Тема номера





НазваниеТема номера
страница1/7
Дата публикации24.08.2014
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



МБОУ Одинцовская гимназия № 4


Журнал о воспитании
_
Тема номера
Воспитание по А.С. Макаренко:

история и современность.
Судьбы выпускников его коммуны.

Одинцово, 2013

СОДЕРЖАНИЕ





Вместо предисловия








Выращенные с любовью








Воспитанницы А.С. Макаренко
Выдающиеся судьбы выпускников коммуны








Ученики и последователи А.С. Макаренко








Последний из коммунаров








Приложение 1. «Воспоминания о Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского (интервью с И. Д. Токаревым, опубликованное в газете «Горьковский рабочий» 24 февраля 1978 г.)








Приложение 2. ЯЦЕНКО Иван Игнатьевич «Воспитанник Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского с 1933 по 1937 гг.»








Приложение 3. «Учительская газета», №18 от 4 мая 2010 года «Уроки Макаренко. Педагогическая поэма Ивана Токарева»
Воспитательный трюк длиною в восемь лет (вместо заключения)

Вопросы воспитания: взаимодействие семьи и школы








Ссылки и список использованной литературы





Главный редактор:
Цибульникова Виктория Евгеньевна - к.п.н., член - корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Редакционная коллегия:



  1. Захарова Людмила Анатольевна – учитель английского языка МБОУ Одинцовской гимназии № 4.

  2. Ангельчев Денис- 5 экономический класс

  3. Телятникова Ангелина- 5 экономический класс

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


makarenko_-300x404 Антон Семенович Макаренко


Велико наследие Антона Семеновича Макаренко и поэтому на современном этапе развития педагогической науки исследователи и учителя продолжают изучать и на практике реализовывать его идеи, опережающие время.

А.С. Макаренко – педагог-новатор, разработавший систему перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога, обобщивший роль практического опыта воспитания в педагогической науке. Что же заложено в его актуальных по сей день идеях, помогающих решать ключевые задачи современной школы?

В педагогической системе А.С.Макаренко труд - ключевое средство воспитания человека, основание для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В «Лекциях о воспитании детей» он подчеркивает, что правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.

Большого внимания заслуживают идеи А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям постоянные задания с тем, чтобы они длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Семья по Макаренко - единый коллектив, со своим укладом, со своими традициями и определенным набором ценностей и база для создания правильного со всех точек зрения человека. Невмешательство посторонних, а только силы и желание родителей, заинтересованных в конечном результате, – вот залог успешного воспитания.

Педагогический коллектив, с точки зрения А.С. Макаренко, это, прежде всего, коллектив воспитанников и взрослых, ключевая роль в котором принадлежит ученическому самоуправлению. Без него педагог не мыслил развитие детского коллектива и детского управления.

В своем педагогическом творчестве А.С.Макаренко затрагивает проблему воспитания воли, мужества и целеустремленности. Он пишет: «Мужество! Попробуйте серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться нельзя будет ограничиться... Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем, - в сдержанности, прямом, открытом слове, в некотором лишении. В терпеливости, в смелости».

Но имя Макаренко А.С. связано не только с его передовыми идеями и произведениями. Это еще и конкретные судьбы мальчишек и девчонок, беспризорных детей, подобранных на улице, большинство из которых принесло пользу Родине. Появление такой яркой педагогической личности, как Антон Семенович Макаренко сыграло большую роль в реформации детских домов того времени. Благодаря результатам его эффективной методики, построенной на «коллективе» и «хорошо организованном производственном труде», государство увидело большую и значимую роль детских домов (колоний, коммун) в создании нового государства. В воспитанниках власти вдруг увидели вместо «бродячего элемента», «преступного элемента» и «беспризорной массы» (как было указано в личных делах детей) полноценных граждан, которых необходим срочно «втягивать в ряды комсомола». Этим людям посвящен наш выпуск. И не только им.

Макаренко живет сегодня с нами, в реальных творениях своих педагогических рук, своего большого сердца. Идеи Макаренко А.С. о семейном воспитании, об ученическом самоуправлении творчески переосмысливает педагогический коллектив МБОУ гимназии №4 и успешно реализует в каждодневной работе с детьми. В этом классным руководителям и учителям - предметникам помогают родители, активные участники воспитательного процесса. Они наполняют педагогику Макаренко современным содержанием, показывая вектор движения воспитательного процесса двадцать первого века.
Редакционная коллегия









ВЫРАЩЕННЫЕ С ЛЮБОВЬЮ
ВОСПИТАННИЦЫ А.С. МАКАРЕНКО
( на фото А.М.Горький и А.С.Макаренко с девочками-воспитанницами)c:\users\cool\downloads\фото мак4.jpg


"Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку надо учить, чтобы она даже приятных молодых людей встречала с некоторым перцем… »

Макаренко, Антон Семенович
В большинстве работ А.С. Макаренко и публикаций о его педагогической деятельности в качестве объекта воспитания, воздействия воспитателя выступают мальчики-коммунары. Наш интерес сосредоточен на поиске материалов, иллюстрирующих общее и специфику в воспитании девочек, их дальнейших судеб, как профессиональных, так и личностных.

Обращение к опыту Антона Семёновича Макаренко не случайно, поскольку гендерный подход актуален и по сей день.

Антон Семёнович придавал большое значение постановке перед собой практической цели: сделать из этого мальчика или девочки настоящего культурного советского человека, работника, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, политически образованного и воспитанного, здорового физически и психически. Среди девушек-коммунарок были выдающиеся организаторы, талантливые шлифовальщицы и артистки, заботливые санитарки и отличные спортсменки.

Так, воспитанницаТатьяна Клеточкина, впоследствии окончившая консерваторию, стала профессиональной артисткой. С первых дней пребывания в коммуне была направлена в швейную мастерскую. При коммуне был организован драмкружок. Обладавшая неплохим голосом, Таня Клеточкина вскоре вошла в его состав. Прошло четыре года, за время которых коммунары совершили не одну экскурсию: они побывали и в Крыму, и на Кавказе, и на Волге. Татьяна ходила заниматься к учителю музыки, который советовал ей идти в музыкальную школу. Она написала письмо в Московскую консерваторию, однако туда принимали лишь тех, кто имел некоторое музыкальное образование. А.С. Макаренко принял активное участие в дальнейшей музыкальной карьере девушки.

А.С. Макаренко придавал большое значение и выбору профессии воспитанницами. Примером этого может служить история Клавдии Тимофеевны Борискиной. До того, как Клавдия стала актрисой, она работала на заводе электрообмотчицей. Шефом коммуны являлся театр российской драмы. Когда народные артисты Крамов и Петров ставили у них спектакль, А.С. Макаренко посоветовал ей принять в нём участие. Позже она поступила в студию театра российской драмы. За многие годы работы в театре она исполняла такие роли, как Катюшу в «Детях Ванюшина», Машеньку в «Машеньке», Аниску в «Нашествии», играла в «Мещанах», «Кому подчиняется время» и других спектаклях.

Ещё одним аспектом педагогической деятельности А.С. Макаренко является воспитание у коммунаров гражданственности, патриотизма. Среди воспитанниц Антона Семёновича были девушки, проявившие доблесть и отвагу в период Великой Отечественной войны. Он смог сделать из поступивших в коммуну трудновоспитуемых людей достойных защитников и патриотов Отечества. Говоря о защитниках Отечества, чаще всего подразумевают мужчин, но женщины-коммунарки показали, что они способны постоять за свой народ и выдержать все тяготы и невзгоды войны. Нам удалось собрать материал о некоторых из них.

Ганна Красникова. Работала в коммуне на заводе им. Феликса Эдмундовича Дзержинского (ФЭД) по производству фотоаппаратов. Свою рабочую жизнь она начала с обмотчицы, затем стала хронометражистом и параллельно закончила вечерний индустриальный рабфак. Во время Великой Отечественной войны отдала много сил обороне своей любимой Отчизны. Была награждена медалью «За трудовую доблесть».

Другая воспитанница А.С.Макаренко, Олимпиада Витальевна Макаренко (коммунарка-дзержинка 1928–1935 гг., племянница Антона Семёновича, воспитывавшаяся в его семье, но считавшаяся равноправным членом коммунарского коллектива). Она была медсестрой и во время Великой Отечественной войны стала зенитчицей, воевала на Юго-Западном фронте в «Сталинградском» полку. Долгое время после войны работала в научном архиве Академии педагогических наук СССР.

Галина Константиновна Геращенко (коммунарка-дзержинка 1934–1938 гг.) – ещё одна из воспитанниц А.С. Макаренко. Попав в коммуну 13-летней девочкой, воспитывалась в ней четыре года. Когда началась война, Галине было 19 лет. Работала в Воронежском издательстве, одновременно учась на курсах медсестёр. С первых месяцев войны работала в эвакогоспитале, через год добровольно ушла на фронт. Старшина медицинской службы Галина Геращенко воевала с сентября 1942-го по май 1945-го на Кавказе, Украине, в Польше, Германии, Чехословакии. Она награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Многих вынесла с поля боя, спасая от смерти.

Елена Семёновна Пихоцкая

Елена Пихоцкая родилась в 1914 году в Харькове. Мать Лены участвовала в убийстве своего мужа и была весьма тесно связанна с бандитским миром.

«К нам в квартиру каждый день приходили новые и новые люди, где они с матерью и выпивали. Эти гулянья и пьянства тянулись всегда допоздна. Приходилось мыть посуду и убирать после пьяных. Бывали такие случаи, что я пропускала школу, потому что нужно было ходить на базар и готовить обед. Я была пионеркой в коллективе УЧХ два года, но у меня не было времени посещать коллектив. Живя в такой среде, где каждый день происходили пьянки и разврат, я поняла, что и меня это может привести к тому же. Так как я многое знала о прошлом своей матери, то она всячески старалась избавиться от меня. Она меня избивала. Я уже не могла терпеть такой жизни и написала в редакцию «Харьковского Пролетария» о своей матери. 2 февраля 1929 г. меня ГПУ направило в коммуну». «Коммуна была для меня спасением и заменила мне родную семью, которой я до этого фактически не имела".

Живя в собственной семье, Лена не могла систематически посещать школу, а в коммуне окончила рабфак и работала на заводе электроинструментов.

«В коммуне я живу уже 4 года. С первого же дня я коммуну полюбила. Я увидела, что передо мной лежит определенная дорога. У нас был пущен в 1932 г. новый завод электросверлилок. Первое время я на заводе работала на фрезерном станке «Корр», а сейчас на токарном «Красный пролетарий». Учусь на третьем курсе рабфака. В комсомоле с 1932 г. По окончанию 3 курса мне жалко расставаться с коммуной, с дружно спаянным коллективом» - говорит Пихоцкая в 1932 году в статье «Второе рождение (трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского)» (Харьков, 1932).
Ей посчастливилось быть ученицей Антона Семёновича, временами заменявшего учителя русского языка и литературы. О том, каким учителем был А.С.Макаренко, Е.С.Пихоцкая рассказывает в одном из разделов отдельного издания книги «Марш 30 года» - «Слово участникам марша» 1967 г.
С 1935 года Елена Пихоцкая переходит к самостоятельной трудовой деятельности. Работала на эвакуированных во время войны заводах в Бердянске, а потом, до выхода на пенсию, была контрольным мастером на заводе «Коммунар». Удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими медалями.

Подводя итоги нашего поиска, следует отметить действия А.С. Макаренко по установлению системы отношений с каждой воспитанницей, его настойчивое стремление разгадать тайну интересов и склонностей, присущих каждой отдельной девочке, создать условия для развития этих задатков, показать перспективы её дальнейшего жизненного пути.

Вопросы женского воспитания будут актуальны всегда, поскольку на женщине лежит большая ответственность за построение семьи, а значит и жизни общества в целом. Её воспитание имеет свою специфику. В особенности это относится к девочкам, попавшим в трудные условия жизни. Они более ранимы и требует к себе особого внимания, бережного отношения. У Антона Семёновича было много воспитанников и воспитанниц, но он смог уделить время каждому, помог им исправиться, выбрать жизненный путь, поддержать и обогреть добрым словом.

Таким образом, можно считать, что Антон Семёнович был одним из первых социальных педагогов, который работал со своими воспитанниками с учётом гендерного подхода. 

Леонид Вацлавович Конисевич

(1914-1994)c:\users\cool\downloads\200px-конисевич,_леонид_вацлавович.jpg

Родился в Российской Империи. Воспитанник Антона Семёновича Макаренко (в 1929-1934 гг.), знаменосец в коммуне им. Дзержинского. Более 15 лет посвятил морской службе (военной и гражданской), первый орденоносец из воспитанников Макаренко (ещё при жизни учителя). Воспитывал учащихся по методикам Макаренко в пионерлагере «Алмазный». Оставил подробные воспоминания о жизни коммуны им. Дзержинского в восприятии её воспитанников.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема номера iconЮ. Б. Голицынский. Грамматика. Ключи к упражнениям
Внимание! Номера могут не совпадать. Прибавьте единицу или сравните номера предыдущих ответов с номерами упражнений в самом сборнике....
Тема номера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для того чтобы вам легче было выполнить основное задание, мы с вами немного повторим. Итак что такое драматургия номера ? Это композиционное...
Тема номера icon1. Борьба с лженаукой — вопрос “тонкий”… 3
В случае, если Ваша система работает некорректно, и автоматически будут заданы ошибочные номера страниц, то в режиме просмотра страницы...
Тема номера iconТема номера / разум и чувства
Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие....
Тема номера iconАдрес Yeni Mahalle, Üçkum Caddesi, No. 8/1, P. K. 39 07501
Номера включают в себя 215 клубных номера, 94 семейных, 90 номеров в Отель блоке и 60 номеров в Селект блоке (в основном здании),...
Тема номера iconВнутренний предиктор СССР форд и Сталин: о том, как жить по-человечески
В случае, если Ваша система работает некорректно, и автоматически будут заданы ошибочные номера страниц, то в режиме просмотра страницы...
Тема номера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый студент в контрольной работе освещает 2 вопроса. Последняя цифра номера вопроса соответствует последней цифре номера зачетной...
Тема номера iconТема номера: Бесправный учитель?
Этот вопрос. А вообще, мы стараемся публиковать разные точки зрения. Даже если они кажутся нам не во всём бесспорными – как, например,...
Тема номера iconНазвание номера

Тема номера iconНомера
Представляю номер
Тема номера iconПредмет: Химия Класс: 8 Тема: Виды химической связи Цель урока: Задачи:...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых...
Тема номера iconПеречень услуг в комплексе «сталагмит» гостиница категория номера количество

Тема номера iconАфоризм номера
Камневу Зою Васильевну с присвоением звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»
Тема номера iconКонкурс рисунков на асфальте «Мы дети России»
Подготовка к открытию лагеря; разучивание девиза, песни, концертные номера, отрядные дела
Тема номера iconНомера. Антикризисные меры: опыт германии
Основные показатели и прогнозы развития российской экономики в 2012 году: инвестиционный аспект
Тема номера iconКоллекция 038 Белгород
Это пример платной текущей распечатки бдкр, вместо контактных данных указаны только номера коллекций и


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск