Скачать 0.53 Mb.
|
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №2» Карпачева Сергея Владимировича ТЕМА ОПЫТА Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы. ИДЕЯ ОПЫТА Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы. СПИСОК ИПМ
ИПМ 1. Сведения об авторе
МО Плавский район 2005 г., 2013 г.
Телефоны дом. (48752) 5-21-58, моб. 8 962 277 46 92 E-mail: karpachjov @ mail.ru Повышение квалификации
Участие в методической работе
ИПМ 2. Введение. Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ)1, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого? На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Объект исследования - формирование метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся старших классов при изучении русского языка и литературы. Предмет исследования - формирование критического мышления у обучающихся в процессе профессиональной деятельности. Цели исследования : - выявление педагогических и психологических и педагогических условий, способствующих развитию критического мышления; - рассмотрение теоретических основ технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» и выявление методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности обучающихся; - создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью школьников через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»; - соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования. ИПМ 3. Условия возникновения опыта На формирование опыта повлияли следующие факторы: а) условия учебного заведения МБОУ «Плавская средняя общеобразовательная школа №2»:
б) изучение и апробирование новых педагогических технологий; в) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах; г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями; д) систематический анализ проверки знаний по русскому языку и литературе, итоговой аттестации по предмету; е) повышение квалификации на курсах; ж) анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что школа не обеспечивает формирование функциональной грамотности обучающихся, их орфографической и пунктуационной грамотности; з) недостаточная сформированность навыков и умений устной и письменной речи; и) теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах; к) курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. ИПМ 4. Актуальность опыта Одной из основных целей не только школьного образования, но и образования в целом, является овладение подрастающего поколения знаниями. Знания представляют собой важнейшую форму социального опыта, присваивая которую, человек приобщается к современной культурной традиции. От того, насколько важным является в сознании индивидуума усвоение знаний, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и уровень общественного развития. Отрицательное отношение к знаниям ставит под угрозу интеллектуальное формирование личности. Поэтому важнейшей задачей школы является сохранение положительного отношения к учебе через формирование устойчивого положительного мотива обучения и, следовательно, через формирование устойчивого положительного отношения к знаниям. Кардинально изменившиеся цели и содержание образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения и воспитания. Актуальность опыта определяется тем, что использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных приемов, «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний; учит школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию; формирует универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к русскому языку и литературе, в творческой самостоятельной активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. |
Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических... «Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта | Конкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета... Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года | ||
Опыта Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Опыта Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | ||
Опыта Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара" | Опыта Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига» | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы | Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | ||
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | 1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность |