Опыта





НазваниеОпыта
страница1/5
Дата публикации01.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5




БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОПЫТА РАБОТЫ


учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Плавский район

«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»


Карпачева Сергея Владимировича

ТЕМА ОПЫТА


Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
ИДЕЯ ОПЫТА

Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

СПИСОК ИПМ


ИПМ 1.

Сведения об авторе

4

ИПМ 2.

Введение

7

ИПМ 3.

Условия возникновения опыта

9

ИПМ 4.

Актуальность опыта

10

ИПМ 5.

Перспективность опыта

11

ИПМ 6.

Теоретико – технологическая база опыта

13

ИПМ 6.1.

Понятие «критическое мышление»

16

ИПМ 6.2.

Модель технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»


18

ИПМ 6.3.

Принципы построения уроков по технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»


21

ИПМ 6.4.

Преимущества использования в профессиональной деятельности технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»



22

ИПМ 7.

Психолого-педагогическое обоснование педагогического опыта

24

ИПМ 8.

Новизна опыта

27

ИПМ 9.

Адресная направленность и область применения опыта

27

ИПМ 10.

Технология опыта

28

ИПМ 10.1.

Обоснование возможности использования технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы



28

ИПМ 10.2.

Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы


29

ИПМ 10.3.

Применение технологии исследовательского обучения и информационных технологий на уроках русского языка и литературы как средства формирования критического мышления


40

ИПМ 11.

Результативность опыта

46



ИПМ 1. Сведения об авторе
карпачёв с


  • Карпачев Сергей Владимирович




  • Дата рождения 29.11.1976




  • Педагогический стаж – 14 лет.




  • Образование высшее. Завершил обучение на факультете русской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в 1999 году. Присуждена квалификация учитель русского языка и литературы по специальности «Филология», учитель мировой художественной культуры.




  • Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №2»




  • Стаж работы в МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ №2» - 11 лет




  • Квалификационная категория первая (Приказ комитета образования МО Плавский район Тульской области №170 от 07.12.2009 года)




  • Награды




  1. Победитель муниципального этапа регионального конкурса «Учитель года – 2014», I-е место. Грамота.

  2. Грамоты комитета образования администрации

МО Плавский район 2005 г., 2013 г.

  1. Грамота Тульского регионального отделения партии «Единая Россия» за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, достигнутые успехи в организации и совершенствовании образовательных процессов», 2013г.




  • Контактные данные 301493, Тульская область, Плавский район, пос. Молочные Дворы, ул. Зеленая, д.8, кв.2.

Телефоны дом. (48752) 5-21-58, моб. 8 962 277 46 92

E-mail: karpachjov @ mail.ru
Повышение квалификации


Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов


2011-2012

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО

Тульской области»

Актуальные проблемы образования.

Теория и методика преподавания предмета


114

2014

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО

Тульской области»

Педагогическая мастерская «Учить учиться с участием победителей и лауреатов региональных этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России»

5


Участие в методической работе

Тема выступления

Где заслушивалось

Дата

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Районный семинар учителей

русского языка и литературы



Март 2014

Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как способа активизации мыслительной деятельности учащихся

Районное методическое объединение учителей

русского языка и литературы


Август 2013 г.

Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как средство развития творческого мышления и речи учащихся

Районное методическое объединение учителей

русского языка и литературы


Август 2010 г.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Районный семинар учителей

русского языка и литературы


Февраль 2008 г.

Интеграция в обучении русскому языку и литературе

Областная научно – практическая конференция

«Совершенствование коммуникативных навыков учащихся»

Май 2006 г.


ИПМ 2. Введение.

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ)1, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого?

На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Объект исследования - формирование метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся старших классов при изучении русского языка и литературы.

Предмет исследования - формирование критического мышления у обучающихся в процессе профессиональной деятельности.

Цели исследования :

- выявление педагогических и психологических и педагогических условий, способствующих развитию критического мышления;

- рассмотрение теоретических основ технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» и выявление методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности обучающихся;

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью школьников через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»;

- соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования.
ИПМ 3. Условия возникновения опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

а) условия учебного заведения МБОУ «Плавская средняя общеобразовательная школа №2»:

  • в школе учатся 500 обучающихся;

  • социальная обстановка характеризуется наличием безработицы и алкоголизма;

  • родители в поисках работы уезжают в Москву и другие крупные города, а дети воспитываются близкими родственниками;

  • школа является одним из главных центров культурного досуга обучающихся;

  • учебное заведение расположено в зоне радиоактивного загрязнения, что отрицательно сказалось на здоровье детей;

б) изучение и апробирование новых педагогических технологий;

в) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах;

г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями;

д) систематический анализ проверки знаний по русскому языку и литературе, итоговой аттестации по предмету;

е) повышение квалификации на курсах;

ж) анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что школа не обеспечивает формирование функциональной грамотности обучающихся, их орфографической и пунктуационной грамотности;

з) недостаточная сформированность навыков и умений устной и письменной речи;

и) теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах;

к) курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
ИПМ 4. Актуальность опыта

Одной из основных целей не только школьного образования, но и образования в целом, является овладение подрастающего поколения знаниями. Знания представляют собой важнейшую форму социального опыта, присваивая которую, человек приобщается к современной культурной традиции.

От того, насколько важным является в сознании индивидуума усвоение знаний, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и уровень общественного развития.

Отрицательное отношение к знаниям ставит под угрозу интеллектуальное формирование личности. Поэтому важнейшей задачей школы является сохранение положительного отношения к учебе через формирование устойчивого положительного мотива обучения и, следовательно, через формирование устойчивого положительного отношения к знаниям. Кардинально изменившиеся цели и содержание образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения и воспитания.

Актуальность опыта определяется тем, что использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных приемов, «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний; учит школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию; формирует универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к русскому языку и литературе, в творческой самостоятельной активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск