Скачать 134.45 Kb.
|
Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации», студенты должны иметь представление о структуре психологической науки, владеть азами базовых психологических дисциплин. Способствуют освоению курса предметы «Политическая психология», «Социальная психология», вводящие студента в проблематику макросоциальных проблем. Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов отделения психологии Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики. Цель курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» – дать студентам научные знания о психологической сущности глобальных политических, экономических и культурных изменений, которые радикальным образом изменяют сознание и поведение современного человека. В фокусе внимания стратегической психологии находится человек под влиянием будущего. Непрерывные перемены, происходящие во всех областях жизни, заставляют человека адаптироваться, изменяться под их воздействием. Выпускники университета рассматриваются как научные эксперты, прогнозирующие изменения психики и поведения человека в зависимости от глобализации, от будущего, быстро становящегося настоящим. Именно в наши дни происходят существенные перемены в техносфере, биосфере, обществе, которые ставят под вопрос будущее человека. Каким будет мир завтра и каким будет человек, живущий в этом мире – ключевой вопрос стратегической психологии. В процессе изучения курса студенты обучаются научно-психологическому восприятию и анализу факторов, закономерностей и особенностей развития современного общества. Стратегическая психология - отрасль психологической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как политология, глобалистика, футурология. Из этих смежных областей она черпает сведения о происходящих в мире явлениях, которые находят отражение в психике человека, его повседневной жизни. Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных и семинарских) занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы. Также в рамках курса предполагается просмотр научно-популярных фильмов, например, таких как «Люди будущего», «Жизнь будущего», «Разум будущего», «Города будущего». В результате изучения дисциплины студент должен: - иметь представление о стратегической психологии и инновационном человеке как ее объекте; - знать основные тенденции и закономерности развития современного мира; - уметь применять полученные знания для анализа явлений окружающей действительности. Виды и формы контроля:
Методика формирования итоговой оценки: Знания студентов оцениваются по десятибалльной шкале: Основой итоговой оценки является результирующая оценка. Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля. Она представляет сумму оценок всех форм контроля, каждая из которых умножена на определенный коэффициент. Коэффициент определяет вес каждой оценки в итоговой оценке:
Если студент согласен с результирующей (накопленной) оценкой, она становится итоговой и проставляется в ведомость. Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, и хотят повысить итоговую оценку, сдают экзамен. Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования: - накопленной оценки (вес – 0,6) - оценки, полученной на экзамене (вес - 0,4). П. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Стратегическая психология как наука. Понятие стратегической психологии. Тактическая, оперативная, стратегическая психология. Человек под влиянием будущего. Предмет науки. Место в ряду психологических дисциплин. Взаимосвязь со смежными областями (политологией, глобалистикой, футурологией и т.д.). 2. Глобализация и ее психологический аспект. Понятие глобализации. Проявления глобализации в экономике, политике, культуре. Предыдущие попытки мировой интеграции. Панамериканская глобализация. Основные тенденции развития современного мира. Постиндустриальное общество. Информационное общество. Психология глобального человека. Механизмы влияния глобализации на человека и общество. 3. Влияние инноваций на человека и его психику. Новые технологии, меняющие жизнь. Развитие медицины, техники и психология человека. Влияние на психику человека информационно-технологической революции, сетевой организации общества, трансформации труда и занятости, электронных средств коммуникации. Трансгуманизм и постчеловек. Чипы: тотальная свобода или тотальный контроль? Наука и религия в борьбе за человека. 4. Психология инновационного человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность как подструктуры человека. Образ жизни индивида, отношение к труду человека как субъекта, мировоззрение личности, картина мира индивидуальности. Изменение этих параметров под воздействием современных мировых тенденций. 5. Психология познания будущего. Антиципация, предвосхищение в психике человека. Цель как образ предвосхищаемого результата, на который направлены действия человека. Целеполагание. Будущее как предмет исследования. Футурология. Проблема цели в развитии человечества. Фабрики мысли – институты познания и конструирования будущего. Ведущие зарубежные фабрики мысли, отечественный опыт. Международные организации и планирование будущего. Будущее глазами писателей-фантастов. 6. Ключевая роль человеческого капитала в современном мире. Понятие «человеческий капитал». Теория человеческого капитала в экономике. Увеличение роли человека на данном этапе развития мира. Формирование и оценка человеческого капитала. Психологические аспекты человеческого капитала. Подход ООН и другие попытки масштабных исследований человеческого потенциала. Опыт отечественных исследователей. 7. Стратегическая психология России. Психология российского человека под влиянием глобализации. Национальная психология. Человек в зеркале русской философии. Проблемы человеческого капитала России в наши дни. Целеполагание в современной России. Будущая Россия и психология человека будущей России. III. Тематика заданий
Обсуждение научно-популярных фильмов, непосредственно касающихся тематики курса: - «Люди будущего», - «Жизнь будущего», - «Разум будущего», - «Города будущего». Вопросы для обсуждения:
3.2 Темы эссе. Мое мнение о прочитанной книге (на выбор):
Объем эссе: 4-6 страниц, шрифт 12 Times New Roman, 1.5 интервала (см.: Болотова А.К., Рубан А.С. Методические рекомендации по подготовке эссе и рефератов по психологии. М., 2004). 3.3 Вопросы для подготовки к экзамену
IV. Учебно-методическое обеспечение Базовый учебник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб.пособие / Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006. Основная литература
Дополнительная литература
V. Тематический план (содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)
Автор программы: _____________________ /Мишучкова И.Н./ |
Программа дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65... Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное... | Программа дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65... Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное... | ||
Программа дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65... Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное... | Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | ||
Пояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры... Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна | Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно... | ||
Пояснительная записка требования к студенту. Приступая к изучению... «Политология». Обучающийся должен иметь навыки проведения сравнительного анализа, уметь критически переосмысливать накопленный научный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель курса – дать студентам целостное представление об основных проблемах современной внешней политики России в условиях противоречивых... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности... Требования к поступающим в аспирантуру: исходный уровень знаний и умений, которыми должны обладать поступающие в аспирантуру, приступая... | Программа дисциплины Анализ данных и прогнозирование для направления... Требования к студентам: Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями информатики в объеме общеобразовательной... | ||
Пояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи» Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по... | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | ||
Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
I. пояснительная записка требования к студентам Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции |