Взаимодействие ДЮШЦ «Маэстро»
с общеобразовательными учреждениями г. Бердска
Взаимодействие ДЮШЦ «Маэстро» со школами города – сегодня это объективная необходимость.
Важность сотрудничества предопределена общими задачами образовательных учреждений, регламентированные нормативными документами. К их числу относятся:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
2. Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (указ президенте РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.) Шахматное образование обучающихся – важнейшая составляющая образовательного пространства школ. Использование шахмат в качестве модели обучения является одним из инновационных подходов к решению проблемы интеллектуального развития ребенка, так как в них заложен богатейший образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный потенциал. По результатам анкетирования родителей обучающихся «Маэстро» в 2013 году, оно социально востребовано. На вопрос «Нужны ли шахматы школе?» 100% респондентов ответили «Да». Поэтому интеграция общего и дополнительного образования выделена нами в качестве одного из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Шахматный центр «Маэстро» имеет определенный опыт работы по следующим направлениям интеграции:
- создание на базе школ творческих объединений детей;
- создание на базе школы шахматного спортивного класса;
- организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
- организация досуговой деятельности обучающихся.
РОССИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯФЕДЕРАЦИЯ
Областная Федерация по шахматам
Отдел по делам молодежи
Отдел физкультуры и спорта
Управление образования
ДЮШЦ
«МАЭСТРО»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО Спортивный шахматный класс
1. Анализ занятости детей шахматами в школах за период 2012-2013 и 2013-2014 учебный год показывает положительную тенденцию.
Если в прошлом году работали объединения на базе 9 общеобразовательных школ (№№ 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 13, лицей-интернат № 7), в которых занимались 527 обучающихся, то в 2013-2014 учебном году объединения формируются на базе 12 общеобразовательных школ, в т.ч. и в православной гимназии, в которых занимаются 655 обучающихся. На сегодняшний день нет объединений в СОШ № 4, лицее № 6, экономическом лицее. 2. Третий год на базе лицей-интерната № 7 в соответствии с договором реализуется педагогический проект «Специализированный класс по шахматам и шашкам» Участники проекта: обучающиеся 1 В, 2А и 3Г класса (86 чел.), педагоги Тыщенко М.В., Ханин В.М., Лоскутов О.В., Кузнецов Е.М.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию и развитию специальных шахматных, спортивных и личностных качеств обучающихся младшего школьного возраста. Спортивный класс являются совместной формой работы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский шахматный центр «Маэстро» (далее – ДЮШЦ «Маэстро») и муниципального автономного общеобразовательного учреждения школа – интернат «Лицей-интернат №7» (далее - Лицей-интернат №7).
Предусмотренные в Проекте мероприятия способствуют:
- обучению шахматам детей с раннего возраста;
- дальнейшему развитию навыков игры в шахматы и шашки среди учащихся общеобразовательных учреждений;
- получению массовых спортивных разрядов по шахматам учащимися общеобразовательного учреждения.
Проект предусматривает:
- проведение отбора детей в шахматный класс;
- организацию углубленного учебно-тренировочного процесса по шахматам и шашкам во внеурочное время;
- организацию спортивных мероприятий по шахматам и шашкам в ДЮШЦ «Маэстро» (турниры выходного дня, городские, областные, международные спортивные мероприятия);
- участие обучающихся в соревнованиях согласно ежегодному спортивному календарю;
- организация совместных воспитательных мероприятий. Приоритетность данных направлений связана с тем, что намеченные мероприятия дают возможность привлечь учащихся к систематическим занятиям шахматами, совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, обеспечить достойное выступление юных спортсменов города Бердска на соревнованиях различного уровня.
3. Интеграция общего и дополнительного образования становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу Центра пришлось пересмотреть образовательные результаты. В программу внеурочной деятельности был введен оцениваемый параметр «Способность действовать в уме», как универсальное учебное действие. Данная способность представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
В прошедшем учебном году внеурочная деятельность по шахматам осуществлялась 8-ю педагогами в 5-ти общеобразовательных школах с охватом 357 обучающихся:
№ п\п | Общеобразовательная школа | Классы | Кол-во об-ся | Кол-во часов | 1 | МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» | 1-4 | 48 | 8 | 2 | МБОШ-И «Лицей-интернат № 7» | 1-3 | 57 | 8 | 3 | МБОУ СОШ №9 | 1-2 | 51 | 10 | 4 | МБОУ СОШ № 11 | 1-2 | 54 | 10 | 5 | МБОУ СОШ № 12 | 1-2 | 147 | 14 | | Итого | | 357 | | Занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. 4. Досуговая деятельность ДЮШЦ «Маэстро» насыщена соревнованиями, турнирами, различными игровыми программами. В учреждении сложилась система традиционных мероприятий, в которых принимают активное участие и дети, и педагоги, и родители. Об этом свидетельствуют данные за 2012-2013 у.г.
Организация и проведение традиционного Международного детского шахматного фестиваля «Маэстро». Фестиваль является крупнейшим шахматным соревнованием в России. В 2013 году он проводился в 19 раз. Участие на фестивале приняли 428 шахматиста, из них 62 бердских шахматистов и 15 сотрудников ДЮШЦ «Маэстро».
В течение года проводятся популярные блицтурниры:
-«Папа, мама, я – шахматная семья» приняли участие 12 семей,
-«8 марта» - приняли участие 16 девушек и женщин 1 и 2 разрядов,
-«День Защитника Отечества» - участвовали 19 человек 1 и 2 разрядов,
-«Кубок Победы» - приняли участие 39 человек,
- «Памяти В.П. Батанова»- участвовали 20 человек.
Эти турниры интересны тем, что за шахматной доской встречаются люди разных поколений от 7лет и до 80 лет.
Многочисленно проходят сеансы одновременной игры:
- гроссмейстер Юдин Сергей -30 ребят 4, 3, 2 разрядов.
- гроссмейстер Белозеров Андрей - 21человек 1, 2 разрядов.
Особенно популярными стали темпотурниры, посвященные памяти педагогов «Маэстро» и выдающимся шахматистам города Бердска:
-«Памяти К.В.Калиниченко» участвовали 60 шахматистов,
-«Мемориал В.Е.Агафонова» - 43 участника,
-«Памяти Д.Р. Плавских» - 20 команд 107 участников
Темы раскрытые в темпотурнирахинтересны не только детям, но и взрослым.
Еженедельно, в течение учебного года по субботам и воскресеньям проходят турниры «Выходного дня». Здесь ребята могут повысить свою спортивную квалификацию, приобрести опыт. За субботу и воскресенье в турнирах принимают участие до 70 человек.
За 2012-2013 учебный год в таких турнирах поучаствовали более 877 участников. Говоря о реализации данных направлений необходимо остановиться на ресурсах центра:
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса – это 6 образовательных программ, разработанные авторским коллективом; компьютерные шахматные программы, учебно-методические пособия, шахматные диаграммы, видеоуроки гроссмейстеров, цифровые информационные ресурсы по шахматам, педагогике и т.п.;
- педагогический коллектив центра – это 15 педагогов дополнительного образования, 10 человек из которых имею первую и высшую категории
Среди них:
Ученая степень
| КМС
| Мастер ФИДЕ
| Международный
мастер
| Награды
государственные
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
- учебные кабинеты в ДЮШЦ «Маэстро», в лицей-интернате № 7 оборудованы телевизорами. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
- обогатить содержание и формы учебной деятельности;
- сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
- предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
- создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
- решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Для усиления интеграционных процессов планируем оказать методическую помощь учителям начальных классов. Прорабатывается вопрос с кафедрой педагогики и психологии НИПКиПРО о проведении шахматного всеобуча с выдачей сертификата повышения квалификации. И напоследок, стоит помнить, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни. Только при таком подходе в школе действительно будет создано образовательное пространство, где занятия будут приносить ребёнку радость, где он будет успешен! |