Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош»





Скачать 95.81 Kb.
НазваниеДеятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош»
Дата публикации03.12.2014
Размер95.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы

Завгородняя С.А., учитель искусства МБОУ «МСОШ», педагог ДО МАОУ ДОД ДДТ «Искорка»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ ИЗО, ИСКУССТВО, МХК.
Завгородняя С.А.

учитель ИЗО, МХК, искусства, МБОУ «Марковская СОШ»

Наиболее перспективным в изучении искусства является деятельностный подход к развитию учащихся. Учитель искусства должен уделять особое внимание художественно-творческой деятельности, предлагать создавать творческие проекты в виде художественных работ, создания макетов и т.д. Особо важным в этих видах деятельности является взаимосвязь классной и внеурочной работы, создание единого образовательного пространства через взаимодействие основного и дополнительного образования.

Деятельностное содержание образования по своей сути является личностным, поскольку формируется самим учеником. Внешней формой деятельностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников, относящаяся к изучаемой образовательной области или курсу (вопрос, гипотеза, сочинение, модель, поделка, рисунок, схема и т.п.). Внутренней формой деятельностного содержания являются усвоенные или освоенные им в ходе создания этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные школьником знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования.

Данный подход - от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них к освоению культурно-исторических достижений — является основой деятельностного содержания образования.

Основная цель изучения предметов ИЗО, Искусство и МХКразвить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных образов.

«Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка».(3)

Поэтому итогом учебного процесса должна стать способность через восприятие и интерпретацию многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства.

Главная задача учителя искусствапомочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Главным в методике преподавания становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.

Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

  • поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

  • оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации;

  • планировать свою работу;

  • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

  • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;

  • развивать адекватную самооценку, формировать позитивную Я-концепцию (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

  • развивать коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.

Учитель искусства должен уделять особое внимание художественно-творческой деятельности, предлагать создавать творческие проекты в виде художественных работ, создания макетов и т.д.

Метод творческих проектов позволяет организовать исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, и художественно-творческой работы.

Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Проект как творческий процесс имеет шесть составляющих: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация — папка проекта - «портфолио».

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самой творческой работы, с определения вида продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Некоторые проекты, например творческие, не могут быть сразу спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками в виде творческой работы. В повседневной учебной деятельности внимание к оценке детского творчества должно быть исключительным. В системе развивающего обучения главным событием учебной деятельности является поиск новых способов действия. За каждую новую мысль, идею, алгоритм действия учитель поощряет учеников.

Подходить к оцениванию результатов творческой деятельности с позиций обычной школьной отметки сложно. Работа над художественным проектом предполагает значительный творческий компонент, поскольку автор имеет право на собственное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки художественного творчества непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

В общем виде критерии учебной деятельности в образовательной области «Искусство» можно сгруппировать следующим образом:

  • владение предметным языком, знание теоретических основ изучаемого курса;

  • применение знаний в процессе создания практической творческой (художественной) работы;

  • критическое осмысление собственных результатов, рефлексия;

  • отношение к результатам своей деятельности и деятельности одноклассников.

В первый критерий входят и аспект общеучебных навыков, и аспект с частичной творческой направленностью (взаимодействие с произведением), где должны демонстрироваться начальные умения разбираться в произведении искусства.

Цель деятельности по этому критерию — «установление контакта» с произведением искусства и овладение «языком» искусства, чтобы выстроить общение с произведением, включив его в систему собственных ценностей.

Ключевое понятие следующего критерия «восприятие, реализованное в творчестве».

Он отражает креативный уровень развития школьника, уровень его самореализации.

Цель его введения — воспитание саморазвивающейся личности через творчество.

Творчество это деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Поэтому комплекс проявлений личности по данному критерию оценивается максимально высоко и бережно. Способность к творчеству в условиях освоения курсов искусства оценивается не только как способность к творению прекрасного, но и как уровень его осмысления. Например, этим МХК как учебный предмет принципиально отличается от курсов музыки, ИЗО и художественного труда. «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить», — подчеркивал Стендаль. Эксперимент в искусстве подразумевает спонтанную и системную пробу порой парадоксальных выразительных средств, обусловленных собственной идеей, умение импровизировать в рамках реализуемой задачи. Таким образом, выстраивается логическая взаимосвязь: восприятие — реализация — восприятие на более сложном уровне — осмысление — самоорганизация.

Приведу для примера некоторые творческие работы, проекты, в которых принимают учащиеся 5-7 классов на уроках ИЗО, в 8-9 классах на уроках искусства и в 10-11 классах на уроках МХК.

5 класс.

Коллективная работа «Вот моя деревня».

Групповая работа «Проходите в избу».

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Коллективная работа «Наш весёлый хоровод», «Современный костюм».

«О чем рассказывают гербы. Символика Отечества». Урок ИЗО + обществознания. Проект символики класса.

6 класс

Правила линейной и воздушной перспективы. Эскиз фронтальной перспективы комнаты.

Реальность и фантазия.

7 класс

Композиция «Моя будущая профессия».

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

Выполнение тематического плаката.

Работа над макетом книги.

«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре». Учимся выполнять учебную работу (реферат, исследовательскую работу).

8 класс

Выполнение эскиза-проекта монумента Славы (макетирование).

Выполнение рельефа. (Бумажная пластика).

Витраж. Выполнение витражной розетки.

Выполнение ордерной колонны. (Бумажная пластика)

Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу.

Романский стиль. Выполнение эскиза феодального замка или крепости. Макет по желанию.

Выполнение макета одноглавого храма (групповая или индивидуальная работа).

9 класс

Макет книги (индивидуальная работа).

Шрифт.

Проектирование рекламы (групповая или индивидуальная работа).

Создание художественной фотографии или фотоколлажа.

Проектирование журнала, визитной карточки или товарного знака.

Проектирование экслибриса.

Создание листовки в программе Microsoft Office Word.

Символика Отечества. Образ – символ – знак.

10 и 11 класс

Сообщения, описания, сочинения, эссе, творческие работы, альманахи, публикации, презентации, плакаты, рисунки, альбомы, видеоролики, журналы, рефераты, проекты, учебные и исследовательские работы.

Взаимосвязь классной и домашней работы, создание единого образовательного пространства осуществляется через взаимодействие основного и дополнительного образования в культурологической программе «Нить времён» студии «Росинка».

Желаете применить деятельностный подход на своих уроках, занятиях?

В основе деятельностного подхода в обучении лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач главный способ изучения предмета. Важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Дополнительные же знания запомнят только заинтересованные школьники.

В связи с таким подходом урок выглядит следующим образом:

Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, освоению новой техники работы и знакомству с избранными примерами их применения.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.

Домашнее задание с творческим подходом.

Обсудим некоторые достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – уникальную вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

  • Важнейшим результатом реализации проекта является успех каждого обучающегося.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Несомненно то, что наиболее перспективным в изучении искусства и других предметов является деятельностный подход к развитию учащихся. Данный подход - от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них к освоению культурно-исторических достижений — является основой деятельностного содержания образования.

Рекомендуемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение, 2010.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.:Просвещение, 2010.

  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (Б.М. Неменский и др. ). – М.:Просвещение, 2011.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5- 7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - М.:Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПлан проведения недели искусства (изо, музыка, мхк), технологии, физической культуры и обж

Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconУроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к
Методы педагогической драматургии в обучении изо. 11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12. Рисование с натуры,...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconРабочая программа учебного предмета искусство (изо) 4 класс
Изучение искусства (изо) в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С 8 по 12 апреля в образовательных учреждениях города Пскова проводятся мероприятия предметной недели искусства (музыка, изо, мхк),...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconУроки технологии, изо, мхк, творческие мастерские
Творчества, самовыражения, агитации родителей и общественности, участия, эстетизации
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconРабочая программа По «мхк»
...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по...
Учебник мхк. Образы и сюжеты Нового Времени. Музыкальный альбом. Авторы: А. Кружалова, Т. Шмагина. Москва. «Интеллект-Центр». 2009...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconРабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного...
Изучение искусства (изо) в пятом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметы образовательная область «Искусство» изо, музыка и мхк в школе являются тем фундаментом, на котором нашли свое отражение...
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование информационных технологий на уроках изо, музыки, мхк и внеклассной роботе»
Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя С. А. учитель изо, мхк, искусства, мбоу «Марковская сош» iconРабочая программа по искусству представляет собой целостный документ,...
Б. М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008 г. Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск