Скачать 39.45 Kb.
|
САМООЦЕНКА ЮНОГО СПОРТСМЕНА доклад Воспитательные воздействия на личность юного спортсмена в спортивной педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако, все усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание, малоэффективны без руководства процессом самовоспитания - сознательной деятельности человека при помощи собственных усилий изменять и совершенствовать себя. Воспитание в его новом, современном понимании является не чем иным, как создание условий развития личности через самовоспитание. Самовоспитание с полным правом можно отнести к самым древним, но всегда актуальным проблемам педагогической науки и практики. На заре человеческой цивилизации, когда педагогика, в том числе и такая ее отрасль, которая в настоящее время получила название спортивной или олимпийской педагогики, рассматривалась в русле философии, психологии, различных видах искусств и систем физического воспитания, самовоспитание носило несколько таинственный, замаскированных характер. Методика самовоспитания древнейших школ оказалась забытой. По сути, все формы индийской йоги, известные всем буддийские школы и монастыри, библейские заповеди по самосовершенствованию ума, чувств, нравственности, физических и волевых качеств являются веками проверенной системой самовоспитания. В современных работах по спортивной педагогике и психологии в специальной литературе по методике знаний различными видами спорта с юными спортсменами значительное внимание отводится вопросам взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Но, в силу разных причин, методика самовоспитания в педагогической науке и практике в бывшем Советском Союзе отрицала или игнорировала многие древние учения, особенно, если они были связаны с религией, философскими и психологическими взглядами, так называемых "буржуазных" ученых. Проблема воспитания и самовоспитания чаще всего связывалась с воспитанием дисциплинированности, коллективизма, воли и характера в соответствии с идеологией и политикой правящей партии и государства. К сожалению, в учебных заведениях России, осуществляющих подготовку, тренеров и учителей физической культуры до сих пор не уделяется достаточного внимания изучению процесса самовоспитания, с точки зрения управления и руководства этим процессом. На наш взгляд, необходимо оказать помощь и в какой-то степени восполнить этот пробел. Прежде всего юному спортсмену необходимо овладеть методами познания самого себя. Изучая себя, нужно детально и внимательно разобраться с различными состояниями своего сознания, психического и физического состояния организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха и восстановления. Практика работы тренеров в сфере детско-юношеского спорта, анализ психолого-педагогических исследований и данные нашей экспериментальной работы позволяют выделить наиболее приемлемые методы самонаблюдения: определение самочувствия по пульсу, ритмам дыхания, различным реакциям; определению биоритмов (интеллектуального, эмоционального и физического); контроль за весом спортсмена; самооценка желания тренироваться и участвовать в соревнованиях. Применение указанного минимального комплекса самоконтроля и самонаблюдения является необходимым для ведения дневников самоконтроля, комплекс этих показателей может быть усовершенствован и расширен за счет использования специальных компьютерных программ. Юные спортсмены независимо от вида спорта и спортивной квалификации постоянно пополняют свои знания, расширяют кругозор, обогащают свою память необходимыми сведениями. Всему этому способствует так называемое умственное или интеллектуальное самовоспитание. Для удобства составления программы интеллектуального самовоспитания рекомендуется составить индивидуально для каждого юного спортсмена схему, в которой отражается динамика изменения умственных качеств человека. Например, от медлительности мышления - к смекалке и находчивости, от прямолинейности мышления - к гибкости и логичности, от пассивности - к познавательной активности и т.д. Рекомендуется использовать специально разработанные правила для развития памяти, мышления, совершенствования умственных качеств. Немаловажное значение для самовоспитания юных спортсменов имеет методика волевой и эмоциональной подготовки. Действительно, среди выдающихся спортсменов трудно найти слабовольных и эмоционально неустойчивых. В работе с юными спортсменами тренеры обучают их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ - четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия. Самовнушение - метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самовнушение в сочетании с расслаблением, контрастным душем, самомассажем снимает усталость, восстанавливает силы, помогает мобилизоваться. Самопринуждение - метод, когда выполняется действие, так сказать, "через не хочу". Это особенно важно в работе с юными спортсменами. Самоодобрение - как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит. Самоуспокоение - метод основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости. Арсенал методов и приемов эмоциональной и волевой подготовки очень большой. В практической работе тренеров ДЮСШ в различных регионах России мы наблюдали такие, как: специально подобранная музыка, песни, танцы, дыхательные упражнения, водные процедуры, аутотренинг, а также применение лекарственных препаратов, витаминов, других стимуляторов. Надо иметь в виду, что среди этих препаратов, есть и такие, которые временно эффективны, но в конечном счете могут нанести вред организму юного спортсмена. Детальная разработка методики самовоспитания по каждому из указанных направлений требует учета возраста и пола юных спортсменов, специфики избранного вида спорта, уровня спортивного мастерства. |
Как поднять самооценку первокласснику? Обычно в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка уже полностью сформирована. Но когда ребенок идет в первый класс эта самооценка подвергается... | Доклад доктора философских наук, профессора Л. А. Минасян Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Диплом по психологии Самооценка учениками 10 класса своих организаторских и лидерских качеств I. Самооценка лидерских и организаторских качеств подростка как компонент его самосознания … | Реферат по физическому воспитанию «Значение анаэробных и аэробных тренировок для спортсмена» Тесная связь аэробных и анаэробных нагрузок с пульсовыми показателями спортсмена | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей СК, может правильно анализировать и регулировать тренировку каждого спортсмена, вовремя увеличивая нагрузки, чтобы у спортсмена не... | С. синергийная антропология как новый подход к методологии гуманитарного... Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Тема: «Самопознание» Выяснить, насколько объективна самооценка обучающихся, и какими видят друг друга одноклассники | 3. Конкурс грамотеев Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Тематика рефератов Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | В октябре 2010 г Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Организация деятельности творческого объединения юного журналиста Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Реферат на тему: «Основы здорового образа жизни студента» Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 15 | ||
Права Европейского Союза Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | Что такое свобода? Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
10. 00 — Открытие курсов, информационный блок Розов С. В. художественный руководитель Центра художественного образования, режиссер Театра Юного Москвича | Программа курса Пояснительная записка Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа |