Скачать 81.04 Kb.
|
Олимпиадные задания по курсу история для 10-11 классов (школьный тур олимпиады 2014 - 2015 учебный год) Вариант с ответами для проверки. Пожелания для организаторов олимпиады по истории.
Критерии оценивания для учащихся 10-11 классов: Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-71. 1 место - от 50 баллов и выше. 2 место - от 42 баллов до 49 баллов. 3 место - от 35 баллов до 41 балла. Критерии оценивания для учащихся 9 классов: Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-71. 1 место - от 45 баллов и выше. 2 место - от 37 баллов до 44 баллов. 3 место - от 30 баллов до 36 баллов. Задание на грамотность написания исторических терминов 1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (10 баллов) 1. Хр…ст…матия; 2. Ц…л…бат; 3. Д…льм…ны; 4. …встрал…п…тек; 5. М…м…р…альный; Документ с внешней и внутренней политикой 2.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем: (1 балл)
3. Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он». О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте. (2 балла) 4. О каких российских монархах это сказано?(4балла) А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины». Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения». В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее». Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве». А)___________________________________________________________ Б)____________________________________________________________ В)___________________________________________________________ Г)____________________________________________________________
Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!! (13 баллов) Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян). Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами. Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____. Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему. В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов. 1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр Диаграмма. Графики
(Сумма – до 10 баллов. До 4 баллов за правильный ответ на вопрос 1, до 2 баллов за каждый правильный термин, до 2 баллов за правильный ответ на вопрос 3.) 1 – 1850 г. 2 – 1889 г. 3 – 1913 г. 4 – 1920 г. 5 – 1939 г. 6 – 1959 г. 1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения. 2) Какие (-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения. А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности. Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны. В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью. Составление генеалогической схемы 8.Заполните пропуски в таблице (5 баллов) Михаил Федорович (1613-1645) Мария Милославская = Алексей = Наталья Нарышкина (1645-1676) Евдокия = Петр I = Екатерина I Софья Федор Лопухина (1682 – 1725) (1725 – 1727) (1682 – 1689) (1661 – 1682) (1682 – 1696) Анна Алексей Анна (1730 – 1740) (1741 – 1761) (1727 – 1730) (1761 – 1762) = (1762 – 1796) Павел I (__________) «Лингвистический конструктор» 9. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (3 балла) 1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга. 2. Глава, управление, Древний, выборный, в, городской, Новгород. 3. Высокий, хан, в, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник. Расположение в хронологической последовательности 10. Расположите события в хронологической последовательности: (2балла)
11. Расположите в хронологической последовательности.(2 балла)
Соответствие событий, дат, персоналий 12. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами (укажите сочетание букв и номеров) (2 балла) А. Иван IV 1) Указ о вольности дворянства Б. Екатерина II 2) Жалованная грамота городам В. Пётр III 3) Судебник Г. Анна Иоанновна 4) Кондиции 13. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. (2 балла) 1) Владимир Немирович-Данченко А) театр 2) Исаак Дунаевский Б) балет 3) Вера Мухина В) кинематограф 4) Вера Холодная Г) скульптура Д) музыка 1) __; 2) __; 3) __; 4) __. Познавательные задачи (решение 2балла) 14. Представьте себе такую ситуацию. На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных наделов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, – отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И все по закону!» – вздохнул первый помещик. Почему первый помещик имел, согласно условиям крестьянской реформы 1861 г., на «отрезки», а второй помещик – не имел. …………………………………………………………………………………. Использование государственной символики 15. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества: (3 балла)
16 . Написать Эссе на одну из предложенных тем. Примеры тем-сочинений-эссе (примеры охватывают отдельные исторические периоды) (10 баллов) - Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов). - «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов). - «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед». (И.Л. Андреев). - «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер). - «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко). Взлёты и падения великой судьбы (на примере одной исторической личности) |
Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа... ... | Тесты по предмету «Современная Глобалистика» Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
1 этап проекта «Нас много » Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Министерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
Статья «воспитание экологической культуры школьника» «Для ребенка... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады... | Методические рекомендации предназначены для организаторов первого... Кроме того, олимпиада должна стать праздником для всей школы, не потеряв при этом своего воспитательного и обучающего характера | ||
Положение об организации и проведении Олимпиады по истории книги Общие положения Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по истории книги (далее Олимпиада) среди учащихся 9, 10, 11 классов... | Второй исторический конкурс для старшеклассников "Человек в истории. Россия ХХ век" Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вопросы заочной олимпиады по истории 2004... | ||
Учредителями и организаторами Олимпиады являются: гоу впо «Удмуртский... Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по истории книги (далее Олимпиада) среди учащихся 9, 10, 11 классов... | Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры... | ||
Ecsocman edu ru прошла сетевая конференция, также посвященная qwerty-эффектам... С согласия организаторов мы публикуем некоторые выступления, прозвучавших на симпозиуме и на Интернет-конференции, а также реферат... | Инструкция для организаторов); инструкцию для организаторов в аудитории... Руководитель оу-ппэ назначает одного ответственного организатора в каждую аудиторию проведения экзамена и одного организатора, если... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главная Каталог сайтов Конкурсы и олимпиады Конкурсы и олимпиады для учащихся | Положение о школьном и районном турах Олимпиады исследовательских... Настоящее Положение об олимпиаде школьников (далее Положение) определяет порядок организации и проведения олимпиады школьников (далее... |