Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации»





Скачать 134.45 Kb.
НазваниеПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации»
Дата публикации27.06.2013
Размер134.45 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка






  1. Пояснительная записка


Требования к студентам.

Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации», студенты должны иметь представление о структуре психологической науки, владеть азами базовых психологических дисциплин. Способствуют освоению курса предметы «Политическая психология», «Социальная психология», вводящие студента в проблематику макросоциальных проблем.

Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов отделения психологии Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики.

Цель курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» – дать студентам научные знания о психологической сущности глобальных политических, экономических и культурных изменений, которые радикальным образом изменяют сознание и поведение современного человека. В фокусе внимания стратегической психологии находится человек под влиянием будущего. Непрерывные перемены, происходящие во всех областях жизни, заставляют человека адаптироваться, изменяться под их воздействием. Выпускники университета рассматриваются как научные эксперты, прогнозирующие изменения психики и поведения человека в зависимости от глобализации, от будущего, быстро становящегося настоящим.

Именно в наши дни происходят существенные перемены в техносфере, биосфере, обществе, которые ставят под вопрос будущее человека. Каким будет мир завтра и каким будет человек, живущий в этом мире – ключевой вопрос стратегической психологии.

В процессе изучения курса студенты обучаются научно-психологическому восприятию и анализу факторов, закономерностей и особенностей развития современного общества. Стратегическая психология - отрасль психологической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как политология, глобалистика, футурология. Из этих смежных областей она черпает сведения о происходящих в мире явлениях, которые находят отражение в психике человека, его повседневной жизни.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных и семинарских) занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы. Также в рамках курса предполагается просмотр научно-популярных фильмов, например, таких как «Люди будущего», «Жизнь будущего», «Разум будущего», «Города будущего».

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о стратегической психологии и инновационном человеке как ее объекте;

- знать основные тенденции и закономерности развития современного мира;

- уметь применять полученные знания для анализа явлений окружающей действительности.
Виды и формы контроля:

  • текущий контроль: оценивается присутствие и работа студентов на практических и семинарских занятиях, написание эссе;

  • итоговый контроль: экзамен.



Методика формирования итоговой оценки:
Знания студентов оцениваются по десятибалльной шкале:
Основой итоговой оценки является результирующая оценка.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля. Она представляет сумму оценок всех форм контроля, каждая из которых умножена на определенный коэффициент.

Коэффициент определяет вес каждой оценки в итоговой оценке:

  1. оценка за посещение занятий составит 0,3 итоговой оценки;

  2. оценка за активную работу на практических занятиях – 0,3;

  3. написание эссе – 0,4.

Если студент согласен с результирующей (накопленной) оценкой, она становится итоговой и проставляется в ведомость.

Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, и хотят повысить итоговую оценку, сдают экзамен. Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования:

- накопленной оценки (вес – 0,6)

- оценки, полученной на экзамене (вес - 0,4).

П. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1. Стратегическая психология как наука. Понятие стратегической психологии. Тактическая, оперативная, стратегическая психология. Человек под влиянием будущего. Предмет науки. Место в ряду психологических дисциплин. Взаимосвязь со смежными областями (политологией, глобалистикой, футурологией и т.д.).
2. Глобализация и ее психологический аспект. Понятие глобализации. Проявления глобализации в экономике, политике, культуре. Предыдущие попытки мировой интеграции. Панамериканская глобализация. Основные тенденции развития современного мира. Постиндустриальное общество. Информационное общество. Психология глобального человека. Механизмы влияния глобализации на человека и общество.
3. Влияние инноваций на человека и его психику. Новые технологии, меняющие жизнь. Развитие медицины, техники и психология человека. Влияние на психику человека информационно-технологической революции, сетевой организации общества, трансформации труда и занятости, электронных средств коммуникации. Трансгуманизм и постчеловек. Чипы: тотальная свобода или тотальный контроль? Наука и религия в борьбе за человека.
4. Психология инновационного человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность как подструктуры человека. Образ жизни индивида, отношение к труду человека как субъекта, мировоззрение личности, картина мира индивидуальности. Изменение этих параметров под воздействием современных мировых тенденций.
5. Психология познания будущего. Антиципация, предвосхищение в психике человека. Цель как образ предвосхищаемого результата, на который направлены действия человека. Целеполагание. Будущее как предмет исследования. Футурология. Проблема цели в развитии человечества. Фабрики мысли – институты познания и конструирования будущего. Ведущие зарубежные фабрики мысли, отечественный опыт. Международные организации и планирование будущего. Будущее глазами писателей-фантастов.
6. Ключевая роль человеческого капитала в современном мире. Понятие «человеческий капитал». Теория человеческого капитала в экономике. Увеличение роли человека на данном этапе развития мира. Формирование и оценка человеческого капитала. Психологические аспекты человеческого капитала. Подход ООН и другие попытки масштабных исследований человеческого потенциала. Опыт отечественных исследователей.
7. Стратегическая психология России. Психология российского человека под влиянием глобализации. Национальная психология. Человек в зеркале русской философии. Проблемы человеческого капитала России в наши дни. Целеполагание в современной России. Будущая Россия и психология человека будущей России.
III. Тематика заданий

    1. Темы семинарских занятий.

Обсуждение научно-популярных фильмов, непосредственно касающихся тематики курса:

- «Люди будущего»,

- «Жизнь будущего»,

- «Разум будущего»,

- «Города будущего».
Вопросы для обсуждения:

  1. В чем конкретно заключаются изменения, которые ждут человека в будущем?

  2. Какое влияние эти изменения окажут на психику человека?

  3. Как трансформируются образ жизни, отношение к труду, мировоззрение, картина мира человека под влиянием этих изменений?

  4. Какова специфика данных изменений в России? Как они изменят наших соотечественников?

  5. Согласны ли Вы с авторами фильма? Либо, по Вашему мнению, будущая жизнь человека будет другой?


3.2 Темы эссе. Мое мнение о прочитанной книге (на выбор):

  1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия.

  2. Дрекслер К.Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии.

  3. Капица С.П. Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество.

  4. Кастельс Э. Информационная эпоха.

  5. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции.

  6. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира.

  7. Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы.

  8. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.

  9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума.

  10. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории.

  11. Пестель Э. За пределами роста.

  12. Печчеи А. Человеческие качества.

  13. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма.

  14. Тоффлер Э. Метаморфозы власти.

  15. Тоффлер Э. Третья волна.

  16. Тоффлер Э. Шок будущего.

  17. Туроу Л. Будущее капитализма.

  18. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек.

  19. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции.

  20. Хакен Г. Самоорганизующееся общество.



Объем эссе: 4-6 страниц, шрифт 12 Times New Roman, 1.5 интервала (см.: Болотова А.К., Рубан А.С. Методические рекомендации по подготовке эссе и рефератов по психологии. М., 2004).
3.3 Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Стратегическая психология как отрасль психологической науки.

  2. Понятие глобализации и ее виды.

  3. Предыдущие попытки мировой интеграции и глобализация наших дней.

  4. Механизмы влияния глобализации на человека и общество.

  5. Основные тенденции развития современного мира.

  6. Влияние инноваций на психику человека.

  7. Человек будущего и его психология.

  8. Влияние на психику человека информационно-технологической революции, электронных средств коммуникации.

  9. Изменение образа жизни индивида под влиянием современных тенденций развития общества.

  10. Изменение отношения к труду и занятости человека как субъекта под влиянием современных тенденций развития общества.

  11. Изменение мировоззрения личности под влиянием современных тенденций развития общества.

  12. Изменение картина мира индивидуальности под влиянием современных тенденций развития общества.

  13. Антиципация, предвосхищение в психике человека. Прогнозирование.

  14. Психология цели и целеполагания.

  15. Проблема цели в развитии человечества.

  16. Будущее как предмет исследования. Футурология.

  17. Фабрики мысли – институты познания и конструирования будущего.

  18. Ключевая роль человеческого капитала в современном мире.

  19. Психология российского человека под влиянием глобализации.

  20. Целеполагание в современной России. Будущая Россия и психология человека будущей России.



IV. Учебно-методическое обеспечение
Базовый учебник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб.пособие / Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006.
Основная литература


  1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.

  2. Бек У. Что такое глобализация. М., 2001.

  3. Дрекслер К.Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии.

  4. Капица С.П. Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество. М., 2008.

  5. Капица С.П. Стратегия и прогнозы будущего. М., 1997.

  6. Кастельс Э. Информационная эпоха. М., 2000.

  7. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции.

  8. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира.

  9. Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы.

  10. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. М., 1998.

  11. Мартин Г.-П., Шуман Х. Западня глобализации. М., 2001.

  12. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М., 2000.

  13. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М., 2001

  14. Омае К. Упадок национального государства: становление региональных экономик. НЙ, 1999.

  15. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

  16. Пестель Э. За пределами роста. М.,1988.

  17. Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. М., 2005.

  18. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

  19. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под. Ред. М.Г.Делягина. М., 2000.

  20. Регуш Л.А. Психология прогнозирования. СПб., 2003

  21. Россия: Планетарные процессы. Под ред. Большакова В.Ю. СПб., 2002.

  22. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.

  23. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.

  24. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб.пособие / Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006.

  25. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003.

  26. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.

  27. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003.

  28. Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999.

  29. Удовин С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.

  30. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.

  31. Федотов А.П. Глобалистика. Курс лекций. М., 2002.

  32. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

  33. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004.

  34. Хакен Г. Самоорганизующееся общество.

  35. Юрьев А.И. Концепция стратегической психологии. Тезис 1-5. Глобальные изменения в мире и психология. В Ежегоднике Российского психологического общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003. т. 8. СПб, 2003. с. 595-632.


Дополнительная литература


  1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998.

  2. Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. М., 1963.

  3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М., 1979.

  4. Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества (философско-социологические аспекты социального прогнозирования). Красноярск, 1970.

  5. Диксон П. Фабрики мысли. М., 2004.

  6. Казакевич Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л., 1969.

  7. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск, 2000.

  8. Корнейчук Б.В. Человеческий капитал во временном измерении. СПб., 2003.

  9. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Воронеж, 2005.

  10. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск, 2003.

  11. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

  12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.

  13. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск, 2005.

  14. Ришар Ж.-Ф. На переломе: двадцать глобальных проблем - двадцать лет на их решение. М., 2006.

  15. Человеческий капитал в условиях современной трансформации экономики: Сб. науч. тр. под ред. М.М. Критского. СПб., 2000.

  16. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Под ред. И.Т. Фролова. М.,1999.

  17. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учеб. пособие под общей ред. В.П. Колесова и Т. Маккинли. М., 2000.

  18. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1974.


V. Тематический план

(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)

№ п/п

Наименование тем

Аудиторные часы

Сам. работа

Всего часов

Лекции

Семинары

1.


Стратегическая психология как наука

4

4

8

16

2.

Глобализация и ее психологический аспект

4

4

8

16

3.

Влияние инноваций на человека и его психику

4

4

8

16

4.

Психология инновационного человека

4

4

8

16

5.

Психология познания будущего

4

2

8

14

6.

Ключевая роль человеческого капитала в современном мире

2

4

8

14

7.

Стратегическая психология России

4

4

8

16

8.

Эссе







24

24

9.

Подготовка к экзамену







30

30

10.

ИТОГО:

26

26

110

162

Автор программы: _____________________ /Мишучкова И.Н./


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65...
Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65...
Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма дисциплины Семейное право для специальности 030501. 65...
Требования к студентам: приступая к изучению курса семейного права, студент должен знать общую часть гражданского права России, конституционное...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры...
Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка. Требования к студентам
Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка требования к студенту. Приступая к изучению...
«Политология». Обучающийся должен иметь навыки проведения сравнительного анализа, уметь критически переосмысливать накопленный научный...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса – дать студентам целостное представление об основных проблемах современной внешней политики России в условиях противоречивых...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности...
Требования к поступающим в аспирантуру: исходный уровень знаний и умений, которыми должны обладать поступающие в аспирантуру, приступая...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПрограмма дисциплины Анализ данных и прогнозирование для направления...
Требования к студентам: Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями информатики в объеме общеобразовательной...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи»
Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по...
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка Требования к студентам
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconI. пояснительная записка требования к студентам
Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению курса «Стратегическая психология в условиях глобализации» iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск