Программа курса Пояснительная записка





Скачать 126.91 Kb.
НазваниеПрограмма курса Пояснительная записка
Дата публикации16.07.2013
Размер126.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
сОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

программа курса

Пояснительная записка
Цель и задачи курса — ввести студентов в круг проблем классической политической традиции, социальной мысли XIX—начала XX вв. и современной социальной теории; снабдить их базовыми знаниями в предметной области учебной дисциплины «социальная философия»; познакомить с историей западной социально-политической мысли, сосредоточив при этом внимание внимание на ее ключевых проблемных полях, понятиях и мыслительных фигурах;; создать навыки самостоятельного мышления в плоскости проблематики курса; научить пользоваться инструментарием современной социальной теории для анализа современных мировых и российских социальных и политических проблем.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» — Данный курс существенно углубляет теоретическую базу культурологического образования, — он входит в цикл определяющих философских дисциплин и формирует, таким образом, значимый фрагмент общепрофессиональной подготовки специалиста-философа.
Организационно-методические указания — используются традиционные формы лекции и семинара. На семинарах анализируются не только классические тексты, но и актуальные явления, к которым приложим инструментарий социальной теории.

Продолжительность и структура курса —

48 часов лекций, 46 часов семинаров, 122 часа внеаудиторной работы.




Темы лекций и практических занятий

лек.

сем.

1

Социальная философия как философская наука и ее основные проблемы. Место социальной философии среди философских и социально-научных дисциплин. Основные этапы исторического становления дисциплины. Предметная определенность социальной философии. Методическая и целеполагающая специфика социальной философии. Современность как проблема социальной философии.

2




2

Классическое учение о политике. Платон. Аристотель. Цицерон. Св. Августин. Фома Аквинский. Марсилий Падуанский. Классическое учение о политике как учение о высшем человеческом благе, основанное на теории человеческой природы. Предмет, метод и целеполагание классического учения о политике. Принцип единства политики и этики. Теория человека как политического животного и политического сообщества полисного типа как естественной среды для обретения благой жизни. Проблема политической справедливости как вопрос об условиях признания политического строя справедливым. Учение о формах политического правления. Трансформация классического учения о политики в средневековой политической философии Запада. Проблема взаимоотношения веры и разума, государства и церкви, светской и духовной власти как центральная проблема средневековой политической философии. Политическое учение Фомы Аквинского и его роль в трансформации средневековой политической философии Запада. Понимание политического и социального порядка как расширенного порядка семейных отношений. Обеспечение спокойствия и мира как два главных критерия хорошего социального порядка. Теория человека как homo socialis и патриархальная концепция христианской монархии у Фомы Аквинского.

2

2

3

Трансформация классического учения о политике в политической философии Возрождения. Макиавелли. Мор. Кампанелла. Переосмысление Макиавелли проблемы политического господства как техники захвата, удержания и расширения власти. Проблема рациональной организации социального порядка как способа гарантированного удовлетворения материальных потребностей общества в «Утопии» Мора. Отвлечение проблем эффективного политического господства и рациональной социальной организации от морального контекста человеческой жизни. Переход от рассмотрения моральных условий благой и счастливой жизни к рассмотрению действительных условий жизни людей как определяющая черта политической философии Возрождения. Переход от практической к технической перспективе рассмотрения проблем политики и общества. Учение о государственном интересе (raison d’etat) XVI—XVII вв. как способ трансформации классического политического учения.

2

1

4

«Социальная физика» XVII века. Бэкон. Декарт. Гоббс. Спиноза. Локк. Пуфендорф. Научная революция XVII века и изменение методических подходов к исследованию политики и общества. Появление проблемного поля социального взаимодействия между индивидами и его рациональной организации как нового объекта социально-научного исследования. Переосмысление понятия человеческой природы в политической философии Гоббса и проблема «социальной физики» XVII века. Ключевые понятия — стремление к самосохранению, страх смерти, право на жизнь, естественные законы, общественный договор, суверен, общая власть.

2

1

5

Социальная философия XVIII в. Д. Юм. А. Смит. А. Фергюсон. Э. Бёрк. «Физиократы». Монтескье. Руссо. Кондорсе. Вико. Феномен «коммерческого общества» (А. Фергюсон), основные тенденции его развития, цивилизационные достоинства и недостатки. Рождение концепции «социального класса» (Д. Миллар).

2

1

6

Современность ка к предмет социальной философии.

2

1

7

Социальная философия Г. В. Ф. Гегеля. Основные положения философии «абсолютного идеализма» Гегеля. Тезис о движении мирового духа к самопознанию посредством его самоотчуждения и снятия отчуждения, т. е. посредством раздвоения его на субъект и объект и снятия этого раздвоения в последующем синтезе как исходная идея философии Гегеля. Понятие абсолютной идеи, принцип тождества бытия и мышления, принцип диалектического развития. Историзм Гегеля как объяснительная теория исторического процесса, имеющая в своей основе учение о саморазвитии абсолютной идеи. Система и метод Гегеля. Система Гегеля как философская энциклопедия, «раскрывающая необходимую, определенную понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов науки». Три части философской системы: наука логики, философия природы, философия духа. Логика как наука о чистом понятии и абстрактной идее. Природа как внешняя реализация идеи. Дух как возвращение идеи к самой себе. Идеалистическая диалектика Гегеля и ее основополагающие структуры: отрицание, отрицание отрицания, тождество противоположностей, «снятие» (Aufhebung), переход количества в качество, противоречие и т. д. Вопрос об «эзотеризме» философии Гегеля как проблема политического вмешательства теоретическими средствами.

Формирование философской системы Гегеля и специфика ранних социально-политических воззрений философа. «Феноменология духа» как «истинный исток и тайна гегелевской философии» (К. Маркс). Проблема формирования социальной идентичности и «борьба за признание». Диалектика раба и господина как диалектика социальной эмансипации. Гегелевское понимание Я как тождества всеобщего и особенного. Проблема «отчуждения» и его социально-философский смысл. Формы отчужденного духа. Философия объективного духа как попытка примирения противоречий современности. Структуры объективного духа в «Феноменологии духа». Истинный дух, нравственность. Отчужденный от себя дух, Просвещение. Дух, обладающий достоверностью себя самого, моральность. Критика Гегелем односторонне-рассудочного характера идеалов Просвещения и их практической реализации в период Французской революции. Французская революция как истина Просвещения, снимающая противоположность всеобщей и единичной свободы через террор (глава «Абсолютная свобода и ужас»).

Гегелевская концепция модерна. Гегелевская концепция современного общества как «экспрессивной тотальности», всеми своими сторонами выражающей принцип субъективности. «Субъективная свобода» и «рефлексивность» как главные характеристики принципа новоевропейской субъективности. Индивидуализм, право на критику, принцип автономии действия и идейное господство идеалистической философии как центральные характеристики модерна в понимании Гегеля. Философия права Гегеля. Право как наличное бытие свободы. Абстрактное право, мораль, нравственность. Учение Гегеля о гражданском обществе и государстве. Критика Гегелем идеи рынка как саморегулирующейся системы, основанной на принципе laissez faire. Гегель о роли корпораций и бюрократии как проводниках социальной гармонизации в обществах модерна. Гегелевское государство как «действительность нравственной идеи». Гегелевская концепция философии истории как «прогресса в осознании свободы». Принцип «хитрости разума» как способ связи действий индивидов с закономерным ходом истории. Гегелевская концепция «воспроизводящих» и «всемирно-исторических» индивидов. Всемирная история как «истинная теодицея». Исторические судьбы социально-политического учения Гегеля.

2

1

8

Социальная философия марксизма. Младогегельянцы. Цешковский. Гесс. Бауэр. Штраус. Руге. Фейербах. Маркс. Энгельс. Формирование социальной философии марксизма. Переход Маркса и Энгельса от революционного демократии к коммунизму. Критика гегелевской философии права и проблема взаимоотношения гражданского общества и государства.

Исторический материализм. Материалистическое понимание истории как основа социальной философии марксизма. Основные понятия исторического материализма. Общественный труд как способ воспроизводства человеческой жизни. Экономическая форма воспроизводства жизни как характерная особенность существования человеческого рода. Понятие родовой истории (Gattungswesen). Понятие «способа производства». Способ производства как единство производительных сил и производственных отношений на определенной стадии их развития. Производительные силы. Производственные отношения как отношения, регулирующие доступ работников к средствам производства и распределение общественного богатства. Первобытнообщинный, античный, феодальный, капиталистический и коммунистический способы производства. Марксистская концепция истории как дискретной последовательности способов производства, указывающей направление социальной эволюции. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Революции — локомотивы истории. Критерии общественного прогресса.

Проблемы строения общества и социального развития в социальной философии марксизма. Вопрос о движущих силах социального развития. Диалектика производительных сил и производственных отношений как двигатель социальных изменений в обществе. Понятие «общественно-экономической формации». Категории «базиса и надстройки». «Теорема о надстройке». Различные интерпретации «теоремы о надстройке» в социальной философии марксизма. Интерпретация, выдержанная в духе экономического детерминизма. Детерминация «в конечном счете» (Энгельс). Гегельянский неомарксизм и концентрическая зависимость всех инстанций общества от его социально-экономической структуры. Структуралистский марксизм и сверхдетерминация.

Марксова критика буржуазного общества как критика политической экономии. Теория прибавочной стоимости как открытие «тайны» капиталистической эксплуатации. Закон стоимости. Товар как «экономическая клеточка» капиталистического общества. Потребительная и меновая стоимость.Общественно необходимый труд как мера стоимости товара. Прибавочная стоимость. Исторические границы капиталистического производства. Исторические границы капиталистического производства. Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения как основное противоречие капитализма.

Политическая теория марксизма. Маркс о всемирно-исторической роли пролетариата. Классовая борьба и пролетарская революция. Экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы пролетариата. Проблема объективных и субъективных условий пролетарской революции. Вопрос о завоевании пролетариатом политической власти как главный вопрос пролетарской революции. Центральное место учения о партии в политической теории марксизма. Массовая партия и авангардная партия как вклад реформистского и революционного социализма в политическую теорию марксизма. Пролетарская революция и диктатура пролетариата. Парижская коммуна 1871 г. и ее роль в формировании марксистской концепции государства-коммуны.


2




9

Социальная философия XIX века. Сен-Симон. Конт. Тэн. Бентам. Милль. Ницше. Тоувиль. Дарвин. Спенсер. Дильтей. Ключевые понятия — позитивизм, историцизм, материализм, эволюционизм, социал-дарвинизм, расизм.

Социальная философия Дж. С. Милля (1806—1873). Утилитаризм как теоретическая основа социальной и политической философии Милля. Критика Миллем утилитаристской концепции И. Бентама. Человеческая природа. Опасность тирании большинства. Милль о свободе. Позитивная и негативная свобода. Негативная свобода как условие развития гениальной человеческой индивидуальности. Достоинства свободы. Сферы свободы. Проблема истины в политике. Структура и роль правительства. Необходимость ограничения полномочий правительства и бюрократии. Идея представительного правления. Милль о «национальном вопросе» в европейской политике XIX в. Политическая экономия Милля и пределы частнокапиталистического предпринимательства. «Социальный вопрос» в XIX веке в свете отношения Милля к социализму. Милль о проблеме равноправия женщин. Критика социально-политических воззрений Милля.

2





Литература к курсу


ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ

Литература



Основная:
Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. С. 93—105, 283—320.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 181—256, 260, 265, 269—279, 294—297, 301—316, 341—360.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. Введение. Ч. 4, отдел. 3. Гл.3.
Дополнительная:
Веллмер А. Модели свободы в современном мире // Социологос. Вып. 1: Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 11—38.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2004. Раздел: Вместо предисловия (С. 9—38).

Лукач Д. Молодой Гегель. М.: Наука, 1987. С. 62—114, 167—182, 337—375, 394—465, 492—553.

Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2000. Гл. 2, 6.

Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права. М.: Наука, 1974. С. 7—123.

Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учении о праве и государстве. СПб.: Алетейя, 2000. С. 287—353.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. С. 16—22, 31—49.

Хейде Л. Осуществление свободы. М.: Гнозис, 1996. С.67—92, 94—110, 136—222.

Avineri S. Hegel’s Theory of the Modern State. Cambridge: Cambridge University Press, 1972. Ch. 2, 4, 5, 8, 9, 11.

Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. Lecture 3: Hegel’s Concept of Modernity.

Habermas J. Theory and Praxis. L.: Heineman, 1974. Ch. 5: On Hegel’s Political Writings.

Honneth A. Struggle for Recognition. Cambridge: Polity Press, 1995. Pt. 1. Ch. 1, 3.

Horsmann R.-P. The Role of Civil Society in Hegel’s Political Philosophy // Hegel on Ethics and Politics / Ed. R. B. Pippin, O. Hoeffe. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 208—239.

Taylor Ch. Hegel and the Modern State. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. Pt. 2: Politics and Alienation.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА



Литература




Основная



1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3. С. 1—4.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 10-и тт. Т. 2. М.: Политиздат, 1985. С. 5—77.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 19. С. 423—447.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 13. С. 5—9.

5. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 19. С. 210—230.


Дополнительная



* 1. Арон Р. Карл Маркс // Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. С. 152—211.

* 2. Баллаев А. Б. Маркс о социализме // Баллаев А. Б. Читая Маркса. М.: Праксис. 2003. С. 11—51.

* 3. Лапин Н. И. Молодой Маркс. М.: Политиздат, 1985. С. 165—238, 239—268, 285—422.

4. Лукач Д. История и классовое сознание. М.: Логос-Альтера, 2003. С. 179—308.

5. Мандель Э. Деньги и власть: Марксистская теория бюрократии. М.: Экономическая демократия, 1992. С. 13—52.

* 6. Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2000. С. 323—409.

7. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М.: Наука, 1986.

* 8. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 375—415.

* 9. Cropsey J. Karl Marx // History of Political Philosophy / Ed. by Strauss L., Cropsey J. 3rd ed. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1987. P. 802—828.

* 10. Harvey D. The Marxian Theory of the State // Harvey D. The Spaces of Capital: Towards a Critical Geography. Edinbourgh: Edinbourgh University Press, 2001. P. 268—283.

* 11. Giddens A. Capitalism and Modern Social Theory: An Analysis of the Writings of Marx, Durkheim and Max Weber. Cambridge: Cambridge University Press, 1971. P. 1—64.

12. Tucker R. Philosophy and Myth in Carl Marx. Cambridge: Cambridge University Press, 1961. P. 123—164.
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
Литература:
Основная:
Милль Д. С. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 288—291, 295—297, 298—300.

Милль Д. С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1903. С. 98—128.
Дополнительная:
Берлин И. Два понимания свободы // Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 122—187.

Грей Дж. Агональный либерализм // Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003. С. 131—172.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Программа курса Пояснительная записка iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Программа курса Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Программа курса Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Программа курса Пояснительная записка iconПрограмма курса пояснительная записка
Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...
Программа курса Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Программа курса Пояснительная записка iconПрограмма курса Пояснительная записка
Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд ч., из них 42 ч лекций, 20 ч семинаров, с р. 64 ч.), читается на 4 курсе...
Программа курса Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск