Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года»





Скачать 173.23 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года»
Дата публикации27.12.2014
Размер173.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок


Описание работы

Конспект урока по истории России в 10 классе


«Отечественная война 1812 года» .


Выполнила:

Хасаншина Гулюзя Ахметовна

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с. Камышла

Камышла 2013

Тема урока: Отечественная война 1812 года

Цель: способствовать формированию знаний о предпосылках, ходе и последствиях Отечественной войны 1812 г., ее народном характере, причинах победы России в войне.

Задачи:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;

- развивать умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников;

- акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

Тип урока: комбинированный урок лекции и семинара.

Оборудование урока: 5—6 компьютеров с возможностью выхода в Интернет; заранее заготовленные карточки с адресами страниц Интернета; мини-конспекты, предназначенные для учащихся, с целью краткой записи изученной темы в тетради.
Принципиально конспекты могут подготавливаться сразу в электронном виде и — по желанию — распечатываться к концу урока.

Общий список Интернет-ресурсов, 
предлагаемых к использованию:


http://1812.ru/ru/l-etap.html

http://1812.ru/ru/2-etap.html

http://l812.ru/ru/3-etap.html

http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

http://www.museum.ru/museum/l812/Library/tarle/index.html

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

Ход урока

I.Организационный момент.


Учитель: - Добрый день, ребята! Наш урок будет комбинацией лекции и семинара. Ваша самостоятельная работа с материалом будет проводиться непосредстанно на уроке при активном использовании ресурсов сети Internet. Наше занятие сегодня посвящено событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.

II. Введение в тему.

Обратите внимание на доску. Что там написано?

«Стоял весенний месяц март, летели с юга птицы,

А в это время Бонапарт переходил границу»

( В.Высоцкий )

Учитель: Какая тема нашего урока?

Учащиеся называют вариант, учитель может поправить, «Отечественная война 1812 года»

Слайд№1

Учитель: Запишите тему нашего урока в тетрадь.

-Сразу же хочу обратить ваше внимание, что поэт ошибся и допустил ошибку? Какую?

Учащиеся: Ошибка в дате. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812 года.

Учитель:

-Что вы знаете о событиях этого времени из новой истории, из художественной литературы?

Пришедшая к власти в конце 18 века французская буржуазия стремилась утвердить политическое и экономическое господство Франции в Европе, а затем и во всем мире. В результате захватническая война 1796-1809 гг. почти во всей Западной Европе (кроме Англии и Швеции) было установлено политическое господство Франции. Наполеон стремился подорвать экономическое господство своего главного соперника – Англии, втянул европейские государства в Континентальную блокаду. 
Однако после того, как турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор и началась русско-турецкая война, Россия, понесшая серьезные потери, вынуждена была в лице Александра I пойти на подписание Тильзитского мирного договора с Наполеоном. После этого в России, присоединившейся к блокаде, была резко сокращена торговля с главным потребителем русского сырья – Англией.
Таким образом, стремление освободиться от французского влияния прежде всего отвечало экономическим интересам русского дворянства – господствующего класса России.
Наполеон, стремясь “раздавить Россию” хотел превратить ее во второстепенное государство. Он стремился отторгнуть от нее ряд территории и оттеснить Россию от незамерзающих морей. Прибалтика была обещана Пруссии,  Юго-Западная Украина – Австрии, Белоруссия, Литва и Украина – Польше, Крым, Грузия – Турции, Восточное Закавказье – Ирану.
Итак, Франция поставила перед собой определенные цели и Наполеоновские войска двинулись по направлению к России.
III. Изучение нового материала.

Учитель:В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?» –

размышляет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

-Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке.

Но сначала давайте рассмотрим причины войны между Россией и Францией. Обратите внимание на карту. Какие цели преследовал Наполеон?

Слайд№ 2

Учащиеся: - стремился к мировому господству;

  • главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.

-Учитель: А Александр I?

Учащиеся: - сам желал влиять на европейскую политику;

  • нарушил Континентальную блокаду.

Учитель: Итак, Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.
СЛАЙД №1

Учитель: Это тема урока, запишите в тетради.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Делимся на группы. Каждая группа должна выбрать себе капитана,отвечающего за организацию работы и представляющего ее результаты. Также подготовьте, пожалуйста, необходимый картографический материал, который вы должны были принести сегодня на урок.

-Займите соответствующие компьютеры. Каждая группа получит карточки, на которых нанесены адреса тех или иных ресурсов Интернета, соответствующих заданиям.

- Ваша задача внимательно просмотреть материал и кратко записать его в тетрадь.
Задания и адреса в Интернете для 5 групп учеников:

-1-я группа, найдите материал об отступлении русской армии в Отечественной войне 1812 года. Данные по вашей теме расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/l-etap.html

-2-я группа, вы должны найти материал о втором этапе Отечественной войны 1812 года, данные расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/2-etap.html

-3-я группа, вы должны найти данные   об Отечественной войне, которые хранятся по адресу:

http://1812.ru/ru/3-etap.html


-4-я группа, вы  занимаетесь поиском биографии, основных вех жизни и роли генерала Кутузова в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу: 
http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

-5-я группа, вы занимаетесь поиском биографии, основных вех жизни и роли Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресам:

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/tarle1/index.html

(Учитель является наблюдателем и при необходимости помогает ученикам в работе с компьютером.
Кроме того, учитель контролирует процесс обращения учеников к картам и схемам, без которого усвоение материала вряд ли может стать качественным и полным.)

V. Обмен полученными сведениями между группами.

Учитель: К доске приглашаются по одному представителю с каждой группы. Сделайте мини-доклад на основании найденного в интернете материала.

- 4 и 5 группы, вы изучили биографии Кутузова и Наполеона. Во время прослушивания докладов задавайте докладчикам вопросы, дополняйте изложение тех или иных фактов.

-Начнет 1 группа. Расскажите нам о начальном периоде Отечественной войны 1812 года от Немана до Бородина.

Слайд №3

Учитель: конечно нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.

«У русского царя в чертогах есть палата,

Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»

В этой галерее Зимнего дворца находятся портреты героев 1812 года.

Слайд№ 4-13

- М.Б.Барклай-де-Толли

  • П.И.Багратион

  • М.И.Кутузов

  • А.П.Тормасов

  • А.П.Ермолов

  • Д.С.Дохтуров

  • Д.В.Давыдов

Учитель: доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему?

Учащиеся: Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство. Но назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение: «Позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска – одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно». Какими были цели сторон?

- 2 группа, расскажите об обстоятельствах и оценках Бородинского сражения.

Слайды№14-18

Учитель: обратите внимание на характер сносок в данном материале. Легко видеть, что большинство из них относится к одному источнику — сборнику документов «М.И.Кутузов». Это свидетельствует о не слишком тщательной работе по подготовке текста и сразу должно насторожить пользователя сайтом.

- 3 группа, расскажите нам о том, как проходило отступление и преследование французской армии.

Слайды№19-22

VI. Закрепление полученных знаний.

Учитель:Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они?

Учащиеся: - моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,

  • со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.

Учитель: давайте вновь обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?»

VII. Рефлексия

- Ребята, что на уроке было интересным, а что вызвало сложности?

- Чтобы вы еще лучше изучили пройденный материал, я вам раздам мини- конспекты, в которых записаны основные этапы и события Отечественной войны 1812 года.

VIII. Домашнее задание

Параграфы учебника 56, 57.Известными вам фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г.Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 года: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».

Список используемой литературы.

1 М.И.Кутузов. Сб. документов, т. 4. ч. 1. М., 1954, с. 129. 
2 Там же, с. 141. 
3 Поход в Москву в 1812 году. Мемуары участника, французского генерала графа де Сегюра. М., 1911, с. 21. 
4 М.И.Кутузов. Сб. документов, т. 4, ч. 1, с. 144—145.

5 Искюль С. Н. Год 1812. М., 2008.

6 Тарле Е. Нашествие Наполеона на Россию. 1812. М., 2009.

7 Отечественная война 1812. Воспоминания современников: А. И. Михайловский-Данилевский. М., 2004.

8 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

9 Брагин М. Кутузов (Жизнь замечательных людей). М., 1970.

10 Бушуев С.В. История государства Российского. М., 1994.

11 Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

12 Зырянов П.Н. История России. М., 1994.

13 Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России. Конец XVII-XIX век. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

Реферат

Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Камышла Муниципального района Камышлинский Самарской области.

Вашему вниманию представляю мой урок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года» в разделе «Россия в конце XVIIIв началеXIXв.» Тип урока– комбинированный урок семинара и лекции с использованием сети Интернет . Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Для меня нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей с одной стороны. С другой стороны, это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. Поэтому стараюсь сделать уроки интересными.

Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь. Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока. На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемно-исследовательский, коммуникативный, эвристический. Были применены разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения я постараюсь доказать.

При продумывании организационного этапа урока я опиралась на слова В.Высоцкого «Стоял весенний месяц март, летели с юга птицы, а в это время Бонапарт переходил границу». Поставила перед учащимися проблему. По высказыванию поэта учащиеся должны были определить тему урока и найти ошибку, которая заключалась в дате. (Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812 года). Необходимость вступительного этапа объясняется принципом мотивации любой деятельности. Вступительное слово учителя организует учебную деятельность. Сопровождается этап слайд-презентацией.

Изучение нового материала я начала со слов А.С.Пушкина

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?»

Именно эти слова задают общее настроение урока, определяя ключевые действия учащихся: рассуждать, искать, открывать. В ходе дискуссии мы с учениками выяснили, что причиной начала Отечественной войны являются противоречия между Наполеоном и Александром 1.

Перед учащимися поставила проблему: выяснить причины победы россиян в войне 1812 года.

В ходе урока выполняется работа учащихся в группах по 4-6 человек. Число таких групп может варьироваться в зависимости от количества учеников в том или ином классе, а также числа рабочих компьютеров, имеющих выход в Интернет. Таким образом, их может быть от 4 и до 6.
Я предлагаю разделить класс на группы, каждая из которых займется отбором материала по заданным адресам, его обсуждением и классификацией по степени важности (составлением композиций).
В каждой группе целесообразно выделить капитана, отвечающего за организацию работы группы и представляющего ее результаты.
1-я группа занимается отступлением русской армии, данные о котором расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/l-etap.html

2-я группа занимается поиском и кратким конспектированием второго этапа Отечественной войны 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/2-etap.html

3-я группа занимается ознакомлением с данными об Отечественной войне, которые хранятся по адресу:

http://1812.ru/ru/3-etap.html


4-я группа занимается поиском и кратким конспектированием биографии, основных вех жизни и роли генерала Кутузова в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу: 
http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

5-я группа занимается поиском и кратким конспектированием биографии, основных вех жизни и роли Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресам:

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/tarle1/index.html

Ученики просматривают имеющийся в наличии материал и кратко конспектируют имеющиеся данные по группам.

(Учитель является наблюдателем и при необходимости помогает ученикам в работе с компьютером.)
Следует отметить, что для лучших условий работы учениками с материалами, предложенными по данной теме, работу с использованием ресурсов сети Интернет следует проводить на сдвоенном уроке истории. В этом случае можно быть полностью уверенным в том, что учащиеся успеют просмотреть и оценить полученные из компьютера данные. Специфика найденных текстов не совсем располагает к сокращению — они весьма информативны и не содержат «воды», так что учителю важно преодолеть естественное стремление своих подопечных переписывать всё подряд.
Кроме того, я контролировала процесс обращения учеников к картам и схемам, без которого усвоение материала вряд ли может стать качественным и полным.

Вот такие интернет ресурсы использовала каждая группа.

http://1812.ru/ru/l-etap.html

http://1812.ru/ru/2-etap.html

http://l812.ru/ru/3-etap.html

http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

http://www.museum.ru/museum/l812/Library/tarle/index.html

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

Обмен полученными сведениями между группами строится таким образом: по одному представителю из каждой группы делают мини-доклад на основании найденного в Интернете материала. Для этого я использовала уже настенную карту и соблюдала последовательность выступлений. 
Первая группа, изучавшая начальный период Отечественной войны 1812 года (от Немана до Бородина), выступала с сообщением, естественно, первой. 
Вторая докладывала обстоятельства и оценки Бородинского сражения, третья — рассказывала об отступлении и преследовании французской армии.
На этой стадии я инициировала активность участников четвертой и пятой групп, которые, изучив, соответственно, биографии Кутузова и Наполеона, уже владеют тем же материалом и должны задавать докладчикам вопросы, дополнять изложение тех или иных фактов. Конечно же я вносила дополнения, проводила обобщения, прослеживала логические связи.
На каждом этапе урока учащиеся самостоятельно обобщают услышанное и увиденное, делают выводы.

Использование презентации PowerPoint позволяет качественно и интересно провести эту работу.

Например, используя презентацию PowerPoint мы на уроке попали в галерею Зимнего дворца, где находились портреты героев 1812 года.

- М.Б.Барклай-де-Толли

  • П.И.Багратион

  • М.И.Кутузов

  • А.П.Тормасов

  • А.П.Ермолов

  • Д.С.Дохтуров

  • Д.В.Давыдов

Учащиеся делают вывод, что доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы.

Обобщение бросает новый свет на собранные факты, которые иногда ученикам приходится переоценивать, требует развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами.

Информация на сайтах, которые используются на уроках не всегда надлежащего качества. Считаю важным моментом научить детей правильно подходить к пробеле. Хочу вас ознакомить с фрагментами текстов, которые получила группа, занимавшаяся Бородинской битвой и какие неточности могут встречаться на сайтах.
«Позиция, в которой я остановился, — доносил М.И.Кутузов 23 августа (4 сентября) Александру I, — при деревне Бородине в 12-ти верстах вперед Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно... Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе» (1).

Здесь я обратила внимание учащихся на характер сносок. Легко видеть, что большинство из них относится к одному источнику — сборнику документов «М.И.Кутузов». Это свидетельствует о не слишком тщательной работе по подготовке текста и сразу должно насторожить пользователя сайтом.

В течение 23—25 августа (4—6 сентября) на высотах центра и левого фланга — Горкинских и Семеновских — инженерными войсками и ратниками ополчения были сооружены полевые укрепления: горкинские батареи, центральное укрепление, которое впоследствии называли «батареей Раевского», и Семеновские (Багратионовы) флеши. 
Батареями и шанцами укрепили деревню Семеновское, село Бородино. На крайнем, правом фланге, близ деревни Маслово, были устроены три флеши. Впереди позиции, в 2-х километрах западнее ее левого фланга, в районе деревни Шевардино возвели редут.


Здесь я отметила неточность: Шевардинский редут первоначально находился на левом фланге русской армии. Основная масса войск была оттуда отведена 04.09 юго-западнее деревни Семеновское. Уже во время боев за редут левый фланг позиции русской армии удлинился за счет выдвижения 
3-го пехотного корпуса Н.А.Тучкова в район деревни Утица.

Основные силы в центре и на флангах прикрывались Масловским, Горкинским, Бородинским оборонительными и передовыми отрядами П.П.Пассека, К.И.Бистрома, Дитерикса 3-го, М.Власова. Сверх того четыре передовых отряда 
Н.В.Вуича, Ф.П. Алексополя, Ф.Г.Гогеля, И.Л.Шаховского находились по берегам реки Колочи, ручьев Семеновского, Каменки, в Утицком лесу. Боевой порядок, созданный Кутузовым, был достаточно устойчив и дал возможность русской армии не только выдержать удары противника, но и наносить ему сильные контрудары.


Обилие фамилий, явно не совсем критически взятых из какого-то подробного описания, заставляет обойти этот фрагмент при конспектировании. Я удерживала учащихся от желания перечислять имена и даты: важны последовательность действий и «общий план».

С 9 часов утра 23 августа (4 сентября) четырнадцатитысячный арьергард П.П.Коновницына в течение десяти часов сдерживал неприятеля, уступив ему не более 10 верст. Сильные бои развернулись у деревень Твердики, Гриднево, Поповка, Мышкино и Ерохово. Утром следующего дня у Колоцкого монастыря наполеоновские войска снова атаковали арьергард Коновницына. После упорного боя его части отошли за реку Колочу и присоединились к своим корпусам, стоявшим на Бородинской позиции.

Большинства указанных населенных пунктов нет на наших картах, поэтому их упоминание представляется излишним.

В заключении урока, получив соответствующую информацию отвечают на поставленный проблемный вопрос «в чем причины победы россиян в войне 1812 года». Решив его, они пришли к выводу, что причины были следующие:

- моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,

  • со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.

В заключение урока мною были розданы мини- конспекты, в которых записаны основные этапы и события Отечественной войны 1812 года. Это было сделано с той целью ,чтобы учащиеся глубже изучили пройденный материал.

Для домашней работы подобрано задание, соответствующие теме урока, оптимальное по объёму и сложности.

Параграфы учебника 56, 57.Известными вам фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г.Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 года: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».

Урок  получился интересным, эффективным и плодотворным Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconРеферат Отечественная война 1812 года в творчестве современных художников Номинация
Окружной этап городского конкурса "Отечественная война 1812 года Великие победы народов России на ратных полях Отечества"
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconУрок истории Отечества в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»
Образовательная: закрепить знания об Отечественной войне, о мужестве и патриотизме русского народа, показать полководческое искусство...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconПодготовка России и Франции к войне 1812 года
Война 1812 года- знаменательное событие. Оно оставило неизгладимый след в нашей истории
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconРеферат отечественная война 1812 года на территориях новой москвы
Некоторые мероприятия, происходившие в 2012 году, посвященные 1812 году
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКонспект урока фио (полностью) Сухорукова Надежда Александровна Место...
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКонспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)...
...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconТема урока: «Отечественная война 1812 года»
Учитель называет тему урока (слайд 1 в презентации) и обращает внимание учащихся на план урока (слайд 2), которого учащиеся должны...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconКаменского муниципального района воронежской области
Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
Конспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года» iconРеферат (22 страницы) Отечественная война на Смоленщине 1812 года
Роль кооперативной торговли в реализации социальной миссии потребительской кооперации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск