Скачать 0.76 Mb.
|
Тестовые задания по курсу ОБЖ Контроль качества знаний — обязательная составная часть педагогической системы любого предмета, в том числе и «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Без правильной и методически грамотно реализованной системы контроля знаний учащихся нельзя добиться положительных результатов обучения и воспитания. Современная педагогика накопила большой арсенал средств и методов контроля качества знаний учащихся, широко применяемых в практике преподавания различных дисциплин, в том числе и в ОБЖ. В настоящее время необходимо использовать предварительный, текущий, тематический, рубежный и итоговый виды контроля, используя при этом устный, письменный и комбинированный способы (методы). Осуществляя любые методы контроля, можно применять задания традиционного и тестового типа. Традиционная форма задания произвольна, она позволяет проверить широкий спектр знаний учащихся, выявить понимание ими важнейших закономерностей, провести операции сравнения, выявить общность и различие в явлениях разного порядка. Однако такие задания не дают возможности получения однотипных, унифицированных ответов, что приводит к невозможности единообразия в оценке качества знаний разными проверяющими - за один и тот же ответ у разных преподавателей учащийся может получить оценку от «2» до «4» - «5», то есть, велика вероятность необъективной оценки знаний. Такого недостатка лишены задания тестового типа, потому что эти задания имеют строго определенную форму, требуют определенного ответа, который в качестве эталона является обязательной составной частью задания и имеется у проверяющего. К сожалению, тестовые задания требуют высокой формализации изучаемого материала, что не всегда возможно. Поэтому необходимо использовать тесты и задания тестового типа, а также задания в традиционной форме. Тем не менее, в настоящее время тесты и задания тестового типа широко внедряются в практику изучения всех предметов, в том числе в преподавание ОБЖ. В Институте развития профессионального образования (ИРПО) проводится интенсивная работа по разработке тестового контроля качества знаний, который является составной частью стандарта профессионального образования. Это делает обязательным применение тестового контроля в практике изучения всех предметов, включенных в Модель учебного плана УНПО, включая и ОБЖ. В настоящее время тестовый контроль внедряется и в практику преподавания ОБЖ в общеобразовательной школе на всех ее ступенях, начиная с начальной школы. В тестовом контроле различают единичный тест и тест-блок. Тест-блок представляет собой совокупность тестов (и заданий тестового типа), позволяющих выявить уровень знаний учащихся или по конкретной теме (разделу), или по предмету в целом. Считается целесообразным применять тестовый контроль к теоретической части курса ОБЖ, так как практическая часть курса требует выявления практических навыков, а выявить их можно только в практической деятельности, которая трудно подвергается тестированию. Единичный тест представляет собой задание особой формы и структуры. В этом задании, начинающимся с глагола действия, необходимо четко показать, что должен сделать учащийся для получения правильного ответа. В классическом тесте ответ на данное задание должен быть однозначным, одновариантным. По наличию набора ответов различают два типа тестовых заданий - задания с открытым и заданным ответом. В заданиях первого типа отсутствует набор ответов, а в заданиях второго тина имеется набор ответов, среди которых один или несколько являются правильными. По характеру знаний, наличие которых можно установить при помощи тестового задания, различают тесты 1-го, 2-го, 3-го и псевдопервого уровня. Тесты 1-го и псевдопервого уровня содержат набор ответов, остальные тесты не имеют набора ответов и их относят к тестам с открытым ответом. Тесты 1-го уровня позволяют установить наличие у учащихся знаний знакомств (то есть, в тесте даются признаки явлений и названия явлений, и учащийся должен выделить предлагаемый объект), и при их выполнении учащиеся реализуют репродуктивную деятельность с опорой. Тесты 2-го уровня позволяют установить наличие у учащихся знаний-копий и при их выполнении учащиеся осуществляют репродуктивную деятельность без опоры, то есть они должны завершить формулировку или фразу, написать формулу расчета какого-либо параметра, составить фразу из отдельных фрагментов и т.д. В этих заданиях отсутствует набор ответов либо дается система из двух параллелей ответов (для установления соответствия), либо система понятий, которые необходимо распределить в определенной последовательности; то есть часть тестов 2-го уровня можно использовать для автоматизированного контроля, как и все тесты, имеющие набор ответов. Тесты 3-го уровня позволяют проверить наличие у обучаемых знаний-умений (а иногда и знаний-навыков); при их выполнении учащиеся реализуют продуктивную деятельность с опорой. Умение выполнять тестовые задания 3-го уровня в курсе ОБЖ означает умение решать расчетные задания по тем или иным изучаемым расчетным параметрам либо составление сравнительных характеристик тех или иных сложных ситуаций, возникающих при реализации процессов жизнедеятельности. Проверку этих заданий нельзя автоматизировать, так как в них отсутствует набор ответов. Для того чтобы автоматизировать проверку наличия знаний-умений, применяют тесты псевдопервого уровня - последние в отличие от тестов 3-го уровня имеют набор ответов, но позволяют установить наличие у обучаемых знаний-умений. Не все тесты 3-го уровня можно превратить в тесты псевдопервого уровня, например тесты по характеристике действий в сложных ситуациях. Рассмотрим структуру единичных тестов. Обязательной составной частью всех тестовых заданий является: 1) само задание в строго определенной форме; 2) эталон, то есть правильный ответ; 3)«цена» задания, выраженная или числом баллов, или числом существенных операций (Р); в числовом отношении эти величины равны. Тестовые задания с заданным ответом содержат также набор ответов (в дополнение к указанным выше компонентам). Приведем примеры тестовых заданий разных типов и рассмотрим механизм определения «цены» тестового задания. Цена тестового задания является существенным и важным компонентом тестовых заданий; она позволяет существенно повысить объективность контроля качества знаний обучаемых. |
Тестовые задания открытой формы Тестовые задания по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» | Инструкция по выполнения тестовых заданий. В сборнике использованы тестовые задания 4 типов Тестовые задания разработаны преподавателями гигиены детей и подростков кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического... | ||
Тестовые задания для Олимпиады по обж М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова.... | Проектирование подсистемы «Тестовые задания» учебного ресурса по... На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Разработаны и утверждены рабочие программы по дисциплине обж и бжд, календарно-тематические планы, тестовые задания по дисциплине... | Тестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы» Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Педагогическая технология Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | Правила составления тестовых заданий Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | ||
Учебно-методические указания включают тестовые задания по двум разделам... Современные требования к обучению иностранным языкам в высшей школе предусматривают формирование специалиста нового типа – личности,... | Тестовая система нечеткого оценивания знаний по информатике Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | ||
Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации... Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический... | Тестовые задания по теме «Перестройка и системный кризис в ссср»... Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки | ||
Литература для подготовки Аверьянова Г. И. Обществознание. Тестовые... Аверьянова Г. И. Обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 11 класс. М., 2008 | Тема: Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые Проверка домашнего задания: упражнение 181; тестовые задания по орфографии. На доске дается ключ к тестам: «абабаб» (из сборника... | ||
Тестовые задания по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» Для определения количества баллов, набранных участником за выполнение задания, подсчитывается сумма баллов по критериям (максимальное... | Методические указания и задания по курсу Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит... |