Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 209.22 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации26.10.2014
Размер209.22 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
МИнистерство спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург



«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании

Ученого Совета

НГУ им. П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург,

протокол №

от»__» ___________ 2012 г.



«СОГЛАСОВАНО»

проректор по научно-исследовательской работе НГУ им. П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург ______________ С.А. Цветков

_____.___________2012 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 03.03.01. ФИЗИОЛОГИЯ

ОД.А.03 (биологические науки)

Санкт-Петербург
2012

ДИСЦИПЛИНА: ФИЗИОЛОГИЯ

Научная специальность: 03.03.01. физиология (биологические науки)

Цикл дисциплин (по учебному плану): Обязательные дисциплины ОД.А.03

Курс: 2

Трудоёмкость в ЗЕТ: 2

Трудоёмкость в часах: 72
Количество аудиторных часов на дисциплину: 14

В том числе:

Лекции: 6

Практические занятия: 8

Количество часов на самостоятельную работу: 58
Цель: приобрести специальные знания по физиологии, необходимые специалистам высшей квалификации для самостоятельной (в том числе руководящей) научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях физиологии и глубокой специализированной подготовки в области физиологических основ адаптации к физическим нагрузкам, а также к научно-педагогической работе в высших и средних специальных учебных заведениях с различными формами собственности.
Задачи:

- формирование у аспирантов научного мировоззрения;

- углубленная подготовка аспирантов по вопросам общей, спортивной и возрастной физиологии, оценке функционального состояния и работоспособности спортсменов, выявлению особенностей адаптации к физическим нагрузкам в различных климатических условиях и действию неблагоприятных факторов внешней среды (гипер- и гипобарии, гипероксии, гипоксии, гиперкапнии), применение способов сохранения, повышения и восстановления работоспособности спортсменов;

- проведение научно-исследовательской работы и подготовка кандидатской диссертации;

- приобретение навыков выполнения учебной и научно- исследовательской работы в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:

знать:

    • основные теоретические концепции, научные и методологические основы физиологии;

    • функционирование всех систем организма, включая особенности в
      зависимости от возраста и пола;


    • психофизиологическую характеристику спортсменов различных специализаций;

    • основные приоритетные направления научных исследований в изучаемой области НИР;

    • принципы и методы оценки функционального состояния организма
      и работоспособности спортсменов;


    • средства и методы сохранения, повышения и восстановления работоспособности спортсменов;

    • основы организации учебной работы в учебном заведении, формы и виды методической работы;

    • методику проведения различных видов занятий по физиологии;

уметь:

    • использовать методики оценки, диагностики и прогнозирования функционального состояния организма и работоспособности спортсменов на различных этапах деятельности;

    • применять методы сохранения, повышения и восстановления работоспособности спортсменов;

    • использовать методики организации и проведения групповых и индивидуальных обследований;

    • применять методики статистического исследования материалов научных исследований в области физиологии с использованием современных компьютерных технологий;

    • организовывать проведение обследования спортсменов;

    • проводить учебные практические занятия по физиологии.

владеть:

    • знаниями о передовых исследованиях по физиологии за рубежом;

    • новейшими методиками, позволяющими диагностировать функциональное состояние спортсменов.


Распределение часов по темам:
Основное содержание:


Вид учебной работы (трудоёмкость)

Объем часов/зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины

72 / 2 з.е.

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

14

в том числе:




лекции

6

практические занятия

8

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

58

в том числе:




подготовка к сдаче контрольных заданий по темам

8

подготовка реферата

6

изучение тем, вынесенных на самостоятельную подготовку

8

подготовка к сдаче экзамена

36


Содержание по темам:

№ темы

Содержание тем курса

Всего часов

Вид занятия

Лекции

Практи-ческие занятия

СРС

1

Общие закономерности физиологии и ее основные понятия. Физиология возбудимых тканей

10

2




8

2

Регуляция функций в организме

10

2




8

3

Физиология системы крови и кровообращение

14




2

12

4

Физиология дыхания

10




2

8

5

Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии

8




2

6

6

Нервно-мышечный аппарат

10




2

8

7

Физиология произвольных движений, физиологические механизмы компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата

10

2




8



Содержание тем:
Тема 1. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия. Физиология возбудимых тканей.

Предмет, методы исследования и краткая история физиологии. Значение работ отечественных ученых в развитии физиологии. Понятие о живом организме и его свойствах. Клетка как структурная и функциональная единица организма и принцип целостности организма.

Раздражимость как общее свойство живых тканей. Понятие о возбудимых тканях. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей - возбудимость и лабильность. Понятие о пороге возбудимости. Местное (локальное) и распространяющееся возбуждение.

Возникновение возбуждения и его проведение. Морфофункциональная организация мембраны нервных и мышечных клеток. Механизм возникновения и изменения биопотенциала. Распространение (проведение) возбуждения по нервным и мышечным клеткам. Изменение возбудимости мембраны в процессе проведения нервного импульса (абсолютная и относительная рефлекторность).
Тема 2. Регуляция функций в организме.

Основные механизмы регуляции функций - нервная и гуморальная регуляция функций, их особенности.

Основные нервные процессы - возбуждение и торможение. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, части и звенья. Нервный импульс и передача информации от рецепторов в центральную нервную систему.

Понятие о гомеостазе, сдвиги и восстановление при различных состояниях организма и мышечной работе.

Гуморальная регуляция функций в организме. Общая характеристика эндокринной системы. Общие свойства желез внутренней секреции. Понятие о гормонах, особенности строения и механизмы действия. Значение гипоталамуса и его связь с гипофизом. Тропные гормоны гипофиза. Функции надпочечников. Гормоны коркового слоя надпочечников, их значение для повышения работоспособности и устойчивости к неблагоприятным условиям среды. Гормоны мозгового слоя надпочечников - катехоламины, их влияние на различные органы и системы организма, адаптация к напряженным условиям деятельности, физическим и психическим стрессам.

Функции щитовидной железы, значение ее гормонов для роста и развития организма. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы.

Значение вилочковой железы для обеспечения иммунитета в организме.

Функции половых желез в мужском и женском организме.

Изменение эндокринных функций при различных состояниях организма, Понятие о стрессе, общем адаптационном синдроме и его стадиях (Г. Селье).

Значение в приспособительных реакциях основных адаптационных систем организма - симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой. Особенности деятельности эндокринной системы при мышечной работе.
Тема 3. Физиология системы крови и кровообращение.

Кровь как внутренняя среда организма, понятие о системе крови. Состав, объем и функции крови. Количество и функции эритроцитов. Гемоглобин, его свойства и значение.

Количество, разновидности и функции лейкоцитов. Роль лейкоцитов в иммунных реакциях организма. Количество и функции тромбоцитов. Свертывание крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови (вязкость, осмотическое давление, кислотно-щелочное состояние, буферные системы крови). Группы крови, переливание крови. Регуляция системы крови.

Сердце, его строение, проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы (возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия). Абсолютная и относительная рефрактерность сердечной мышцы. Регистрация электрокардиограммы (ЭКГ), ее основные компоненты. Показатели работы сердца - частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический (ударный) и минутный объемы крови.

Факторы, определяющие движение крови по сосудам (гемодинамику). Объемная и линейная скорость кровотока в различных отделах кровеносной системы. Факторы, создающие кровяное давлении, его величина в различных отделах кровеносной системы. Систолическое (максимальное) и диастоличе-ское (минимальное) артериальное давление, методы его измерения и величины.

Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и просвета сосудов.
Тема 4. Физиология дыхания.

Различные этапы процесса дыхания в организме. Внешнее дыхание - газообмен между легкими и окружающей средой. Механизм вдоха и выдоха, роль плевральной полости. Дыхательные емкости и объемы. Жизненная емкость легких, ее компоненты (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха). Основные показатели легочной вентиляции - глубина вдоха, частота дыхания, минутный объем дыхания.

Обмен газами в легких и перенос газов кровью. Кривая диссоциации ок-сигемоглобина. Обмен газами между кровью и тканями. Артериовенозная разность по кислороду и коэффициент утилизации кислорода тканью.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
Тема 5. Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии.

Общая характеристика пищеварительных процессов и их роль в жизнедеятельности организма. Значение работ И.П. Павлова в исследовании процессов пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости, слюноотделение и его регуляция. Пищеварение в желудке. Желудочный сок, его состав и фазы секреции. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав кишечного сока и сока поджелудочной железы. Роль печени в пищеварении. Желчь, ее состав и значение в пищеварении. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Процессы всасывания в пищеварительном тракте.

Общая характеристика и значение процессов обмена веществ (анаболизм и катаболизм, аэробный и анаэробный катаболизм).

Обмен белков, путь белков в организме. Полноценные и неполноценные белки. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Переработка аминокислот в печени. Пластическая и энергетическая функции белков. Азотистое равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс.

Обмен углеводов, их путь в организме. Значение углеводов как основных источников энергии. Состояние гипогликемии и гипергликемии, глюконеоге-нез.

Обмен липидов, их путь в организме. Пластическое и энергетическое значение липидов в организме. Водно-солевой обмен в организме. Витамины, их значение в жизнедеятельности организма.

Методы изучения обмена энергии - прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен, его величина и условия его исследования. Энерготраты в покое и при различных видах труда. Регуляция обмена веществ и энергии.
Тема 6. Нервно-мышечный аппарат.

Функциональная организация скелетных мышц. Двигательные единицы, как функциональные единицы нервно-мышечного аппарата. Большие и малые двигательные единицы скелетных мышц, особенности их функций. Морфофункциональная организация мышечного волокна. Характеристика сократительных белков - актина и миозина, их взаимодействие при сокращении мышцы, роль в этом процессе ионов кальция. Расслабление мышечного волокна.

Одиночное и тетаническое сокращение мышечного волокна. Значение частоты нервных импульсов для развития различных форм механической реакции мышечного волокна. Сокращение целой мышцы. Особенности режимов деятельности отдельных двигательные единицы при кратковременных мощных усилиях и длительной малоинтенсивной работе. Регистрация электрической активности целой мышцы - электромиограммы и потенциалов действия отдельных двигательных единиц у человека. Особенности электромиограммы статических напряжениях и динамической работе, изменения электромиограммы при нарастании мощности работы и при утомлении. Значение многоканальной регистрации электромиограммы спортсмена для оценки освоения техники спортивных упражнений.

Морфофункциональные основы развития мышечной силы. Значение строения мышцы, роль анатомического и физиологического поперечника, исходной длины мышцы, состава (композиции) скелетных мышц. Биохимические и физиологические особенности медленных и быстрых мышечных волокон. Различные их соотношения в одних и тех же мышцах у различных людей как генетические особенности индивидов. Зависимость силы мышцы от характера нервных влияний - повышение числа активных двигательных единиц, синхронизация их деятельности, переход от одиночных сокращений к тетанусу при увеличении частоты нервных импульсов. Соотношение силы и скорости мышечного сокращения.

Особенности механической работы мышц в различных режимах (изотоническом, изометрическом, ауксотоническом). Закон средних нагрузок и среднего темпа движений. Энергетика мышечного сокращения - превращение химической энергии в механическую.
Тема 7. Физиология произвольных движений, физиологические механизмы компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата.

Движения произвольные и непроизвольные. Многоуровневая функциональная система управления движениями. Афферентный синтез, роль мотивации, памяти, оценки афферентной информации. Принятие решения о целях и задачах действия как центральный момент деятельности функциональной системы. Формирование представления об ожидаемом результате как опережающее отражение действительности. Программирование произвольных движений. Роль обратных связей и коррекция моторных программ.

Рефлекторное кольцевое регулирование как деятельность филогенетически более древней замкнутой системы регулирования поз и длительных произвольных движений. Программное управление (механизм центральных команд) как эволюционно молодой механизм регулирования кратковременных движений (прыжков, бросков, метаний, ударов).

Три основных функциональных блока мозга. Функции I блока - регуляции уровня бодрствования. Роль неспецифических отделов нервной системы в работе этого блока. Функции II блока - приема, переработки и хранения информации. Роль сенсорных систем в работе этого блока, значение третичных нижнетеменных областей коры больших полушарий как высшего отдела этого блока. Функции III блока - программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения. Роль моторной системы в работе этого блока, и значение переднелобных третичных областей коры как высшего отдела этого блока.

Роль различных отделов центральной нервной системы в регуляции познотонических реакций. Мышечный тонус как рефлекторный акт, осуществляемый спинным мозгом. Сухожильные и миотонические рефлексы активного противодействия растяжению мышцы. Механизмы гамма-регуляции тонуса скелетных мышц. Значение в регуляции тонуса мышц медленной части пирамидного тракта и различных структур экстрапирамидной системы (подкорковые ядра, красные ядра и черная субстанция среднего мозга, мозжечок, ретикулярная формация ствола мозга, вестибулярные ядра продолговатого мозга). Высший корковый контроль тонической активности мышц. Корковые нейроны положения и движения. Рефлексы поддержания позы, осуществляемые продолговатым и средним мозгом: статические (шейные, лабиринтные, выпрямительные) и статокинетические.

Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений. Элементарные рефлексы спинного мозга (рефлексы на растяжение, кожные сгибательные, разги-бательный рефлекс давления на опору, перекрестные рефлексы, реципрокная иннервация мышц антагонистов, ритмические рефлексы, питательные). Роль «локомоторной области» среднего мозга в обеспечении примитивной формы локомоций. Значение мозжечка для согласования позных реакций и движений, адаптации моторных программ к изменениям ситуации. Поддержание темпа ритмических движений с участием мозжечка, ретикулярной формации, подкорковых ядер, премоторной области коры. Роль различных отделов коры больших полушарий в организации двигательных актов. Особое значение функций переднелобных ее отделов и механизма речевой регуляции движений.

Вопросы для самостоятельной работы аспирантов:

  1. Кровь как внутренняя среда организма. Перераспределение крови при мышечной работе.

  2. Плазма крови, ее состав, физико-химические свойства крови (осмотическое давление, рН и др.) и их значение при мышечной деятельности.

  3. Эритроциты. Их количество в крови человека и функции. Изменение количества эритроцитов при мышечной деятельности и пребывании в высокогорье.

  4. Лейкоциты. Их количество в крови человека и функции. Разновидности лейкоцитов и их изменение при мышечной работе.

  5. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия сердца.

  6. Электрические явления в сердечной мышце. Электрокардиограмма и ее основные показатели. Изменение показателей ЭКГ при мышечной деятельности.

  7. Систолический, резервный и остаточный объемы крови в желудочках. Минутный объем крови. Изменение этих показателей при мышечной деятельности.

  8. Частота сердечных сокращений в покое. Методики исследования этого показателя и его изменения при мышечной работе.

  9. Артериальное давление и факторы, его определяющие. Методики измерения артериального давления, его изменение при физических нагрузках.

  10. Давление крови и скорость кровотока в разных отделах сосудистой системы. Объемная и линейная скорость кровотока. Время кругооборота крови.

  11. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и просвета сосудов.

  12. Минутный объем, частота и глубина дыхания в состоянии покоя. Их изменение при динамической и статической работе.

  13. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

  14. Общая емкость легких. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) -дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха. Изменения ЖЕЛ в процессе тренировки.

  15. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль поджелудочной железы и желчи.

  16. Печень и ее функции, их изменение при мышечной работе.

  17. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Изменения в процессе пищеварения при мышечной деятельности.

  18. Основной обмен энергии, методики его определения. Изменение основного обмена в процессе тренировки.

  19. Расход энергии в состоянии покоя и при разных видах спортивной и трудовой деятельности.

  20. Белковый обмен в организме и его регуляция. Биологическая ценность белков. Азотистый баланс.

  21. Углеводный обмен в организме и его регуляция. Значение углеводов при мышечной деятельности.

  22. Обмен липидов в организме. Значение жиров в энергообеспечении двигательной деятельности.

  23. Функции почек. Механизм мочеобразования. Влияние мышечной работы на мочеобразование.

  24. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Особенности терморегуляции при мышечной деятельности.

  25. Гормоны гипофиза. Их значение для роста, жизнедеятельности организма и при стрессовых ситуациях.

  26. Гормоны щитовидной железы. Их значение для роста и развития организма.

  27. Гормоны мозгового и коркового слоя надпочечников. Их роль при мышечной деятельности и в повышении устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

  28. Гормоны поджелудочной железы. Их значение в углеводном и жировом обмене.

  29. Электрические процессы в мышце в состоянии покоя и при возбуждении. Методы регистрации электрических потенциалов мышц. Электромиограмма.

  30. Нервно-мышечные синапсы. Механизмы проведения возбуждения через синапсы.

  31. Механизмы мышечного сокращения. Одиночное и тетапическое сокращение мышечных волокон. Сокращение целой мышцы.

  32. Работа мышцы, значение темпа движений и величины поднимаемого груза. Закон средних нагрузок. Коэффициент полезного действия мышц.

  33. Изотонический, изометрический и ауксотонический режимы мышечной активности.

  34. Нервная клетка и ее функции, разновидности нервных клеток (афферентные, эфферентные, вставочные). Рефлекс, рефлекторная дуга, обратные связи.

  35. Особенности проведения нервных импульсов через синапсы (одностороннее проведение, замедление, суммация, трансформация ритма и др.).

  36. Процессы торможения в центральной нервной системе. Тормозные нервные клетки. Их роль в координации мышц-антагонистов, в избирательном приеме афферентной импульсации.

  37. Функции спинного и продолговатого мозга. Их роль в регуляции тонуса мышц и элементарных двигательных рефлексов.

  38. Средний мозг. Его значение для регуляции мышечного тонуса. Статокинетические и статические рефлексы.

  39. Мозжечок. Его функции и значение при мышечной деятельности.

  40. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области. Их роль в организации сложных форм деятельности.

  41. Кора больших полушарий головного мозга. Особенности ее строения, функции и методы исследования.

  42. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Его роль в регуляции деятельности сердца и пищеварительных органов.

  43. Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Его роль в регуляции различных функций органов. Влияние симпатических нервов на работоспособность скелетных мышц.

  44. Условные и безусловные рефлексы. Виды условных рефлексов, их значение в спорте. Условные рефлексы второй сигнальной системы у человека.

  45. Формирование динамических стереотипов в процессе тренировки. Их роль при занятиях различными видами спорта. Значение типологических особенностей человека при занятиях спортом.

  46. Фоторецепторы сетчатой оболочки глаза (палочки и колбочки) и их функции. Адаптация глаза к свету и темноте. Цветоразличение.

  47. Аккомодация глаза. Острота и поля зрения. Их значение при некоторых видах спортивной деятельности.

  48. Вестибулярная сенсорная система. Строение и функция преддверия и полукружных каналов. Значение их функции при спортивной деятельности.

  49. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Значение слуховой сенсорной системы при спортивной деятельности.

  50. Двигательная сенсорная система, ее строение и функции проприорецепторов. Значение двигательной сенсорной системы при занятиях физическими упражнениями.

  51. Сердечный цикл и его фазы. Изменение сердечного цикла при мышечной деятельности и под влиянием спортивной тренировки.


Аттестация:
а) Текущая аттестация:

- устный контроль (устный опрос, выступление с докладом, защита рефератов);

- письменный контроль (тест, контрольная работа, решение творческих задач и ситуационных задач, разработка проекта);

- практический контроль;

периодический контроль (промежуточная аттестация) - один раз в два месяца;
б) Итоговая аттестация

Изучение дисциплины завершается сдачей кандидатского экзамена.

Оценочные средства (вопросы для зачета или экзамена):


  1. Значение физиологии для теории и практики физической культуры и спорта.

  2. Кровь как внутренняя среда организма.

  3. Морфологический состав крови.

  4. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма крови.

  5. Физиология сердца.

  6. Артериальное давление в покое и при физической нагрузке.

  7. Регуляция кровообращения.

  8. Показатели внешнего дыхания.

  9. Физиологические основы терморегуляции.

  10. Физиология возбудимых тканей.

  11. Основные функции ЦНС. Общие свойства сенсорных систем.

  12. Устойчивость вестибулярного анализатора.

  13. Высшая нервная деятельность.

  14. Методики оценки различных видов памяти.

  15. Функции желез внутренней секреции.

  16. Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии.

  17. Физиологические основы восстановления.

  18. Исследование показателей аэробных и анаэробных возможностей организма.

  19. Срочная и долговременная адаптация.

  20. Функциональная система адаптации.

  21. Общие физиологические закономерности роста и развития организма.

  22. Теории старения организма и особенности реакции организма лиц пожилого возраста на физические нагрузки.

  23. Адаптация организма к повышенному барометрическому давлению.

  24. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур.



Учебно-методическое обеспечение:

А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Здоровье как национальное достояние. Коллективная монография. Издание2-е, переработанное и дополненное.-Екатеринбург, 2011.-742с.

  2. Самсонова А. В. Гипертрофия скелетных мышц человека : монография / А. В. Самсонова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.: [б. и.], 2011.-203 с. Ил.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.И. Тхоревского. — М.: Физкультура, образование и наука, 2001. — 492 с.

  2. Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональных резервов. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2002.- 34 с.

  3. Левшин И.В., Солодков А.С., Макаров Ю.М., Поликарпочкин А.Н. Функциональные состояния в спорте // Теория и практика физ. культуры.-№6.-2013.-С.71-75.

  4. Селиверстова В.В. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие: / В.В. Селиверстова; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 153 с.

  5. Селиверстова В.В. Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А. Шансков; Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2011. – 72 с.

  6. Солодов А.С. , Левшин И.В. Кафедра физиологии университета и научно-педагогические школы.- Научно-педагогические школы университета.-Научные труды 2013 г.- СПб.- 2013.- С. 98-104.

  7. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 216 с.

  8. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 187 с.

  9. Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2011 г. / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.-СПб.: [б.и.], 2012.-180с.

  10. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский Спорт, 2010. - 620 с.

  11. Селиверстова В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д. С. Мельников, Национальный гос ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб: [б.и.], 2010. – 81 с.

  12. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учеб. пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А.С. Солодкова. – М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.

В. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://elibrary.ru/defaultx.asp

  2. http://lesgaft.spb.ru/136

  3. http://lesgaft.spb.ru/3643

  4. http://www.teoriya.ru/ru/taxonomy/term/3


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 15 от 26.06.12 года.

Автор-составитель программы – старший преподаватель Кудрявцева Н.В.


Заведующий кафедрой

доктор медицинских наук, профессор И.В. Левшин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск