Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 218.04 Kb.
НазваниеПрограмма уд «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации17.03.2015
Размер218.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа


Программа УД «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Мишин Б. И.,кандидат педагогических наук ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.) по профессии: 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное

учреждение начального профессионального

образования Ростовской области

«Профессиональный лицей №3»

Разработчик:

Плотников Александр Викторович, преподаватель ГАОУ НПО РО ПЛ №3

Рецензенты:

Линецкий Владимир Алексеевич, руководитель физвоспитания 1категории ГБОУ НПО РО ПЛ №1

Безвербная Эльвира Федоровна, заслуженный учитель профтехобразования РФ, преподаватель ГАОУ НПО РО ПЛ- 3

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

методической комиссией гуманитарного цикла

Протокол №________от «___» __________2013

Председатель МК______________Левченко М.Ю.
Рабочая программа переутверждена на 20___/20___ учебный год

Протокол №________от «___» __________201_

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр. ___)

Председатель МК_______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности опасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО)

Основу Рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» изучение раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» является обязательным только для лиц мужского пола. Кроме того, в конце учебного года для обучающихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы (40 часов), сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий.

Для девушек в программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

В итоге, у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения; девушки получают сведения в области медицины, здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

Таким образом, рабочая программа предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:


– умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

– умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

– умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

При проведении уроков, используются следующие формы и методы проведения урока: беседа, семинар, решение практических задач, деловая игра, зачет, контрольная работа по теме курса. По данному курсу предусмотрен итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
РЕЦЕНЗИЯ
Фамилия, имя, отчество рецензента: Линецкий Владимир Алексеевич,

Должность, место работы: руководитель физвоспитания 1категории ГБОУ НПО РО ПЛ №1

Вид рецензируемой работы: Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Фамилия, имя, отчество автора: Плотников Александр Викторович

Название учебного заведения: ГАОУ НПО РО ПЛ №3
Отзыв рецензента

Рецензируемая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и рекомендуемыми учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования.

Содержание программы учитывает структуру дисциплины, требования к знаниям и умениям. Основная цель программы - формирование у обучающихся целостных представлений о безопасном поведении, развитие умений анализировать и оценивать риски и угрозы, определять свое отношение к ним. Основной курс дисциплины строится на установках по сохранению жизни и здоровья. Особое значение придаётся характеристике начальных знаний по гражданской обороне РФ, здоровом образе жизни. С целью формирования у обучающихся знаний, умений и навыков применяются практические занятия.

Для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, формирования умений использования нормативной, справочной документации и специальной литературы, развития познавательной способности, творческой инициативы, ответственности и организованности введена внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» прослеживается в течение всего периода обучения и осуществляется в виде защиты практических работ, докладов, рефератов, презентаций, тестирований, контрольных работ.
Руководитель физвоспитания первой категории

ГБОУ НПО РО ПЛ №1__________________________________Линецкий В.А.

Заместитель директора

ГБОУ НПО РО ПЛ №1 по УМР___________________________Лисовая Л. А.

РЕЦЕНЗИЯ
Фамилия, имя, отчество рецензента: Безвербная Эльвира Федоровна

Должность, место работы: Заслуженный учитель РФ, преподаватель ГАОУ НПО ПЛ №3

Вид рецензируемой работы: Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Фамилия, имя, отчество автора: Плотников Александр Викторович

Название учебного заведения: ГАОУ НПО РО ПЛ №3

Отзыв рецензента
Рецензируемая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и рекомендуемыми учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования. С целью формирования у обучающихся знаний, умений и навыков применяются практические занятия.

Для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, формирования умений использования нормативной, справочной документации и специальной литературы, развития познавательной способности, творческой инициативы, ответственности и организованности введена внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» прослеживается в течение всего периода обучения и осуществляется в виде защиты практических работ, докладов, рефератов, презентаций

Преподаватель высшей категории Безвербная Э. Ф.

ГАОУ НПО РО ПЛ №3

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



6
  1. условия реализации рАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины



11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



12


паспорт рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
1.2.Место дисциплины в структуре ППКРС Общеобразовательный цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

35

контрольные работы

-

сборы

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Предмет, метод и задачи

Раздел 1

Обеспечение личной безопасности

и сохранение здоровья

Содержание учебного материала

12

2

1.1

Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья

1.2

Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

Наркотики

1.3

Репродуктивное здоровье. Основные инфекционные болезни.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

Лабораторные работы

-




Практические занятия

9

2

Виды проведения утренней зарядки.

Типы вредных привычек.

Алкоголь и здоровье несовместимы.

Документы по профилактике наркомании молодёжи

Изучение нормативных актов

Контрольные работы

-




Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работынаписание рефератов по темам


8




Раздел 2

Государствен-ная система обеспечения безопасности населения

Содержание учебного материала

12

2

2.1

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2.3

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны.

2.4

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Милиция в Российской Федерации.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Лабораторные работы

-




Практические занятия

8




Действия обучающихся по сигналам оповещения.

Виды, структура и задачи РСЧС.

Посещение пожарной команды.

Как действовать в критической ситуации.







Контрольные работы

-




Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работынаписание рефератов по темам


12




Раздел 3

Основы обороны государства и воинская обязанность

Содержание учебного материала

13

2

3.1

История создания Вооруженных Сил России

Организационная структура Вооруженных Сил. Рода ВС РФ.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

3.2

Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

3.3

Призыв на военную службу.

Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.

3.4

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

3.5

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Лабораторные работы

-




Практические занятия

8




Посещение музея лицея, встреча с ветераном ВОВ

Изучение документов для первичной постановки на воинский учёт.

Посещение Вечного Огня

Встреча с ветераном ВОВ.







Контрольные работы

-




Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работынаписание рефератов по темам



11




Раздел 4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Содержание учебного материала

8

2

4.1

Социальная роль женщины в современном обществе.

4.2

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

4.3

Здоровый образ жизни.

4.4

Правила личной гигиены и здоровье человека

4.5

Правовые аспекты взаимоотношения полов

4.6

Основы семейного права в Российской Федерации.

Лабораторные работы

-




Практические занятия

5




Изучение нормативных правовых актов по охране материнства и детства.

Контрольные работы

-




Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работынаписание рефератов по темам

8




Раздел 5.

Сборы

Содержание учебного материала

24





5.1

Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата.

Практические занятия

Огневая подготовка . Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата, работа частей и механизмов. Практическая стрельба

Строевая подготовка. Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия. Передвижение строем.

Физическая подготовка. Кросс 1 км. Челночный бег, подтягивание. Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки.

ИТОГО

105




3. Условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- рабочее место преподавателя;

- средства оказания первой медицинской помощи;

- учебно-техническое оборудование для военной подготовки.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением (преподавателя),

- интерактивная доска, видеопроектор, фильмы на электронных носителях, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2008г.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2008 г.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10–11 кл. – М., 2008 г.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2008г.

Дополнительные источники:

Научно-методический и информационный журнал: ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности;

Комплект учебно- наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;

Комплект учебно-наглядных пособий, плакатов, планшетов.
Интернет сайты:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/

Образовательный портал «Безопасность через обучение»: http://www.obzh.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ:




  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Оценка работы

на практическом занятии.

  • ЗНАНИЯ: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельство-вания, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;




Тестирование.

Оценка рефератов, докладов
Устный опрос.

Оценка выполнения

домашнего задания.
Устный опрос.

Тестирование.

Устный опрос.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Программа уд «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск