Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1





Скачать 440.58 Kb.
НазваниеСравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1
страница1/4
Дата публикации01.01.2015
Размер440.58 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Военное дело > Закон
  1   2   3   4
Ермолович Я.Н., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Военного университета, pvs1997@mail.ru

Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1

В статье анализируется структура польского военно-уголовного законодательства, выявляются ее отличия от российского военно-уголовного законодательства, в том числе проводится детальный анализ общих положений об уголовной ответственности военнослужащих, системы наказаний, применяемых к военнослужащим, а также проводится сравнительный анализ отдельных составов и видов преступлений против военной службы по законодательству России и Польши. В результате проведенного анализа автор выделяет ряд характерных черт, присущих польскому военно-уголовному законодательству, отмечает положительные и отрицательные стороны польского уголовного законодательства в сравнении с российским, выявляет ряд положений, которые могли бы быть использованы в российской практике.

Ключевые слова: уголовная ответственность, военнослужащие, военно-уголовное законодательство, Республика Польша.
Ermolovich Yaroslav Nikolaevich, The PhD in Law, professor of the criminal law department of Military university, pvs1997@mail.ru

Comparative analysis of the military-criminal legislation of Russian Federation and Republic of Poland

In the article the author has analyzed the structure of the Polish military and criminal legislation, highlighted its differences from the Russian military and criminal legislation, including the detailed analysis of general principles of criminal liability of the militaries and systems of the punishments applied to the militaries. Also the comparative analysis of separate structures and types of crimes against military service according to the legislation of Russia and Poland is carried out. As a result of the analysis the author shows up a number of the characteristic features of Polish military criminal legislation, highlights positive and negative sides of the Polish criminal legislation in comparison with the Russian one and reveals a number of principles which could be used in the Russian practice.

Key words: criminal liability, militaries, military and criminal legislation, Republic of Poland.

Почему именно Польша? Во-первых, до 1918 г. большая часть польских земель, включая Варшаву, входила в состав Российской империи, во-вторых польское уголовное законодательство во многом сформировано на основе русского дореволюционного или советского уголовного законодательства, в-третьих польская теория уголовного права, особенно в советский период, развивалась в тесном сотрудничестве с советской уголовно-правовой наукой. Таким образом, польское уголовное законодательство представляет интерес для научного анализа с точки зрения российской уголовно-правовой науки, в том числе представляют интерес подходы польского законодателя к решению аналогичных российским проблем военно-уголовного законодательства.

Для того, чтобы приступить к рассмотрению польского военно-уголовного законодательства необходим небольшой экскурс в историю уголовного законодательства Польши. После обретения независимости и до 1 сентября 1932 г. на различных частях территории Польши (бывшей русской, австрийской и германской) действовали соответственно уголовные законы: русское Уголовное уложение 1903 г. (то самое, которое так и не было введено полностью на территории России, в Польше оно еще называлось Кодексом Таганцева), австрийский уголовный кодекс 1852 г. и уголовное уложение Германской империи 1871 г. В 1919 г. в Польше был введен в действие переработанный немецкий Военно-уголовный кодекс 1872 г., который действовал наряду с Уголовным уложением до 1932 г.

В 1932 г. была проведена кодификация польского уголовного законодательства. Вступили в силу новый Уголовный кодекс и Военно-уголовный кодекс 1932 г., последний действовал до 1944 года. Судя по его тексту за основу Военно-уголовного кодекса 1932 г. был взят русский Воинский устав о наказаниях 1869 г. последних редакций, по крайней мере наблюдаются явные аналогии между этими двумя правовыми актами.

После Второй Мировой войны кодекс 1932 г. с изменениями продолжил действовать вплоть до 1969 г. Военно-уголовный же кодекс 1932 г. был заменен Уголовным кодексом польской армии 1944 г., который также действовал до введения единого Уголовного кодекса Польской Народной Республики 1969 г., включавшего раздел о воинских преступлениях. Несмотря на то, что Уголовный кодекс польской армии был по структуре похож на Военно-уголовный кодекс 1932 г., он предусматривал ответственность за более широкий круг преступлений, включая посягательства на независимость Польши, преступления против действующих органов государственной власти, государственную и военную измену, а также ряд воинских преступлений. Уголовный кодекс польской армии являлся одним из первых уголовно-правовых актов, вступивших в силу на территории Восточной Европы после ее освобождения советскими войсками, кроме того он частично выполнял функцию общего уголовного законодательства, распространяясь и на гражданское население.

В последующие годы подход к военно-уголовному законодательству в Польше был пересмотрен. В Уголовном кодексе Польской Народной Республики 1969 г. военно-уголовное законодательство было инкорпорировано в состав общего уголовно-правового акта в виде отдельной части, наряду с Общей и Особенной. В современной Польше в 1997 г. на основе Уголовного кодекса 1969 г. был принят новый Уголовный кодекс, который с рядом изменений действует и в настоящее время. При этом подход к военно-уголовному законодательству был сохранен и в современном польском уголовном законодательстве. С момента введения Уголовного кодекса 1997 г. в него были внесены не менее 51 изменения, что довольно скромно по российским меркам. При анализе в настоящей статье был использован как первоначальный текст кодекса, так и актуальная редакция по состоянию на 28 июня 2012 г.

Итак, в отличие от российского законодательства в Уголовном кодексе Республики Польша 1997 г. (далее — УК РП) наряду с Общей и Особенной частью выделена Воинская часть, которая состоит из 7 глав: общие положения об уголовной ответственности военнослужащих (гл. XXXVIII, ст. ст. 317—337); преступления против обязанности прохождения военной службы (гл. XXXIX, ст. ст. 338—342); преступления против правил воинской дисциплины (гл. XL, ст. ст. 343—349); преступления против правил обращения с подчиненными (гл. XLI, ст. ст. 350—353); преступления против правил обращения с вооружением и военным снаряжением (гл. XLII, ст. ст. 354—355); преступления против правил несения службы (гл. XLIII, ст. ст. 356—357); преступления против военного имущества (гл. XLIV, ст. ст. 358—363). Такая же структура была и в кодексе 1969 г.

Польское военно-уголовное законодательство имеет довольно развитую Общую часть. В частности в ст. 317 указывается, что положения Общей и Особенной частей УК РП применяются к военнослужащим, если Воинская часть не содержит положений, их изменяющих. К общим положениям также относятся нормы о действии военно-уголовного законодательства по кругу лиц, обстоятельствах, исключающих преступность деяния военнослужащего, наказаниях и уголовно-правовых мерах, применяемых к военнослужащим, положения о замене уголовных наказаний дисциплинарными взысканиями, отсрочке исполнения приговора, освобождении от наказания, нормы о судимости военнослужащих.

Польское военно-уголовное законодательство распространяется не только на военнослужащих, но и на сотрудников армии (польск. pracowników wojska), очевидно имеется в виду гражданский персонал, в случае совершения преступлений против правил несения службы и военного имущества, а также на других лиц, если есть соответствующее указание в законе. Интерес представляет норма, которая ранее содержалась в Уголовном кодексе 1969 г.: «положения, касающиеся преступников молодежного возраста, применяются к военнослужащим, которым в момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, а в момент постановления приговора — 21 года». В Уголовном кодексе 1997 г. эта норма отсутствует, законодатель просто ограничился указанием о том, что военнослужащим, совершившим менее тяжкие преступления в возрасте от 17 до 18 лет, наказание может быть заменено дисциплинарным взысканием. В российском военно-уголовном праве проблема уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих остается нерешенной. Поскольку отсутствует конкретное указание в законе, военными судами такие лица не признаются субъектами воинских преступлений, что противоречит положениям теории военно-уголовного права. Введение аналогичной нормы в российское уголовное законодательство позволило бы решить эту проблему.

Помимо исполнения приказа, к воинским обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относится также принятие мер для наведения порядка (не совершает преступления военнослужащий, когда в случае неповиновения или сопротивления принимает необходимые меры с целью заставить повиноваться приказу, на выполнение которого он был управомочен, если обстоятельства требуют безотлагательного противодействия, а исполнение приказа невозможно осуществить иным способом). Помимо этого предусматривается смягчение наказания или освобождение от наказания за совершение воинского преступления, если виновный «в момент совершения деяния был не в состоянии нести воинскую службу».

Польское уголовное законодательство предусматривает всего 5 видов уголовных наказаний: штраф, ограничение свободы, лишение свободы, лишение свободы на срок 25 лет и пожизненное лишение свободы. Все указанные виды наказаний могут быть применены к военнослужащим, при этом некоторые виды наказаний имеют воинскую специфику. Так, применяемое к военнослужащим наказание в виде воинского ареста признается разновидностью лишения свободы. Воинский арест назначается на срок от 1 месяца до 2 лет, отбывается в специальном военно-пенитенциарном учреждении и сопряжено с прохождением военной подготовки.

Наказание в виде ограничения свободы имеет существенную специфику применения к военнослужащим, делающего его похожим на предусмотренное УК РФ ограничение по военной службе. Так, в период отбывания наказания в виде ограничения свободы: осужденный не может быть повышен в воинском звании, назначен на более высокую должность; не может участвовать в торжествах и парадах, организованных в воинской части или проводимых с ее участием; на кадрового военнослужащего возлагается обязанность оставаться в определенном месте до 4 часов после окончания служебных занятий в течение 2-х дней в неделю, также с него может быть удержано от 5 до 15 % месячного оклада; военнослужащие по призыву отбывают ограничение свободы в специальной воинской части. В отличие от общего наказания в виде ограничения свободы военнослужащим не устанавливается запрет на изменение места жительства и не возлагается обязанность выполнять работу по указанию суда. По общему правилу ограничение свободы может быть назначено на срок от 1 до 12 месяцев.

В отличие о российского уголовного законодательства польское содержит развитый институт уголовно-правовых мер, применяемых наряду с наказанием, к которым относятся: лишение публичных прав; запрещение занимать определенную должность, исполнять определенную профессию или заниматься определенной хозяйственной деятельностью; запрещение управлять средствами передвижения; конфискация предметов; обязанность возместить вред; денежная компенсация; денежная выплата; доведение приговора до публичного сведения. Все указанные меры применяются к военнослужащим в полном объеме, за исключением денежной выплаты (назначается при освобождении от наказания в размере трехкратной месячной заработной платы и расходуется на общественные цели), не применяемой к военнослужащим по призыву. Кроме этого польским уголовным законодательством предусмотрены также уголовно-правовые меры, применяемыми в отношении военнослужащих. В первоначальной редакции Уголовного кодекса Польши было предусмотрено три таких уголовно-правовых меры: понижение в воинском звании; увольнение с кадровой воинской службы; разжалование. Позже понижение в воинском звании, как уголовно-правовая мера, была исключена из Уголовного кодекса.

Понижение в воинском звании включалось в утрате воинского звания, которое имел виновный, и возврате «к непосредственно предшествующему низшему званию», однако в пределах состава военнослужащих: офицеров, хорунжих (русск. эквивалент — прапорщиков), подофицеров (русск. эквивалент — сержантов). Увольнение с кадровой воинской службы, помимо собственно увольнения, заключается также в лишении наград и почетных знаков, выданных соответствующим командиром. Разжалование заключается в утрате воинского звания, в котором состоял виновный, и переводе его в рядовые.

Общая часть польского военно-уголовного законодательства содержит развитую систему институтов замены уголовных наказаний:

1. Несовершеннолетнему военнослужащему (от 17 до 18 лет), совершившему менее тяжкое преступление, суд может вместо назначения воспитательных или исправительных мер, передать дело соответствующему командиру с целью назначения наказания, предусмотренного воинским дисциплинарным уставом.

2. Суд может заменить лишение свободы на воинский арест, если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 5 лет, а назначенное наказание не превышает 2 лет лишения свободы.

3. Суд может заменить наказание в виде воинского ареста на ограничение свободы если срок назначенного наказания в виде воинского ареста не превышает 1 года.

4. При освобождении от уголовного наказания, суд может обратиться к соответствующему командиру о назначении дисциплинарного наказания, предусмотренного воинским дисциплинарным уставом.

5. В случае применения «условного прекращения уголовного преследования» (русск. эквивалент — условного осуждения) в отношении военнослужащего, суд может также обратиться к соответствующему командиру о назначении наказания, предусмотренного в воинском дисциплинарном уставе.

Существующие в польском уголовном законодательстве институты условного неприменения наказания: «условное прекращение уголовного преследования» (применяется, если за преступление предусмотрено наказание на срок до 3 лет) и «условная отсрочка исполнения наказания» (применяется, если за преступление назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, ограничение свободы или штраф) имеют определенную специфику применения к военнослужащим. Так, помимо общих положений, предусмотренных Общей частью, при применении отсрочки приговора или условного осуждения суд учитывает условия воинской службы. Суд может возобновить уголовное преследование в случае, когда условно осужденный грубо нарушает воинскую дисциплину. Суд также может постановить об исполнении отсроченного наказания, если осужденный в период отсрочки грубо нарушает правопорядок или воинскую дисциплину.

Кроме того военнослужащим по призыву суд может отсрочить исполнение наказания в виде лишения свободы на срок не свыше 6 месяцев до окончания службы. Впоследствии с учетом мнения командира части, суд может освободить такого военнослужащего от наказания с погашением судимости по истечении 6 месяцев, если в этот период военнослужащий «особенно отличился при выполнении служебных обязанностей либо проявил смелость», а также при наличии особо важных причин.

Положения о судимости также имеют специфику применения к военнослужащим. Так военнослужащему по призыву, совершившему воинское преступление, и осужденному к штрафу, ограничению свободы, либо лишению свободы на срок не свыше 1 года, суд может погасить судимость после увольнения осужденного в запас, если наказание или назначенная уголовно-правовая мера были исполнены.

В целом положения Общей части польского военно-уголовного законодательства не претерпели принципиальных изменений по сравнению с Уголовным кодексом 1969 г. Следует признать Общую часть польского военно-уголовного законодательства более проработанной и унифицированной по сравнению с российским уголовным законодательством.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconПрокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики
А. В. Паламарчук, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconАнализ антикоррупционного законодательства
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, сохранение условий...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconТемы рефератов по курсу "Основы хозяйственного законодательства Украины"
Сравнительный анализ договорных отношений в англо-американской системе права и украинском правовом поле
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconРабочая программа дисциплины Международное уголовное право Цикл:...
Особое внимание уделяется проблемам соотношения международного уголовного и национального уголовного права, в том числе вопросам...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconДоклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской...
Российской Федерации. В исследовании подведены первые итоги применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях,...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Государственная поддержка кинематографа в России и Европе (сравнительный анализ)
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Сравнительный анализ военно-уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Польша1 icon1. Публичные финансы и публичная финансовая деятельность
Российской Федерации, умению выявлять тенденции развития российского бюджетного, валютного законодательства, а также законодательства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск