Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны»





Скачать 72.56 Kb.
НазваниеУрок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны»
Дата публикации08.07.2013
Размер72.56 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Военное дело > Презентация
Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны»

(Урок-презентация с применением групповой формы работы)

Тип урока: /интегрированный/ комбинированный

Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов

Цели урока:

*Обучающие: дать обзор науки и литературы периода Великой Отечественной войны, показать, что наука и литература, поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя, показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

*Развивающие: развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетенции, раскрывать творческий потенциал учащихся.

*Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ.

Методические приемы: работа в группах, защита проекта, беседа, межпредметные связи( связь истории с литературой и информатикой)

Оборудование: мультимедийная презентация «Ради жизни на Земле», подготовленная учениками совместно с учителем, плакаты «Родина- мать зовет», «Их помнит мир спасенный», музыка и песни военных лет: «Священная война», « День Победы!», «Землянка», «Эх, дороги…!», выставка сборников стихов и книг о Великой Отечественной войне, медиапроектор;

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа готовит индивидуальное творческое задание по полученной теме.

*1-ая группа готовит материал о науке в годы войны;

*2-ая группа – литература в годы войны;

*3-ья группа работает по творчеству Ю. Друниной, И. Уткина;

*4-ая группа – К. Симонова, М. Джалиля, А. Суркова;

*5-ая группа – «Поиск», собирает материал по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и готовит презентацию «Никто не забыт, ничто не забыто», а также выставку военных писем, экспонатов, орденов и медалей героев-односельчан из Комнаты Боевой и Трудовой Славы.

Приглашенные: труженики тыла: Тупилкина К.Ф., супруги Сахарновы, Аргуткина Т.Р., родители, педагоги, гости.

Ход урока

1.Организационный момент. Цели и задачи.

Учитель истории. Добрый день, уважаемые ребята, гости, труженики тыла, педагоги! Сегодня у нас необычный интегрированный урок. Урок истории и литературы, посвященный 65-летию Великой Победы, тем «роковым-сороковым» годам, в которых люди, несмотря на тяжелое военное бремя, продолжали творить: писать стихи и изобретать все новые и новые технологии. Разрешите мне представить гостей нашего урока. /называет гостей/.

Учитель литературы. Строки, опаленные войной, окрыляли защитников Москвы, Сталинграда, Ленинграда, вели их в бой за Родину, с ними они совершали свои бессмертные подвиги, сражаясь мужественно, героически и стойко с врагом до последней капли крови.

Звучит музыка «Священная война». Вспомним всем до боли известные и знакомые строки: Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Учитель литературы.- Какому историческому событию они посвящены?

-Да, событиям Великой Отечественной войны…

Ученица читает стихотворение под музыку «Война жесточе нету слова…»

-Война… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

( Боль, ужас, страх, кровь, смерть, жертвы, горе, победа, героизм, гибель, мужество…)

Учитель истории. Прошло уже почти 65 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей до сих пор хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все эти долгие годы войны. И сегодня на нашем уроке мы поговорим о подвигах деятелей науки, искусства, поэтов, о литературе, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных героев, деятелей науки и искусства, поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности науки и литературы, поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

Учитель литературы. Нет, наверное, такого слова, которое в полной мере могло бы выразить все то, что выпало на долю каждого человека, пережившего ужасы этой страшной, проклятой войны. Война – это противное человеческому разуму. Но люди шли защищать свое Отечество на смерть, ради жизни на земле.

2. Презентация «Ради жизни на земле» Приложение 1.

1 слайд - Да, война-это самое страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей науки и для литературы.

2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой науки, литературы и особенно русской культуры.

Учитель истории. На великую народную беду сразу же откликнулись деятели науки

2 слайд «Наука в годы войны» рассказывает Москалюк Мария

Какую же роль сыграла наука в годы войны?

3 слайд «Искусство в годы войны» рассказывает Вебер Владимир

Внимание: вопрос, как вы думаете, какую роль играла наука и искусство в те суровые годы? Каково их значение?

Учитель истории. А теперь, ребята, давайте с вами заполним таблицу «Наука в годы войны» /Заполнение таблицы в тетради учащимися/

Учитель литературы. Не остались в стороне и деятели литературы. С первых же дней войны народное горе всколыхнуло и поэтов. Одни ушли на фронт сражаться с врагом, другие работали военными корреспондентами.

-Какую роль играла литература, поэзия?

Поэты, литераторы и писатели почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

3 слайд – В литературе с первых дней войны, прежде всего, проявила себя поэзия – лирика

Лирика.

-Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

-Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемлемой полноте: о тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Учитель истории. Многие военные стихи становились популярными песнями «Землянка», «В лесу прифронтовом», «Эх, дороги…», «Смуглянка», «Катюша» и многие другие.

Звучит песня « Землянка». Беседа по вопросам.

-Какие чувства вызвала у вас песня? Для чего создавались песни в военное время? Чем они являлись для солдата? Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

Почему же прозвучавшая песня и стихи поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

/Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека. Передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу/.

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

/Война изображается не как подвиг. Не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Главное, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

«Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле…»

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

/Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда./

-А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

/Герои поэзии военного времени – это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

-Это люди разных национальностей, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю/.

Слово предоставляется 3 группе / рассказывает о поэзии Ю. Друниной и И. Уткина/.

Минута поэзии. Учащиеся читают их стихи наизусть / идет демонстрация и показ слайдов/

Слово предоставляется 4 группе / рассказывает о поэзии К. Симонова, М. Джалиля, А. Суркова/

Минута поэзии. Учащиеся читают их стихи наизусть / идет демонстрация и показ слайдов/

3. Учитель истории. Война коснулась практически каждой семьи. Война стала общей бедой, общим людским горем.

Сегодня на нашем уроке присутствуют труженики тыла: Тупилкина К.Ф. и супруги Сахарновы. Те, кто ковал победу в тылу, кто наравне со взрослыми работал в военное лихолетье. Я с большим удовольствием предоставляю им слово. /Выступление тружеников тыла/

Дорогие, труженики тыла, примите от нас, учащихся школы, в знак высокой благодарности и признательности за ваш ратный трудовой подвиг во время Великой Отечественной войны музыкальный подарок- песня «Катюша» в исполнении учащихся 9 класса./звучит песня «Катюша»/.

Учитель истории. Война коснулась каждой семьи Советского Союза. Погибло более 27 миллионов человек. Кто-то потерял отца, сына, деда, а кто-то мать, жену, сестру. Очень часто приходили похоронки. А ведь кто-то до сих пор пропал без вести.

Ученик 9 класса Борисенко Саша. 14150 балаковцев ушло на фронт. Балаковская земля дала 17 Героев Советского Союза и 5 полных кавалеров Ордена Славы. Среди них и наш земляк Михаил Семенович Волков, чем мы и горды.

Слово 5 группе «Моя семья в годы великой Отечественной войны».

/Идет демонстрация слайдов «Никто не забыт, ничто не забыто» и рассказ об односельчанах-тружениках тыла/ Демонстрация подготовленной выставки. Дети читают стихи собственного сочинения о тружениках тыла, об односельчанах, работавших в тылу и помогавших фронту, приближая каждый миг долгожданной победы.

4. Рефлексия.

5.Итог урока. Итак, дорогие ребята, сегодня на нашем уроке мы еще раз прикоснулись к теме Великой Отечественной войны, вспомнили ее славные и боевые страницы великих сражений, строки, рожденные в боях за великую и могучую Родину, продемонстрировали патриотические чувства, лично сопереживали всему тому страшному горю, имя которому война. Позвольте завершить наш урок стихотворением «Молитва»

Ученица Москалюк Мария читает стихотворение «Молитва» на фоне музыки.

6. Оценки. Москалюк Мария -5, Вебер Владимир -5, Коннова Даша -5, Штырлова Вика-5, Зайчук Сергей -5, Борисенко Саша -4, Каймульдин Ренат-4

7.Домашнее задание. Написать сочинение «Моя семья в годы войны» или «Мое впечатление от урока».

На этом наш урок завершен. Благодарю за внимании! Всего доброго. До свидания!

Ребята под музыку провожают гостей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconЖенское лицо войны. Интегрированный урок литературы и истории. 11 класс
Показать, какова была роль женщины на фронте в годы вов; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной»
Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок литературы в 5 классе по теме
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок литературы в 9-м классе "Изображение народного характера войны...
Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения,...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок на тему: «Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины»
Приложение Урок на тему: «Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины». Автор-составитель: Рассказов В. Т. (Моу сош с. Дмитрова...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Общее понятие об истории русской литературы Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconМетодическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать...
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок города в 9 «В» классе 19. 11. 2004 года классный руководитель...
Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное...
Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» icon«Наука и промышленность Республики Татарстан в годы войны»
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconПлан мероприятий Комитета ксм администрации города Климовска, посвященных...
Урок истории «Климовск в годы Великой Отечественной войны» (по отдельному плану) для учащихся школ города
Урок литературы и истории в 9 классе «Наука и литература в годы войны» iconУрок по истории в 9 классе на тему: «Вторая мировая война. 1939 1945 гг. Итоги и уроки»
Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск