«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо»





Скачать 125.77 Kb.
Название«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо»
Дата публикации25.06.2014
Размер125.77 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Биология > Статья
Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

Статья на тему: «Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо».


Шестакова Надежда Николаевна,

учитель биологии МОУ «ООШ№ 36»

Старый Оскол

2011г

Основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.

Молодые люди, выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.

Современные школьники имеют богатый личный потенциал, но, к сожалению, в школе порой они не могут раскрыть и реализовать свои способности. Сколько известно таких примеров, когда троечник в школе с успехом проявляет себя после окончания школы в стенах училища, института. Почему так происходит?

Традиционно считается, что основная задача школы – это образование. На традиционном уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями. Времени катастрофически не хватает. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает уровень их развития и креативности. Дети пассивны. Вот и приходится учителю работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному – таким жизненно – необходимым навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за не сформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье

Сейчас задачи перед школой изменились. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.
[2].

Многолетний опыт моей работы подсказывает, что для решения этих проблем наиболее эффективными оказываются методики и технологии в основу которых положен принцип субъект- субъективных взаимоотношений между учителем и учеником, когда ребенок не объект, которому взрослые передают «багаж знаний», а субъект активно познающий мир и его преобразующий, поэтому на своих уроках я использую личностно-ориентированные технологии, но наиболее эффективной я считаю технологию развития критического мышления, которая, позволяет обеспечить развитие мышления обучающихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс, учитывая при этом концентрический подход в изучении биологии.

Технология- это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. Проще запомнить, что технология — это инструмент, при помощи которого решаются задачи образовательной программы. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать?».

. В 90-х годах прошлого столетия появились личностно ориентированными образовательные технологии. Эти технологии направлены на развитие самостоятельности, субъективности ученика, формирование творческих способностей ученика, развитие критического мышления.

В перечень рекомендованных материалами федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» включены 14 различных технологий , одна из которых [3] технология развития критического мышления, направленная на развитие посредством чтения и письма стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются гибкость, открытость, рефлексивность

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий , коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

  • Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  • Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

  • В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части. В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:

  • вызов,

  • смысловая стадия,

  • рефлексия

Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения, активизации познавательной деятельности учеников, актуализацию собственного опыта. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. Важно, чтобы в конце вызова произошла систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.

Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.
Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Эта фаза занимает наибольшее время. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.

В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [3].

Рефлексия.

Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.

Используемые приемы:

составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Часто на детальную рефлексию (так называемый этап закрепление) практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию собственными словами. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.

Наиболее часто автор опыта использует в своей работе следующие методические приемы:


Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Стадия рефлексии.

«Покопаемся в памяти»

«Пометка на полях»

«Кластер»

«Ассоциации»

«Маркировочная таблица»

«Синквейн»

«Ключевые слова»




«Эссе»

«Перепутанные цепочки»








Использование приемов технологии позволило мне выработать у обучающихся следующие умения: пользоваться различными способами интегрированной информации;; составлять собственное мнение на основе осмысления различного опыта; аргументировать свою точку зрения; решать свои проблемы самостоятельно. Технология позволяет выработать такие способности межличностных отношений как брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, сотрудничать и работать в группе.

Методы и приемы технологии критического мышления направлены на создание для каждого ребенка «ситуации успеха», развитие личности, раскрытие природных способностей.
Приложение.

8 класс, тема: «Органы чувств. Анализаторы» .

Например, на уроке в 8-м классе по теме «Органы чувств. Анализаторы» ученикам предлагается вспомнить и назвать термины, понятия, односложные характеристики, ассоциирующиеся с темой. Учащиеся с места называют, а учитель записывает на доске: глаз, зрение, очки, обоняние, 6-е чувство,. звуки, кожа и т. д. …

Затем задаются вопросы:

  1. Каким образом человек воспринимает окружающую информацию?

  2. Может ли орган зрения воспринимать слух? Почему?

  3. Почему у летучих мышей длина ушей равна длине тела. А у человека гораздо меньше? и др.

Идет беседа по этим вопросам. Частично дети отвечают, но информации явно не хватает, и постепенно учитель подводит к понятию «анализатор».

В учебнике на стр. 72 учащиеся находят определение, выписывают в тетрадь, а учитель на доске, указывая трехкомпонентный состав этой системы ( рецепторы → нервные пути → зона коры больших полушарий). Объясняется, что анализаторы, взаимодействуя друг с другом, дают реальную картину мира.

Дальнейшее изучение материала проводится, используя стратегию «Зигзаг-1». Целью данной стратегии является систематизация большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения, на доске записываются их названия с указанием страниц в учебнике.

1) Зрительный анализатор - с. 73-75

2) Слуховой 80-82

3) Равновесие с. 83

4) Кожно-мышечное чувство 86-87

5) Обоняние и вкус 88-89

Учащиеся садятся в группы по 5 человек (в соответствии с числом изучаемых вопросов) – это т. н. первоначальные рабочие группы.

Каждый ребенок получает карточку с номером ( от 1 до 5), затем пересаживается за другой стол в группы специалистов. В этой группе каждый ребенок читает указанный текст (номер стола соответствует номеру вопроса), составляет опорный конспект, где в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов и т. д. фиксирует самые главные для него понятия. Обычно на это идет 10-15 минут. Затем идет обсуждение в группе, дети сравнивают свои работы и приходят к созданию «идеального» варианта в виде «презентационного» листа. Один ученик выполняет его на листе ватмана, а остальные – в рабочих тетрадях. За этот этап работы каждый ребенок получает первый предварительный балл, который выставляет заранее назначенный учителем эксперт. В дальнейшем по итогам нескольких таких оценок средний балл будет выставлен в журнал.

Следующий этап работы – возвращение «специалистов» в первоначальные рабочие группы и выступление их в роли учителя и ученика. Идет активное слушание материала. Каждый «специалист» по очереди объясняет, пользуясь своим опорным конспектом (презентационным листом), одноклассникам свою тему, отвечает на их вопросы. Назначенные эксперты (могут быть уже другие учащиеся) оценивают работу каждого «учителя» (как объяснил тему, ответил на вопросы товарищей) и «ученика» (внимательно слушал, задавал вопросы, сделал в тетради необходимые записи). В конце данного этапа работы у каждого ученика появляются 5 конспектов ( по 5 изучаемым темам), плюс свой «черновой» конспект-опора. За наличие всех необходимых записей в тетрадях ставится еще один предварительный балл ( либо экспертом, либо учителем).

Затем идет самый ответственный этап урока – «презентация» у доски. Выходят по очереди группы специалистов, вывешивается презентационный лист, необходимые печатные таблицы . Идет повторное слушание темы с необходимыми уточнениями, исправлениями, дополнениями, ответами на вопросы. Каждый ребенок получает еще один предварительный балл.

Таким образом, стадия осмысления осуществляется при работе каждого ученика со своим текстом, выделением главного при составлении опорного конспекта, при обсуждении, совещании и создании «идеального» презентационного листа.

Стадия размышления идет в первоначальной рабочей группе при ознакомлении детей со своей темой, используя презентационную схему, а также во время презентации у доски при «втором слушании».

Во время стадии рефлексии возвращаемся к записанным в начале урока на стадии вызова ключевым словам. Детям задаются вопросы:

  1. Как изменились ваши ассоциации … ?

  2. Что нового узнали … ?

  3. Составьте рассказ, используя эти опорные слова ( 1 вариант) или

  4. Напишите синквейн, используя эти понятия ( 2 вариант).

Более сложный уровень рефлексии предполагает решение задач, ответы на которые нельзя прямо найти в учебнике ( создание новых ситуаций, задания, имеющие в основе знания по анатомии, физиологии, гигиене).

Например:

  1. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье глаз?

  2. Всем известно, что нельзя лежать головой на траве: насекомые могут попасть в ухо. Что делать в таком случае?

  3. Как правильно чистить уши? (можно на уроке потренироваться делать правильно турунты …)

  4. Выполните упражнение: закрыв глаза, поверните голову вправо, влево, вверх, вниз. Каким образом мы воспринимаем положение тела в пространстве?

  5. Кожа – важнейший орган чувств. Какую первую помощь надо оказать при ожоге?

  6. Почему горькие лекарства дети часто не проглатывают сразу, а подолгу держат во рту, не чувствую горечи?

  7. Что делать, если мелкие бусинки попали в нос?

  8. В чем опасность петард? и т. д.

В результате беседы можно поставить некоторым учащимся еще дополнительный предварительный балл.

Или можно провести небольшую проверочную работу в виде диктанта по изучаемому материалу.

При подведении итогов каждый ученик (под контролем учителя) подсчитывает итоговую оценку по результатам своих предварительных баллов, которая и выставляется в журнал:

  1. за участие в создании презентационного листа

  2. роль «учителя»

  3. роль «ученика»

  4. презентация у доски

  5. записи в тетради

  6. ответы на вопросы, синквейн, рассказ, диктант и т. д. (по усмотрению учителя).

Этот урок рассчитан на 2-3 часа.

Как правило, оценки у детей достаточно высокие. Школьники обычно любят подобные уроки. И очень важно, что каждый ребенок имеет возможность выступить перед аудиторией.

Данный урок посредством применения приемов ТРКМ позволяет ученикам хорошо овладеть набором теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, т.е. способствует формированию следующих компетенций:

1) Образовательная (формируются знания об анализаторах, понимание необходимости сохранения органов чувств, правила техники безопасности в различных ситуациях).

2) Учебно-познавательная (элементы общеучебной деятельности: целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка, приемы решения учебно-познавательных гигиенических задач).

3) Информационная ( поиск, анализ, отбор необходимой информации).

4) Коммуникативная ( взаимодействие в группе).

5) Социально-трудовая ( роли эксперта, специалиста, учителя, ученика).

6) Личностного самосовершенствования ( правила профилактики, личной гигиены, …)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке?
Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconДоклад Конякиной Т. В. «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» icon«Словосочетание»
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок был проведен в 2011 году в целях освоения положительного опыта по Технологии «Развитие критического мышления через чтение...
«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии посредством применения технологии критического мышления через чтение и письмо» iconУрок по теме «Относительные прилагательные»
Форма урока: на основе икт, с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск