.
ПАПКА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
______класса ГБОУ СОШ № 191
_______________________________
Ф.И.О. классного руководителя
Содержание папки:
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
2. Данные об учащихся
2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
3.3. Социальный паспорт класса на учебный год
3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
4. Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями
4.4. Циклограмма мероприятий по освоению школьниками образовательных программ
4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся
4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы
4.7. Циклограмма профилактических мероприятий
5. Оперативное планирование.
5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.
6. Организация деятельности.
6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках.
6.2. Учет успеваемости.
6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях.
7. Отчетные и аналитические материалы
8. Приложения
8.1. Протоколы родительских собраний
8.2. Листок учета посещений родительских собраний
Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.
1. Нормативные основы.
Обязанности классного руководителя:
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),
4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),
6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:
- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,
- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,
- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.
2. Данные об учащихся
2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
№
| ФИО
| Адрес
| телефоны
| ФИО родителей
| 1
|
|
|
|
|
2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
№
| ФИО
| Группа здоровья
| Занятия физической культурой и спортом
| Сведения о питании
| 1
|
|
|
|
|
2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.
№
| ФИО
| Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в школе
| Внешкольные формы дополнительного образования
| 1
|
|
|
|
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
№
| ФИО
| Общественное поручение в 1 и 2 полугодии
| Активность в мероприятиях класса
| Активность в общешкольных мероприятиях
| 1
|
|
|
|
|
Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.
3. Основания для определения целей и задач
воспитательной работы с классом.
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
1. История возникновения класса как группы.
2. состав класса, характеристика семей учащихся класса.
3. состояние межличностных отношений в группе учащихся.
3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).
3.2 лидеры группы (количество, направленность).
3.3. учащиеся с высоким статусом в группе.
3.4. учащиеся не принимаемые в группе (причины).
4. Характер образовательной программы.
5. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости).
6. Материальная обеспеченность учебного процесса.
7. Состояние динамика здоровья ребенка.
8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
9. Включение учащихся в дополнительные образовательные программы.
10. Отношения с родителями.
Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.
2.2. Анализ воспитательной работы
за предыдущий год
Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.
2.3. Социальный паспорт _____ класса
на 200__ - 200__ учебный год
классный руководитель ______________________, кабинет № __________,
количество учащихся _____ человек.
| ФИО
| Дата рождения
| Домашний адрес
| Категория семьи
| Родители:
| Жилищные условия
|
| Полная
| Неполная
| Неблагоприят. обст-ка
| Малообеспеченная
| мать
| отец
| Родители -инвалиды
| Родители - безработные
| Воспитывают бабушка, дедушка
| Благоустроенная квартира
| Общежитие
| Частичные удобства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, здесь также формулируются 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.
2.4. Цель и задачи воспитательной работы
классного руководителя:
1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся
_____________________________________________________________
2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями
____________________________________________________________
3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ ___________________________________________________________
4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся __________________________________________________________
5. Цель авторской программы классного руководителя
_____________________________________________________________
6. Задачи в сфере профилактической работы
_____________________________________________________________
После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами школы и прочее.
Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________
В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________
Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________
При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________
Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________
Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни учащихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.
4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению
жизни и здоровья учащихся
Месяц
| Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие
| Задачи
| Сентябрь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Октябрь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ноябрь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Декабрь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Январь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Февраль
|
|
|
|
|
|
|
|
| Март
|
|
|
|
|
|
|
|
| Апрель
|
|
|
|
|
|
|
|
| Май
|
|
|
|
|
|
|
|
| Июнь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.
5. Оперативное планирование
План-сетка воспитательной работы классного руководителя
на ________ месяц 200_ - 200_ уч. год
Недели
|
|
|
|
| Направления и формы работы
| Тематика классного часа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к классным мероприятиям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классные мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к общешкольным мероприятиям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общешкольные мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Индивидуальная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с родителями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.
Шестой раздел – « Организация деятельности» включает сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов учащихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.
Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.
7. Отчетные и аналитические материалы
Отчет о воспитательной работе в классе за четверть
№
|
| Тема
| Задачи
| Сроки
| 1
| Классный час
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Классный час
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Классные мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Классные мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Родительские собрания
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Родительские собрания
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Участие в общешкольных мероприятиях
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Участие в общешкольных мероприятиях
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кроме того, папка классного руководителя может содержать приложения. Например, планы и протоколы родительских собраний, учет посещения. Они могут выглядеть следующим образом.
Краткий план родительского собрания № ____
№
| Этапы, их содержание
| Примечания
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
|
Протокол родительского собрания № _____
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек
|
| Приглашены:
|
|
| Отсутствовали:
|
|
| По теме собрания выступили:
|
|
|
|
| Решение собрание
|
|
|
|
|
|
|
| Классный
| Председатель
| руководитель
| родительского комитета
|
Листок учета посещений родительских собраний
№
| ФИО родителей
| Даты проведения родительских собраний
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе и т.д. |