгруппы за 2 учебных года. Результаты диагностики показали: в начале учебного года (первого года обучения) только один ребёнок показал уровень выше среднего, 43% детей – низкий уровень, 43%-средний уровень. В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у одного ребёнка уровень ниже среднего. Остальные дети (примерно поровну показали высокий и средний уровень. В начале учебного года (второй год обучения) показатели остались примерно такие же, как и в конце предыдущего года. Но в конце учебного года


низкого уровня никто из детей не показал. Высокий уровень- у 57% детей, средний - у 43%. Работы детей стали более выразительные, оригинальные. Ребята проявляют большой интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2009-2010 г.

2010-2011 г

У них повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно- эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к

продуктам художественного творчества.


И родители наших воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок («Зимняя сказка», «Удивительное рядом», «Краски осени» и др.), где как раз и демонстрируют умелое использование нетрадиционных материалов и техник. Позитивным является и тот факт, что эти работы, что эти работы для выставок родители готовят вместе со своими детьми.










Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления
Таким образом, использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять,




сочетая их друг с другом, придумывая новые. Дерзайте, фантазируйте и к вам придёт радость - радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск