Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии





Скачать 102.21 Kb.
НазваниеАмфорные клейма из античных памятников округи феодосии
Дата публикации25.12.2014
Размер102.21 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Спорт > Реферат
Содержание:

1. введение

2.первая глава - описание клейм как источника и их бытование

3.вторая глава - корпус клейм с описанием

4.заключение
Первая глава
АМФОРНЫЕ КЛЕЙМА ИЗ АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ ОКРУГИ ФЕОДОСИИ

Керамические клейма на транспортных амфорах уже давно используются как надежный критерий для датировки памятников, в последнее время создаются и применяются методики для определения импорта товаров на поселение, причем удается проанализировать динамику импорта и соотношения различных центров. Для большинства античных памятников такая работа предварительно была проведена и мы имеем если не достоверные сведения, то, по крайней мере, материал для определения состава импорта. Кроме этого, клейма представляют значительный интерес для разработки типологии, хронологии, динамики керамического производства и экспорта, ономастики разных центров античного мира.

Керамическое клеймение обычной бытовой тары было не производственной формальностью, а устоявшейся стандартной традицией. До эллинистического периода опечатывались дома, склады, погреба, сундуки и другое личное имущество, а с начала 6 века до н.э. стали штемпелевать и опечатывать еще и амфоры.


Первые поставки товаров в керамической таре из греческих центров Эгеиды в Причерноморье фиксируются с VII по II вв. до н.э. В греческих центрах на этот период существовала развитая система амфорного производства.
По останкам гончарных мастерских в греческих полисах, торговых и винных складов на территории древней Ольвии, Херсонеса, подводным раскопкам в акватории Черного, Мраморного, Азовского, Средиземного морей, а также находкам захоронений в бассейнах Днепра, Дона, Днестра были проведены исследования амфорного материала, с тщательным анализом качественных и количественных признаков. По итогам проведенной работы была установлена география экспорта (импорта) вина и оливкового масла, маркетинговая сеть торговых марок и объемы поставок. Карта 2. Греческие колонии в VI – I вв. до н.э.
Классификация амфор в работах Придика Е.М., Монахова С.Ю., Грейс В., Бон А., Каца В.И. позволила установить тенденции и направления эволюции форм тары, количественный порядок торговых марок античных центров, обосновать хронологию их производства и распространения.
С VII-VI вв. до н.э. в городах Северного Причерноморья наладился импорт вина и масла из таких средиземноморских центров как: Фасос, Хиос, Родос, Менды, Милет, Клазомены, Лесбос, Кос, Пепарет, Парос, Икос, Книд, Эгина, Синопа, Халхидика и др., миром.

Основной статьей импорта было вино.
Фото№1 Амфоры в музее заповедника г. Ольвии Фото№2 Амфоры заповедника г. Ольвии из затонувшей части города. В античности культивировалось до 150 сортов винограда, приспособленного к различным почвам и климатическим зонам. Экспорт вина из Римской империи простирался от Скандинавии до Индии. Перебродившее в погребах в течение 5-10 лет вино помещалось в амфоры. Цвет амфорной тары, ее форма и клеймо характеризовали ввозимый продукт и выражали: вкусовые особенности, гарантии качества, место производства, имя поручителя за качество изготовления самой упаковки. Такое же клеймо при «бутилировке» и укупорке ставилось на запечатываемую воском или глиной пробку. Это гарантировало целостность разлива, сохранность продукта, обеспечивало герметичность упаковки. Каждая амфора снабжалась ярлыком с указанием года, места производства, цвета и наличия сладких добавок. Пробка и ярлык клеймились по воску непосредственными производителями вина, а также магистратами, инспекторами и гарантами продукта. Клеймо было своеобразным знаком качества изделия, этикеткой, накладной и кассовым чеком одновременно. Если амфора была не достаточно обожжена и протекла, клеймо указывало адрес для предъявляемых претензий. По клейму брак обменивался на новую продукцию. Технически клеймо выполнялось печатным способом (штемпелеванием), вдавливаясь в Таблица №1 Аналогия «фирменных знаков». горлышко, ручку, реже – ножку амфоры до ее просушки и обжига, что свидетельствовало о тиражном изготовлении. Чаще всего оттиск был произведен вдавливанием знака, но в некоторых случаях рельеф был выпуклым и выполнялся пресс-формой. Культура авторского клейма стала известна с 7- 6 вв. до н. э.. На художественных изделиях в Древней Греции авторскую принадлежность удостоверяла не знаковая монограмма, а короткая фраза типа: «Меня исполнил Фидий», «Сделал Пракситель» или «Эту статую сделал Мирон… или Полимед». Копию никто не имел права подписывать. На дорогих изделиях чернолаковой и краснолаковой посуды мог подписаться только общепризнанный мастер росписи, а не автор-изготовитель керамического черепка.



Фото №3 Клейма гераклейских амфор Табл. №2 Аналогия «мокрых печатей» или штампов. Наряду с амфорами в Греции производилась и более изысканная посуда: краснолаковые и чернолаковые ойнохои, лекифы, канфары, килики, ритоны, трулы, гидрии, кратеры, пелики. Эта, лакированная и расписанная посуда, иногда с рельефом и каннелюрами, была предметом основного экспорта греков. Такая посуда также клеймилась, но без подробной эпиграфики.
В IV веке до н.э. производились кубки без ручек, закрытые сосуды и ойнохои с клеймами агораномов на ручках, фабрикантов и имен гончаров.] Это можно видеть на краснолаковых тарелках IV-V в н.э. из мастерских Северной Африки на дне штампованные клейма в виде крестов, пальметт, петухов, зайцев, лягушек, дельфинов Для греков амфора выполняла роль тары, а не посуды и на этом ее функция исчерпывалась. У скифов греческие опустошенные амфоры использовались многократно, подобно современным бутылям и банкам и употреблялась как посуда.
С VII по II века до н.э. на греческой амфорной продукции своим клеймением зарегистрровалось более 280 фабрикантов и магистратов. Таблица №3 Комбинирование аналогов «фирменных знаков» и логотипов. Это указывает на то, что знаковое клеймение античной керамической тары было устойчивым и системным процессом в социально-торговых взаимоотношениях. Клеймо фабриканта являлось гарантийными обязательствами при проверке продукции.


В Херсонесе астиномов в их торговых функциях сопровождали агораномы; и как те, так и другие попадали в легенды штемпелей. . Изучение клейм иногда обнаруживало печать одной и той же композиции различными штампами. При массовом производстве и контроле амфор клеймение производилось не только самим магистратом, но и доверенными лицами из магистратской коллегии или коллегии агораномов.
Термин «керамарх», встречающийся в клеймах амфор острова Фасос обозначал чиновника, которому был поручен контроль за изготовлением Таблица №4 Аналогия «логотипов». Фото №4 Клейма Книда, Коса, Фанагории, Фасоса. амфор.
Наиболее значительным был импорт вина из Родоса, амфоры которого всегда клеймились. По количеству находок родосские клейма в Северном Причерноморье уступают лишь синопским. В III и начале II в. до н.э. основной поток родосского импорта шел в Северо-западное Причерноморье (Ольвия и др.), позднее же - в Боспор.
Широкая известность и значение фасосского вина, находившего сбыт у населения Поднестровья, Приднепровья, Крыма, Нижнего Дона и Прикубанья, нашло отражение в целом ряде нарративных и эпиграфических источников, в том числе в появлении около 480 года до н.э. первого закона «о вине и уксусе».


Самые ранние образцы фасосской керамической тары первой половины V века стали известны около десяти лет назад, после открытия в местечке Николери около 190 амфор. Более половины сосудов этой группы имели на ручках круглые или прямоугольные анэпиграфные клейма со следующими сюжетами: голова быка в профиль, лира, черепаха, силен, орел с распростертыми крыльями, светильник, которые И. Гарлан отнес к «протофасосской» серии. По его мнению, помимо оттисков, встреченных в Николери, к этой серии следует относить клейма с изображениями: шлема; кратера; ойнохои; листа, Геракла-лучника, грозди, дельфина, человека, несущего амфору; лука; лука со стрелой; круга с точкой. К серии клейм фасосского клеймения первой половины V века можно отнести экземпляры с изображением черепахи из Эгины, оттиск с изображением цветка лотоса из Большой Черноморки. Ряд клейм с предметной стилистикой: на ручке амфоры из Патрея, с изображением пифоса, лука, с клеймом в виде лиры на амфоре патрейской серии, на фрагментированной и графически восстановленной из Фанагории, с клеймом в виде ромба, получил определение «анэпиграфных», то есть не словесных.
Фото №7 Клейма из Родоса. Наиболее известным и популярным торговым маркам подражали. Копируя типо-стандарт, пользующийся спросом, подчеркивались столь же высокие характеристики своего продукта. Однако не исключалась и фальсификация тары «под известную марку» с целью сбыта низкосортной продукции.
Оттискивание клейм разными штампами, при одинаковых размерах и конфигурациях корпуса, а также допущенное различие в профилировке форм ножки, горлышка, объясняется их изготовлением в разных мастерских.
Исследования остатков керамических мастерских свидетельствуют о строгом контроле изделий и отбраковывании некачественной продукции магистратами в мастерских фабрикантов.


Редкие анэпиграфные (нетекстовые, т.е. знаковые) клейма с изображением Диониса, возлежащего на осле, связаны с амфорами города Менды на п-ве Паллена в Халкидике.
Хиос был (наряду с Милетом, Самосом, Коринфом, Клазоменами и Лесбосом) одним из центров массового производства керамической тары для виноторговли. Этот остров был ведущим экспортером вина на протяжении VI –IV веков, а также был одним из первых центров, практикующих клеймение амфор. Композиция амфорного клейма «сфинкс, сидящий перед амфорой» была для Хиоса своеобразной эмблемой. Аналогичный сюжет мы можем видеть и на хиосских монетах третьей четверти V века до н. э.
Самос, наряду с Хиосом, также являлся одним из первых экспортеров своей продукции в керамической таре.
Античный Пепарет, ныне о. Скопелос, с древности специализировался на виноделии. На монетах Пепарета V–IV веков до н.э. уже фигурировали эмблемы, связанные с виноделием (Дионис, тирс, гроздь, лист плюща, сосуды для вина и т. п.). Свалки мастерских оказались насыщены клеймами позднего классического периода и раннего эллинизма. Клейма серии «нос корабля» или «прора» (городская эмблема Книда) известны по всему Северному Причерноморью. Н.В. Ефремовым учтено 167 экземпляров, а также небольшие квадратные клейма с монограммой ΟΐΘ, аббревиатурами «ΕI», «АР», «НР», групп «А» и «В» Зенона и др. (Фото 4)
Проследить динамику развития амфорных клейм всей малоазиатской территории Греции помогло изучение клейм Гераклеи Понтийской и некоторые исторические факты. Гераклейский импорт был особенно ин- тенсивным в Понтийском регионе в эпоху поздней классики и раннего эллинизма и не только не уступал, но в отдельные периоды даже превосходил по объемам вывоза такие центры, как Хиос, Менда, Фасос и Синопа. Значимость гераклейской тары, выделяющая ее из общего потока греческого экспорта, сводится к двум следующим моментам.
Во-первых, в Причерноморье гераклейские амфоры хорошо пред- ставлены на поселениях и в некрополях - как греческих, так и варварских.
Во-вторых, с конца V века до н.э. гераклейские амфоры клеймились систематически, тогда как хиосские, мендейские, пепаретские и некоторые другие штемпелевались в виде исключения. На Фасосе такая традиция зародилась в начале IV столетия до н.э., а в Синопе клеймение ввелось не ранее 60-х годов IV века до н.э. Поэтому Гераклейские амфорные клейма являются более достоверными индикаторами для определения хронологии археологических памятников Причерноморья IV века до н.э., чем материалы керамической эпиграфики Фасоса и Синопы.
В Гераклее уже в раннем эллинизме было установлено систематическое клеймение. Клейма в одну и две строки, как правило, содержали имена фабрикантов, и такая практика продержалась приблизительно с 415 г. До н.э. до середины 90-х годов IV века до н. э. На сегодняшний день известны имена примерно 50 фабрикантов, отнесенных к раннефабрикантской группе (РФГ). В дальнейшем, на протяжении IV века, амфорное производство в Гераклее осуществлялось под магистратским контролем, – в легенде клейма наряду с именем фабриканта фигурировало имя магистрата. [Фото 3]
Поскольку до 85% известных гераклейских амфор имеют на горлах магистратские клейма, то реконструировать динамику форм и стандартов гераклейской тары можно по хронологии гераклейского магистратского клеймения.
Первая магистратская группа (1 МГ) включает не менее 15 имен. В этой группе первыми магистратами были Аристокл и Ортесилай, имена которых ставились в штампах в полной или сокращенной форме. После них установилась практика укорачивать имя магистрата до 2-3 букв: ПА(-), ΛΥ (-), IА (-), МК (-), ΕΥ (-), ΘΕ (-), НРО (-), ЕΥК (-), ΛΕΥ (-) и т. п. Магистраты первой группы (кроме Аристокла и Ортесилая), скорее всего, являлись и фабрикантами, что объясняет магистратский контроль кем-либо из фабрикантов в Гераклее этого периода.
Вторая магистратская группа (2 МГ) возродила клеймение полных имен. Последовательность выполнения магистратуры чиновниками 2 МГ выглядит следующим образом: Сосий, Кромний, Дионисий I, Сулий, Молосс, Этер, Аристон, Алкет, Стифон, Диномах, Ор, Эвгетион, Эвпитион, Керкин, Кир, Павсаний, Лесас. Фото №8 Клейма из Херсонеса.
Третья магистратская группа (3 МГ) продолжила предыдущую традицию. В большинстве случаев, с именем магистрата фигурирует эпонимный предлог. Широкое распространение получили эмблемы, фигурные клейма. По ряду комплексов отнесео около17 имен: Агнодам, Ликон, Дионисий II, Каракид, Матрий, Скиф, Эвфроний, Филин, Каллий, Андроник.
Четвертая магистратская группа (4 МГ). Ее в первую очередь представили чиновники: Амфит, Бакх, Гераклид, Агасиалл, Эвксен, Филоксен, Лиситей, Эврифон, Даматрий, Сатир, Силан (Силен), Агафон, Меланоп и Аполлоний.
Пятая магистратская группа (5 МГ) составила двадцать магистратских

имен. Клейма Архиппа, Писистрата и Крония имеются в комплексах, а все остальные – по единичным находкам из культурных слоев поселений.
90 - летний период магистратского клеймения в Геракле, по уточненному списку, уже сейчас насчитывает более 80 имен.
После завершения магистратского клеймения наступил период позднего фабрикантского клеймения (ПФГ = позднефабрикантская группа), с использованием в штампе одного имени в одну или две строки. В отличие от ранних фабрикантских клейм, поздние выделяются лунарной сигмой, иным шрифтом, практикой клеймения не только горла, но и ручек амфор. Кроме того, распространились рельефные клейма, а также сокращения имен типа ΔΙΟΝΙ (-), ΝΙ (-).
Изменения в структуре причерноморской торговли в конце эпохи эллинизма привели в традиционные производственные центры новых торговых контрагентов. С этого рубежа, новая маркетинговая политика принципиально изменила морфологию керамической тары, прекратила систематическое клеймение амфор, ввела унификацию тарных сосудов по римским образцам. И хотя некоторые греческие центры традиционного виноделия и виноторговли (Родос, Книд, Кос) продолжали вывоз вина на причерноморские рынки, греческое амфорное производство из оригинального и самобытного явления превратилось в подобие италийских образцов. [19, с.67]
Считается, что греки довели форму крупной тары до совершенства. Маркировка амфорной тары и формообразовательный аспект, являясь надежными хроноиндикаторами, позволили археологам изучить характер торговых связей, культурного взаимоотношения античной Греции и народов Причерноморья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconМонитор rml5 Паспорт
Оттиск клейма, личная подпись, расшифровка подписи должностного лица завода, ответственного за приемку
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу «история россии»
«Повести временных лет», памятников церковно-канонического права уставов Владимира Святого и Ярослава Муд­рого и более поздних памятников...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 070503....
Направление подготовки: 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников», специализация «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим)
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconСемь чудес света: можно ли увеличить список?
...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconЕсть притягательная прелесть в небольших старинных городах. В 1970...
В 1970 году правительство России объявило одним из 116 исторических городов-памятников Усолье., в котором на учет поставлено 43 памятника...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconДоклад инспекции по благоустройству о соблюдении правил благоустройства...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. «Аристотелевский» образ науки и научного исследования
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconЭренфельд-прево п. Л. — Пешковой е. П
Альфредом Прево, художником-скульптором, в Феодосии, в семье — трое детей. С 1918 — работала заведующей детской площадки, татарским...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconРефератов для 9-х классов Новое! Наумов Л. А. История
Парфянская принцесса Родогуна – один из наиболее легендарных античных сюжетов. Девушка-воительница, жена селевкидского царя, находившегося...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconПрезентация реферата «В палатах госпитальных»
Благоустройство памятников, посвященных вов, находящихся на территории городского округа
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconЗапросы из военкоматов и правоохранительных органов в спбГУ
У петербургских памятников археологии до сих пор не установлены границы территорий 5
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Истории Древнего Востока с историей первобытности и историей античных цивилизаций, а также исключительной важности диалога культур...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconУрока Тема уроков
Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, со­ставлять описание средневековых памятников по историческим ис­точникам
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии iconЮ. Н. Солонин Рассмотрено и рекомендовано
Получение необходимых сведений по истории художественной культуры буддизма, приобретение навыков религиоведческого анализа культовых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск