Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина»





Скачать 220.92 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок «Моя Вологодчина»
Дата публикации11.10.2014
Размер220.92 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Туризм > Конкурс
Районный конкурс методических разработок
«Моя Вологодчина»

(посвященный 75-летию образования Вологодской области)

«Река моего детства»
Разработка сценария открытого урока

БОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Библиотека.

Педагог-библиотекарь.

Стахеева Валентина Анатольевна.

2013г


Река моего детства.
Где небо леса подпирают,

Чертя горизонта круг,

Кичменга- речка впадает в речку с названием Юг.
Там, где сливаются реки,

Где синий простор широк,

Стоит он, родной на веки,

Кичменгский мой Городок.
Он чуть похож на деревню,

Что - то от города есть.

Мифы истории древней

С новым соседствуют здесь.
Край, каких много в России,

Скромен и незнаменит.

Только покинуть не в силах-

Душа за него болит.
Сколько бы лет не летело,

Сколько б не звало дорог,

Сердце к тебе прикипело,

Кичменгский мой Городок.
Добрый день!

Наш урок мы открыли песней в исполнении учащихся . Эту песню написал Николай Павлович Парушев на стихи Татьяны Ветровой

« Кичменгский Городок». Эта песня стала своеобразной визитной карточкой нашего села и звучит на многих районных торжествах.

Дорогие ребята, наш урок сегодня имеет очень теплое и родное название.

« Река моего детства».

У нас у каждого, несомненно, есть она. Река детства.

Есть свое любимое место на ней.

Вот этот главный вопрос и поставим мы на нашем уроке. Мое любимое место на реке.

Мы сегодня мысленно встретимся с ним. Зачем? Наверное, затем, чтобы после урока вы посмотрели на него другими глазами. Еще сильнее с этим местом подружились. Дорожили бы им и любили. Чтобы у вас было миролюбивое восприятие мира.

Ведь цель нашего урока: Воспитания чувства к родной земле.

Поэзия раскрывает нам красоту Отечества нашего, явления и краски природы. И пусть строки вызовут у вас прекрасные чувства. Пусть этот урок заронит в вашем сердце еще больше любви и откроет новые пути к наслаждению, чистому и возвышенному.

Ваше любимое место на реке. Если у вас еще нет такого места. Обязательно найдите. Позднее вы с возрастом поймете, как это важно. Оно будет помогать вам во многом. В радости и горести. Ведь недаром говорят, если долго смотреть на воду она успокаивает и лечит.

Сейчас закроем глаза и мысленно встретимся с этим местом. Чтобы тепло этого воспоминания помогло нам настроиться на приятную волну нашего урока.

А сейчас мы познакомимся, есть ли любимые речки и любимые места на речках у людей живущих в нашем родном районе.

А как мы узнаем это. Да очень просто. Откроем книги местных наших поэтов и найдем стихи о реках. А ребята вместе со мной эти замечательные стихи прочитают.

Вот Галина Некипелова.

К речке относится как к живому существу. Все ее стихотворение пронизано к речке любовью.

Сладко спит река

Утром на заре.

Спит счастливая

В звездном серебре.

Тихо спит река-

Гладь зеркальная.

Тихо спит река-

Ненаглядная.

Величальная

Тишина кругом.

Птицы лишь поют,

Вновь встречаясь с днем.

Солнце дарит луч-

Замер летний мир.

Солнце выплыло-

Спит еще река.

Разбужу ее-

Прикоснусь слегка.

Разбужу ее-

Кинусь в свежесть вод.

Брызги вскинулись

В дружный хоровод.

Встречусь с новым днем,

Силу вод вобрав.

Речку я люблю, ее гордый нрав.

Вода жива; она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движению всему ее окружающему.

Как к живой к ней обращается и Михаил Ревокатович Рыбин в своем стихотворении «Речка Кичменга».

«Здравствуй, речка Кичменга»говорит он ей.

М. Рыбин.

Речка Кичменга
Здравствуй, речка Кичменга-

Синяя река!

В струи твои чистые

Смотрят облака,

В перекатах радуга

И вода кольцом,-

Ты для всех любимая,

Кто с тобой знаком.

Сколько троп вдоль тебя

Есть нехоженых,

Ты пройти их меня попроси,

Речка тихой моей

Доброй Родины,

Как живется тебе на Руси?
Берега раздольные,

Где березы в ряд,

Родники студеные

Жажду утолят.

Брошусь в травы нежные

Там, где в летний зной,

Родники прибрежные

Шепчутся с волной.

Ребята, все ли значения выражений в этом стихотворении вам понятны.

А вот у меня к вам вопрос: Что значит» вода кольцом»?

Мне было интересно узнать значение этой фразы.

Если исходить из того, что Михаил Ревокатович историк, может и эта фраза связана с историей.

С историей возникновения названия реки Кичменга?

Да,

слово Кичменга пришло к нам из языка удорцев.

Коренное слово кыч ( наше произношение- кич)- означает кольцо.

Га, то есть вода, текучая вода.

Все слово Кичм-ен- га означает вода кольцом.

Есть про реку Кичменгу замечательная песня с очень красивым названием

«Серебрится Кичменга».

Слова И. Худякова музыка Николая Парушева

Говорят, что есть края богаче

А милее всех в родном краю

Я свои сокровища не прячу,

От людского глаза не таю:

Кичменги серебряные всплески,

Нива золотистая вокруг,

С детства дорогие перелестки

Лиственный хвойный изумруд

А когда я в городе бываю,

Серые громады корпусов

Почему- то мне не заменяют

Городецких сказочных лесов,

Ароматов свежего покоса,

Золотистой нивы за селом,

Кичменги серебряного плеса,

Что напоминает о былом!

Не искать бы нам места иные,

Сохранить на век в родном краю

Эти драгоценности земные,

О которых песню я пою:

Этот луг и ниву золотую,

Что во веки в сердце не умрут,

Кичменги серебряные струи,

Перелестков хвойных изумруд.

Видим, что для простого человека, жившего в Кичменгском городке Ивана Худякова край наш, окружающая его природа – это сокровища. Изумруд, серебро, золото - вот оно, рядом с нами. В красоте окружающего нас мира. Вечной ценностью для него остается Природа. Земля.

« Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на земле»- говорил обращаясь к воде писатель Антуан де Сент- Экзюпери.

Древние люди поклонялись матушке- природе. Чаще всего и поэтами воспевается родная природа. И это не случайно. Потому что природа и родина неотделимы друг от друга.

Стихи Д. Рябева « Край родной»

Край родной сл. Д. Рябева муз. Н. Парушева.
В дни войны поколесил по свету,

Исходил и вдоль и поперек.

Но откроюсь, нет на всей планете

Лучше мест, чем наш Кич- Городок.

Отчий край- леса, поля и нивы,

Бредил я тобой издалека

Погляди, как в вешние разливы

Катит волны Кичменга- река.

На опушке белые березы

Кроны устремляют в небосвод,

А зимой суровые морозы закаляют северный народ.

Наши люди любят потрудиться

( похвали, так горы сворочу),

Любят отдыхать и веселиться

Им любое дело по плечу.

Отчий край - широкие просторы,

Сине- голубые небеса.

Я люблю крутые косогоры,

Реки, и озера, и леса.

Северянка русская сторонка,

Окающий плавный говорок.

Я люблю как юноша девчонку

Маленький старинный городок.

Я люблю крутые косогоры,

Реки, и озера, и леса.

- Эти слова написаны в 20 веке, а вы молодое поколение 21 века можем ли так откровенно признаться в любви к природе.

Что мы видим, слышим, чувствуем

Находясь в лоне природы.

А вот что мыслит С. Викулов - вологодский поэт.

Услышу ль сосен шум в

Полдневный час,

Журчанье ль струй средь камушков

У брода,-

О, люди мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты…

И мы живем, запечатлев навеки

В душе

Ее прекрасные черты-

Поля, луга, леса, моря и реки

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух-

Три ее основы.


Наш урок мы посвящаем кладу природе- воде. Вода - одно из величайших чудес природы, колыбель жизни на земле .Воду называют кровью земли, так как ее удивительные свойства обеспечивают важнейшие жизненные процессы, протекающие в растительных и животных организмах. Эта животворящая сила воды ярко выражена в мудрой восточной пословице « Там, где кончается вода, там кончается и земля».

Как сказал А. Яшин « здесь, словно в сказке, каждая тропа вас к роднику выводит непременно».

Т. Степановская

Встреча.

Я бегу тропинкой узкой,

Вдоль реки.

Шепчут травы, травы русские,

Мне стихи.

Навевает ветер ласковый

Свой куплет,

Что лежал на сердце девичьем

Столько лет…

Вы простите меня, ивушки

Я пришла.

Наклонитесь и напейтеся из

ручья.

Светлый, быстрый,

Прохладительный

Всплеск воды,

Ну, а рыбки и доверчивы и

Добры.

Как мила моя сторонушка,

Мне мила.

Где же, где ж так много

Времени

Я была.
А вот как описывает встречу с рекой Александр Серафимович Бубнов.

С замирающим сердцем

Спускаюсь

Я на берег родимой реки,

Словно другу, реке улыбаюсь,

Унывать мне сейчас не с руки.

Пахнет мятою здесь и смородиной

Тихий воздух зарею согрет,

Как прекрасна ты, милая родина,

Как мне дорог твой ласковый свет.
Вот они истинные отношения человека и природы

Я думаю, это не просто красивые слова, они идут от сердца.

Ну, нельзя написать такое стихотворение как «Ледоход» Михаила Рыбина

просто с помощью подбора слов. Читая это стихотворение, ясно видится, что автор не раз наблюдал это удивительное явление природы.

Еще Аксаков писал:

« Одно и любимых удовольствий русского народа - смотреть на разлив полой воды.

« река тронулась..» передается из уст в уста, и все село, от мала до велика, выхлынет на берег,

Какова бы ни была погода, и долго, долго, долго стоят пестрые, кое- как одетые толпы, смотрят, любуются, сопровождая каждое движение льда своими предположениями или веселыми возгласами.»
Кто опишет это явление природы?

Или скажет среднестатистическое вскрытие реки Юг?

Приходится на 20 апреля.
Ледоход. М. Рыбин

Я словно маленький ребенок,

Весны набравши полон рот.

Играет, колокольно звонок,

Весенний ледоход.

Через ручьи, через овраги,

Снимая зимнюю тоску,

Земля, крутя хмельною

Брагой,

Поила сонную реку.

И та, насытившись,

Вздохнула

Во всю свою речную грудь.

И панцирь ледяной стряхнула

В водоворотов муть.

Несется, песнею сверкает

Большая шалая вода,

По рыбам, по волнам бросает

Бесформенные глыбы льда…

Ты подойди к воде, не бойся,

Оставь приличия другой,

Возьми в ладони и умойся

Всеочищающей водой.

В книге Л. Буровой « Родной край»

Многоводна, бурлива

Ты бываешь по веснам,

Размываешь заливы

Подбираешься к соснам.

Плотогонов встречая,

Умываешь им лица.

Для ущицы, для чая

Не жалеешь водицы.

Разодета лугами,

Коронована бором.

Вдруг вздремлешь бочагами

Под цветастым узором.

В летний жар - мелковата,

Камни выгнули спины.

Но шумны перекаты,

Неспокойны быстрины…А. Пошехонов.

Как вы думаете про какую речку это стихотворение? Длина ее около 500 км. ( 491 км). Река начинается на Северных Увалах из небольшого болотца. В Сухону она впадает у города Великий Устюг.

Река Юг .

Гидроним финно- угорского происхождения. Ю- река

В переводе на русский язык Юг значит просто « река».
Да рука об руку с рекой Кичменгой идет и река Юг.

Как пишет Сергей Дорожковский в своем стихотворении:

« Там, где речка Кичменга- светлая волна

С Юг –рекой венчается чистых вод полна.

Послушаем это стихотворение.

Грибные дожди Дорожковский.С.
Там, где речка Кичменга- светлая волна

С Юг- рекой венчается, чистых вод полна,

Пароходы белые отдают гудок,

Так они приветствуют Кич- Городок.
Кичменга, кичменга, быстрая вода,

Ты в сердцах останешься

Наших навсегда!

Где боры высокие- кроны до небес,

Где грибы и ягоды щедро дарит лес,

Нас с тобой взрастила Кичменга- река!

Мы с тобою жители Кич- Городка.

Кичменга, кичменга, быстрая вода,

Ты в сердцах останешься

Наших навсегда!

Я живу в Протасове, в Крохалеве ты,

А в лугах окрестных желтые цветы

День- деньской качаются в теплом ветерке,

Хорошо в стариннейшем русском городке!

Кичменга, кичменга, быстрая вода,

Ты в сердцах останешься

Наших навсегда.
А как интересно венчались речка Кичменга и река Юг.

Легенда о любви. А. Пустохин. « Заря Севера» 19 августа 2006. Инсценировка.
Средь зеленых лесов и раздольных лугов речка Кичменга струила легко свои чистые воды и думала свою думу:

- Как далек мой путь к холодному морю!

С кем продолжить мне свой бег, на чье тело опереться?

Затосковала, заскучала красавица- река запечалилась.

А добрый, сильный красавец- Юг убегал подальше от родных краев лучшей доли искать.

- В тех краях далеких много есть невест,

Там моя судьба, там счастье ждет меня,

Но чужие девушки

Холодны, как лед.

-Где искать невесту?

Ветра он спросил.

Ветерок по лесу, по полям звенел,

Ласково и нежно к травам припадал.

И такое слово Югу он сказал:

- Ах, красавец-Юг, зря ты ищешь долго во чужих краях.

Ждет тебя невеста, скромна и нежна,

В милой той сторонке,

Где твоя родня.

Повернул Юг свои воды назад:

- Здравствуй, край мой родной!

Как прекрасна Земля,

Как чисты облака, а какая заря

В нашем крае встает!

Воздух легок и свеж,

Полной грудью дыши!

Никогда б не ушел из родных этих мест

Но такая уж доля с рожденья дана.

Свои воды на север, на север нести

К холодному морю к чужим берегам.

Здравствуй, Кичменга родная!

Как я раньше не знал и не видел,

Твою красоту!

Не сердись на меня и

Всем сердцем прости!

Легче будет вдвоем перекаты встречать,

Будем вместе по жизни

Наш путь продолжать!
Положила реченька головушку на плечо добра молодца, и слились две чистые, прозрачные струи, чтоб никогда уже не расставаться. И пошли по жизни вместе две реки.

А там, где нежная Кичменга и добрый Юг союз свой заключили, люди стали жить и строить свое счастье, как построили свое две реки.

С тех пор зовется Городок Кичменгский и живут здесь добрые, отзывчивые, нежные и сильные люди. Счастья вам, мои земляки, где бы вы не жили.

И после такого венчания хочется слушать песни. Например, такие, как

« Вдоль по Югу- реченьке», которую поет наш замечательный дуэт Михаил Рыбин и Николай Патраков. У них рождаются на свет душевные песни о нашем крае. Они постоянные участники фестивалей « Славяне Поюжья. Река Юг соединяет земли четырех районов Кичменгско- Городецкого, Никольского, Подосиновского, Великоустюгского одним общим названием –Поюжье.

(Звучит куплет песни).

…Нежит под лучами северного солнца свои тихие воды река с южным названием, поет свою песню, баюкая отражающие звезды, и вместе с ней слагают свои песни люди, живущие на берегах этой реки… О родной земле и любви к ней - о чем еще могут петь поэты? Так пусть свет этих песен согревает нашу душу.
Северная заветная

Сл. Ю. Леднева Муз В. Гичина
Милые гармошки,

Русский перебор.

Брошен на окошки

Кружевной узор.

Север, Север, Север…

Только Юг- река,

А по обе стороны- волока.

Сосны вековые-

К сенокосам гать.

Встретились впервые

Тут отец и мать

Север, Север, Север…

Только Юг- река,

Девушка в объятиях паренька.

Вот и ты со мною,

Здесь нам жить, да быть!

Детство оржаное

Можно ли забыть!

Север, Север, Север…

Только Юг- река.

Избы в воду смотрятся с бережка.

Мир необозримый.

Скромный отчий кров.

В стороне родимой

Всяк душой здоров.

Север, Север, Север…

Только Юг река,

Сердце тебе отдано навека.
Слушая это стихотворение, возникает мысль.

Что бывает, наверное, река детства, река юности, река зрелости…

И вероятно, это ощущение будет разное.

-Раньше мы в тебе любили

Искупаться всласть

Ты от нас не отставала

И вперед неслась.

А влюбленные ночами

У твоей воды

То стихи тебе читали,

То им пела ты.

С. Викулов У перевоза.

Через речку быструю, через плес

Я кричала девушка перевоз:

- спишь ты, что ли, лодочник! Э- Ге- гей!

Мне б на ту стороночку поскорей.

Там сейчас гуляние, праздник там…-

Но в ответ лишь эхо мне по кустам.

Э-ге- гей!...»

Уж туфельки я сняла,

По колено в реченьку забрела,

И машу косыночкой, и кричу,

И боюсь, что платьице замочу…

Вижу, вышел на берег великан,

Два крюка- ручищи две по бокам.

И ко мне от будочки, от ворот

Через речку быструю прямо вброд!

В новеньком костюмчике, в башмаках:

- Стой, Маруся! Я тебя - на руках!

Поняла по выходке, по словам-

Это мой залеточка, мой Иван!

- Ванечка-а! Ванюшечка-а!

- Помолчи!

- Ты хоть, Ваня, часики не мочи!

Глянь, тебе уж речка-то по карман,

Сокол мой, орелик мой, атаман!

Зря не снял ты, Ванечка, пиджачок…

Ну иди ж, иди ко мне, дурачок!

Я тебя и мокрого обниму…-

И тяну я рученьки встречь ему.

- Обнимай! Зачем тебе перевоз!-

Гаркнул, поднял на руки и понес.

А кругом- ну надо же!- ни души.

- Ванечка… родименький.. не спеши!

Пуще обнимаю я мил- дружка…

Ну хотя бы кто- нибудь с бережка

Глянул, как на Ваниных на руках

Я плыву- головушка в облаках!
Светлана Вершинина

У шептуньи малой речки

Я гуляла в летний зной

Где березки, словно свечки

Ветерок играл со мной.
А за речкой нашей

поле,

Там когда- то был покос.

По своей ли, божьей

воле

Не сбиваю косы рос.
Помнит милая шептунья

Как однажды в сенокос

Наш сосед жену- певунью

Через речку перенес.
Ветер друг ты мой игривый

Ты скажи мне, не тая,

Есть ли где еще такие

Сердцу милые края?
Мне ответил вольный

Ветер

- побывал везде на свете,

Видел разные края.

Только нету краше

Солнца,

Солнца в маленьком оконце,

Солнца в маленьком оконце

Там , где родина моя!
Большая любовь к Отчизне начинается с любви к тому месту, где ты родился и рос,

Босиком бродил по росистой траве, купался в речушке до мурашек на теле.

Мы сроднились с рекой и ее окрестности кажутся нам краше и живописнее других берегов, местностей и речек.

«Речушка вдоль околицы текла

Негромкая…

Но мы любили дети,

Ее - она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.
М. Рыбин

Мой край.

Выхожу за деревню в луга:

Речка Кичменга!

Речка Шепшенга!

Речка Шабанга!

Волны ластятся к брегам,

Над волнами черемух снега,

В перекатах от брызг радуга-

Речка Кичменга!

Речка Шепшенга!

Речка Шабанга!

Разнотравьем играют луга,

А трава ляжет сеном в стога,

Речка Кичменга!

Речка Шепшенга!

Речка Шабанга!

А зимой здесь гуляет вьюга,

Снежной шалью укроет луга,

Заодно упрячет в снегу

Речку Кичменгу!

Речку Шеншенгу!

Речку Шабангу

Есть у нас и речка Шарженга- межевая вода,

Майменга- счастливая вода.

Курденга- горькая вода
Г. Некипелова вспоминает свою речку детства.
Тихий край - деревни, перелески,

Змейкой вьется Ентала- река.

Здесь прошло когда- то мое детство,

Навсегда здесь родина моя.

Менииха Татьяна Смирнова.

То ль Менииха,

То ль Менеиха,

Правду молвить,

Не помнит никто.

Тут смородина есть и черемуха,

А у речки прозрачное дно.

Говорлива речушка,

Что девушка,

В жаркий полдень звенит

Бубенцом.

Заискрившись на маленьких

Камушках,

Песнь споет со счастливым

Концом.

Осчастливит водичкой холодною

Утомленного в зной косаря,

Убаюкают в сон, монотонною,

Сладкой речью его разморя.

Хорошо в сенокос

На Мениихе,

Тишина на ее берегах.

Снится мне сенокос

На Мениихе,

Чай с брусникой,

Что дымом пропах.

Как река все движется, так и жизнь наша все движется, все меняется.

Для каждого поколения вероятно, - своя река.

Николай Квашнин, живший в недалеком 20 веке воспринимал реку как большую труженицу.:

Поработала на славу

Шонга- малая река!

По весеннему- то сплаву

Сколько леса пронесла.
И про речку Юг написал:
Вниз по Югу шли баржи с товаром

И скрипучие с лесом плоты.

В стихотворении « Про реку Юг» пишет так :

Ох ты, реченька Юг,

красавец мой.

Ты давно течешь голубой струей.

Ты давно течешь, извиваешься

Стариной седой похваляешься.
И еще в своем стихотворении « Речка Юг»

Он упоминает и о ледоходе:

«И бывало в пору ледохода

Выбегали на берег гурьбой

Тут и старый, и млад любовался

Мощной силой разлива реки».

Значит, у всех поколений людей есть и общее в восприятии реки. Река влечет к себе особенной прелестью. Она вплетает в характер человека лирическую жилку, начинающую нежно вибрировать от соприкосновения с вологодским пейзажем.

Торопливая Кичменга- сл. Леонида Малкова, муз. Любови Протасовой

Наше село не заласкано славою,

Благами южных широт,

Здесь не растут кипарисы с каштанами,

Вьюга нам песни поет.
ПР. Спит подо льдом торопливая Кичменга,

Дремлет до времени Юг,

Но по весне над речными разливами

Вновь соловьи запоют.
Только не надо об этом печалиться,

Хаять судьбу до поры,

Если и в наших домах разливается

Радостный смех детворы.

Припев.

Значит, мы живы,

И жизнь продолжается,

Вот уж пятьсот с лишним лет,

Пусть же у нас, как всегда, зажигается

В окнах приветливый свет.

В. Белов сказал: « И хотя мы покидаем родные места, все- таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. Ведь человек счастлив, пока у него есть родина».

Вот отрывок из очерка «Братыня» Лидии Чешковой в книге « Сто народов сто языков»

« Я присела рядом и залюбовалась открывшимся с высоты простором. Зеленые угоры переливались один в другой, тянулись к горизонту. Солнце высвечивало деревушки то в низинах, то на гребне холмов, то на склонах. Я уже знала их названия- Сирино,Ширяево,

Чешковщина, Оленево, Слободка. Темные пятна и полосы лесов подступали к деревням, переползали с угора на угор, скатывались к речке. Луга, изумрудно- зеленые с голубым отсветом летнего неба, казались бескрайними. Захотелось скинуть резиновые сапоги и пройтись по их бархату босиком…

Я сбежала к береговому лугу и утонула в травах по пояс, по плечи. Легкий ветерок доносил медовые запахи. Алел шиповник, голубели россыпи незабудок и вероники, золотом отливали полянки лютина и купавницы, пестрым ситцем цвела примула, гудели шмели над розовым клевером и белыми шапками кашки. Нарвала букет: каждая травинка,

Каждый цветок – на особицу. Вот оно- богатство здешних мест. Какой простор вокруг, какая бескрайняя цветущая земля».
Леонид Николаевич Наволоцкий родился в Кичменгском Городке, жил и работал в Архангельсе. Сейчас пенсионер.

« Память тянет, как магнитом,

Дверку в прошлое открыть,

Чтобы вспомнить о забытом,

Настоящее забыть.
Чуть рассвет, потише вора

Прокрадусь в проем дверной,

Чтоб бултыхнуться с угора

В речку детства с головой.
Пусть родные безмятежно

Доглядят ночные сны.

Меня ждут, как было прежде,

Слуги детства- пацаны…
Василий Шелыгин живет в г. Северодвинске наш земляк, издавший уже четыре книжки. В своих стихах он воспевает и Юг- реку. Писала « Заря Севера» 15 сентября 1998г.

Юг- река.

Я родился на синем Юге.

Только это не Крым,

Не Кавказ,

Там ни моря к твоим услугам,

Ни экзотики напоказ,

Там по - северному дремучи,

По увалам стоят леса

И за далью речных излучин

Синью высвечены небеса.

Там я целую вечность не был,

Так случилось и так довелось-

С этим Югом и с этим небом

Мы давно проживаем врозь.

Только все эти долгие годы

Моя память надежно хранит

Светлой речки

Небыстрые воды

За кустами зеленых ракит.
Письмо из Крыма. Иван Худяков.
Южный берег Крыма в солнце

Вешнем

Моря синь, кайма красивых скал…

Поселившись в санаторий здешний,

Эту красоту и я познал.

Много раз в поэзии воспетый

Дивний уголок! И не греша,

На одном все сходятся поэты:

« До чего же Ялта хороша!»

Не могу сказать иного слова-

Хороша! Но как я буду рад

Городок родной увидеть снова,

Белоснежный северный наряд.

Летних дней знакомые раздолья,

Тех лесных сестер - сосну и ель,

Что пришли на край ржаного поля

И мою качали колыбель.

И в часы куротного досуга

В черноморском рокоте до грез

Слышу всплески Кичменги и Юга,

Тихий шелест утренних берез.

Помню, как отец мой через призму

Этой малой родины учил

Видеть всю великую отчизну

От Калининграда до Курил.

И теперь в стране любимой, бурной,

Лучше отчих мест не нахожу,

Поклоняясь Таврии лазурной,

Вологодский край в груди ношу.

Наш мир, прозрачный, как ручей,

И пестрый, как цветы,

Не пожалеет для людей

Добра и красоты.

И звон весеннего дождя,

И мерный шум реки - возьми

Цветущие поля-

Возьми

и береги!

М. Рыбин.

По мосткам вдоль села

Рано утром прошел.

Где я счастье искал,

Там его и нашел.

Не искал я его

По лазурным морям-

Мне и речка моя

Дорога и мила.

У осоки резной,

Где стрекозы парят,

Я ловлю пескарей

И веселых щурят.

Счастья я не искал

На чужой на Земле:

Здесь я с росами встал,

Поклонился заре.

И раскинется мне

Необъятный простор,

Травы гнутся к земле,

Руки лес распростер.

Не искал счастья я

И в больших городах,

Не прельщали меня

Их и вид и размах.

Мне деревня милей,

Что в угоры вросла:

Здесь порода людей

И красна, и честна.

По утрам на заре

В ней поют петухи.

Здесь учу я детей

И слагаю стихи.

Вы ребята, накануне этого урока попытались сказать свое « слово» о реке.

Я все прочитала. Спасибо. Хотелось бы ваши эссе о реке прочитать написанные после урока. Пусть ваше представление об Отечестве расширяется. Создадим в себе его величественный образ. У каждого он, наверное, в чем- то свой, особенный. Но, несомненно, есть в нем и традиционные общие черты. Вот отрывок из старинного стихотворения об Отечестве :

«О светло светлая

И красно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

Озерами многими,

Дивишь ты реками

И источниками местночтимыми…»
Василий Морозов. Россия- Родина.

Россия начинается с меня

И с милой сердцу северной сторонки

И с грустной песни где- то вдалеке,

Которую опять поют девчонки.

Россия начинается с реки,

Журчащей под деревнею моею,

Россия начинается с тоски,

Когда я вдалеке, когда не с нею.
В. Мишенев, член Союза писателей России, который родился и живет в Никольском, соседнем с нами районе.

На Родине.

На Родине-

Холодные ключи,

На родине-

Березовые рощи,

Но о любви

К земле те не кричи,

А тихо встань

И в роще помолчи.

У родника напейся

Из ладошки…

А если путь

Лежал твой далеко,

И если мир

Познал ты слишком жестким,

На Родине,

Куда тебя влекло,

Опять вздохнешь

Спокойно и легко,

Почувствовав

Ее земные токи…

Как будто все,

Чем мучилась душа,

Как будто все,

С чем жить больней, не проще,

Ты вдруг поймешь,

Взволновано дыша,

У родника,

Вот в этой самой роще!..

Может так надо и говорить о патриотизме. Ведь чувство патриотизм - сугубо личное, заветное.

Я очень хочу, чтобы наш урок помог понять, как хороши наши родные места. Пусть ваша душа будет эмоционально отзывчивой на красоту окружающего мира и наполнится радостью от чувства родства с Родиной. Это вечные ценности.

Постиг эти ценности Леонид Наволоцкий и выразил в своем незатейливом стихотворении

« Кичменгский Городок».

Пусть на карте только точка

И на глобусе пробел,

К красоте твоей неброской

Я всем сердцем прикипел.

Пусть не город, но поселок,

Не столица, но райцентр,

Пусть я «окаю» спросонок-

Это прадеда акцент.

Хорошеет понемногу,

Раздвигает ширь небес,

И как будто, слава богу,

Прибавляется невест.

Воздух светел и дурманен,

Словно легкое винцо.

Каждый кустик, каждый камень

Узнают меня в лицо.

На полях травораздолье,

На лугах цветочный рай.

Речка брызжется здоровьем,

У природы месяц май.

А леса полны черники,

Бор и строен, и высок.

Пусть пока не знаменитый,

Но дерзай, Кич- Городок!

Пусть на карте только точка,

Не богат, но что тужить?-

Родились здесь сын и дочка,

Здесь и внукам моим жить!
С 3 октября 2003 года Кичменгско - Городецкий район стал иметь свою официальную символику.

Серебряное поле щита ассоциируется с водой и указывает на реку Кичменгу

Если посмотреть на Герб Устюга Великого, то увидим, что кисть художника родила яркий загадочный рисунок: сидит мудрец с двумя кувшинами в руках, а из тех кувшинов льются светлые струи.

Сливаясь, они образуют голубое море.

Это же две реки наши Юг и Сухона дают начало могучей Двине.

Две струи, две реки, что льются из кувшинов.

не иссякая, дают они силу и красоту грядущему.

Помнить о прошлом, любить настоящее, крепить их связь - такой завет на все времена и годы.

На этих замечательных словах наш урок мы завершаем.

В завершении урока хочется дорогие ребята, вас спросить:

Смог ли наш урок заронить в ваших душах, сердцах что-то хорошее, светлое. Что?
Компьютерная презентация по фотографиям рек нашего района

« Фотодоктор» под песню Игоря Талького « Чистые пруды»
Домашнее задание, до проведения урока:

Вопросы:
1Твое любимое место на реке? Есть ли такое.

Твое любимое занятие на реке.

2. Любишь ли ты реку?

Что особенно нравится?

3. Что осталось в памяти связанное с рекой?

4. В какое время года, любишь больше реку?

Видел ли ледоход? Твое впечатление.

5.Что ты читал о реках? Что понравилось?

Создай картину, напиши музыку к твоему любимому уголку природы, связанную с рекой.

6.Опиши свою речку в прозе, в стихах.

Отобрази в рисунке, в фотографии.

7. Восприятие реки вашими родителями.
Оформление:

Отношения природы и человека -

это отношения двух культур, каждая из которых по- своему «социальна», общежительна, обладает своими « правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Одна (культура природы) может существовать без другой человеческой, а другая

( человеческая) не может.

Д.Лихачев.

Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота - триумфальные ворота. Любить свою семью, впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек- это не степное растение перекати- поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Д. Лихачев

Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выявляется в манерах - бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь.
Д.Лихачев.

Вечные ценности:

Отечество. Земля. Семья. Человек.

Труд. Знания. Культура. Мир.

Добро. Истина. Красота.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconКонкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение...
Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconКонкурс методических разработок
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconТема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconТема: «Отечественная война 1812 года»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок «Моя Вологодчина» iconI этап: Целенаправленный II этап: Актуализация знаний
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск