Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны
Довоенный период Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной войны.
Народная мудрость гласит: «Хочешь мира – готовься к войне». В конце 30-х годов в Советском Союзе очень хотели мира. Но ожидание войны витало в воздухе. Её ждали и к ней готовились.
Московское метро открыло свои двери 15 мая 1935 года. К началу войны было построено 13 станций и проложено 30 километров путей. В 1940-м году в метро на большой глубине было построено 2 военных объекта: штаб противовоздушной обороны Москвы возле станции «Кировская» (сейчас – «Чистые пруды») и штаб гражданской обороны на «Советской площади» (сейчас – станция метро «Пушкинская»). В 1941 году было принято решение о строительстве командного пункта для Народного комиссариата внутренних дел, но развязавшаяся война не дала возможности сделать этого.
Кроме того под землёй строились гражданские сооружения. Так, например, диспетчерские энергосети совмещались с диспетчерскими метрополитена.
Все эти меры должны были обеспечить непрерывное управление страной, армией и экономикой страны в случае войны.
Убежище В годы войны московская подземка превратилась в бомбоубежище, где от авианалётов укрывалось 435 жителей Москвы.
Командование Красной армией на ночь укрывалось на станции «Белорусская». После закрытия метро часть станции отгораживалось фанерной стенкой, за ней был центральный командный пункт. На другой – обычное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы. На станции Красные ворота располагалось руководство и работники оперативных служб Народного комиссариата путей и сообщений. В августе – начале сентября 1941 года в полное распоряжение военного командования была передана станция «Кировская». В одном из расположенных станций на этой станции кабинетов размещался Сталин. Там он провёл самые тяжелые для Москвы дни.
Метро можно было смело назвать «Городом под землёй» во время авианалётов так как там работали магазины, парикмахерские, библиотека.
Стоит отметить, что такие вещи как питьевые фонтанчики, санузлы и другие технические средства пришлось доделывать уже во время войны.
Война Во второй половине 1941 года немецкие захватчики рвались к Москве.
22 июля 1941 года был отражен авианалет на Москву. Свыше 200 немецких бомбардировщиков удалось сбить. Но нескольким самолётам всё же удалось пробиться к Москве. Одна авиабомба попала между станциями «Арбатская» и «Смоленская». Ещё одна вызвала затопление станции метро «Белорусская». Человеческих жертв среди мирного населения и обрушение тоннеля удалось избежать благодаря самоотверженному труду работников метрополитена.
Во второй половине сентября 1941 немецким захватчикам удалось уничтожить Брянский фронт. Путь на Москву был открыт. 15 октября 1941 было принято решение о взрыве и затоплении Московского метро. 16 октября начались работы по разборки оборудования метро.
Однако руководством страны было принято решение не оставлять Москву. Приказ о взрыве и затоплении метро был отменён и была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать всё оборудование обратно. В середине 1942 года все работы были завершены и метро заработало на полную мощность.
6 ноября 1942 года на станции метро Маяковская состоялось торжественнное собрание по случаю годовщины революции. На следующий день в Москве состоялся парад и весь мир увидел, что Советский Союз собирается дать отпор врагу.
Весной 1942 года, когда потребность в убежище снизилась, возобновились строительные работы в метро. За 2 года были построены станции от «Площади Свердлова» (Сейчас – «Театральная») до «Автозаводской» и от «Курского вокзала» (Сейчас – «Курская») до «Измайловской».
Всё для фронта, всё для войны. Бронепоезд Московский Метрополитен. Бронепоезд «Московский метрополитен» был построен на деньги работников метро, самоотверженно трудившихся в годы войны. 21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда в действующую Красную Армию. На митинге была зачитана приветственная телеграмма Сталина: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706000 рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии». Бронепоезд героически сражался и полностью справился с боевой задачей, поставленной командованием. Его солдаты мужественно бились до последнего патрона. За три дня боев – 5, 6 и 7 июля 1943 года – в районе Курской дуги огнем бронепоезда было сбито четыре фашистских самолета, подбито и сожжено шесть танков, подавлено более 10 артиллерийских и минометных батарей, уничтожено большое количество солдат и офицеров противника. В тяжелом бою в полутора километрах от станции Сажное Южной железной дороги бронепоезд атаковала армада гитлеровских самолетов. «Московский метрополитен» был разрушен. Сейчас на станции Сажное Белгородского направления установлена табличка в память о бронепоезде.
Московский метрополитен в послевоенные годы После войны все новые сооружения заранее приспосабливались под использование в качестве сооружений гражданской обороны. Мрамор, оставленный немецкими захватчиками при отступлении, пошел на облицовку станций Филёвской и некоторых станций Арбатско-Покровской линий. На многих станциях метро стали возводить различные памятники в память о войне. Так, на станции метро Партизанская можно найти скульптуры Зое Космодемьянской и Матвею Кузьмину – знаменитым партизанам. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны». На станции Бауманская – защитникам родины и труженикам тыла. На станции Парк Победы на северном зале (поезда в сторону станции «Киевская») находится панно в честь Великой Победы.
Именные поезда. Составы «Молодогвардеец», «Народный ополченец», «Курская дуга» В Московском Метрополитене существуют 12 именных поездов (5 из них курсируют по различным веткам), из которых 3 посвящены тематике Великой Отечественной (2 поезда всё ещё курсируют по двум веткам Московского метро)
Состав «Молодогвардеец» был построен в 1985 году из металлолома, собранного школьниками Кунцевского района Москвы в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В начале 1980-х годов поезд курсировал по Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Сейчас стоит в электродепо «Сокол». Номера вагонов: 8611-9810-9811-9812-9813-9814-8612.
Состав «Народный ополченец» был выпущен в 1988 году. 8 ноября 2006 года -честь 65 годовщины битвы за Москву был вновь пущен по Замоскворецкой линии. От всех других поездов отличается соответствующими наклейками на бортах всех вагонов, а так же табличками и плакатами внутри них. На плакатах можно прочитать о народном ополчении и деятельности Московского метро в годы Великой Отечественной Войны. Хранится в электродепо «Сокол». Номера вагонов: 0161-0534-0535-0536-0537-0538-0539-0162.
Состав «Курская дуга» был выпущен в 2003 году к 60-летию Курской битвы и бронепоезду «Московский метрополитен». От всех остальных составов отличается тематическими наклейками на головных вагонах, плакатами и табличками внутри вагонов. Сейчас курсирует по Сокольнической линии метро. Хранится в электродепо «Северное». Номера вагонов: 2695-1529-1530-1531-1532-1533-2696. |