Скачать 448.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Юридический институт Кафедра теории и истории государства и права конфессиональноЕ право и сВОБОДА СОВЕСти учебно-методический комплекс библиография Автор-составитель: Шаляпин С.О., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ПРОГРАММА КУРСА Пояснительная записка Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ». Объем учебного курса - 56 часов, из них аудиторных - 28 (18 - лекционных, 10 - семинарских). Изучение курса предполагается в одном семестре со сдачей итогового зачета. Центральной проблемой курса является возникновение, эволюция и современное состояние основных религиозно-правовых систем мира. Студенты должны ознакомиться с основными источниками, понятиями и разделами различных конфессионально-правовых систем, приобрести навыки сравнительного анализа норм и институтов религиозного права, усвоить место права в регуляции внутрицерковной (внутриконфессиональной) жизни и общения конфессии с обществом и государством, усвоить основные модели государственно-конфессиональных отношений и модели соотношения конфессионального и светского права. Второй важнейшей проблемой курса является возникновение, эволюция и современное состояние принципов свободы совести как неотъемлемой составляющей прав человека. Предмет включает в себя исторический обзор формирования политики веротерпимости, религиозной свободы и свободы совести в государствах Европы и Америки, своеобразие реализации принципов веротерпимости в странах Азии и Африки. Рассмотрена проблема правового регулирования свободы совести в актах международного права и национального законодательства отдельных государств. Актуальность курса «свобода совести» обусловлена современными проблемами межконфессионального и государственно-конфессионального взаимодействия на мировом уровне и в России, необходимостью поиска приемлемых для общества принципов религиозной толерантности и правовых механизмов ее закрепления. План лекционного курса Тема 1 Понятие конфессионального права, признаки и типология религиозно-правовых систем. Религия-право-мораль: взаимосвязь социальных регуляторов в обществе. Определение конфессионального права, соотношение его с понятиями «каноническое право», «церковное право». История возникновения конфессионального права. Типология правовых систем (по Р.Давиду) и место конфессионального права в ней. Религиозно-правовые системы и религиозное право как корпоративная правовая система. Тема 2 Индусское право: основные источники, этапы эволюции, закономерности. Кастово-варновая общественная структура древней и современной Индии. Личный статус как основа индусского права. Особенности брачно-семейного и имущественного права Индии. Влияние мусульманского и британского права на традиционное религиозное право индусов: тенденции вестернизации и санскритизации индусского права. Тема 3 Иудейское право: историческая эволюция, основные источники, закономерности, особенности. Взаимосвязь источников иудейского и христианского права. Внегосударственное развитие иудейского права в галахическую эпоху. Взаимодействие и взаимное влияние традиционного иудейского права и права современного Израиля (в области брачно-семейных отношений, кашрута, гражданства, трудовых отношений и т.д.) Тема 4 Мусульманское право: история развития, источники, закономерности. Школы (мазхабы) мусульманского права, отличия исламских правовых культур суннитов и шиитов. Запреты шариата. Основные юридические техники фикха. Семейно-брачное право мусульман: традиции и современность. Регулирование имущественных отношений и торгово-хозяйственной деятельности в мусульманском праве. Уголовно-правовые нормы шариата. Консервативные принципы таклида и попытки модернизации, современное состояние исламского права. Тема 5 Буддизм и право. Нерасчлененность религиозно-этических и правовых норм в буддизме. Государство и сангха в странах Юго-Восточной Азии, обожествление царской власти, правовая автономия буддистских монастырей. Ламаизм как форма теократии. Тема 6 Христианское церковное право в системе права. Церковное право как наука, система церковного права, его задачи и методы. Православное церковное право и каноническое право Католической церкви. Материальные и формальные источники церковного права. Иерархия церковно-правовых норм. Тема 7 Источники церковного права доникейской эпохи и эпохи Вселенских Соборов. Источники церковного права Византии и Балканских Церквей. Толкования канонов Аристином, Зонарой и Вальсамоном. Формальные источники церковного права в России. «Кормчая книга» на Руси. Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения ХI -ХV вв., уставы русских князей по церковным делам, ханские ярлыки, Стоглав. Постановления Соборного Уложения по церковным делам. Печатная Кормчая и постановления Соборов ХVII в. «Духовный Регламент» и иные источники церковного права синодальной эпохи. Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. «Положение о Русской Православной Церкви» в редакции 1945 и 1961 гг. «Устав об управлении Русской Православной Церкви» 1988 г., «Устав Русской Православной Церкви» 2000 г. Тема 8 Источники канонического права западного христианства. Папские конституции (буллы и бреве). «Вселенские Соборы» Католической церкви. Католический «Корпус канонического права». «Кодекс Пия-Бенедикта» 1918 г. Канонические постановления II Ватиканского Собора. Кодекс канонического права 1983 г. Правовые источники протестантских церквей: «Аугсбургское исповедание», «Шмалькальденские артикулы», Катехизисы Лютера, «Гейдельбергский катехизис», «Галликанское исповедание». Тема 9 Вступление в Церковь через Таинство Крещения; присоединение к Церкви. Утрата церковной правоспособности. Состав Церкви: клирики и миряне. Высшие и низшие клирики. Хиротония и хиротесия. Священная и правительственная иерархия Церкви. Степени священно- и церковнослужителей. Священство и монашество. Тема 10 Органы высшего церковного управления. Принцип кафоличности Церкви. Высшая власть в Церкви. Вселенские Соборы. Католическое учение о главенстве в Церкви и теория цезарепапизма (научная и церковная критика). Территориальный принцип церковной юрисдикции. Автокефальные и автономные церкви. Канонические принципы устройства управления поместных церквей. Высшее управление Русской церкви в прошлом и настоящем. Устройство высшего управления Православных поместных церквей. Высшее управление Католической церкви. Епархиальное и приходское управление. Тема 11 Три вида церковной власти: учения, священнодействия и управления. Власть учения: Символ Веры, миссионерство, духовная цензура. Власть священнодействия: богослужение, храм и иконописание, церковный календарь, погребение усопших, канонизация и почитание святых, таинство брака (заключение брака, препятствия к браку: абсолютные и условные, обязанности супругов, родителей и детей, расторжение брака). Власть управления: законодательная церковная власть, административное управление в церкви, распоряжение церковной собственностью, замещение церковных должностей, церковный суд, виды церковных наказаний для клириков и мирян. Тема 12 Церковь и государство, христианское учение о государстве. Симфонические отношения Церкви и государства в Византии. Государственная Церковь. Отделение Церкви от государства. История взаимоотношений Церкви и государства в России. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» о государстве и взаимоотношениях с ним. Римско-католическая и протестантские доктрины церковно-государственных отношений. Тема 13 Формирование и эволюция представлений о веротерпимости, религиозной свободе и свободе совести в философском и правовом аспектах. Средневековые проповедники религиозной терпимости и европейская реформация. Формирование принципов религиозной свободы в европейском праве и общественной мысли XVI - XVIII вв. Религиозные свободы в «век просвещения». Религиозные реформы Великой французской революции и их влияние на формирование принципов свободы совести. Политика религиозной свободы в США XVIII - нач.XIX в. Тема 14 Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести. Свобода мысли, совести и религии в актах ООН, ее организаций (Юнеско, Международной организации труда и др.), и региональных международно-правовых актах Европы, Америки и Африки. Практика применения международных актов о свободе мысли, совести и религии европейскими судебными институтами. Тема 15 Свобода совести в законодательстве государств Европы. Свобода совести в США. Американское законодательство о международной религиозной свободе. Тема 16 Формирование принципов веротерпимости и религиозной свободы в России XIX - нач.ХХ в. Эмансипация ислама, старообрядчества, иудаизма и иных преследуемых конфессий в Российской Империи. Утверждение начал веротерпимости в законодательных актах 1905-1917 гг. Советская теория светского государства. Ограничение правоспособности конфессий и религиозных прав граждан. Становление принципов религиозного плюрализма во второй половине 1980-х гг.: сравнительная характеристика законодательства СССР и РСФСР 1990 г. о свободе совести. Религиозная свобода в современной России. Полемика по поводу законодательства о свободе совести и статуса «традиционных» конфессий. Региональное законодательство о религиозной свободе. Семинарские занятия Тема 1 Понятие «конфессиональное право», типология религиозно-правовых систем
Литература:
Тема 2 Индусское право
Литература:
Тема 3 Иудейское право
Литература:
Тема 4 Мусульманское право
Литература:
Тема 5 Христианское церковное право
Литература:
Список рекомендованной литературы |
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо | ||
Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Пояснительная записка программа курса «Народное зодчество» Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Программа курса Пояснительная записка Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд ч., из них 42 ч лекций, 20 ч семинаров, с р. 64 ч.), читается на 4 курсе... | ||
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире |