Скачать 136.19 Kb.
|
Государственное образовательное УТВЕРЖДАЮ учреждение Центр образования Директор учреждения «Стремление» С.В. Стремилов « » 2011 (подпись) Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий – это основной организационный документ школы, который определяет работу ученического и учительского коллектива школы, администрации и всего учреждения в целом. Это важнейший вид планирования процесса образования. Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года. Расписание балансирует характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашнего задания и труд учителей над подготовкой к урокам. Расписание занятий определяет эффективность рабоы образовательного учреждения, создает оптимальные условая для деятельности педагогического и ученического коллективов. При составлении расписания учитывают: 1. Распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы (таблица 1). 2. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день школьного расписания. 3. При оставлении расписания рекомендуется пользоваться шкалой трудности учебных предметов, разработанной в 2003г. сотрудниками НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков Степановой М.И., Александровой И.Э., Седовой А.С. «Инструктивно- методические рекомендации к 2004-2005 уч.г., стр 76-77» (табл. 2).
Расписание составлено правильно, если: 1. Составлено ЕДИНОЕ расписании занятий в первой и второй половине дня (для учеников и для учителей).
4. Уроки одного предмета стоят через другой урок (уроки), а не сдвоены. Исключение – модульная технология обучения. 5. Основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2,3,4 уроках. 6. Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковое. Расписание составлено неправильно: 1. Когда наибольшее кол-во баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. 2. Когда «трудные» уроки сдвоены. 3.Когда «трудные» уроки стоят в расписании подряд. 4. Когда «трудные уроки» в расписании на первом или последнем уроках; 5. Когда количество домашних подготовок равно количеству уроков. Не допускаются: 1. «Нулевые уроки». 2. Перемены продолжительностью 5 мин. 3. В 1-5 классах «сдвоенные уроки», превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу. 4. Группирование в один день предметов, требующих большую домашнюю подготовку. 5. Рассогласование в расписании первой и второй половины дня. 6. Несоответствия названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы. Расписание учебных занятий анализируется по следующим параметрам: 1. Распределение учебной нагрузки по дням недели. 2. Распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно. 3. Чередование предметов разных видов деятельности. 4. Соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков. Общие рекомендации к составлению анализа расписания занятий. 1.Анализируется расписание по параллелям. 2.Кол-во уроков и часов. 3.Начало и окончание занятий первой и второй половины дня. 4.Расписание перемен. Указать динамические паузы. 5.Сдвоенные уроки и уроки одного предмета, стоящие в один день. 6.Каждый день по сумме (шкала трудности). 7.Трудные дни – по чередованию видов деятельности. 8.Недельное расписание (черновой вариант) раскрасить: сдвоенные уроки, «трудные», активно-двигательные, развивающие, практические. 9. Распределение по степени трудности на неделю по дням. Составить графики. 10. Проследить занятость каждой параллели в течение второй половины дня. 11. Обозначить предполагаемое время выполнения домашнего задания. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов
В перечень включены и факультативные курсы. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов
Таблица И.Г. Сивкова (1975г.) Рекомендуется использовать для расписания начальной школы.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал между 10-12 часами. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для среднего и старшего звена – на 2,3,4 уроках. Однако следует учитывать, что работоспособность учащихся разных возрастных групп меняется и в течение одного урока. По этому изменению работоспособности учащихся от начала урока к его концу – уроки можно назвать «продуктивными» и «непродуктивными». Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки
Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели
|