Скачать 145.88 Kb.
|
1.1 Требования к студентам. Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: - Анатомия ЦНС; - Физиология ЦНС; - Концепции современного естествознания; - Антропология; - Экспериментальная психология
Психофизиология – междисциплинарная научная дисциплина, возникшая на стыке физиологии, психологии, нейропсихологии и клинической физиологии и исследующая соотношение мозга и психики, физиологические показатели высших психических свойств личности. Данная дисциплина является важным звеном в цепи учебных курсов преподаваемых будущим психологам и физиологам. Знание общих закономерностей и механизмов мозгового обеспечения таких психических функций, процессов и состояний как восприятие, внимание, память, речь, эмоции и т.д.; позволит сформировать у будущих психологов адекватную оценку различных состояний человеческой психики и обеспечить большую эффективность их работы в ходе будущей профессиональной деятельности. Темы курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В рамках дисциплины рассмотрены основные методологические подходы и методы, разработанные как в отечественной, так и в зарубежной психофизиологии, последние достижения этой науки.
Цели курса:
Задачи курса:
В результате освоения материала курса студенты должны: 1. Знать основные понятия психофизиологии.
Формы работы студентов: лекции, семинарские занятия, выполнение контрольных работ, написание рефератов, научно-познавательные экскурсии. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль: работа на лекциях и семинарских занятиях. Промежуточный контроль: контрольные работы (одна), реферат. Итоговый контроль: зачет в устной форме. Методика формирования результирующей оценки: Оср.= Сумма Wi Oi, где Oi – оценки по десятибалльной шкале,Wi – вес отдельных видов контроля. Виды контроля:
3. Содержание программы. I. Предмет и задачи психофизиологии Предмет и задачи психофизиологии. Особенности строения и функционирования центральной нервной системы человека. Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. 2. Методы психофизиологии Способы регистрации и сфера применения объективных физиологических показателей, связанных с психической деятельностью человека. Методы исследования функциональной активности головного мозга (регистрация нейронной активности, вызванные потенциалы, электроэнцефалография, топографическое картирование электрической активности мозга, компьютерная томография: позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография). Электрическая активность кожи (кожно-гальваническая реакция) как показатель эмоционального возбуждения. Показатели активности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Окулография (реакция глаз: сужение и расширение зрачка, мигание и глазные движения). Полиграф - детектор лжи. 3.Психофизиология восприятия. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные механизмы перцепции Концепция детекторного кодирования. Концепция частотной фильтрации. Нейронные сети. Последовательные и параллельные модели переработки. Опознание образа. Переработка информации нейронными ансамблями нервной системы. 4. Психофизиология внимания Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. Нервная модель стимула и выраженность ориентировочной реакции. Нейронные механизмы внимания. Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. Методы диагностики внимания. Общие принципы функционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Вызванные потенциалы как метод изучения внимания. Современные теории внимания (теории фильтра, делителя, уместности) 5. Психофизиология функциональных состояний Психофизиология функциональных состояний. Функциональные состояния и основные методологические подходы к их определению и диагностике. Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших полушарий в регуляции функциональных состояний. Механизмы регуляции бодрствования: нейроны-модуляторы, ретикулярная формация, таламус, лимбическая система, стриопаллидарная система, неокортекс. Методы диагностики функциональных состояний: ЭЭГ, ПЭТ-томография, вегетативные реакции. Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне. Классификация стадий сна. Быстрый сон и его специфика. Индивидуальные различия в динамике сна. Теории сна. Определение стресса. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс.6. Психофизиология эмоционально-потребностной сферыОпределение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. Функциональная система и мотивация. Понятие доминирующего мотивационного возбуждения. Понятия эмоционального фона и эмоционального состояния Морфофункциональный субстрат эмоций. Круг Папеца и лимбическая система. Биологические теории эмоций. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. 7. Психофизиология памятиКлассификация видов памяти: временная организация памяти (иконическая, оперативная, декларативная); модально-специфическая организация памяти (образная, эмоциональная, словесно-логическая). Энграмма: этапы формирования (возникновение сенсорного следа, анализ, сортировка и переработка информации, формирование устойчивых структур долговременной памяти). Восстановление памяти: спонтанное, электрошоковое, напоминанием, ознакомлением. Системы регуляции памяти - неспецифический и модально-специфический уровни. Биохимические механизмы памяти: "молекулы памяти", медиаторные системы. Современные теории памяти. 8. Психофизиология речевых процессовПериферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Речь и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание, событийно-связанные потенциалы мозга как инструмент изучения нейрофизиологического обеспечения речевых функций. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). 9. Психофизиология мыслительной деятельностиТрадиционные подходы к изучению мышления в психофизиологии. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. Импульсная активность нейронов и суммарная биоэлектрическая активность мозга в изучении физиологических механизмов мышления. Вызванные потенциалы и принятие решения. Биологический подход к интеллекту. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Взаимодействие полушарий в обеспечении мыслительной деятельности 10. Психофизиология двигательной активностиУровни и центры управления движениями разного типа. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Электрофизиологические корреляты движения. Потенциалы мозга, связанные с движениями. 11. Сознание как психофизиологический феноменПсихофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. 3. Тематика семинарских занятий 3.1 Вопросы к семинарским занятиям 1. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. 2. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека. 3. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия. 4. Мозговое обеспечение процессов внимания. Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. 5. Методы диагностики внимания. 6. Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне. Классификация стадий сна. 7. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. 8. Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. 9. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. 10. Биологические теории эмоций. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. 11. Морфофункциональный субстрат эмоций. 12. Классификация видов памяти. Механизмы долговременной и кратковременной памяти. 13. Системы регуляции памяти. 14. Мозговые центры речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). 15. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. 16. Биологический подход к интеллекту. 17. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. 18. Уровни и центры управления движениями разного типа. Программирование движений. 19. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. 20. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание.
1. Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. 2. Кодирование информации в нервной системе. 3. Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. 4. Биологические предпосылки общих и специальных способностей Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека. 5. Современные теории внимания. 6. Детекторная концепция восприятия. 7. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания. 8. Механизмы регуляции бодрствования. 9. Сон и измененные состояния сознания. 10. Стресс и его роль в жизни человека. 11. Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека. 12. Функциональная асимметрия и "расщепленный мозг". 13. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека. 14. Психофизиологический подход к интеллекту. 15 Современные теории памяти.. 16. Проблема "транспорта" памяти. 17. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. 18. Нарушения речевых функций. 19. Программирование движений. 20. Основные теории сознания. 4. Вопросы к зачету 1. Предмет и задачи психофизиологии. 2. Методы изучения работы головного мозга.3. Системный подход в решении проблемы мозг – психика. 4. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия. 5. Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. Детекторная концепция восприятия. 6. Роль полей коры в организации целенаправленного поведения. 7. Современные теории внимания Мозговое обеспечение внимания. 8. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания. 9.Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. 10. Методы диагностики внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. 11. Механизмы регуляции бодрствования. 12. Сон, стадии и роль в жизнеобеспечении. 13. Стресс и его роль в жизни человека. 14. Физиологические механизмы формирования мотиваций. 15. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. 16. Морфофункциональный субстрат эмоций. Круг Папеца и лимбическая система. 17. Биологические теории эмоций. 18. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. 19. Механизмы памяти. 20. Современные теории памяти. 21. Мозговые центры речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). 22. Роль функциональной асимметрии мозга в реализации высших психических функций. 23. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека. 24. Уровни и центры управления движениями разного типа. 25. Психофизиологический подход к интеллекту. 26. Биологические предпосылки общих и специальных способностей. 27. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. 28. Функциональная структура целенаправленного двигательного акта. 5.Учебно-методическое обеспечение программы Базовый учебник: Основы психофизиологии. Ред. Ю.М. Александров. М., 1997 Основная литература:
Дополнительная литература:
6. Тематический план по дисциплине «Психофизиология»
Автор программы:_______________________________ / Курзина Н.П./ |
Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
I. пояснительная записка требования к студентам Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета | Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента | Пояснительная записка. Требования к студентам Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В.... Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи... | Пояснительная записка 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего на обучение 3 | ||
Оглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения | Пояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики» Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Пояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе |