Скачать 4.98 Mb.
|
Михаил Гаспаров Занимательная Греция OCR Библиотека СНО "Гаспаров М. Л. Занимательная Греция": Новое литературное обозрение; М.; 2004 ISBN 5-86793-093-9 Аннотация "Занимательная Греция" - своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести частях книги (с IX по II вв. до н. э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия - все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой. Михаил ГАСПАРОВ Занимательная Греция От сочинителя Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в оглавление, прочитаете по нескольку страниц там и тут, - то первым вопросом, который вы зададите, будет, наверное, такой: "А это правда так и было?" Я отвечу: и да, и нет. Правда то, что были славные победы греков над персами, а потом сказочно быстрое завоевание Востока Александром Македонским. Правда то, что спартанцы были непобедимыми воинами, а афиняне лучше других строили мраморные храмы и сочиняли трагедии для театра. Правда то, что в греческом языке впервые появилось слово "философия" и что в Александрийской библиотеке занимались почти всеми теми же науками, какими занимаемся и мы. Но что вокруг этих событий было столько кстати сбывавшихся предсказаний оракулов; что все герои были героями без страха и упрека, а злодеи - злодеями до глубины своей черной души; что все речи, которые при этом говорились, были такими умными, краткими и складными; что все диковинки земной природы и людских обычаев, о которых слышали древние греки, были и вправду таковы, - за это, конечно, поручиться нельзя. Здесь много выдумки. Чья же это выдумка? Выдумал это сам греческий народ. Так ведь бывает всегда: когда случится какое-нибудь интересное событие, вести о нем передаются из уст в уста, обрастая новыми и новыми живописными подробностями, и под конец факты так тесно сплетаются с легендами, что ученому историку приходится много трудиться, чтобы отделить одно от другого. Как историки восстанавливают действительный облик событий по противоречивым рассказам о них, - об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы совсем другая книга. Наша же книга - о том, каким запомнили свое прошлое сами древние греки. Можно ли судить о человеке по тому, что он сам о себе рассказывает? Можно: даже когда он присочиняет, мы видим, каков он есть и каким ему бы хотелось быть. Вот так же можно судить и о целой древней культуре по ее рассказам о себе. Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные Прямые нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке - от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные. Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру - это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете - самих себя. Потому что нельзя ответить на вопрос: "кто мы такие?", не ответив на вопрос: "откуда мы такие взялись?" Впрочем, это я забегаю вперед. Потому что "познай самого себя" - это тоже один из заветов древнегреческой цивилизации, и вы еще не раз с ним встретитесь в этой книге. Желаю вам успеха! Часть первая ГРЕЦИЯ СТАНОВИТСЯ ГРЕЦИЕЙ, или До закона было предание Есть племя людей, Есть племя богов, Дыхание в нас - от единой матери, Но сила нам отпущена разная: Человек - ничто, А медное небо - незыблемая обитель Во веки веков. Но нечто есть, Возносящее и нас до небожителей, - Будь то мощный дух, Будь то сила естества, - Хоть и неведомо нам, до какой межи Начертан путь наш дневной и ночной Роком. Пиндар ВНАЧАЛЕ БЫЛА СКАЗКА Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл. Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просвещались. Таблица эта сохранилась. Но выглядит она, на современный взгляд, немного странно. Вот ее начало с небольшими сокращениями. Год 1582 до н. э. Царь Кекроп воцаряется в Афинах. Год 1529. Всемирный потоп, из которого спаслись Девкалион и Пирра. Год 1519. Царь Кадм, основатель Кадмеи, пришел в Фивы из Финикии и научил греков письменности. Год 1432. Царь Минос, сын Зевса, воцарился на Крите, а фригийские карлики научили греков ковать железо. Год 1409. Богиня Деметра пришла в Афины и научила греков земледелию. Год 1300. Геракл, очистив Авгиевы конюшни и победив царя Авгия, учредил Олимпийские игры. Год 1260. Тесей, убив Минотавра, освободил Афины от дани, дал им законы и учредил Истмийские игры. Год 1251. Поход Семерых против Фив, и тогда же учреждены Немейские игры. Год 1208. 5 июня. Взятие Трои после десятилетней Троянской войны. Год 1202. Орест, сын Агамемнона, мстя за отца, убивает свою мать, но оправдан судом Ареопага. Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес. Год 1085. Гибель Кодра, афинского царя, в войне с дорянами. Конец царской власти в Афинах. Год 937. Расцвет поэта Гесиода. Год 907. Расцвет поэта Гомера. Год 895. Аргосский царь Фидон ввел в употребление точные меры, весы и деньги... Вы скажете: "Разве это история? Это сказка! Это все равно что составлять таблицу по хронологии Киевской Руси и включать в нее даты: тогда-то Илья Муромец убил Соловья-разбойника, а тогда-то Руслан - Черномора". Грек, услышав такие слова, обиделся бы. Может быть, он сам из знатного рода, который возводит свое происхождение к одному из мифологических героев, упомянутых здесь. Спартанский царь Леонид, герой Фермопил, считал себя прапра- (повторите это "пра" 20 раз!) -правнуком Геракла. Сроком жизни человеческой греки считали 70 лет, лучший срок для рождения сына - середина жизни, 35 лет. Леонид погиб в 480 г. до н. э. Отсчитайте от этой даты 23 раза по 35 лет (жизнь Леонида и 22 поколений его предков) и вы окажетесь в 1285 г. до н. э., как раз в том времени, в которое Паросская таблица поселяет Геракла. Как же не верить такой хронологии? И не только тщеславные цари, но и более серьезные люди часто возводили свой род к героям и богам. Гиппократ был великим ученым, отцом греческой медицины; мы с ним еще встретимся в этой книге. Он был из рода потомственных врачей, Асклепиадов, а род этот начало вел от Асклепия, бога врачевания, сына Аполлона; Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении. Если сделать расчет лет, то получится: бог жил незадолго до Троянской войны. И правда: в "Илиаде" написано, что сын бога Асклепия, Махаон, был, так сказать, главным врачом греческого войска под Троей. (Знаете большую яркую бабочку-махаона? Так вот, она названа в честь этого самого врача-полубога, а почему - я не знаю.) Поэтому не будем смеяться заранее. Для грека хронология мифов была делом важным. Ею занимались большие ученые. Эратосфен, великий математик, впервые рассчитавший размер земного шара (как он это сделал, мы узнаем в последней части этой книги), столь же усердно рассчитывал и дату падения Трои. Кстати, она у него получилась другая, чем на Паросской таблице: 1183 год. Но это уже мелочи. И еще два слова. Я сказал, что начало Паросской таблицы я переписал с небольшими сокращениями. Но я сделал в ней еще одно изменение - очень простое и очень бросающееся в глаза. Какое? Попробуйте догадаться. Кто не догадается, для тех я скажу об этом на 34-й странице . ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДОРЯН Если вы пересмотрите Паросскую хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то место, где кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это будет загадочная строчка: "Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес". Загадочная - потому что если кто из вас и помнит, кто такие Гераклиды, то вряд ли представляет, что это было за переселение. А переселение было: это и вправду не только мифология, но и уже история. Греки - не исконные жители Греции, они - пришельцы. Они пришли сюда с севера, из-за Балкан; где и с кем они жили раньше - об этом ученые спорят до сих пор. Сами греки этого не помнили. Но они хорошо помнили другое - что переселялись они сюда двумя волнами. Первыми переселились ахейские племена; это об их царствах и княжествах сохранилась память в мифах. Вторыми переселились дорийские племена; и об этом переселении был сложен, можно сказать, последний греческий миф, а потом началась история. Миф был вот какой. Самым славным греческим героем был Геракл. Он был потомком аргосских царей. Но сам он не был царем: всю жизнь он прожил бездомным тружеником на чужих службах. Умирая, он приказал сжечь себя на костре на вершине горы Эты. От этого костра у подножья Эты забили горячие источники: по этим источникам соседний горный проход стал называться "Горячие ворота" - Фермопилы. Рядом с горой Этой лежит крошечная горная область - Дорида. Здесь нашли приют сыновья Геракла; старшим и главным из них был Гилл. Им было тесно в маленькой Дориде. Они собрали дружину из храбрых дорийских горцев и решили идти на Пелопоннес - добывать аргосское царство своих предков. Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (Оракул - это не человек, а святилище, где жрецы давали предсказания от имени бога; как это было устроено, мы расскажем дальше.) Получили ответ: "Ждите третьих плодов и ступайте через теснину". Гилл рассудил, что "третьи плоды" - это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через "теснину" Коринфского перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить спор единоборством вождей. Вожди сошлись - и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с чем воротиться в Дориду. Вновь обратились к оракулу: "Почему ты нас обманул?" Оракул ответил: "Вы сами не захотели правильно понять вещание. Плоды - не земные, а людские; теснина - не суша, а море". Геракл иды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. Пока сменились три поколения, прошло сто лет. Гераклиды терпеливо ждали своего срока. Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата - Аристодем, Темен и Кресфонт. Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь спросили прорицания у оракула: "Что нам сделать, чтобы победить?" Ответ звучал таинственно: "Возьмите трехглазого проводника". Братья задумались. Вдруг на дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину. Его стали уговаривать примкнуть к походу. Он легко согласился, но сразу выговорил себе награду: один из лучших кусков Пелопоннеса - Элиду. С трехглазым проводником трое братьев переправились в Пелопоннес, одержали долгожданную победу над ахейцами и стали делить завоеванные места. Середина Пелопоннеса - это дикое лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре плодородные долины: на востоке - Аргос, на западе - Элида, на юге - Лакония и лучшая из всех - Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три брата бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым - Лаконией, чей третьим - Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт схитрил. Ему хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду вместо камня ком земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену, Лакония - Аристодему, Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта. Совершив дележ, братья на трех алтарях принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях оказалось по неожиданному животному: на аргосском - жаба, на лаконском - змея, на мессенском - лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба - животное малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну; змея - грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а лиса - хитрое, в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья переглянулись, поняли хитрость Кресфонта и затаили злую память на мессенских дорян. ЦАРЬ КОДР Когда доряне заняли Пелопоннес, то пелопоннесские ахейцы или подчинились им, или ушли в глухие горные местности. А самые знатные и гордые роды стали покидать страну и переселяться на север: в Беотию, где жило третье большое греческое племя - эоляне, и в Аттику, где жило четвертое племя - ионяне. Их принимали гостеприимно, особенно в Аттике. Здесь как раз в это время умер последний царь из рода славного Тесея, победителя Минотавра. Старейшины посовещались и выбрали новым царем пришельца - ахейца из царского рода по имени Кодр. Пелопоннесским дорянам было обидно видеть, что беглец из-под их власти стал царем на чужой стороне. Они пошли на Аттику войной и осадили Афины. Осада оказалась делом трудным, решили послать к оракулу и спросить: "Возьмем ли мы Афины?" Оракул ответил:"Возьмете, если не тронете царя". Доряне объявили по всему войску строгий приказ: никому не трогать царя Кодра ни под каким видом - и продолжали осаду. В Афинах тоже узнали об ответе оракула. И царь Кодр решил спасти город ценой своей жизни. Он оделся в рваное мужицкое платье, взвалил на плечи мешок, взял кривой серп для обрезания веток, вышел за ворота и стал собирать хворост. Его схватили и поволокли в |
Я работаю учителем в одной школе вот уже 19 лет. 16 из них преподаю... С огромным интересом и благодарностью познакомилась с материалами конкурса "Как это делаю я", некоторые из них уже использую в своей... | A twist Of Lennon я была женой Леннона Глава первая. Дитя войны Но ожидаемое прибавление семейства не очень радовало её. Она думала, что уже давно видела последние в своей жизни пелёнки. К тому... | ||
Ольга Ивановна очень хорошо объясняет нам новый материал, очень часто... «Я очень люблю уроки биологии, Ольга Ивановна очень интересно и понятно все объясняет. По схемам и таблицам очень легко готовить... | Нашей школе 35 лет!Много это или мало? Среди них есть и такие, которые сегодня освежают чувства гордости и уважения за коллектив учителей, администрацию, несмотря на, казалось... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мне очень понравилась сказка Платонова «Солдат и царица». Интересно было читать, а главное можно извлечь урок – нельзя причинять... | План конспект открытого урока технологии в 5 классе с использованием икт Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Мне это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было... | ||
«Искусство в науке, наука в искусстве» Это было очень интересно и увлекательно. Мы узнали много нового, учились правильно оформлять свои исследования. Каждый из нас прочитал... | Книга получилась очень личной, рассказывающая о моей уфологигической... Книга Уфологическая жизнь была написана еще год назад и за это время была подвергнута ряду изменений добавлений. Первое издания вышло... | ||
Четвёртый региональный конкурс творческих работ «опора» Зимнее утро. Воздух свежий, морозный. Я иду в школу по совсем тихой, едва начавшей просыпаться улице. День только начинается, а в... | Респект Татьяна Анатольевна!!! Вулкан круче Фудзиямы!!!! Круто!!!!... ... | ||
2. 1 Большой перекрёсток на Пути Такла-Макан, похоронившая уже некоторые города и возделанные поля. С севера продолжали накатывать орды кочевников пограбить богатых... | На уроках рассуждали, думали и говорили и еще другого по чуть-чуть Узнал я много. Но главное, я для себя понял, что и один человек может сделать мир немного лучше. Я никогда не уставал, было очень... | ||
Название Страна ... | Реферат по теме: Прогулка с динозаврами Однажды мне на день рождения подарили мягкую игрушку – это был динозаврик Памси. Он был добрый, веселый и необычный. Он был не похож... | ||
Распоряжени е правительства камчатского края ... | Одной из проблем педагогики всегда была проблема: как учить, чтобы ученику было интересно? Эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях, рефератах, дополнительных материалах. Слайд 10 |