Пояснительная записка. Требования к студентам





Скачать 168.62 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Требования к студентам
Дата публикации01.07.2015
Размер168.62 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка



1. Пояснительная записка.
Требования к студентам:

Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям менеджмента. Пререквизитами дисциплины являются: «Организационное поведение», «Теория организации», «Разработка управленческих решений».
Аннотация:

Дисциплина «Управление персоналом» имеет теоретико-прикладной характер и предполагает готовность выпускников к управленческой, консультативной и исследовательской деятельности в области управления персоналом организаций.
Программа курса «Управления персоналом» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ стандарта и является важной составной частью в получении базового образования в сфере управления кадрами.

Программа предусматривает проведение семинарских и практических занятий по освоению технологий управления персоналом и закрепления теоретических знаний.

Курсовая работа по предмету учебным планом не предусмотрена.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по предмету;

  • выполнение домашних заданий по разработке конкретных управленческих технологий;

  • подготовка к семинару по методам развития персонала и практическим занятиям;

  • подготовка к контрольной работе по дисциплине.



Цель курса «Управление персоналом»: подготовка студентов к управленческой, консультационной и исследовательской деятельности в области управления человеческими ресурсами.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать

  • современные теоретические и практические подходы и управлению персоналом предприятий и организаций;

  • требования к разработке философии и методов управления персоналом;

  • различные техники и технологии управления персоналом во всех сферах производства.

  • основные направления и формы работы с персоналом;

  • уметь

  • проводить первичный анализ системы управления персоналом;

  • устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией организации и управлением персоналом;

  • планировать мероприятия по оценке персонала;

  • рассчитывать экономическую эффективность всех мероприятий по управлению персоналом

  • обладать навыками

  • использования методов, методик и техник работы с персоналом.

  • проведения отборочных (рекрутинговых) мероприятий;

  • обучения сотрудников;

  • диагностики и совершенствования корпоративной культуры.


Формы работы студентов: лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий, написание контрольной работы, самостоятельная работа.
Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских и практических занятиях (деловые игры, разбор кейсов и ситуаций), выполнение домашних заданий, выполнение контрольной и др.

  • итоговый контроль: экзамен, осуществляется в устной форме (ответы на вопросы).




  • итоговое оценивание знаний: может быть получено по накопительной системе за работу в течение модуля и результатов экзамена:

  • Самостоятельная работа на семинарских занятиях (вес заданий - 0,2);

  • Контрольная работа в форме теста – вес задания (0,4).

  • Экзамен (вес-0,4).



Система оценок (ЭКЗАМЕН)
8-10 – отлично

6-7 – хорошо

4-5 – удовлетворительно

1-3 - неудовлетворительно
2. Содержание программы.

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления.

Персонал предприятия как объект управления. Эволюция представлений о персонале в управленческих науках.

Понимание человеческого фактора в школе научной организации труда. Роль и место персонала в классической административной школе А.Файоля. Школа «человеческих отношений». Исследования Э.Мэйо, Я.Морено. Концепция человеческого капитала. «Экономический империализм» и виды человеческого капитала. Концепция корпоративной культуры. Социотехнологии в управлении персоналом.

Лизинг персонала и аутсорсинг.

Аутстаффинг. Фриланс.
Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

Система управления персоналом как элемент организационной структуры. Структурные модели систем управления персоналом. Взаимодействие персонал-менеджмента и линейного менеджмента, влияние на развитие и эффективность организации. Основные направления деятельность службы управления человеческими ресурсами организации.
Тема 3. Философия и принципы управления персоналом

Нормативные документы международных организаций и принципы управления персоналом.

Основные источники формирования философии управления персоналом. Американский, японский, российский и другие подходы и принципы управления персоналом.

Типы организаций и философия управления персоналом. Клановые, бюрократические, рыночные и адхократические организации и принципы управления персоналом. Традиционные организации и принципы управления персоналом.

Коммунитарные организации и принципы управления персоналом.

Методы управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические, диапазон их применимости и эффективности.
Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом.

Современные принципы разделения труда, организация, специализация и кооперация в службе управления персоналом.

Различные виды специализаций служб управления персоналом. Функциональная специализация. Специализация сотрудников службы управления персоналом по категориям персонала. Сложность структуры службы УП.

Функции управления персоналом. Организация работы с персоналом по основным функциональным направлениям на разных стадиях его жизненного цикла.

Стадия поиска и привлечения: политика организации на рынке труда, описание рабочего места, привлечение потенциальных работников через рекламу вакансий, подбор и отбор.

Стадия включения в организацию: наем, рабочий инструктаж, введение в должность, адаптация.

Стадия использования: стимулирование, обучение и развитие, оценка и аттестация, перемещения и карьерный рост, вознаграждение.

Стадия исчерпания возможностей и ухода: переобучение, ограничение полномочий, перемещение «вниз», вывод из организации.

Роль службы управления персоналом в управлении конфликтами.

Организация переведения отдельных функций управления персоналом на рекрутинговые и другие фирмы.
Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Информационное обеспечение системы управления персоналом. Техническое обеспечение системы управления персоналом.

Законодательные основы управления персоналом. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Внутрипроизводственные административные акты, регулирующие сферу управления персоналом. Должностные инструкции, их состав. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Тема 6. Анализ кадрового потенциала.

Сущность анализа кадрового потенциала. Кадровый потенциал работника как совокупность психофизиологических характеристик (здоровья, работоспособности, типа нервной системы и темперамента, индивидуального стиля деятельности), социально-демографических характеристик (возраста, пола, семейного положения), квалификационных характеристик (образования, объема необходимых знаний, умений и навыков, способности и готовности повышать квалификацию), личностных характеристик (отношения к труду, дисциплинированности, активности, ценностных ориентаций). Оценка трудового потенциала работника.

Кадровый потенциал организации. Оценка трудового потенциала организации.
Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Основные технологии управления развитием персонала в организации и их значение. Внутренний рынок труда. Аттестация и перемещение персонала. Сущность и порядок формирования кадрового резерва. Планирование и организация работы с резервом. Контроль за работой с кадровым резервом.

Деловая карьера, основные ее типы. Вертикальный и горизонтальный типы карьеры. Типы возрастных периодизаций и этапы деловой карьеры. Управление карьерой. Индивидуальное планирование карьеры и формирование личностного имиджа.

Тема 8. Подбор персонала и профориентация.

Подбор, отбор и наем персонала. Маркетинг персонала, организация конкурса.

Определение требований к кандидату на замещение вакантной должности. Методы оценки и отбора персонала: наблюдение, интервью, работа с резюме, тестирование, деловые игры, экзамен-семинар. Проверка рекомендаций.

Сущность и виды профориентации персонала. Организация и управление профориентацией.

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала как инвестиции в человеческий капитал организации и основа ее конкурентоспособности.
Обучение и развитие персонала. Определение потребности в обучении. Виды обучения: входное, текущее, переобучение. Порядок разработки учебных планов и программ. Определение адекватных методов обучения. Оценка эффективности обучения.

Непрерывность обучения. Самообучающаяся организация, ее идеология и принципы работы. Обучение в команде. Тренинги и коучинги.

Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

Мотивация трудовой деятельности персонала. Основные теории мотивации и условия применимости их на практике: экономические, социокультурные, социально-психологические. Тип организационной культуры и особенности мотивирования.

Мотивирование персонала и компенсационные пакеты. Компенсационные пакеты в США, Европе, России. Демотивация персонала как следствие ошибок компенсационной политики организации, ее экономические и социальные последствия.

Удовлетворенность трудом, оборот, сменяемость и текучесть кадров. Аутплейсмент.
Тема 11. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Понятие адаптации, социализации и профессиональной деформации персонала организации.

Виды адаптации персонала. Программы адаптации. Управление профессиональной и организационной адаптации персонала.

Социализация персонала в различных профессиональных средах и организационных культурах. Соцально-ролевая структура персонала.

Профессиональная деформация персонала, ее причины и последствия. Определение профессиональной деформации при приеме на работу.
Тема 12. Оценка эффективности управления персоналом

Факторы, определяющие эффективность системы управления персоналом на предприятии.

Индивидуальная эффективность. Коллективная эффективность.

Характеристики эффективности управления персоналом. Методы оценки эффективности элементов системы, применяемые в системе управления персоналом. Описательный метод, метод индивидуальной оценки, методы групповой оценки, ситуативные оценки.

3. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

(вопросы к экзамену)

  1. Предмет и основные понятия курса УП: персонал, управление персоналом, структура персонала

  2. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: использование трудовых ресурсов

  3. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: административная школа (классическая бюрократия)

  4. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: школа человеческих отношений

  5. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: управление человеческими ресурсами

  6. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: концепция корпоративной культуры

  7. Эволюция роли человеческого фактора в производстве и основные концепции УП: социоинженерная концепция (социо- и психотехнологии)

  8. Аутсорсинг и аутстаффинг

  9. Фриланс

  10. Философия и принципы УП: клановые и традиционные организации

  11. Философия и принципы УП: бюрократические организации

  12. Философия и принципы УП: рыночные и адхократические организации

  13. Функции Управления персоналом

  14. Экономические методы УП: Обоснование их применимости

  15. Оплата труда. Прямое вознаграждение

  16. Оплата труда. Косвенное вознаграждение

  17. Социально-психологические методы УП: Обоснование их применимости

  18. Социометрические задачи

  19. Рынки труда: внешний и внутренний

  20. Адаптация, социализация, профессиональная деформация персонала

  21. Анализ и проектирование рабочих мест. Спецификация рабочих мест

  22. Маркетинг персонала как основа кадрового планирования и найма персонала

  23. Подбор персонала. Источники поиска персонала

  24. Отбор персонала. Интервью и тесты

  25. Организация обучения персонала

  26. Оценка персонала.

  27. Компетенция, квалификация и эффективность работы.

  28. Аттестация. Основные ошибки

  29. Карьера и основные этапы жизненного цикла человека.

  30. Формирование кадрового резерва. Требования и ограничения

  31. Конфликты в организации. Цена конфликта

  32. Эффективность системы УП. Снижение потерь организации вследствие текучести персонала, нарушений трудовой дисциплины.

  33. Эффективность системы УП. Снижение потерь организации вследствие недостаточного образования, конфликтов.

  34. Кросскультурные проблемы УП в современной России

  35. Стратегии обеспечения человеческими ресурсами в глобальных и международных корпорациях

  36. Увольнение: формы и принципы. Увольнение как развитие персонала.

  37. Кадровый аудит: возможности и ограничения.

  38. Современные направления совершенствования системы управления персонала


Вопросы для подготовки к контрольной работе (в форме теста).


  1. Современные научные подходы к роли человека в организации: основные концепции.

  2. Анализ системы управления персоналом

  3. Разработка философии и кадровой стратегии фирмы

  4. Анализ работы и рабочего места

  5. Планирование персонала

  6. Подготовка и проведение отборочного испытания

  7. Расчет экономической эффективности мероприятий по управлению персоналом

  8. Требования к личности менеджера по персоналу

  9. Управление персоналом в малом бизнесе

  10. Управление персоналом в кризисной организации


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базовый учебник:

  1. Управление персоналом организации, под. Ред. Проф. А.Я. Кибанова, М.2010.

  2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации, под. Ред. Проф. А.Я. Кибанова, М.2010.


Основная литература:

  1. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2003.

  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: ПИТЕР, 2009.

  3. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. СПб., 2004.

  4. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб., 2003.

  5. Бойкова О.С. Реорганизация предприятия. Управление персоналом в период реорганизации. М., 2006.

  6. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. СПб., 2007.

  7. Магура М.И., Курбатов М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М., 2004.

  8. Мордвин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика. М., 2005.

  9. Шапиро С.А. Управление персоналом как вид предпринимательской деятельности. М., 2006.

  10. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. М., 2002.


Дополнительная литература:


  1. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.

  2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. – СПб., 2003.

  3. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. М., 2003.

  4. Форсиф П. Обучение персонала. СПб., 2004.

  5. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.

  6. Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ISO 9000: 2000. М., 2007.

  7. Журнал «Управление персоналом».

  8. Журнал «Персонал микс».


5. Тематический расчет часов на 2010/2011 учебный год
Для студентов направления 080200.62 Менеджмент

специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»,

Специальности 080504.64 – Государственное и муниципальное управление

4 курс


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Само

сто-ятель

ная работа

Всего часов

Лекции

Семинары занятия

Всего

1.

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления

1

1

2

6

8

2.

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

2

1

3

6

9

3.

Тема 3. Принципы управления персоналом

2

1

3

7

10

4.

Тема 4.Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом.

2

2

4

7

11

5.

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

1




1

4

5

6.

Тема 6. Анализ кадрового потенциала.

2

2

4

6

10

7.

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

2

2

4

6

10

8.

Тема 8. Подбор персонала и профориентация

2

2

4

6

10

9.

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

1

2

3

6

9

10.

Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

1

2

3

6

9

11.

Тема 11.Профессиональная и организационная адаптация персонала

1

2

3

4

7

12.

Тема 12. Оценка эффективности управления персоналом

1

1

2

6

8

























Итого

20

18

38

70

108

Автор программы: _______________ /профессор, д.э.н., И.В. Андреева/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Пояснительная записка. Требования к студентам iconI. пояснительная записка требования к студентам
Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. Требования к студентам
Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В....
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего на обучение 3

Пояснительная записка. Требования к студентам iconОглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6...

Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики»
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск