Пояснительная записка
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни обучающихся.
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
Конкурсы и игры по-прежнему занимают значительное место в работе с детьми. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных мероприятий, оригинальностью их проведения.
Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при подготовке и проведении самих мероприятий.
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
· пропагандировать здоровый образ жизни.
· расширить и активизировать спортивную жизнь воспитанников.
· всемерно использовать возможности для привлечения школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ.
Используемые методы:
словесный: выступления ведущего, участников мероприятия, агитбригады;
наглядный: использование плакатов, фотографий, рисунков, репродукций на данную тему;
практический: игровые задания, эстафеты, загадки.
Возраст обучающихся: младший школьный, 7-11 лет.
Оборудование и оформление:
спортивное оборудование для весёлых стартов,
тематические плакаты о спорте и здоровье,
музыкальная аппаратура,
записи песен гр. Руки вверх “Малыш” и гр. Икс миссия “Рыжий АП”
выставка книг, посвященных ЗОЖ;
плакат с девизом мероприятия:
«В клуб пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!»
Содержание. 1. Актуальность проблемы.
2. Обоснование выбора программы “Здоровье школьников”.
3. Направления деятельности коллектива школы по формированию здорового образа жизни и реализации программы “Здоровья школьников”.
4. Итоги деятельности школы по основным направлениям реализации программы “Здоровья школьников” и формированию здорового образа жизни. 1) Разработка и внедрение программы “Лето и дети”. 2) Разработка и внедрение программы по физической культуре с оздоровительной направленностью; увеличение количества часов на уроки физической культуры. 3) Создание системы работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
Если бы человека судили за преступление против собственного
здоровья, очень многие получили бы высшую меру.
Актуальность проблемы. Тема здоровья детей в последние годы из разряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых, давая ученым пищу для исследований, а медикам – повседневную работу. По данным статистики коэффициент здоровья в России составляет 0,2 , это означает, что из 10 человек здоровы только двое. Во введении к СанПиН 2.4.2.576-96 “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений” констатируется, что только 10 % детей школьного возраста могут считаться здоровыми. Причину детских болезней и психических недугов следует искать не только в социально-экономических бедствиях и экологических катастрофах, но, прежде всего, в школе. Эта проблема не обходит стороной и нашу школу.
2. Обоснование выбора программы “Здоровье школьников”. В 2010 году МКОУ «Лесная оош» приступила к реализации программы “Здоровье школьников”. Поводом для этого послужили результаты ежегодных профилактических осмотров школьников, которые еще раз показали, что школа не относится к учреждению, укрепляющему здоровье детей. Скорее наоборот, по данным школьной статистики, только чуть более 5% выпускников школу заканчивают абсолютно здоровыми, остальные же в непроветриваемых, плохо освещенных классных комнатах, кроме знаний, получают и “букет болезней” в придачу. Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют об уменьшении процента здоровых детей, а “школьная патология” в последние годы остается на прежнем уровне.
Ситуация, связанная с состоянием здоровья детей, вызвала серьезную тревогу среди учителей школы. “Учебные болезни” обучающихся порождены синдромом согбенно-сидячей позы, которая сопровождает их ежедневно все 9 лет учебы, когда организм ребенка еще растет и формируется. И это действительно так, поскольку, во-первых, в школе ребенок проводит около 70% своего времени, во-вторых, организм ребенка в данный период является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов и, в третьих, эти воздействия длительны и систематичны. На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание воспитательного и обучающего процесса. Каким должно быть идеальное образование, какой должна быть школа? Этот вопрос обсуждается педагогами, психологами и родителями. Однако решение этой проблемы всегда рассматривается взрослыми людьми, дети же в этом не участвуют. Хотя именно они являются активными участниками школьного процесса, именно они проводят в школе большую часть своего времени, своего детства. Именно в школе формируются взгляды на жизнь, ценностные ориентиры, нравственный и духовный мир. Для детей школа – это не только уроки и получаемые оценки, это целая жизнь с её радостями и огорчениями, системой взаимоотношений. Кто сегодня наблюдает за ребёнком в школе? Защищает его интересы, охраняет права, поддерживает связь с “большой землей”? Что происходит сейчас? Учитель отвечает за уроки, классный руководитель – за культурные походы и собрания, врач за медконтроль, психолог за тестирование, завуч за работающее без сбоев расписание. А каждый отдельно взятый ученик тонет в пространстве уроков, мероприятий. Исчезает в столбцах цифр, графиков, распоряжений. Как он себя чувствует, не подвергается ли булингу /насилию со стороны одноклассников/, выучил ли уроки, исправил ли оценку по отдельным предметам, помирился ли с преподавателем, записался ли в любимый кружок? Все эти жизненно важные моменты бытия ребёнка, как правило, остаются за бортом. Мы решили отойти от традиционного “навязывания проблемы” и провели анкетирование обучающихся с целью выявления их интересующих проблем, выяснив, что дети, также как взрослые, заинтересованы в своем здоровье “Изучение потребностей обучающихся в сохранении и укреплении здоровья и организация профилактической работы в школе”, где были рассмотрены следующие вопросы:
Какое, на ваш взгляд, самое подходящее время, чтобы начать заботиться о своем здоровье?
Кто больше всего должен заботиться о вашем здоровье?
Почему важно быть здоровым?
Хотели бы вы больше узнать, как сохранить свое здоровье?
Нужна ли программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия?(%)
Какие темы о здоровье вас больше всего интересуют?(%)
3. Направления деятельности коллектива школы по формированию здорового образа жизни и реализации программы “Здоровья школьников”. В результате проведенного опроса и анализа работы школы по формированию у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни в работе педагогического коллектива нашей школы были выбраны следующие направления:
Улучшение условий обучения, материально-технической базы в соответствии с требованиями СанПина;
Разработка и внедрение программы по физической культуре с оздоровительной направленностью; увеличение количества часов на уроки физической культуры;
Обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников;
Создание системы работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
Использование учителями предметниками здоровье сберегающих технологии при подготовке к учебным занятиям;
Разработка и внедрение программы “Лето и дети”.
Ожидаемые результаты данной работы: 1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни. 2. Формирование потребности к ведению здорового образа жизни, 3. Повышение качества знаний учащихся. Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися, формирование у них навыков самоконтроля как средства развития личности.
5. Итоги деятельности школы по основным направлениям реализации программы “Здоровье школьников” и формированию здорового образа жизни.
1) Разработка и внедрение программы “Лето и дети”. Созданию этой программы послужил опрос, проведенный “Службой здоровья” среди обучающихся нашей школы в мае 2010 года. Одним из вопросов анкеты звучал так: Как вы планируете провести ваши летние каникулы? Чем бы вы хотели заняться?
Результаты превзошли ожидания. Вывод напросился сам собой. Детям нужен полноценный отдых и не просто отдых, а создание трудового объединения. Дети нуждаются в достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Они желают получить организаторский опыт, расширить познавательные интересы об окружающем мире, нуждаются в оздоровлении и физической закалке. И школа подставила свое надежное плечо, не отвернувшись от сотен подростков, не попавших в лагеря, санатории, проводивших лето дома. Конечно же, в процессе создания необходимых условий для организации летнего отдыха учащихся, школа прошла через ряд преград: непонимания со стороны родителей, которые были убеждены, что труд в производственных бригадах, это ни что иное, как использование малооплачиваемого детского труда. Непонимание со стороны предприятий, которые считали, что данный труд – это пустая трата ГСМ, так как производственные бригады нашей школы не имели и не имеют своей земли и техники.
В данном учебном году в нашей школе работал Центр оздоровления детей дневного пребывания, который могли посещать дети 7-10 лет. В этом центре у них была возможность раскрыть свои способности, так как лагерь дневного пребывания – это сфера активного отдыха, общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья, физических и психологических сил, развитие лидерских и организаторских качеств, творческих способностей, приобретение новых знаний. К сожалению, провести время /отдохнуть, получить дополнительные знания в кружках/в ДОЛ и ЛДП могли только дети младших классов, а основная масса детей 7-10 классов оставались предоставленной сама себе. Тогда учителя нашей школы вспомнили и взяли на вооружение практику производственного обучения, которая была введена в нашей школе в 1978 году.
4. Итоги деятельности школы по основным направлениям реализации программы “Здоровье школьников” и формированию здорового образа жизни.
1) Разработка и внедрение программы “Лето и дети”. Созданию этой программы послужил опрос, проведенный “Службой здоровья” среди обучающихся нашей школы в мае 2008 года. Одним из вопросов анкеты звучал так: Как вы планируете провести ваши летние каникулы? Чем бы вы хотели заняться?
Результаты превзошли ожидания. Вывод напросился сам собой. Детям нужен полноценный отдых и не просто отдых, а создание трудового объединения. Дети нуждаются в достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Они желают получить организаторский опыт, расширить познавательные интересы об окружающем мире, нуждаются в оздоровлении и физической закалке. И школа подставила свое надежное плечо, не отвернувшись от сотен подростков, не попавших в лагеря, санатории, проводивших лето дома. Конечно же, в процессе создания необходимых условий для организации летнего отдыха учащихся, школа прошла через ряд преград: непонимания со стороны родителей, которые были убеждены, что труд в производственных бригадах, это ни что иное, как использование малооплачиваемого детского труда. Непонимание со стороны предприятий, которые считали, что данный труд – это пустая трата ГСМ, так как производственные бригады нашей школы не имели и не имеют своей земли и техники.
В данном учебном году в нашей школе работал Центр оздоровления детей дневного пребывания, который могли посещать дети 7-10 лет. В этом центре у них была возможность раскрыть свои способности, так как лагерь дневного пребывания – это сфера активного отдыха, общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья, физических и психологических сил, развитие лидерских и организаторских качеств, творческих способностей, приобретение новых знаний. 2) Разработка и внедрение программы по физической культуре с оздоровительной направленностью; увеличение количества часов на уроки физической культуры; В нашей школе по целевой программе “Здоровье школьников” ведется полноценная работа по формированию позитивного отношения к занятиям физической культуры, как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья. Наиболее выраженные изменения с относительным дефицитом массы тела и низкорослости происходят в 11- 15 лет. В связи с этим физическим показателем в нашей школе в 6,7 классах введены дополнительные часы физкультуры за счет школьного компонента. Созданы специализированные классы с углубленным изучением спортивной игры в волейбол. В программу по физической культуре включено проведение Дней здоровья.
В перечень мероприятий этих дней входят проведение спортивных соревнований, подвижных игр, классных часов, выход на природу.
3 Создание системы работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
Включение в план работы классных руководителей 1-9-х классов раздела “Здоровье и мы”.
Акция «Мы за здоровый образ жизни!» «Все что тебя касается»
3. Месячник правовых знаний и антинаркотической пропаганды. Классные часы: «За шаг до наркотиков», «Мои права и права других людей, мои обязанности».
4. Уборка территории. Операция «Чистый двор». Классные часы о безопасности на дорогах, закаливании, режиме дня и значении оздоровительных мероприятий
Международный день отказа от курения.
Организация спортивных мероприятий:
- первенство по волейболу
- первенство по футболу
- первенство по пионерболу
- первенство по баскетболу
- первенство по армрестлингу
- первенство по лыжным гонкам
Неделя здоровья
|