Скачать 81.29 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Авторская педагогическая разработкарадикального типа «Друзья леса»(учебная программа)Автор разработки: педагог дополнительного образования Сомов Сергей Александровичг. Шелехов 2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящий период в стране наблюдается критическая ситуация в плане сознательного отношения к природе. Повсеместно считается, что главным в жизни являются деньги. Подорваны основы бережности и любви к родной земле. В сознании детей и взрослых нередко властвует пошлость, унижение красоты, правды. Силой считается зло и нахальство, основанные, в свою очередь, на использовании слабости ближнего и обмане. Добро и честность, любовь к труду и уважением к старшим – все это непременно связано с основами существования человека, а значит, с родным домом, с родным краем. Человек не может жить вне природы. Опасно, невежественно и своекорыстно пытаться утвердить обратную идею, хотя бы частично. Всё сказанное, есть результат отсутствия экологического воспитания или связано, что также серьезно, с недостатком такого воспитания, в первую очередь. Нами предлагается ещё одна программа экологического воспитания для учреждений дополнительного образования детей. Данная программа ориентирована на изучение лесной зоны, как основного типа ландшафтов нашей страны. Основные объекты изучения – отдельные растения (чаще дерево), растительное сообщество и биологические связи между организмами. Общая модель исследований – обычные лесные экосистемы. Полагается, что более органично и своевременно будет связать в такой программе лесоведение как основную тему с некоторыми темами краеведения (туризм и основы полевой практики) и байкаловедением (как непременном изучении величайшего озера мира, знать как можно больше о котором надо обязательно). В «Лесоведение» включается:
(дендрология, геоботаника, лесные сообщества – как ландшафты) и расширяющая его тема;
(лесопатология и лесное хозяйство (охрана, использование, и разведение леса). Лесная экология, пожалуй, самый основной раздел программы. В лесную экологию включаются и биологические связи, некоторые данные о систематике растений и животных; даются характеристики животных и их связи с растениями; объясняется роль минерального царства и других условий, формирующих экологическую сферу. Здесь же, описываются ландшафтные, климатические и прочие формы растений и их сочетаний. Как можно шире дается ботаническое описание разнообразия растений. Собственно лесоведение поясняет строение растений и их различные формы, но в другом разрезе, географическое распространение растений; разбирается понятие «фация», как лесное сообщество. Лесное хозяйство, являясь самостоятельной отраслью природопользования, включает в себя и материал по лесоведению, и лесную экологию. Лесное хозяйство, прежде всего, это разъяснение, кто занимается в этой отрасли, чем занимается лесное хозяйство и для чего используется в нем весь комплекс мер и наук. Особо стоит такой раздел, как охрана леса. Он перекликается с морально-нравственной темой бережности и защиты природы, как красная нить, проходящая по всем разделам программы. Раздел программы «Основы лесной экологии» не оторван от лесной тематики. В разделе дается основной, стандартный экологический материал о природных связях, роли и поведении человека, описываются компоненты природной среды, их круговорот и образование; акцентируются злободневные экологические темы, особенно такие, как загрязнение, изменение ландшафтов; роль леса – экологическая и социальная. «Основы биологических наук» выделено самостоятельно, но и системно, по сути, являющееся подразделом «Лесоведения». Общая структура программы построена так, что введение в основы наук, необходимых для овладения программой, дается органическими вкраплениями. Такими вкраплениями моно считать основы зоологической систематики. Место этой теме определено в подразделе «Школа лесного следопыта». Хотя, этот подпункт относится фактически в раздел «Основы биологических наук». Также определена и ботаническая систематика в подраздел «Дендрология». «Туризм и основы лесной походной практики» - сложный раздел. Краеведческим этот отдел, узко буквально не является, но вплотную подводит нас в учебном процессе к непосредственному краеведению. Особенно нужны знания по туризму и лесные навыки в полевом краеведении и поисковой работе. Самостоятельно выделена «Школа лесного следопыта». Это родственное лесной походной практике направление, выделено особо ввиду его углубленного изучения. «Туризм и основы лесной походной практики» состоит их тем, объясняющих все виды (компоненты) полевого изучения окружающего мира: снаряжение, лагерь, коллектив в походе, сборы и движение в условиях дикой природы, отдых и ремонт снаряжения, первая помощь и ориентирование. Всё это дается в данном разделе. И, сразу же следом, энтузиасту-походнику раскрывается новый листок книги природы: чтение следов. Этот раздел называется «Школа юного следопыта» Походник, исследователь, юный лесовод или биолог непременно должен разбирается в этой странице увлекательной книги леса, которую мы учимся читать в процессе всей программы. Последний раздел «Байкаловедение». Принцип раскрытия темы Великого озера типичный: характеристика берегов, воды, географии, живой природы, климата озера. Раскрывается история его освоения и история нарушений среды озера; дается моральная установка правильного отношения к Байкалу, определяется роль туризма и природопользования. В 4-х годичном цикле программы разделы и их темы распределяются следующим образом: Краткий перечень тем и часов по программе 1 год обучения:
(непосредственное лесоведение – 40 часов); в том числе - Лесное хозяйство – 10 часов,
(экологические связи – 30 часов; роль живых организмов для человека – 18 часов; поведение человека в лесу – 6 часов, круговорот в-в – 22 часа);
Всего: 144 часа в год, из них 28 часов – практика. 2 год обучения:
- древесные и прочие растительные виды – 34 ч., - обитатели леса – 14 ч., - понятие ландшафта – 4 ч., - важность лесных сообществ – 12 ч. 3. Лесное хозяйство – 54 ч. обзор лесов Иркутской области – 6 ч., значение лесных ресурсов – 4 ч., посадка леса и прочая хоз. деятельность (рубка, уход) – 18 ч, основы лесной таксации – 4ч., лесное хозяйство; лесная промышленность и охрана леса – 22 ч. 4. Основы лесной экологии – 34 ч. Лес и цивилизация – 6ч., экологическая структура в живой природе – 8 ч, экологические связи – 20 ч. 5. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 28 ч. оснащение и снаряжение – 12ч., туристская этика и организация – 12ч., география лесного и горно-лесного туризма в Иркутской области – 4 ч. 6. Школа лесного следопыта – 14 ч. виды следов – 10ч., карты, учеты – 4 ч. 7. Байкаловедение – 16 ч. характеристика природы озера, физико-географические характеристики, биологические – 6 ч., заповедность озера – 2 ч., экология озера – 2 ч., история и настоящее озера – 6 ч. Всего за 2 год обучения 216 часов, из них 50 ч. практики. 3 год обучения 1. «Лесоведение» – 110 часов.
введение – 2 ч., строение леса – 2 ч., разнообразие основных лесных растений – 8 ч., прочие видовые формы – 6 ч., мировое разнообразие растений – 4 ч., физико-биологические компоненты леса – 8 ч., формы и строение древесных растений (собственно дендрология) – 6 ч.;
Основное хозяйственно-экологическое значение леса – 14 ч., Географический обзор лесов России – 4 ч., Структурные оценки лесов – 8 ч., Понятие о лесном сообществе – 4 ч., Лесные ландшафты – 10 ч., Охрана и защита леса – 6 ч., Лесопатология – 8 ч., Лесоразведение – 8 ч., Лесная хозяйственная деятельность – 6 ч., Лесная геодезия и таксация – 6 ч. 2. Основы лесной экологии – 42 ч. антропогенное воздействие на лес – 6 экосвязи леса – 10, экопроцессы – 26 3. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 40 ч. Лесной поход – 4, Устройство походного быта – 18, лесные приметы – 10, основы техники туризма – 8). 4. Школа лесного следопыта и следы животных – 2 ч. (следы лесных животных в природе – 2). 5. Байкаловедение – 20 ч. (Описание озера (основные характеристики – 14, Проблемы охраны и использования озера – 6). Всего за 3-й год обучения: 216 часов и из них 50 часов практики в год. 4 год обучения – Введение по курсу – 6 часов. 1. Лесоведение – 102 ч.
(вводное – 2, строение леса – 4, биология леса – 16, жизненные формы леса – 8, дендрология – 18, геоботаника – 16).
(лесоразведение – 6, лесная хозяйственная деятельность – 4, лесная таксация и геодезия –12, лесная охрана –16) 2. Основы лесной экологии – 30 ч. воздействие цивилизации на лес – 4, обзор лесов мира и их значение – 4, единство эко-процессов в лесу – 14, место лесов в мировой зональной структуре – 8). 3. Основы биологических наук – 12 ч. (биогеография с элементами биоценологии, вид и его существование – 12). 4. Лесной туризм и основы лесной походной практики – 42 ч. (Ориентирование – 10 ч.) Движение по маршруту – 6, Общение и коллектив – 8, Экстремальность и выживание – 18). 5. Школа лесного следопыта – 20 ч. (определительная система – 4, практические особенности следов животных – 8, разбор систематических групп животных, классов, отрядов, по следовым различиям и активности – 8). 6. Байкаловедение – 4 часа (проблемы существования озера Байкал – 4 ч). Всего: за 4-й год обучения 216 часов, из них 46 часов практики. ------------------------------------------------------------------------- |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мэра Шелеховского муниципального района от 24. 11. 2008 №923-п «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации... | Программа экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско... Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского... | ||
Министерство спорта российской федерации утвержден Об утверждении тематического плана государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры... | Отчет о деятельности мкук «Городской музей Г. И. Шелехова» Учредителем и Собственником имущества Музея выступает Администрация Шелеховского муниципального района. Функции Учредителя осуществляет... | ||
О проведении IV детских Рождественских чтений Управление образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района... | Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «борзинский район» Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017... | ||
Информационный отчет о деятельности общедоступных библиотек муниципального образования Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Кинельский входит в состав Муниципального казенного учреждения «Управление... | Опережая мечты… Учредитель конкурса: управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009» Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района | ||
Практическая работа № «Начинающему фермеру практические задания» Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики | Министерство внутренних дел Российской Федерации Главное управление... На основании приказа департамента образования и науки Тюменской области от 15. 04. 2013 г. №172/од «Об утверждении Порядка окончания... | ||
Министерство образования и науки россии министерство образования рб Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб» | План работы управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Республиканские конноспортивные соревнования в рамках праздника «Проводы зимы» на территории муниципального образования Ширинский... | ||
П остановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах... | Министерство спорта, туризма молодежной политики российской федерации Инвентарь: малые мячи (15 шт.), 3 гимнастических скамейки, 3 гимнастических мата, свисток, мел |