Скачать 80.29 Kb.
|
Комитет образования г. МеждуреченскаМуниципальное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 24» Программа элективного курса "Археология и музейное дело" для учащихся 8 классов Обсуждено на заседании Составитель: методического объединения Куликова И.В. протокол № ________________ учитель истории и от ________________________ обществознания руководитель м/о____________ ___________________________ Утверждено педагогическим советом протокол № ________________ от _________________________ Директор МОУ______________ Междуреченск 2005 Пояснительная записка Предлагаемая программа элективного курса для учащихся 9-х классов составлена на основе элективного курса Стрелковой Г.Г., кандидата исторических наук. Курс рассчитан на 17 часов, при учебной нагрузке 1 час в неделю. Программа является межпредметной, так как она дает возможность получения дополнительных научных знаний не только для изучения курса истории, но и краеведения, военной истории, географии, геральдике. Особенностью изучаемого курса является его практическая направленность, так как работа строится на основе экспозиции музея воинов - афганцев, размещенного в гимназии, что дает исключительно редкие, в рамках города, уникальные возможности сочетания теории и практики, непосредственной обратной связи с учащимися, контроля за усвоением материала. С одной стороны, учащиеся получают новейшие научные знания по вопросам начала войны в Афганистане, получают сведения о местах сражений, узнают о воинах-междуреченцах, погибших на войне, а с другой - учатся обрабатывать новые сведения, проводить экскурсии, размещать экспозиции, производить описание экспонатов. Учащиеся на практике участвуют в подборе материалов для экспозиции по тем или иным темам, овладевая в этом процессе навыками исследовательской работы. Программа включает две части - теоретическую и практическую. Цель теоретической части - дать учащимся представление о новейших данных современной науки в процессе работы с историческими источниками (материалами газет, предметами одежды, наградами, оружейными экспонатами) В процессе изучения курса учащиеся получают знания о том, что такое памятники истории и культуры, их виды, система их охраны в России, об археологии и ее методах, о музеях, их назначении, о фондах музеев, экспозициях и правилах работы с ними. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, их стремление сделать все своими руками, поэтому Целью практической части курса является выработка у учащихся практических навыков комплектования коллекций, учета материалов в основном фонде, подготовка разделов экспозиции, проведения экскурсий, реставрационных работ. В процессе практики в музее учащиеся могут овладеть первичными навыками научного исследования, необходимыми в любой профессии, а также знаниями и навыками, необходимыми в профессии реставратора, археолога, музейного работника, геолога, экскурсовода, искусствоведа, и др. Итогом работы учащихся по данной программе могут стать рефераты по определенным разделам курса, подготовка учащимися путеводителей по отдельным разделам экспозиций, проведение экскурсий по ним, а также коллективная работа под руководством работников музея по оформлению разделов основных фондов, подготовке учетных документов и описей музейных коллекций, реставрация и реконструкция отдельных предметов (фотографий, значков, военной формы, газетных вырезок и т.п.). Ключевые слова: Экспонат Экспозиция Геральдика Основной фонд Архив Археология Реставрация Реконструкция Музей Памятники истории Картографирование Раскопки Учебно – тематическое планирование
Введение: История и источники. Роль памятников археологии как единственных источников для изучения большей части истории. Тема 1. Памятники истории и культуры. Что такое памятники истории и культуры? Виды памятников (археологические, архитектурные, искусства, истории и т.п.). Система охраны памятников истории и культуры. Открытые листы. Отчетность. Закон об охране памятников истории и культуры России. Археологические памятники. Их поиски. Раскопки. Картографирование. Фиксация находок. Хранение материалов раскопок и разведок. Тема 2. Музеи и их назначение. Что такое музей? История музеев. Система музеев в России. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. Фонды музея. Основные фонды. Фонды музея воинов-афганцев в гимназии. Тема 3. Работа с основными фондами. Комплектование. Классификация. Учет основных фондов. Реставрационные работы. Склейка керамики. Реставрация и консервация изделий из дерева, кости, металла, ткани. Археологическое рисование. Картографирование. Практика. Тема 4. Музейная экспозиция. Цели и задачи музейной экспозиции. Основные требования к современной музейной экспозиции. Практические работы: изготовление планшетов, их заполнение научными материалами. Пояснительные тексты. Этикетаж. Дизайн экспозиции. Тема 5. Музейная педагогика. Понятие о музейной педагогике. Классификация видов научно-просветительской работы музеев. Экскурсия и ее познавательные функции. Виды экскурсии. Урок-экскурсия как основной вид работы педагога в музее. Этика экскурсовода. Практика. Подготовка путеводителей по отдельным разделам экспозиции. Проведение учащимися самостоятельных экскурсий (или их фрагментов). |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 070503.... Направление подготовки: 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников», специализация «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,... | Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Лекции Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | Реферат Отчет 12 с., 17 прил Ключевые слова: музейное дело, палеонтолого-стратиграфический музей, монографические и учебные коллекции, временные выставки, ревизия,... |