МОУ Тотомицкая ООШ г.Неи Нейский район
Костромской области
Урок обществознания
в 9 классе по теме
«Международное гуманитарное право»
Учитель: Потехина Галина Леонидовна
20 декабря 2013 года
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
* словесные
*наглядные
*работа со справочной литературой
*поисковая деятельность
Цель урока: определить содержание международного гуманитарного права.
*образовательная:
Создать условия для усвоения учащимися понятия « международное гуманитарное право», выявить сущность термина.
Подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов.
*развивающая:
Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы.
*воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны.
Воспитывать толерантное мышление.
аналитическая работа
групповая работа
творческая работа.
компьютер
презентация
раздаточный материал
учебники
рабочие тетради.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент
| Учитель приветствует учащихся.
| Учащиеся приветствуют учителя.
| Актуализация темы.
| Ребята, на протяжении ряда уроков мы знакомились с правами человека, познакомились с Всеобщей декларацией прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относят войны и вооруженные конфликты.
*Раскройте понятия «война» и «вооруженный конфликт»
*С чем можно сравнить войну?
*Нарисуйте сравнение. (Это может быть грозное, жестокое явление природы.)
*В моем представлении война- это костлявая страшная старуха, которая несет боль, смерть, страдания, увечья, слезы и разлуку.
*Какие у вас возникли слова-ассоциации к слову «война»? Составьте кластер.
*Учитель добавляет к кластеру знаки «+» и «-»
Проанализируйте слова кластера в соответствии с этими знаками.
*Каков же выход из этого положения?
| *работа со словарями и
классными тетрадями.
*высказывания учащихся
*рисунки учащихся
*защита рисунков, оформление их на классной доске под лозунгом «НЕТ ВОЙНЕ!»
*Анализ кластера: слов - ассоциаций со знаком «-» получилось больше. Значит война - это жестокость, какого бы вида она ни была.
*Можно и нужно вводить какие-то ограничения, договариваться о том, чтобы война была менее жестокой, если уж совсем не возможно от нее отказаться.
*Нужно издать законы, ввести ограничения, запреты, ввести права и обязанности воюющих стран, что они должны делать и что не имеют права.
*А если стороны не будут соблюдать данные запреты, то предусмотреть меры ответственности.
| Сообщение темы урока, определение целей и задач урока.
| *Как вы думаете, существует ли в современном мире отрасль права, стоящая на защите жертв войн и вооруженных конфликтов?
*Правильно. И эта отрасль права называется «международное гуманитарное право». Такова и тема нашего урока.
*Какова цель урока?
*Учитель обобщает и помогает сформулировать план урока:
1.Сущность МГП.
2.Источникп МГП.
3.Ответственность за нарушение МГП.
4.Международный Комитет Красного Креста.
*Чему будем учиться на уроке?
| *Рассуждения учащихся: наверно «да», так как были Первая и Вторая мировые войны и современные военные конфликты в Югославии, Грузии, Сирии… Поэтому страны мира должны были вырабатывать правовые нормы, защищающие людей от последствий войн и вооруженных конфликтов.
*Высказывания учащихся.
*Высказывания учащихся:
Продолжим учиться работать с учебником, словарями, рабочей тетрадью, документами, давать полные ответы на вопросы, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, приводить примеры из СМИ.
| Изучение нового материала.
Рефлексия.
Домашнее задание
Итог урока.
| *Рассмотрим первый вопрос темы «Сущность МГП». Он -центральный на уроке. Известный немецкий философ И.Кант сказал: «Цель закона- установление порядка, цель войны- разрушение порядка». Выскажите, пожалуйста, свое отношение к утверждению И.Канта. Как совмещаются такие понятия, как «война» и «право»?
*МГП призвано регулировать поведение участников вооруженного конфликта, привнести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.
*Для выяснения сущности МГП сначала познакомимся с определением, работая со словарями и схемой.
*Почему эта отрасль права получила такое название-МГП? Что означает слово «гуманитарный»?
*Переходим к изучению второго и третьего вопросов темы «Источники и основные положения МГП».
Рассмотрите схему и выясните, кого же защищает МГП?
*МГП-это самостоятельная отрасль права. Его главное предназначение - регулирование поведения участников международных и немеждународных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.
*Теперь выясним, какова же ответственность за нарушение норм МГП?
Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте последний абзац 22 параграфа.
*Последний вопрос темы посвящен организации, которая оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов-Международный Комитет Красного Креста. Просмотрите презентацию и ответьте на вопросы.
* Беседа:
1.Как звали основателя МККК?
-Анри Дюнан
2.Гражданином какой страны был основатель МККК?
-Швейцария
3.Лауреатом какой престижной премии был основатель МККК?
-Нобелевской
4.Свидетелем какой битвы невольно оказался основатель МККК?
-при Сольферино
5.Как называют участников вооруженных конфликтов?
-комбатанты
6.Что является эмблемой МККК?
-Красный Крест
7.Что лежит в основе правил, по которым должны строиться взаимоотношения между людьми?
8.Что такое уважение?
9.Что такое сострадание?
*Беседа:
1.Возможно ли на современном этапе развития общества остановить войны?
2.Являются ли необходимыми и обязательными правила, отраженные в международных документах?
3.Всегда ли соблюдаются на войне решения в области защиты человека, принятые мировым сообществом? Если нет - привести примеры.
4. Нужно ли вести борьбу за то, чтобы решения, принятые мировым сообществом, соблюдались в жизни?
5.Решите ситуацию.
Во время вооруженного конфликта между двумя суверенными государствами, участниками Женевских конвенций, был торпедирован крейсер одной подводной лодкой. Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера пытаются добраться до спасательных плотов. Капитан всплывшей подводной лодки отдает приказ уничтожить плоты, а лодке осуществить погружение и уйти с места сражения. Правомерны ли действия капитана подводной лодки?
*Человечество считает вопрос войны и мира одной из глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит.
В завершении нашей работы я предлагаю вам составить коллаж «Миру - да! Нет - войне!»
*1.Параграф 22, рабочая тетрадь.
2.Ребята, у МГП нет своей эмблемы, нет своего отличительного знака. Я предлагаю вам дома придумать, разработать, оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Вы можете поработать как индивидуально, так и в парах. Представляя эмблему, обоснуйте свой выбор.
*Что нового узнали на уроке?
*Пригодятся ли вам эти знания?
*Чему учились на уроке?
*Хорошо ли я усвоил новый материал?
(шкала от 3 до 10 баллов ).
= «хорошо»-9-10 баллов - красная полоска
= «не очень хорошо»- 7-8 баллов - оранжевая полоска
= «плохо понял»-5-6 баллов - синяя полоска
= «ничего не понял»-3-4 балла - зеленая полоска.
| *Рассуждения учащихся.
*Работа учащихся со словарями и схемой, запись понятия «МГП» в классную тетрадь:
«МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов».
*Работа учащихся со словарями:
*гуманитарный- обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека
* гуманный-проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный, человеколюбивый.
*Рассуждения учащихся (в парах, в четверках, один озвучивает ):
МГП защищает в основном категории лиц, непосредственно втянутых в вооруженные конфликты: военнопленных, потерпевших кораблекрушение, раненых, лиц гражданского населения, духовный персонал, медицинский персонал.
*Чтение учащимися параграфа 22, последний абзац. Высказывание по заданию:
Ответственность за нарушение норм МГП следующая:
1.Возмещение убытков той стороной вооруженного конфликта, которая нарушила установленные правила.
2.Уголовное наказание для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.
*Учащиеся знакомятся с вопросами и заданием.
*Просмотр презентации, беседа.
*Выполнение задания 8 в рабочей тетради
( самостоятельно, затем в парах, в четверке, затем выступление одного учащегося от группы).
*Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
*Материал учащиеся принесли заранее и прикрепляют его к ватману.
*Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
*Ответы учащихся.
*Показ полосок учителю.
| |