Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер86.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Н.В.Сергеева
МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского муниципального района Костромской области
Sina-5@yandex.ru
Духовно- нравственное воспитание на уроках литературы
В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы . Автор приводит примеры творческих работ учащихся, созданных после изучения произведений на уроках литературы.
По силе идейного огня и нравственной глубины образов,
богатству и пластичности языка наша
литература – явление удивительное,
единственное в мировой литературе,
вызывающее преклонение всякого,
кто мыслит. Мы несем миру тот образ
человеческий, с которым только и могут жить
люди и побеждать во имя движения к совершенству.

А.Н.Толстой.
Проблема нравственного воспитания человека волновала общество всегда и во все времена. В настоящее время все чаще можно встретить жестокость и насилие. Подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Если раньше эта проблема чаще возникала в городе, то сейчас, к сожалению, о ней можно говорить и в небольших населенных пунктах. Здесь можно выявить много причин, но нравственное здоровье – увы! – остаётся одной из острейших проблем и сельского подростка. Я считаю, где если не в школе подросток научится милосердию, состраданию, толерантности, умению спокойно решать возникшие проблемы и т.п. Уроки литературы всегда были основой нравственного воспитания школьников. Формирование нравственных основ личности российского школьника – важнейшая задача учителя-словесника, которому приходится конкурировать с валом низкопробной литературы на книжном рынке, а также с множеством новомодных программ на телевидении, призванных развлечь зрителя, увести его от насущных проблем действительности. Известно, что привить любовь к предмету значительно труднее, чем заставить его изучать. К самому трудному и призван стремиться, очевидно, любой учитель, а для преподавателя литературы вообще нет вариантов: это предмет предметов, его ученики должны полюбить обязательно, ведь литература – важнейшее средство формирования духовного мира школьника. А полюбить её они могут лишь в том случае, если урок обращён к мысли и чувству ребят. Литература всегда помогала человеку правильно выбирать путь, ориентироваться в окружающей обстановке, так как в произведениях русской классики даны типичные люди в типичных обстоятельствах, следовательно, полученный читателем опыт применим ко всем и каждому. Произведения русских классиков поднимают такие вечные проблемы, как жизнь и смерть, война и мир, место человека в мире людей, что позволяет наполнить уроки истинными понятиями: гуманизм, гражданственность, патриотизм. На уроках литературы стараюсь научить детей «переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками, собственными и чужими, оценивая их, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности».
В своей работе использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория»). Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. А если ребята научились вести дискуссию, значит они смогут достойно отстоять свою точку зрения .Это все закладывает основы духовно-нравственного воспитания.
На мой взгляд, в настоящее время очень актуальна тема героизма, тема памяти о тех, кто подарил нам мирную жизнь, очень важно, чтобы в душах ребят загорелся огонек благодарности к тем кто своей жизнью защитил свободу нашей Родины. Произведений , которые знакомят учащихся с темой героизма во время войны достаточно, )хотя считаю, многие убраны из программы по литературе незаслуженно, но это уже другая тема для разговора) Остановлюсь на небольшом рассказе Носова «Живое пламя» 7 класс. Казалось бы , о войне и военных действиях почти ни слова, но когда подводили итоги урока по этому произведению, была приятно удивлена , когда ребята написали синквейны, емкие, образные .Значит, рассказ ими был прочувствован. Вот некоторые из синквейнов.

Маки
Яркие, красные
Цветут, полыхают, горят.
Цвет маков похож на огонь.
Память .

Тетя Оля
Трудолюбивая, хозяйственная.
Трудится, сажает, заботися
У нее погиб во время войны единственный сын.
Мать

Война
Страшная , губительная
Разрушает, губит, убивает
В войну погибло очень много людей
Смерть

Писатель
Наблюдательный, интересующийся
Слушает, сравнивает, наблюдает
Он посадил маки на клумбе у тети Оли
Психолог


Алексей
Бесстрашный , мужественный
Воевал, защищал, спикировал
Погиб, защищая Родину
Герой


Маки
Огненные, яркие
Распустились, оживили , зажглись
Цветение маков напоминает короткую, но яркую жизнь Алексея
Память

Обязательная характеристика уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.
У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница, свои любимые герои, те, на которых он хотел бы быть похожим. И не важно, в какое время жил тот или иной герой, главное он запал в душу ребенка, оставил в его сердце след. Вот такое сочинение написала ученица после изучения отрывка из «Войны и мир» Л.Н.Толстого.
Очень жаль, что я девчонка, но все равно хоть я и девочка, мне хотелось бы принимать участие в сражениях с армией Наполеона, сколько девушек переодевались в мужскую одежду и шли защищать свою Родину. Вот и я представила, что убежала из дома в действующую армию и пишу письмо своему другу Кольке(пусть завидует).А раз это происходит в 19 веке буду называть его на французский манер Николя. Вот это письмо.
Здравствуй, дорогой Николя! Давно собиралась написать тебе письмо, но никак не получалось, ты же понимаешь, что здесь не всегда бывает свободная минута. Но вот, кажется, самое крупное сражение позади, и я могу тебе о нем рассказать. Ты, конечно, знаешь, что я убежала из дома и волей случая попала ординарцем к самому Раевскому, да да к тому самому Раевскому, о котом мы с тобой разговаривали перед моим побегом.(ОН не представляет, что я, девчонка). Ты даже не представляешь, что это за человек! Я очень рада, что судьба подарила мне случай служить у него. Конечно, он старался не допускать меня до военных действий- то с пакетом в штаб пошлет, то какое- нибудь простенькое задание даст. Но ты же знаешь, что не за этим я убежала из дома, я хочу биться с Бонапартом, чтобы он понял, напрасно он пошел на Россию .Вот и я стала участником этого знаменитого сражения, названного так по названию деревни., рядом с которой находилось поле тоже с таким же названием. Бородинское поле находится на стыке двух дорог— старой Смоленской и новой Смоленской. В центре расположения русской армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её и было доверено нашему корпусу, корпусу генерала Раевского. Весь день накануне битвы наши солдаты сооружали на Курганной высоте земляные укрепления. На рассвете здесь уже расположилась батарея из 18 орудий. В 5 часов утра французы начали обстрел левого, менее сильного, нашего фланга . Одновременно с этим завязалась упорная борьба на Курганной высоте. Французы, сосредотачивая силы для штурма высоты, переправили через реку Колочу две пехотные дивизии. И вот после артподготовки, неприятель устремился в атаку, но Раевскому удалось остановить наступление французов на батарею.
А через некоторое время на штурм пошли уже три французские дивизии. Положение на батарее стало критическим. Мне , честно признаюсь было очень страшно, к тому же начала ощущаться нехватка снарядов. Французы ворвались на высоту, завязался ожесточённый рукопашный бой. Ох и досталось нашим! Положение спасли подоспевшие на помощь и отбросившие французов солдаты 3-го Уфимского полка во главе с генералом А.П.Ермоловым. Во время этих двух атак французы понесли значительные потери, три генерала были ранены, один взят в плен. Я видела пленного генерала, мне было его жаль, но еще жальче мне было наших погибших солдат.
Всю вторую половину дня шла мощная артиллерийская перестрелка. На батарею обрушился огонь французских орудий, на штурм высоты одновременно устремились кавалерия и пехота неприятеля. Жаль, что ты не видел того, что творилось вокруг. Обе стороны несли огромные потери .Но наша. батарея сражалась из последних сил. Даже французы понимали, насколько она сильна и прозвали ее «могилой французской кавалерии». И всё же численный перевес врага сказался: около 4 часов дня французы овладели батареей. Я этого не видела, генерал отправил меня с пакетом. Лишь позднее я узнала, что после падения батареи дальнейшего продвижение французов в центр русской армии не последовало. С наступлением темноты сражение прекратилось. Французы отошли на исходные рубежи, оставив все занятые ими ценой огромных потерь русские позиции, в том числе и батарею Раевского. Да и от нашего десятитысячного корпуса осталось около700 человек. Генералу тоже досталось- незадолго до того он случайно поранил ногу, но поле сражения он не оставил. А недавно я узнала, что Раевский был представлен к награде, его наградили орденом Александра Невского. Он ее, конечно, достоин. Вот и все, дорогой друг, скоро увидимся, за мной приезжает папенька, (генерал Раевский каким-то образом догадался, что я девчонка)сообщил ему о моем месте нахождения. Но я горжусь тем, что своими глазами видела, как умеют биться русские солдаты. Честь им и слава !!!! Скоро увидимся
Крепко тебя обнимаю твоя подруга Ксения
У писателя Азарова есть замечательные слова: "Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет". Считаю, что этим светом будут те огоньки веры и любви, которые зажигаются в их сердечках после уроков литературы.

Заканчивая работу, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».

Мне кажется, одному учителю-словеснику с этой задачей справиться сложно. На помощь приходят люди, которым не безразлична судьба подрастающего поколения.
Огромную помощь в подготовке уроков мне оказывает поселковая библиотека. Хорошо, когда там работают неравнодушные люди. Именно таким человеком является и заведующая нашей поселковой библиотекой Милюкова Галина Валентиновна. Вместе с ней мы проводим читательские конференции, литературные викторины, вчера отдыха. Встречи с писателями нашего края. Это на таких встречах были открыты для учащихся имена наших земляков Н.П.Головцовой-поэтэссы, А А Хлябинова, члена союза писателей, и т.п. ,
Мой опыт работы в качестве учителя литературы сельской школы показывает, что именно уроки литературы способствуют воспитанию нравственных качеств и предоставляют огромные возможности для формирования нравственности и воспитания школьников. Содержание книг для чтения дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке, формирующей сознание учащихся, их представления о простейших нормах нравственности. У писателя Азарова есть замечательные слова: "Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет". Считаю, что этим светом будут те огоньки веры и любви, которые зажигаются в их сердечках после уроков литературы. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".

Литература
Н.Я Мещарикова «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы»
Москва «Прсвещение»2001г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск