Скачать 1.06 Mb.
|
Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России Содержание I. Общие положения 1. Общие положения _______________________________________________4
транспортной безопасности __________________________________6
1.5. Нормативно-правовые основы ________________________________18 II. Исходное состояние в области транспортной безопасности 2. Современное состояние уровня и обеспечения транспортной безопасности _____________________________________________________19
3. Угрозы транспортной безопасности __________________________________30
III. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности 4. Основные целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности ______________________________________________________44
безопасности_______________________________________________44
4.6. Международное сотрудничество _______________________________54
5.1. Финансовое обеспечение транспортной безопасности _____________56 5.2. Кадровое обеспечение транспортной безопасности _______________61 5.3. Информационное обеспечение транспортной безопасности ________61 5.4. Материальное и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности ___________________________________63
в кризисных ситуациях _______________________________________64 6. Общегосударственная система управления обеспечением транспортной безопасности _____________________________________________________64 6.1. Организация и структура общегосударственной системы _________64 6.2. Основные функции субъектов и объектов управления ____________68 6.3. Разделение функций между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, федеральными службами, агентствами и территориальными органами___________77 6.4. Ответственность за обеспечение транспортной безопасности ______82 IV. Программа действий 7. Программа действий по реализации Концепции ________________________84 7.1. Основные виды целевых программ и планов ____________________84 7.2. Основные программные мероприятия обеспечения транспортной безопасности ______________________________________________85 7.3. Основные этапы реализации программных мероприятий _________89 7.4 Нормативно-правовое обеспечение реализации программных мероприятий ______________________________________________90 1.Общие положения 1.1.Статус и распорядительный мандат Концепции Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности является основным (исходным) государственным доктринальным и управленческим документом, определяющим содержание государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, программы ее реализации, формирующим и приводящим в действие механизм исполнения. Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности (далее Концепция) утверждается Указом Президента РФ, в силу этого является нормативно-правовым актом и обязательна для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, включая нерезидентов, как на территории Российской Федерации, так и на борту транспортных средств в условиях действия российской юрисдикции. Конституция Российской Федерации дает полные основания и обязывает к государственно – управленческой деятельности по обеспечению транспортной безопасности в Российской Федерации. Статья 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации экономическое развитие, федеральный транспорт и пути сообщения, оборону и безопасность. Статья 72 Конституции относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечение правопорядка, общественной безопасности, экологической безопасности, борьбу с катастрофами и ликвидацию их последствий, в том числе в области транспортной деятельности. Концепция определяет цели, задачи, принципы, ресурсные источники, основные мероприятия обеспечения транспортной безопасности и их временные рамки, устанавливает единый понятийный и терминологический аппарат в области транспортной безопасности, направлена на формирование системы (структура органов и организаций и их полномочия) обеспечения транспортной безопасности. Концепция периодически корректируется, не реже чем один раз в 5 лет, путем издания соответствующего Указа Президента РФ. Основаниями для корректировки Концепции являются данные мониторинга уровня транспортной безопасности, проводимого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и выводы и положения подготавливаемого им ежегодного Доклада о транспортной безопасности. Концепция согласуется с государственными документами более общего характера в области безопасности, транспортной политики и иными:
Вопросы по предмету Концепции в соответствии со степенью их актуальности отражаются в ежегодном послании Президента РФ Парламенту - Федеральному собранию РФ и в части ресурсного обеспечения транспортной безопасности в ежегодном бюджетном послании Президента РФ. Во исполнение Концепции и утверждающего или корректирующего ее Указа Президента РФ издается Постановление Правительства РФ, формируются (корректируются) планы действий специально уполномоченного и имеющих отношение других федеральных органов исполнительной власти, иные координирующие и программные документы, планы готовности всех уровней. Концепция исходит из фактического уровня транспортной безопасности, устанавливает ее целевой уровень, сроки его достижения и определяет основные требования к программе действий в рамках государственного управления. Целью Концепции является определение содержания государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, программы ее реализации и формирование и приведение в действие механизма ее исполнения. Целью государственной политики в области транспортной безопасности является обеспечение национальной безопасности и реализация национальных интересов при транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращение (минимизация) вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенационального экономического ущерба при транспортной деятельности. 1.2.Основные определения, понятия и принципы Соотношение и взаимодействие основных понятий в сфере государственной политики обеспечения транспортной безопасности показано на рис.1. Транспортная безопасность – состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности. Транспортная система Российской Федерации – совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг. негативные воздействия ( Ценности угрозы транспортной безопасности) Цель транспортный комплекс жизнь здоровье имущество экология экономический успех Национальная безопасность Национальные интересы позитивные воздействия – управление (факторы транспортной безопасности) транспортная деятельность СОСТОЯНИЕ Рис.1. Пространство государственной политики обеспечения транспортной безопасности Транспортная деятельность – управление, организация и перемещение пассажиров и/или грузов. Транспортная инфраструктура – совокупность транспортных объектов, органов и систем непосредственного управления процессом перемещения пассажиров и грузов. Транспортный объект – имущественный комплекс (здания, сооружения, оборудование, земельные участки, иные объекты недвижимости), используемый для выполнения той или иной операции (совокупности операций) в процессе перемещения пассажиров и грузов. Транспортное средство – техническое устройство, управляемое экипажем, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов. Объекты транспортной безопасности - транспортные инфраструктуры, транспортные объекты, транспортные средства, пути сообщения. Непрерывность обеспечения транспортной безопасности - выявление всех производимых в ходе транспортной деятельности операций, использующихся уровней управления, физических участков, определение мер транспортной безопасности для каждого из них, а также мероприятий по согласованию указанных мер на границах упомянутых операций, уровней, участков. Потребитель транспортных услуг – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перемещении пассажиров и грузов и заключившее с этой целью договор с хозяйствующим субъектом в области транспортной деятельности. Уровень транспортной безопасности – количественные показатели аварийности и ущерба по видам транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности в транспортной системе РФ. Ресурсное обеспечение транспортной безопасности – определение источников и реализация процедур: финансирования, подготовки кадров, информационного, материально-технического, научно-технического, нормативно-правового обеспечения мероприятий по повышению уровня транспортной безопасности. Угроза транспортной безопасности – условия, обстоятельства и причины, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов Российской Федерации в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональному экономическому ущербу при транспортной деятельности. Факторы транспортной безопасности - условия, обстоятельства и причины, управленческая деятельность, ведущие к повышению уровня транспортной безопасности. Категорирование – присвоение объектам транспортной безопасности условного индекса для характеристики степени их уязвимости в отношении угроз транспортной безопасности. Категория - условный индекс, характеризующий степень уязвимости объекта транспортной безопасности в отношении угроз транспортной безопасности. Доклад о транспортной безопасности – сводный документ, ежегодно подготавливаемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащий сведения об уровне транспортной безопасности, тенденциях его развития, новых явлениях и иных факторах, требующих реагирования и подготовки соответствующих решений. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за уровень транспортной безопасности в Российской Федерации, координирующий деятельность прочих органов и организаций в области обеспечения транспортной безопасности, реализующий принцип единоответственности. Пути сообщения – искусственные сооружения или участки природной среды, использующиеся для перемещения транспортных средств. Экипаж – физические лица (лицо), управляющие движением транспортного средства, обслуживающие его и находящиеся на его борту. Специальные мероприятия – действия, предусмотренные планом готовности или вызванные текущей необходимостью в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий. Специальные средства – технические устройства и приспособления, предназначенные для предотвращения (минимизации) ущерба здоровью и жизни пассажиров и экипажа, противодействия кризисным ситуациям на транспорте, проблемным пассажирам при транспортной деятельности и спасании, входящие в обязательное укомплектование транспортных объектов и транспортных средств. Кризисная ситуация на транспорте – совокупность обстоятельств, характеризующих условия транспортной деятельности в данном конкретном случае, существующих с момента регистрации уполномоченным лицом нарушения соответствующих установленных требований, норм и правил в области транспортной деятельности. План готовности – письменный документ, утвержденный уполномоченным органом (лицом) для каждого уровня управления и содержащий распределение обязанностей, мероприятия, порядок действий органов государственной власти и местного самоуправления; должностных лиц (органов) хозяйствующих субъектов; потребителей транспортных услуг, владельца, экипажа транспортного средства, персонала транспортных объектов, привлекаемых лиц, - для периодов предупреждения, действий в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий, случаев столкновения с проблемным грузом или проблемным пассажиром. Проблемный груз (багаж) – груз, запрещенный к перевозке, у которого провозная документация или физическое состояние не соответствуют установленным требованиям, нормам и правилам. Проблемный пассажир – любое физическое лицо, находящееся на территории транспортного объекта или транспортного средства и нарушающее установленные требования, нормы и правила транспортной деятельности. В транспортную систему Российской Федерации входят следующие виды транспорта: - наземный (автомобильный; железнодорожный; электрический городской, включая метрополитен); - воздушный; - водный (морской и речной); - промышленный; - магистральный трубопроводный. Правительство РФ определяет специально уполномоченный федеральный орган (органы) исполнительной власти, к ведению которого (которых) отнесены те или иные виды транспорта, для всех видов транспорта. Исключение составляет транспорт, не имеющий (не использующий) единых с транспортом общего пользования путей сообщения. Субъектами регулируемых отношений, деятельность которых входит в предмет государственной политики обеспечения транспортной безопасности, являются: - международные органы и организации; - федеральные органы государственной власти; - органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; - хозяйствующие субъекты транспортной деятельности; - хозяйствующие субъекты – разработчики и производители транспортных средств, специальных средств и иного оборудования; - потребители транспортных услуг. Указанные субъекты могут являться объектами регулирующего воздействия государственной политики обеспечения транспортной безопасности. Основными принципами государственной политики обеспечения транспортной безопасности являются: - конечная ответственность государства за обеспечение уровня транспортной безопасности; - приоритет охраны жизни и здоровья людей; - непрерывность обеспечения транспортной безопасности; - гармонизация норм, требований и правил транспортной безопасности в Российской Федерации с международными условиями транспортной деятельности; - разумное соотношение целей обеспечения транспортной безопасности с реальными возможностями государства; - недопустимость необоснованного ущерба хозяйственной деятельности при государственных регулирующих воздействиях, адекватность профилактических мер степени угроз и возможному ущербу от нарушений в области транспортной безопасности; - необходимое и своевременно формируемое нормативно-правовое обеспечение обоснованности всех регулирующих транспортную деятельность воздействий; - учет интересов общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей транспортных услуг в их балансе при обеспечении транспортной безопасности; - максимальное использование в рыночных условиях возможностей государственно-частного партнерства; - гарантированность ресурсного обеспечения транспортной безопасности; - приоритет планово-предупредительных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ; - комплексный характер и координация всех субъектов транспортной деятельности при обеспечении транспортной безопасности ; - заблаговременное выявление условий и факторов, угрожающих нормальному функционированию транспортной системы. |
Гармонизация национальных стандартов Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Система обеспечения безопасности технологического процесса. Основные... | Программы основного общего образования 4 2 Ведущие целевые установки... Пояснительная записка 2 | ||
Программы среднего (полного) общего образования 5 2 Ведущие целевые... Пояснительная записка 3 | «Числа 8 и Письмо цифры 8» Целевые установки: познакомить учащихся с числами и цифрами 8,9; с получением и составом чисел 8,9; научить писать цифру 8 | ||
Пояснительная записка стр. 9 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты стр. 21 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целевые установки урока: а дать учащимся представление о предложении и его функции выражения и сообщения мысли | ||
Безопасности рф: основные элементы, функции, руководство государственными... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Задача Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Excel | Урок № Тема: «Государственная политика в области обеспечения безопасности» Цели урока: Познакомить учащихся с основами государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, законами,... | ||
Аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности всегда и во всех странах является проблемой комплексной и складывающейся как... | Учебник для 2-го класса. Часть Стр. 159-165 Целевые установки и достижение... Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи,... | ||
Тема урока окружающего мира во 2 классе: «Зима – время науки и сказок».... В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого прекрасного времени года. Ваша задача: найти причину явления, названного в столбике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: формировать представление о личности императора Александра III; подчеркнуть, что свое правление Александр III посвятил... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому... | Закон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения... Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5 |