Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное





Скачать 81.29 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное
Дата публикации17.07.2013
Размер81.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Авторская педагогическая разработка


радикального типа

«Друзья леса»

(учебная программа)


Автор разработки:

педагог

дополнительного

образования

Сомов Сергей

Александрович




г. Шелехов

2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящий период в стране наблюдается критическая ситуация в плане сознательного отношения к природе. Повсеместно считается, что главным в жизни являются деньги. Подорваны основы бережности и любви к родной земле. В сознании детей и взрослых нередко властвует пошлость, унижение красоты, правды. Силой считается зло и нахальство, основанные, в свою очередь, на использовании слабости ближнего и обмане. Добро и честность, любовь к труду и уважением к старшим – все это непременно связано с основами существования человека, а значит, с родным домом, с родным краем. Человек не может жить вне природы. Опасно, невежественно и своекорыстно пытаться утвердить обратную идею, хотя бы частично. Всё сказанное, есть результат отсутствия экологического воспитания или связано, что также серьезно, с недостатком такого воспитания, в первую очередь.

Нами предлагается ещё одна программа экологического воспитания для учреждений дополнительного образования детей. Данная программа ориентирована на изучение лесной зоны, как основного типа ландшафтов нашей страны. Основные объекты изучения – отдельные растения (чаще дерево), растительное сообщество и биологические связи между организмами. Общая модель исследований – обычные лесные экосистемы.

Полагается, что более органично и своевременно будет связать в такой программе лесоведение как основную тему с некоторыми темами краеведения (туризм и основы полевой практики) и байкаловедением (как непременном изучении величайшего озера мира, знать как можно больше о котором надо обязательно).

В «Лесоведение» включается:

  1. Собственно Лесоведение

(дендрология, геоботаника, лесные сообщества – как ландшафты) и расширяющая его тема;

  1. Лесное хозяйство

(лесопатология и лесное хозяйство (охрана, использование, и разведение леса).

Лесная экология, пожалуй, самый основной раздел программы. В лесную экологию включаются и биологические связи, некоторые данные о систематике растений и животных; даются характеристики животных и их связи с растениями; объясняется роль минерального царства и других условий, формирующих экологическую сферу. Здесь же, описываются ландшафтные, климатические и прочие формы растений и их сочетаний. Как можно шире дается ботаническое описание разнообразия растений.

Собственно лесоведение поясняет строение растений и их различные формы, но в другом разрезе, географическое распространение растений; разбирается понятие «фация», как лесное сообщество.

Лесное хозяйство, являясь самостоятельной отраслью природопользования, включает в себя и материал по лесоведению, и лесную экологию. Лесное хозяйство, прежде всего, это разъяснение, кто занимается в этой отрасли, чем занимается лесное хозяйство и для чего используется в нем весь комплекс мер и наук.

Особо стоит такой раздел, как охрана леса. Он перекликается с морально-нравственной темой бережности и защиты природы, как красная нить, проходящая по всем разделам программы.

Раздел программы «Основы лесной экологии» не оторван от лесной тематики. В разделе дается основной, стандартный экологический материал о природных связях, роли и поведении человека, описываются компоненты природной среды, их круговорот и образование; акцентируются злободневные экологические темы, особенно такие, как загрязнение, изменение ландшафтов; роль леса – экологическая и социальная.

«Основы биологических наук» выделено самостоятельно, но и системно, по сути, являющееся подразделом «Лесоведения».

Общая структура программы построена так, что введение в основы наук, необходимых для овладения программой, дается органическими вкраплениями. Такими вкраплениями моно считать основы зоологической систематики. Место этой теме определено в подразделе «Школа лесного следопыта». Хотя, этот подпункт относится фактически в раздел «Основы биологических наук». Также определена и ботаническая систематика в подраздел «Дендрология».

«Туризм и основы лесной походной практики» - сложный раздел. Краеведческим этот отдел, узко буквально не является, но вплотную подводит нас в учебном процессе к непосредственному краеведению. Особенно нужны знания по туризму и лесные навыки в полевом краеведении и поисковой работе.

Самостоятельно выделена «Школа лесного следопыта». Это родственное лесной походной практике направление, выделено особо ввиду его углубленного изучения.

«Туризм и основы лесной походной практики» состоит их тем, объясняющих все виды (компоненты) полевого изучения окружающего мира: снаряжение, лагерь, коллектив в походе, сборы и движение в условиях дикой природы, отдых и ремонт снаряжения, первая помощь и ориентирование. Всё это дается в данном разделе. И, сразу же следом, энтузиасту-походнику раскрывается новый листок книги природы: чтение следов. Этот раздел называется «Школа юного следопыта» Походник, исследователь, юный лесовод или биолог непременно должен разбирается в этой странице увлекательной книги леса, которую мы учимся читать в процессе всей программы.

Последний раздел «Байкаловедение». Принцип раскрытия темы Великого озера типичный: характеристика берегов, воды, географии, живой природы, климата озера. Раскрывается история его освоения и история нарушений среды озера; дается моральная установка правильного отношения к Байкалу, определяется роль туризма и природопользования.

В 4-х годичном цикле программы разделы и их темы распределяются следующим образом:

Краткий перечень

тем и часов по программе
1 год обучения:

  1. Общее введение в курс – 4 часа;

  2. Лесоведение – 48 часов

(непосредственное лесоведение – 40 часов);

в том числе - Лесное хозяйство – 10 часов,

  1. Лесная экология – 76 часов

(экологические связи – 30 часов;

роль живых организмов для человека – 18 часов;

поведение человека в лесу – 6 часов,

круговорот в-в – 22 часа);

  1. Школа следопыта - 4 часа;

  2. Байкаловедение – 10 часов.


Всего: 144 часа в год, из них 28 часов – практика.

2 год обучения:

  1. Общее вводное занятие – 6 часов




  1. Лесоведение – 64 часа

- древесные и прочие растительные виды – 34 ч.,

- обитатели леса – 14 ч.,

- понятие ландшафта – 4 ч.,

- важность лесных сообществ – 12 ч.

3. Лесное хозяйство – 54 ч.

обзор лесов Иркутской области – 6 ч.,

значение лесных ресурсов – 4 ч.,

посадка леса и прочая хоз. деятельность (рубка, уход) – 18 ч,

основы лесной таксации – 4ч.,

лесное хозяйство; лесная промышленность и охрана леса – 22 ч.
4. Основы лесной экологии – 34 ч.

Лес и цивилизация – 6ч.,

экологическая структура в живой природе – 8 ч,

экологические связи – 20 ч.
5. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 28 ч.

оснащение и снаряжение – 12ч.,

туристская этика и организация – 12ч.,

география лесного и горно-лесного туризма в Иркутской области – 4 ч.
6. Школа лесного следопыта – 14 ч.

виды следов – 10ч., карты,

учеты – 4 ч.
7. Байкаловедение – 16 ч.

характеристика природы озера, физико-географические характеристики, биологические – 6 ч.,

заповедность озера – 2 ч.,

экология озера – 2 ч.,

история и настоящее озера – 6 ч.
Всего за 2 год обучения 216 часов, из них 50 ч. практики.

3 год обучения

1. «Лесоведение» – 110 часов.

  1. Дендрология (36 ч.)

введение – 2 ч.,

строение леса – 2 ч.,

разнообразие основных лесных растений – 8 ч.,

прочие видовые формы – 6 ч.,

мировое разнообразие растений – 4 ч.,

физико-биологические компоненты леса – 8 ч.,

формы и строение древесных растений (собственно дендрология) – 6 ч.;


  1. Лесное хозяйство (74 ч.)

Основное хозяйственно-экологическое значение леса – 14 ч.,

Географический обзор лесов России – 4 ч.,

Структурные оценки лесов – 8 ч.,

Понятие о лесном сообществе – 4 ч.,

Лесные ландшафты – 10 ч.,

Охрана и защита леса – 6 ч.,

Лесопатология – 8 ч.,

Лесоразведение – 8 ч.,

Лесная хозяйственная деятельность – 6 ч.,

Лесная геодезия и таксация – 6 ч.

2. Основы лесной экологии – 42 ч.

антропогенное воздействие на лес – 6

экосвязи леса – 10,

экопроцессы – 26

3. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 40 ч.

Лесной поход – 4,

Устройство походного быта – 18,

лесные приметы – 10,

основы техники туризма – 8).

4. Школа лесного следопыта и следы животных – 2 ч.

(следы лесных животных в природе – 2).

5. Байкаловедение – 20 ч.

(Описание озера (основные характеристики – 14,

Проблемы охраны и использования озера – 6).
Всего за 3-й год обучения: 216 часов и из них 50 часов практики в год.

4 год обучения – Введение по курсу – 6 часов.

1. Лесоведение – 102 ч.

  1. Собственно лесоведение (64ч.)

(вводное – 2,

строение леса – 4,

биология леса – 16,

жизненные формы леса – 8,

дендрология – 18,

геоботаника – 16).

  1. Лесное хозяйство (38 ч.)

(лесоразведение – 6,

лесная хозяйственная деятельность – 4,

лесная таксация и геодезия –12,

лесная охрана –16)
2. Основы лесной экологии – 30 ч.

воздействие цивилизации на лес – 4,

обзор лесов мира и их значение – 4,

единство эко-процессов в лесу – 14,

место лесов в мировой зональной структуре – 8).
3. Основы биологических наук – 12 ч.

(биогеография с элементами биоценологии, вид и его существование – 12).
4. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 42 ч.

(Ориентирование – 10 ч.)

Движение по маршруту – 6,

Общение и коллектив – 8,

Экстремальность и выживание – 18).
5. Школа лесного следопыта – 20 ч.

(определительная система – 4,

практические особенности следов животных – 8,

разбор систематических групп животных, классов, отрядов, по следовым различиям и активности – 8).
6. Байкаловедение – 4 часа

(проблемы существования озера Байкал – 4 ч).
Всего: за 4-й год обучения 216 часов, из них 46 часов практики.

-------------------------------------------------------------------------

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мэра Шелеховского муниципального района от 24. 11. 2008 №923-п «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconПрограмма экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско...
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconМинистерство спорта российской федерации утвержден
Об утверждении тематического плана государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconОтчет о деятельности мкук «Городской музей Г. И. Шелехова»
Учредителем и Собственником имущества Музея выступает Администрация Шелеховского муниципального района. Функции Учредителя осуществляет...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconО проведении IV детских Рождественских чтений
Управление образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconКомитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «борзинский район»
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconИнформационный отчет о деятельности общедоступных библиотек муниципального образования
Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Кинельский входит в состав Муниципального казенного учреждения «Управление...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconОпережая мечты…
Учредитель конкурса: управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconРайонная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009»
Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconПрактическая работа № «Начинающему фермеру практические задания»
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconМинистерство внутренних дел Российской Федерации Главное управление...
На основании приказа департамента образования и науки Тюменской области от 15. 04. 2013 г. №172/од «Об утверждении Порядка окончания...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconПлан работы управления культуры, молодежной политики и спорта администрации
Республиканские конноспортивные соревнования в рамках праздника «Проводы зимы» на территории муниципального образования Ширинский...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconП остановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах...
Министерство образования и науки российской федерации управление образования, молодежной политики и спорта администрации шелеховского муниципального района муниципальное  iconМинистерство спорта, туризма молодежной политики российской федерации
Инвентарь: малые мячи (15 шт.), 3 гимнастических скамейки, 3 гимнастических мата, свисток, мел


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск