ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
2013г. Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)
140407 Электрические станции сети и системы
140101 Тепловые электрические станции
260807 Технология продукции общественного питания Организация-разработчик: ГБОУ СПО "Удомельский техникум" Разработчики: Симачева Елена Николаевна - руководитель ОБЖ, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
| условия реализации программы учебной дисциплины |
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
|
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиям:
140407 Электрические станции сети и системы
140101 Тепловые электрические станции
260807 Технология продукции общественного питания
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла, базовая дисциплина. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять основные мероприятия гражданской обороны по защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени; в использовании индивидуальных средств защиты органов зрения, слуха, кожи (навыки), а также инженерных средств защиты от поражающих факторов ЧС;
- выполнять приемы оказания первой медицинской помощи при ранениях, травмах опорно-двигательной системы, при тепловом и солнечном ударах, при сердечно-легочной реанимации и отравлениях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- наиболее важные сведения об экологии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и правила поведения в этих условиях;
- правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях;
- современные средства поражения, их поражающие факторы, основные мероприятия по защите населения от них;
- основные особенности гражданской обороны, в том числе и на промышленном и сельскохозяйственном объекте;
- основные сведения об индивидуальных и коллективных средствах защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- основные сведения о главных инфекционных заболеваниях и мерах профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными микроорганизмами;
- основные понятия здорового образа жизни;
- основные сведения о влиянии на здоровье вредных привычек (курения, злоупотребления алкогольными напитками, употребления токсических галлюциногенных веществ и наркотиков), основы профилактики вредных привычек;
- основные направления по формированию основ здорового образа жизни, включая и культуру межличностных отношений мужчины и женщины, основы профилактики заболеваний, передающихся половым путем, включая СПИД;
- основные правила личной гигиены, способствующие сохранению и укреплению здоровья;
- основные сведения о природоохранной деятельности на личном, районном, региональном и государственном уровнях;
- виды Вооруженных Сил и рода войск, их предназначение;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- общие сведения об особенностях воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 105
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 70
| в том числе:
|
| практические занятия
| 22
| контрольные работы
| 6
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 35
| в том числе:
|
| Работа с конспектами, с основными и дополнительными источниками, с Интернет-ресурсами.
Подготовка сообщений докладов. Оформление и презентация рефератов.
|
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала,
самостоятельная работа
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства
|
|
|
| Тема 1.1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Автономное пребывание человека в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах, в криминогенных ситуациях, при пожаре, на водоемах, в различных бытовых ситуациях.
|
| Практические занятия:
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среды.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Используя художественную литературу привести примеры автономного пребывания человека в природной среде.
Привести примеры губительных пожаров.
Подготовить сообщения: «Первая помощь при термическом ожоге», «Личная безопасность при использовании препаратов бытовой химии», «Меры безопасности при работе с компьютером», «Безопасность на замерших водоемах», «Криминогенная обстановка в городе»
| 2
| Тема 1.2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и возможные их последствия.
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Привести примеры природных пожаров, землетрясений, наводнений с указанием причин и последствий.
Подготовить сообщения: «Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Крушение поезда «Невский экспресс»»
| 2
|
| Тема 1.3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
| 2
|
| Тема 1.4. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
|
| Практические занятия:
Эвакуация при получении сигнала оповещения о радиационной аварии.
Эвакуация при химической аварии.
Эвакуация при пожаре.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Составить алгоритм действий при разных видах чрезвычайных ситуаций.
| 2
| Тема 1.5 . Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Нормативно - правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Привести примеры террористических актов в России и за рубежом.
Подготовить сообщения: «Террористы протии детей», «Виды экстремистской деятельности», «Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения»
Составить памятку личной безопасности в ситуациях террористического характера.
| 2
|
|
| Контрольная работа по разделу 1
| 2
|
| Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
|
|
| Тема 2.1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Темы для написания рефератов:
| 2
|
| Тема 2.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Здоровый образ жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика вредных привычек.
|
| Практические занятия:
Разработать комплекс физических упражнений для разных групп мышц.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить сообщения: «Профилактика утомления», «Как справиться со стрессом», «Влияние здорового образа жизни на долголетие», «Правильное питание –важнейшее условие здоровья человека».
Подготовить сообщения о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Принять участие в конкурсе плакатов «Жизнь без наркотиков»
| 2
| Тема 2.3. Нравственность и здоровье
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Правила личной гигиены.
Нравственность и здоровый образ жизни.
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить сообщения на тему « Значение личной гигиены для снижения факторов риска неблагоприятной экологической обстановки»
Подготовить сообщения о мерах профилактики различных ИППП.
| 2
|
| Тема 2.4. Первая помощь при неотложных состояниях
| Содержание учебного материала
|
4
|
| 1
| Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая помощь при ранениях.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца.
|
| Практические занятия
Тренировка оказания помощи при разных видах травм.
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Тренировка оказания помощи при разных видах травм.
| 2
|
| Контрольная работа по разделу 2.
| 2
|
| Раздел 3. Обеспечение военной безопасности государства
|
|
| Тема 3.1. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
| Содержание учебного материала
|
4
|
| 1
| Основные виды оружия и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Средства индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
|
| Практические занятия
Практическое применение средств индивидуальной защиты
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить сообщения: «Условия и этапы создания ГО в нашей стране», «Виды оружия на новых физических принципах», «Бомбардировки в Японии в 1945 г. с использованием ядерного оружия. Их последствия для гражданского населения», «Как действовать при угрозе радиоактивного заражения»
| 2
| Тема 3.2. Вооруженные Силы РФ -защитники нашего Отечества
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| История создания Вооруженных Сил РФ Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить доклад о выдающихся полководцах ВОВ 1941-1945 г.
Привести примеры успешных военных операций СА в годы ВОВ.
| 2
|
| Тема 3.3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
Войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить сообщения о российских конструкторах стрелкового оружия; о современных военных летчиках, о героических подвигах десантников в ВОВ, афганской и чеченской войнах.
« История морской пехоты России»
| 2
|
| Тема 3.4.Боевые традиции Вооруженных Сил России.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Памяти поколений - дни воинской славы России. Дружба и воинское товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Привести примеры героического служения российских солдат Родине.
Подготовить сообщение об одном из победных дней России.
| 2
|
| Тема 3.5. Символы воинской чести.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и военной службе.
Военная форма одежды.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Подготовить сообщение «История военного знамени в разные эпохи»
Подготовить доклад о Герое Советского Союза с описанием его военных заслуг.
| 2
|
| Тема 3.6 Воинская обязанность.
| Содержание учебного материала
| 1
|
| 1
| Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
| 1
|
| Тема 3.7. Особенности военной службы.
| Содержание учебного материала
| 1
|
| 1
| Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы. Прохождение военной службы по контракту.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
| 1
|
| Тема 3.8. Военнослужащий – защитник Отечества.
| Содержание учебного материала
| 1
|
| 1
| Основные виды и особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальным и профессиональным качествам гражданина. Международная деятельность ВРФ.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
| 2
|
| Тема 3.9. Ритуалы Вооруженных Сил РФ.
| Содержание учебного материала
| 1
|
| 1
| Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
Выучить текст Военной присяги.
Подготовить сообщение о подвигах российских воинов по защите государственных символов.
| 2
|
| Тема 3.10. Основы военной службы.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка.
|
| Практические занятия
Строевая подготовка.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
| 8
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами, основными и дополнительными источниками.
| 1
|
| Контрольная работа по разделу 3
| 2
|
|
| Итого:
| 105
|
|
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов.
- рабочее место преподавателя.
- комплект наглядных пособий;
- таблицы, плакаты, противогазы Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. А.Т. Смирнов "ОБЖ", 2013г., М., "Просвещение".
2. Н.В. Косолапов "ОБЖ", 2013г. "Академия". Дополнительные источники:
1. Нормативно правовые документы РФ.
Интернет-ресурсы:
1. http/www.lib.rus.ec
2. http/zhurnal.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговая аттестация проводится в виде итоговой контрольной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
- выполнять основные мероприятия гражданской обороны по защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени; в использовании индивидуальных средств защиты органов зрения, слуха, кожи (навыки), а также инженерных средств защиты от поражающих факторов ЧС;
- выполнять приемы оказания первой медицинской помощи при ранениях, травмах опорно-двигательной системы, при тепловом и солнечном ударах, при сердечно-легочной реанимации и отравлениях.
|
Опрос Оценка тестирование
Оценка индивидуальные работы
| Знать:
- наиболее важные сведения об экологии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и правила поведения в этих условиях;
- правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях;
- современные средства поражения, их поражающие факторы, основные мероприятия по защите населения от них;
- основные особенности гражданской обороны, в том числе и на промышленном и сельскохозяйственном объекте;
- основные сведения об индивидуальных и коллективных средствах защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- основные сведения о главных инфекционных заболеваниях и мерах профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными микроорганизмами;
- основные понятия здорового образа жизни;
- основные сведения о влиянии на здоровье вредных привычек (курения, злоупотребления алкогольными напитками, употребления токсических галлюциногенных веществ и наркотиков), основы профилактики вредных привычек;
- основные направления по формированию основ здорового образа жизни, включая и культуру межличностных отношений мужчины и женщины, основы профилактики заболеваний, передающихся половым путем, включая СПИД;
- основные правила личной гигиены, способствующие сохранению и укреплению здоровья;
- основные сведения о природоохранной деятельности на личном, районном, региональном и государственном уровнях;
- виды Вооруженных Сил и рода войск, их предназначение;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- общие сведения об особенностях воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.
|
Опрос Оценка тестирование
Оценка индивидуальные работы
|
|