Сценарий урока мужества «блокада ленинграда»





Скачать 156.21 Kb.
НазваниеСценарий урока мужества «блокада ленинграда»
Дата публикации30.06.2014
Размер156.21 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Военное дело > Сценарий
СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЖЕСТВА «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА» 29.01.2913
УЧИТЕЛЬ: ПОДГАЕЦКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА - ГБОУ СОШ №176 ЮЗАО

УЧАЩИЕСЯ 10 Б КЛАССА ГБОУ СОШ №176
Цель – сформировать представление о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев, пробудить интерес учащихся к более глубокому изучению истории Великой Отечественной войны.

Сопутствующие задачи:

Обучающая – познакомить обучающихся с основными датами и событиями блокады, командующими фронтами, фактами трудового и личного подвига ленинградцев.

Развивающая – развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся по поиску и отбору необходимых материалов в разных источниках, умения обобщать и систематизировать материал, развивать речь, память, умение выступать перед большой аудиторией.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и гордости за подвиг своего народа, за свою страну.

Материалы:

сайты Интернета www.ru.wikipedia.org – текст

www.blokadaleningrada.ru - текст

www.back-in-ussr.ru – текст

www.vk.com – музыка, видео

www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi – фото

Энциклопедия «Великая Отечественная война».Стихи советских авторов О. Бергольц «Ленинградская поэма», ч.3. «Реквием» Р. Рождественского.

Учитель.

Сегодня мы вместе с вами проведём Урок Мужества, посвящённый героической блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда часть Великой Отечественной Войны. Поэтому, вспомним некоторые факты начала Великой Отечественной Войны.

Вопросы аудитории.

1. Вспомните, как называется немецкий план войны с СССР? Когда он был принят?

Ответ. В декабре 1940 г. Гитлер утвердил план «Барбаросса» - план ведения войны с СССР.

2. Какие планы были у немецкого командования в отношении сроков войны?

Ответ. Летом 1941 г. фашисты планировали выйти на рубеж Архангельск – Волга – Астрахань. К ноябрю 1941 германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. СССР должен быть разгромлен в ходе молниеносной войны («блицкриг») за 3 – 4 месяца.

3. Какая судьба ожидала народы нашей страны по плану «Ост»?

Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения СССР, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, всех евреев и цыган – всего не менее 30 млн человек. Ни один из народов СССР не должен иметь право на свою государственность.

4. В каких направлениях наступали немецкие войска в июне 1941 года?

Фашисты наступали в трёх направлениях: группа армий «Север» - на Ленинград; группа армий «Центр» - на Москву; группа армий «Юг» - на Киев.

Немаловажную роль в ходе войны сыграла блокада Ленинграда.

Задание. Прослушав материал урока, запомните основные события, даты, имена и в конце урока ответьте на ряд вопросов.
ФРАГМЕНТ 1. НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

1 ведущий ( ).

Гитлеровское командование придавало особое значение взятию Ленинграда - одного из символов революции 1917 г. Гитлер рассчитывал, что для СССР с падением Ленинграда "может наступить полная катастрофа". Цель – «задушить город голодом», уничтожить бомбардировками.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба:

"Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. ... Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города".

ФИЛЬМ – бомбардировка города, звуки войны. (15 сек.)

Слайд 2, даты блокады.

8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира, началась блокада Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944.

В кольце блокады оказались 2 млн. 877 тыс. человек.

С первых дней блокады фашисты приступили к варварским бомбардировкам и обстрелам города. Вот как это было.

Слайд 3, видео, (щелчок в середине поля - бомбардировка города).

Слайд 4, карта.

Обратите внимание, где сомкнулось кольцо блокады.

Ленинградский фронт оборонял правый берег Невы до Ладожского озера.

Волховский фронт действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень.

Слайд 5, фото немецких командующих.

В 1941 г. немецкими войсками группы армий «Север» командовал Вильгельм фон Лееб. Гитлер поручил ему захватить Ленинград к декабрю.

С 1942 осадой Ленинграда руководит Георг фон Кюхлер.

Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий, финские и испанские войска.

Слайд 6, 7. Фото командующих Красной Армией.

Командующими Ленинградского фронта были Ворошилов, Жуков, Говоров.

Командующий Волховским фронтом генерал Кирилл Афанасьевич Мерецков. Балтийский флот возглавлял Владимир Филиппович Трибуц.

2 ведущий ( )

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

… Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.
В тот же день, 8 сентября были разрушены Бадаевские склады с продовольствием. Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города - страшные холода. Расчет врага делался на начало голодных бунтов. Однако этого не произошло. Наоборот, страшные испытания еще больше сплотили людей.

В течение 1942 г. было предпринято пять попыток прорыва блокады силами Ленинградского и Волховского фронта в районе Ладожского озера – на «Невском пятачке». Но немцы создали на участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё ограничены, фронт не был прорван.
ФРАГМЕНТ 2. ГОРОД РАБОТАЕТ.

Слайд 8. Кировский завод, танки.

3 ведущий ( ).

Ленинград в сентябре стал городом - фронтом. Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса. Ленинградские рабочие делали всё, чтобы дать фронту как можно больше боеприпасов и вооружения. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Рабочих, ушедших на фронт, сменили женщины, старики, и даже подростки. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места.

Слайд 9, работают дети и старики.

ВОСПОМИНАНИЯ.

4 ведущий ( )

1) «Мы трудились порой до изнеможения – вспоминает кузнец Кировского завода Серафимович. – Бывало, в глазах всё потемнеет – и упадёшь тут же, обессиленный. Товарищ подойдёт, даст нюхнуть нашатырного спирту, отведёт в столовую, там получишь чего-нибудь горячего – снова вроде бы ожил. Опять идёшь в цех и становишься к своей ковочной машине»

Слайд 10, работают женщины.

2) Татьяна Яковлева пришла на завод на место мужа – машиниста парового молота. Слабая, обессилевшая от голода женщина, с тяжёлым молотом в руках отработала смену молотобойцем, и осталась на вторую у раскалённого горна, заменив умершего нагревальщика. Отработав три смены подряд, без отдыха, она упала у станка. И отдохнув совсем немного, она вернулась к работе, и в последующие дни продолжала работать за троих.

5 ведущий ( ).

В тех непостижимо трудных условиях боевая техника изготовлялась на Ленинградских предприятиях в возрастающих темпах. В ноябре - декабре, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

Слайд 11, работа на улицах города.

А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость.

Слайд 12, строительство оборонительных укреплений.

Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.

Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде.

Вопрос залу.

? Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу?

Ответ. Желание защитить город, родных, и близких. Вера в победу над врагом.

3 ведущий ( ).

Юные ленинградцы вместе со взрослыми работали на заводе, рыли окопы, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

Ленинградские ученые создавали новую технику для фронта, работали над созданием заменителей взрывчатых веществ. Они придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.

Слайд 13, посылки для фронта (жизнь города)

5 ведущий ( ).

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Слайд 14, девочка в госпитале (жизнь города)

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ собирали посуду, книги, дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, выступали перед ранеными с концертами,

Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш".
ФРАГМЕНТ 3. ГОЛОД. БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ.

6 ведущий ( )

Почти во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.

Слайд 15, видео о хлебе. Щелчок в середину поля.

Слайд 16. Фото из музея – кусок блокадного хлеба.

Смотри, это норма хлеба на один день зимы 1941-1942 гг. И ничего, кроме этого куска, ты не получил бы.

Что такое блокадный хлеб?

В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Голодной зимой 1941 – 1942 гг. состав хлеба стал таким.
Слайд 17, состав хлеба.

7 ведущий ( ).

Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было). Иногда добавлялась коревая мука. И этого хлеба полагалось всего 125 грамм на человека в сутки.

Использовалась коревая мука (от слова корка). Ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды утонувшие мешки с мукой. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, измельчали и перемалывали. Это позволяло сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

6 ведущий ( )

2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов.

Слайд 18, карточки на хлеб, снижение норм выдачи хлеба.

Вы видите карточки на хлеб и другие продукты. Карточка на продукты спасала человеку жизнь, т.к. при потере карточки не восстанавливались, а купить продукты было невозможно.

Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба: 12 сентября, 1 октября, 13 и 20 ноября. Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов.

7 ведущий ( ).

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.
ФРАГМЕНТ 4. ДНЕВНИК Т. САВИЧЕВОЙ.

Слайд 19, дневник.

9 ведущий ( )

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. В дневнике Тани Савичевой всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия).
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Слайд 20, дети блокады.

Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие дома. Жизнь едва теплилась в ней. Девочку с другими детьми эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за её жизнь, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.

1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город и нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
ФРАГМЕНТ 5. ДОРОГА ЖИЗНИ.

9 ведущий ( ).

Слайд 21. Дорога жизни

В осажденный Ленинград требовалось ежедневно доставлять не менее 1 тысячи тонн продовольствия. А самолетами ежесуточно можно было перевозить лишь до 100 тонн.

Впервые водная Дорога Жизни заработала 12 сентября 1941 года, когда в осажденный Ленинград прибыли первые две баржи, груженные зерном и мукой. 30-километровая ледовая трасса, ставшая символом осажденного города, начала работать с 22 ноября.
10 ведущий ( ).

Ольга Бергольц «Ленинградская поэма», ч.3.

О, да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

…На Ленинград! На Ленинград!

Там на 2 дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

…И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

– Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть ни как:

Их на руле свело морозом.

Чуть разотрёшь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

Шестнадцать тысяч Ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зори.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре

– Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.
Слайд 22, зенитки.

9 ведущий ( ).

Враг не дремал. 26 ноября начались артиллерийские обстрелы с берега и налеты авиации.

От налетов люфтваффе Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги.

Слайд 23, караван машин.

Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Чтобы больше привести хлеба водители прицепляли к машине лёгкие конные сани. На них грузили ещё 7 мешков.

Слайд 24, машина идёт по воде.

10 ведущий ( ).

В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед и со стороны казалось, что машины не едут, а плывут.

Ледовая дорога действовала еще две военных зимы, вплоть до 27 января 1944 года, когда была окончательно снята блокада Ленинграда.

Вопрос залу.

?Подумайте, почему дорога называлась Дорогой жизни?

Ответ. По ней доставляли продукты и другие грузы в осаждённый город, из города вывозили людей. Она была жизненно необходима ленинградцам.

ФРАГМЕНТ 6. КУЛЬТУРА.

11 ведущий ( ).

Довоенный Ленинград был крупнейшим центром культуры. Голос искусства не умолк и в блокадном Ленинграде.

Слайд 25, фото концертной бригады.

Деятели культуры в составе концертных бригад выезжали на фронт, выступали в госпиталях. Артисты Ленинградской филармонии регулярно выступали с концертами, устраивали спектакли.

Слайд 26, афиша, симфония

17 сентября по радио выступил Дмитрий Шостакович. Он сказал, что окончил две части Седьмой симфонии, подчеркнул, что «опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни». Симфония названа в честь блокадного города Ленинградской.

Послушайте, как она звучит!

Слайд 26, нажать на громкоговоритель – запись Ленинградской симфонии.

Сначала громко, затем на фоне музыки рассказ о деятелях культуры.

12 ведущий ( ).

Несмотря на обстановку фронтового города Ленинградский городской комитет партии принял решение продолжать обучение детей. Занятия происходили в бомбоубежищах школ и домов. Во время занятий нередко начиналась бомбёжка и дети организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Слайд 27, студенты в аудитории.

В суровые годы блокады студенты 40 вузов приступили к учёбе. Обучение происходило по сокращённым срокам. Большинство студентов учебные занятия совмещали с работой на заводах и фабриках, строительстве оборонительных укреплений, госпиталях, командах противовоздушной обороны.

Слайд 28, громкоговоритель.

11 ведущий ( ).

Важную роль играло радио. Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Затаив дыхание ленинградцы слушали по радио гневный голос поэтов Ольги Бергольц, Веры Инбер; писателя Николая Тихонова; музыкантов Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича.

Горе, страдания и ненависть к фашизму звучали в выступлениях матерей, потерявших своих сыновей, бойцов, лишившихся родных и близких, детей, оставшихся без родителей.

12 ведущий ( ).

18 января 1943 года, в незабываемый день прорыва блокады, радио «пело и говорило до ранней зари». Затаив дыхание ленинградцы слушали сообщение Информбюро о частичном прорыве блокады Ленинграда севернее Синявино. Советские войска освободили коридор 8 - 11 км вдоль побережья Ладожского озера. Здесь сразу была сооружена железная и шоссейная дорога. Улучшилось снабжение города. 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 г. хлеба для рабочих, 400 – для служащих, 300 – для детей и неработающих. Снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали давать своевременно и почти полностью.

16 февраля впервые выдано качественное мясо – мороженая говядина и баранина. Сократилось количество смертей.
ФРАГМЕНТ 7. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ.

Слайд 29, карта прорыва блокады

13 ведущий ( ).

Показывает по карте и рассказывает

14 января 1944 началось наступление Ленинградского фронта. Освобождены Красное село, Петергоф, Мга, Пушкин, Павлов, Гатчина.

26-29 января 1944 года войска Волховского фронта освободили Октябрьскую железную дорогу, связывающую Ленинград с Москвой.

И вот наступил долгожданный день!!! 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята под командованием генерала Говорова, враг отброшен от города на 280 километров. Об этом долгожданном событии известило голосом известного диктора Левитана Совинформбюро. Сейчас вы услышите эти слова.

Слайд 30. Голос Левитана и салют в честь снятия блокады.
ФРАГМЕНТ 7.   ЛЕНИНГРАДЦЫ ЧТЯТ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ.

14 ведущий ( ).

Ленинградцы свято чтут память о героической обороне города и беспримерной стойкости и мужестве горожан.

Слайд 31. Памятник «Цветок жизни».

Он установлен в память о детях блокадного Ленинграда. В центре 15-метровой ромашки лицо улыбающегося мальчика, на лепестках слова детской песни «Пусть всегда будет солнце». Вокруг памятника посажено 900 берёз по одной на каждый день блокады.

Слайд 32. Памятник Т. Савичевой.

На невысоком искусственном холме в конце аллеи дружбы установлены гранитные страницы знаменитого дневника Т. Савичевой.

Слайд 33. Памятная надпись.

В память о блокаде ленинградцы оставили военную надпись на стене дома.

«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Слайд 34. Памятник «Дорога жизни».

Памятник установлен в городе Всеволожск на 10 км Дороги жизни. Он представляет собой точную копию из бронзы в натуральную величину автомобиля ВАЗ-АА, на котором перевозили грузы по Дороге жизни.

Слайд 35. Видео, Пискарёвское мемориальное кладбище.

Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь в братских могилах похоронены сотни тысяч ленинградцев – жертв войны.

Щелчок в центр слайда – видео. В конце слайда:

Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища:

«Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»
14 ведущий ( ).

Обращение к залу.

Предлагаем почтить память павших героев минутой молчания и ещё раз вспомнить некоторые итоги блокады Ленинграда.

Слайд 36. Цифры, итоги блокады.

Затем стихотворение.

«Реквием» Роберт Рождественский. 1962 г.

Вечная

слава

героям!

Для чего она им,

эта слава,—

павшим?

Все живое —

спасшим.

Себя —

не спасшим.

Для чего она им,

эта слава,—

мертвым?..

И бессмертные гимны,

прощальные гимны

над бессонной планетой

плывут

величаво...

Пусть

не все герои,—

те,

кто погибли,—

павшим

вечная слава!

Вечная

слава!!
Вспомним всех поименно,

горем

вспомним

своим...

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!
Учитель. Сейчас нам хотелось бы вместе с вами вспомнить основные события блокады Ленинграда.
Слайд 37. Вопросы.

Вопросы для повторения.

1. Назовите дни блокады Ленинграда?

Ответ. 8 сентября 1941 – 27 января 1944 года.

2. Какие цели ставила Германия в отношении Ленинграда?

Ответ. Гитлер рассчитывал, что для СССР с падением Ленинграда "может наступить полная катастрофа". Цель – «задушить город голодом», уничтожить бомбардировками.

3. Какие фронты защищали город, кто ими командовал?

Ответ. Командующими Ленинградского фронта были Ворошилов, Жуков, Говоров. Командующий Волховским фронтом генерал Кирилл Афанасьевич Мерецков. Балтийский флот возглавлял Владимир Филиппович Трибуц

4. Почему дорога называлась Дорогой Жизни? Где она проходила?

Ответ. По ней доставляли продукты и другие грузы в осаждённый город, из города вывозили людей. Она проходила по Ладожскому озеру.

5. Когда была окончательно прорвана блокада?

Ответ. Блокада прорвана 27 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронта.

6. Что больше всего поразило, потрясло, запомнилось вам из того, что вы услышали?

Ответы учащихся могут содержать конкретные факты или впечатления от урока.
На этом наш урок окончен. До свидания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» icon«Блокада Ленинграда»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема мероприятия: Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город – фронт, была блокада»
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconМоей работы “Блокада Ленинграда”. На мой взгляд, эта проблема становиться...
Конечно, история знает не мало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют над этой эпопеей...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconСценарий урока мужества э
Художественные средства делают ход урока мужества выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconУрок истории «Блокада Ленинграда»
Он длился с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года – 900 дней и вошел в историю под названием «Блокада». Мы посвятим наш урок...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» icon27 января исполнилось 70 лет со дня снятия блокады ленинграда
О. и довгаль), литературные чтения «Блокада в судьбах и творчестве О. Бергольц, А. Ахматовой, В. Инбер», беседа «Мужество блокадного...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconСценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда...
Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconСценарий общешкольного урока мужества, посвященного 70-летию Сталинградской битвы

Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Владимир Святославич. Принятие христианства Великой Отечественной войне 1941-1945. Блокада Ленинграда
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная война: Основные этапы военных действий. Начальный период войны. Блокада Ленинграда
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconКонкурс патриотической песни «Отчизне посвятим!»
Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения советских войск г. Ленинграда от блокады
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» icon«Уроки мужества»
Демократической Республики Афганистан, 70-летия полного освобождения от блокады Ленинграда, Дню Защитника Отечества, 90-летию образования...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение уроков мужества, посвященных снятию блокады Ленинграда «Они защищали Родину»
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconРеферат Памятники Малого кольца обороны Ленинграда
Это карта Зелёного пояса Славы. На участке 22-29 и проходили рубежи обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, которые...
Сценарий урока мужества «блокада ленинграда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация и проведение урока мужества ко Дню героев Отечеств «По следам великого мужества»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск