Скачать 209.22 Kb.
|
МИнистерство спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 03.03.01. ФИЗИОЛОГИЯ ОД.А.03 (биологические науки) Санкт-Петербург 2012 ДИСЦИПЛИНА: ФИЗИОЛОГИЯ Научная специальность: 03.03.01. физиология (биологические науки) Цикл дисциплин (по учебному плану): Обязательные дисциплины ОД.А.03 Курс: 2 Трудоёмкость в ЗЕТ: 2 Трудоёмкость в часах: 72 Количество аудиторных часов на дисциплину: 14 В том числе: Лекции: 6 Практические занятия: 8 Количество часов на самостоятельную работу: 58 Цель: приобрести специальные знания по физиологии, необходимые специалистам высшей квалификации для самостоятельной (в том числе руководящей) научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях физиологии и глубокой специализированной подготовки в области физиологических основ адаптации к физическим нагрузкам, а также к научно-педагогической работе в высших и средних специальных учебных заведениях с различными формами собственности. Задачи: - формирование у аспирантов научного мировоззрения; - углубленная подготовка аспирантов по вопросам общей, спортивной и возрастной физиологии, оценке функционального состояния и работоспособности спортсменов, выявлению особенностей адаптации к физическим нагрузкам в различных климатических условиях и действию неблагоприятных факторов внешней среды (гипер- и гипобарии, гипероксии, гипоксии, гиперкапнии), применение способов сохранения, повышения и восстановления работоспособности спортсменов; - проведение научно-исследовательской работы и подготовка кандидатской диссертации; - приобретение навыков выполнения учебной и научно- исследовательской работы в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. В результате изучения дисциплины аспиранты должны: знать:
уметь:
владеть:
Распределение часов по темам: Основное содержание:
Содержание по темам:
Содержание тем: Тема 1. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия. Физиология возбудимых тканей. Предмет, методы исследования и краткая история физиологии. Значение работ отечественных ученых в развитии физиологии. Понятие о живом организме и его свойствах. Клетка как структурная и функциональная единица организма и принцип целостности организма. Раздражимость как общее свойство живых тканей. Понятие о возбудимых тканях. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей - возбудимость и лабильность. Понятие о пороге возбудимости. Местное (локальное) и распространяющееся возбуждение. Возникновение возбуждения и его проведение. Морфофункциональная организация мембраны нервных и мышечных клеток. Механизм возникновения и изменения биопотенциала. Распространение (проведение) возбуждения по нервным и мышечным клеткам. Изменение возбудимости мембраны в процессе проведения нервного импульса (абсолютная и относительная рефлекторность). Тема 2. Регуляция функций в организме. Основные механизмы регуляции функций - нервная и гуморальная регуляция функций, их особенности. Основные нервные процессы - возбуждение и торможение. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, части и звенья. Нервный импульс и передача информации от рецепторов в центральную нервную систему. Понятие о гомеостазе, сдвиги и восстановление при различных состояниях организма и мышечной работе. Гуморальная регуляция функций в организме. Общая характеристика эндокринной системы. Общие свойства желез внутренней секреции. Понятие о гормонах, особенности строения и механизмы действия. Значение гипоталамуса и его связь с гипофизом. Тропные гормоны гипофиза. Функции надпочечников. Гормоны коркового слоя надпочечников, их значение для повышения работоспособности и устойчивости к неблагоприятным условиям среды. Гормоны мозгового слоя надпочечников - катехоламины, их влияние на различные органы и системы организма, адаптация к напряженным условиям деятельности, физическим и психическим стрессам. Функции щитовидной железы, значение ее гормонов для роста и развития организма. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Значение вилочковой железы для обеспечения иммунитета в организме. Функции половых желез в мужском и женском организме. Изменение эндокринных функций при различных состояниях организма, Понятие о стрессе, общем адаптационном синдроме и его стадиях (Г. Селье). Значение в приспособительных реакциях основных адаптационных систем организма - симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой. Особенности деятельности эндокринной системы при мышечной работе. Тема 3. Физиология системы крови и кровообращение. Кровь как внутренняя среда организма, понятие о системе крови. Состав, объем и функции крови. Количество и функции эритроцитов. Гемоглобин, его свойства и значение. Количество, разновидности и функции лейкоцитов. Роль лейкоцитов в иммунных реакциях организма. Количество и функции тромбоцитов. Свертывание крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови (вязкость, осмотическое давление, кислотно-щелочное состояние, буферные системы крови). Группы крови, переливание крови. Регуляция системы крови. Сердце, его строение, проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы (возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия). Абсолютная и относительная рефрактерность сердечной мышцы. Регистрация электрокардиограммы (ЭКГ), ее основные компоненты. Показатели работы сердца - частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический (ударный) и минутный объемы крови. Факторы, определяющие движение крови по сосудам (гемодинамику). Объемная и линейная скорость кровотока в различных отделах кровеносной системы. Факторы, создающие кровяное давлении, его величина в различных отделах кровеносной системы. Систолическое (максимальное) и диастоличе-ское (минимальное) артериальное давление, методы его измерения и величины. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и просвета сосудов. Тема 4. Физиология дыхания. Различные этапы процесса дыхания в организме. Внешнее дыхание - газообмен между легкими и окружающей средой. Механизм вдоха и выдоха, роль плевральной полости. Дыхательные емкости и объемы. Жизненная емкость легких, ее компоненты (дыхательный объем, резервные объемы вдоха и выдоха). Основные показатели легочной вентиляции - глубина вдоха, частота дыхания, минутный объем дыхания. Обмен газами в легких и перенос газов кровью. Кривая диссоциации ок-сигемоглобина. Обмен газами между кровью и тканями. Артериовенозная разность по кислороду и коэффициент утилизации кислорода тканью. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Тема 5. Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии. Общая характеристика пищеварительных процессов и их роль в жизнедеятельности организма. Значение работ И.П. Павлова в исследовании процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, слюноотделение и его регуляция. Пищеварение в желудке. Желудочный сок, его состав и фазы секреции. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав кишечного сока и сока поджелудочной железы. Роль печени в пищеварении. Желчь, ее состав и значение в пищеварении. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Процессы всасывания в пищеварительном тракте. Общая характеристика и значение процессов обмена веществ (анаболизм и катаболизм, аэробный и анаэробный катаболизм). Обмен белков, путь белков в организме. Полноценные и неполноценные белки. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Переработка аминокислот в печени. Пластическая и энергетическая функции белков. Азотистое равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс. Обмен углеводов, их путь в организме. Значение углеводов как основных источников энергии. Состояние гипогликемии и гипергликемии, глюконеоге-нез. Обмен липидов, их путь в организме. Пластическое и энергетическое значение липидов в организме. Водно-солевой обмен в организме. Витамины, их значение в жизнедеятельности организма. Методы изучения обмена энергии - прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен, его величина и условия его исследования. Энерготраты в покое и при различных видах труда. Регуляция обмена веществ и энергии. Тема 6. Нервно-мышечный аппарат. Функциональная организация скелетных мышц. Двигательные единицы, как функциональные единицы нервно-мышечного аппарата. Большие и малые двигательные единицы скелетных мышц, особенности их функций. Морфофункциональная организация мышечного волокна. Характеристика сократительных белков - актина и миозина, их взаимодействие при сокращении мышцы, роль в этом процессе ионов кальция. Расслабление мышечного волокна. Одиночное и тетаническое сокращение мышечного волокна. Значение частоты нервных импульсов для развития различных форм механической реакции мышечного волокна. Сокращение целой мышцы. Особенности режимов деятельности отдельных двигательные единицы при кратковременных мощных усилиях и длительной малоинтенсивной работе. Регистрация электрической активности целой мышцы - электромиограммы и потенциалов действия отдельных двигательных единиц у человека. Особенности электромиограммы статических напряжениях и динамической работе, изменения электромиограммы при нарастании мощности работы и при утомлении. Значение многоканальной регистрации электромиограммы спортсмена для оценки освоения техники спортивных упражнений. Морфофункциональные основы развития мышечной силы. Значение строения мышцы, роль анатомического и физиологического поперечника, исходной длины мышцы, состава (композиции) скелетных мышц. Биохимические и физиологические особенности медленных и быстрых мышечных волокон. Различные их соотношения в одних и тех же мышцах у различных людей как генетические особенности индивидов. Зависимость силы мышцы от характера нервных влияний - повышение числа активных двигательных единиц, синхронизация их деятельности, переход от одиночных сокращений к тетанусу при увеличении частоты нервных импульсов. Соотношение силы и скорости мышечного сокращения. Особенности механической работы мышц в различных режимах (изотоническом, изометрическом, ауксотоническом). Закон средних нагрузок и среднего темпа движений. Энергетика мышечного сокращения - превращение химической энергии в механическую. Тема 7. Физиология произвольных движений, физиологические механизмы компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата. Движения произвольные и непроизвольные. Многоуровневая функциональная система управления движениями. Афферентный синтез, роль мотивации, памяти, оценки афферентной информации. Принятие решения о целях и задачах действия как центральный момент деятельности функциональной системы. Формирование представления об ожидаемом результате как опережающее отражение действительности. Программирование произвольных движений. Роль обратных связей и коррекция моторных программ. Рефлекторное кольцевое регулирование как деятельность филогенетически более древней замкнутой системы регулирования поз и длительных произвольных движений. Программное управление (механизм центральных команд) как эволюционно молодой механизм регулирования кратковременных движений (прыжков, бросков, метаний, ударов). Три основных функциональных блока мозга. Функции I блока - регуляции уровня бодрствования. Роль неспецифических отделов нервной системы в работе этого блока. Функции II блока - приема, переработки и хранения информации. Роль сенсорных систем в работе этого блока, значение третичных нижнетеменных областей коры больших полушарий как высшего отдела этого блока. Функции III блока - программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения. Роль моторной системы в работе этого блока, и значение переднелобных третичных областей коры как высшего отдела этого блока. Роль различных отделов центральной нервной системы в регуляции познотонических реакций. Мышечный тонус как рефлекторный акт, осуществляемый спинным мозгом. Сухожильные и миотонические рефлексы активного противодействия растяжению мышцы. Механизмы гамма-регуляции тонуса скелетных мышц. Значение в регуляции тонуса мышц медленной части пирамидного тракта и различных структур экстрапирамидной системы (подкорковые ядра, красные ядра и черная субстанция среднего мозга, мозжечок, ретикулярная формация ствола мозга, вестибулярные ядра продолговатого мозга). Высший корковый контроль тонической активности мышц. Корковые нейроны положения и движения. Рефлексы поддержания позы, осуществляемые продолговатым и средним мозгом: статические (шейные, лабиринтные, выпрямительные) и статокинетические. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений. Элементарные рефлексы спинного мозга (рефлексы на растяжение, кожные сгибательные, разги-бательный рефлекс давления на опору, перекрестные рефлексы, реципрокная иннервация мышц антагонистов, ритмические рефлексы, питательные). Роль «локомоторной области» среднего мозга в обеспечении примитивной формы локомоций. Значение мозжечка для согласования позных реакций и движений, адаптации моторных программ к изменениям ситуации. Поддержание темпа ритмических движений с участием мозжечка, ретикулярной формации, подкорковых ядер, премоторной области коры. Роль различных отделов коры больших полушарий в организации двигательных актов. Особое значение функций переднелобных ее отделов и механизма речевой регуляции движений. Вопросы для самостоятельной работы аспирантов:
Аттестация: а) Текущая аттестация: - устный контроль (устный опрос, выступление с докладом, защита рефератов); - письменный контроль (тест, контрольная работа, решение творческих задач и ситуационных задач, разработка проекта); - практический контроль; периодический контроль (промежуточная аттестация) - один раз в два месяца; б) Итоговая аттестация Изучение дисциплины завершается сдачей кандидатского экзамена. Оценочные средства (вопросы для зачета или экзамена):
Учебно-методическое обеспечение: А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 15 от 26.06.12 года. Автор-составитель программы – старший преподаватель Кудрявцева Н.В. Заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор И.В. Левшин. |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |