Модель ООН МГУ им. М.В. Ломоносова 2014
Доклад Секретариата:
«Перспективы укрепления безопасности ядерного потенциала Исламской Республики Пакистан»
Москва, 2013
Оглавление
Введение 3
State Weakness and Internal Instability in Pakistan, ISN: http://www.isn.ethz.ch/Digital-Library/Articles/Detail/?lng=en&id=165903 4
1. Деятельность МАГАТЭ в Пакистане 5
2. Путь Пакистана к укреплению безопасности ядерных объектов 6
3. Угрозы ядерной безопасности Пакистана 7
3.1 Политическая нестабильность 7
3.2 Активность террористических сетей 8
3.3 “Черный рынок” ядерных технологий 9
Заключение и рекомендации 10
Введение Исламская Республика Пакистан – относительно молодое и нестабильное государство. На протяжении десятилетий внутри страны наблюдается тревожная политическая обстановка, острота которой поддерживается глубокой коррумпированностью властных структур, клановой борьбой за власть, а на рубеже веков - влиянием террористических организаций исламистского толка.
В этом контексте проведение успешных ядерных испытаний в 1998 году, превратившее Пакистан в ядерную державу, вызвало не только глубокое беспокойство соседних государств (в частности, также обладающей ядерным оружием Индии), но и всего мирового сообщества. Тревогу вызвало не сколько появление “исламской бомбы”, сколько возможность попадания ядерного оружия “не в те руки”, учитывая шаткую политическую обстановку в стране. Проблема ядерной безопасности Пакистана стала головной болью всего мирового сообщества.
За 15 лет Пакистан прошел длинный и относительно успешный путь укрепления собственной ядерной безопасности. Практически все (официальные) ядерные объекты Пакистана находятся под гарантиями МАГАТЭ1, а ядерной безопасности уделяется значительное внимание со стороны властей2. Однако существует ряд взаимосвязанных факторов, которые все еще вызывают обеспокоенность экспертов3.
Первое – это хроническая политическая нестабильность. Политическая система Пакистана функционирует все так же неэффективно, как и на протяжении практически всей своей истории4. Несмотря на некоторую положительную динамику в последнее время5, борьба за власть между тремя классическими сторонами – армией, представителями судебной системы и гражданским правительством – продолжает мешать стабильному функционированию пакистанского политического процесса. Также, вклад в дестабилизированность Пакистана вносят волнения в племенных регионах (вплоть до вмешательства военных), высокий уровень этнической преступности и коррумпированности властных структур.
Второе – это террористическая активность, а также вероятное воздействие исламистской идеологии на персонал ядерных объектов. Эксперты6 указывают на то, что при всей совершенности современной системы ядерной безопасности Пакистана человеческий фактор слишком силен – неизвестно, насколько персонал военных и мирных ядерных объектов Пакистана надежен.
И третье – это факт создания Пакистаном теневого рынка ядерных технологий, о которых стало доподлинно известно благодаря откровениям “отца” пакистанской ядерной программы Абдул Кадыр Хана7.
Заседание Совета Управляющих МАГАТЭ посвящено перспективам дальнейшего укрепления безопасности ядерного потенциала Исламской Республики Пакистан, где политическая нестабильность, террористическая активность и вероятное функционирование черного рынка ядерных технологий продолжают нести угрозу бесконтрольного распространения ядерного оружия и технологий.
1. Деятельность МАГАТЭ в Пакистане Введение первых гарантий МАГАТЭ в Пакистане датируется мартом 1962 года в связи с трехсторонним соглашением8 о гарантиях по пакистанскому исследовательскому реактору PARR-1. С тех пор характер сотрудничества между МАГАТЭ и Пакистаном носил в основе своей конструктивный характер.
Сотрудничество с Пакистаном проходит в рамках документа МАГАТЭ INFCIRC/66/Rev.29. Документ содержит положения и инструкции для взаимодействия МАГАТЭ со странами, неприсоединившимися к Договору о нераспространении ядерного оружия.
На данный момент под гарантиями оказались практически все ядерные объекты республики, использующие атом в мирных целях. Среди них:
- Исследовательский реактор PARR-1;
АЭС в Карачи (KANUUP);
Первая АЭС в Чашме (C-1);
Вторая АЭС в Чашме (C-2);
Исследовательский реактор PARR-2;
Хранилище в Хоукс Бэй (Hawkes Bay Depot).
Помимо ядерных предприятий, гарантиям МАГАТЭ подлежат ядерные и неядерные (например, тяжелая вода, использующаяся в качестве охладителя на АЭС в Карачи) материалы.
Опыт сотрудничества МАГАТЭ и Пакистана, в том числе в укреплении ядерной безопасности страны, вселяет надежду на дальнейшую продуктивную деятельность; например, присоединение Пакистана к Договору о запрещении производства расщепляющегося материала для военных целей и расширению гарантий МАГАТЭ.
2. Путь Пакистана к укреплению безопасности ядерных объектов За 15 лет, прошедших с момента первых ядерных испытаний, Пакистан прошел длинный и относительно успешный путь по укреплению безопасности своих военных и мирных ядерных объектов. Помогли консультации американских экспертов и внедрение американских же стандартов и методик ядерной безопасности.
Наиболее значимым органом по обеспечению ядерной безопасности Пакистана является созданное в 2000 г. Управление национального командования (National Command Authority), а именно его отдел безопасности (Security Division). В сферу полномочий ведомства входит ответственность за физическую безопасность всех ядерных объектов. Была создана и внедрена многоуровневая система защиты с использованием новейших технологий, отслеживающая каждого, кто каким-либо образом вовлечен в работу с ядерными материалами. Управление сотрудничает с другими государственными органами страны, а также курирует Программу надежности персонала (Personnel Reliability Programme), задачей которой является проверка персонала на ядерных объектах.
Также, NCA создало уникальную академию по тренировке персонала (Special Operation School), сравнимую по своему уровню с лучшими западными аналогами10. В академии специально отобранным кандидатам предлагают обучение, похожее на тренировку спецназа. Выпускники затем становятся опорой безопасности ядерных объектов страны.
По заявлениям пакистанских властей11 совершенствованию подверглась и защита ядерных объектов от природных бедствий.
3. Угрозы ядерной безопасности Пакистана Учитывая все вышесказанное, безопасности ядерного потенциала Пакистана, тем не менее, угрожает ряд факторов, которые способны пробить брешь в аккуратно выстраиваемой высокотехнологичной системе безопасности страны. Это политическая нестабильность, активность террористических группировок и теневой рынок ядерных технологий, функционирование которого может начаться вновь.
3.1 Политическая нестабильность Пакистан, вероятно, является единственной ядерной державой, находящейся в перманентной политической нестабильности. С момента своего основания государство Пакистан постоянно испытывает стрессы различного типа. Помимо военных (со стороны Индии, а в последнее десятилетие - пакистанских талибов и афганских талибов), государство переживает религиозные (противоборство суннитов и шиитов с одной стороны, и мусульман с индуистами, с другой), этнические (между основными народностями или племенами: пенджабцами, пуштунами и синдхами), экономические (экстенсивное сельское хозяйство в неблагоприятном климате и в условиях высокой плотности населения), социальные (рост населения, низкий жизненный уровень, неграмотность превышает 55%) и политические (постоянная смена гражданских и военных правительств, распространение политического ислама и пр.).
Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, пропасть между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, где точно предсказать, в чьих руках окажется 6-й в мире (по количеству снарядов) ядерный потенциал, и будет ли он применен (и против кого?), представляется попросту невозможным.
3.2 Активность террористических сетей Данная угроза вытекает из предыдущего пункта. На рубеже XX – XXI веков Пакистан стал прибежищем лидеров и рядовых членов террористических организаций исламистского толка (к примеру, Талибана и Аль-Каиды), что фактически превратило страну в мишень для ударов сил НАТО. Пакистану, однако, удалось заручиться поддержкой США и избежать участи Ирака и Афганистана – власти страны отвернулись от террористов и поддержали действия антитеррористической Коалиции.
Активность террористических организаций в стране, тем не менее, нельзя списывать со счетов до сих пор12. И, вероятно, нельзя будет как минимум в ближайшее десятилетие. Дело даже не только в повторяющихся, практически ежемесячных терактах. Ядерный потенциал Пакистана, вероятно, является одним из самых уязвимых для получения террористами. Ситуацию усугубляет соседство страны с одним из центров мирового терроризма – Афганистаном.
Несмотря на современную систему обеспечения ядерной безопасности Пакистана, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показало, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов все-таки существует. При сценарии попадания ядерного оружия в руки террористов, масштаб последствий абсолютно непредсказуем.
3.3 “Черный рынок” ядерных технологий В 2004 году всему миру стало известно13 о том, как глава пакистанской ядерной программы, Абдул Кадыр Хан, продал ядерные технологии Северной Корее, Ирану и Ливии, таким образом обеспечив развитие ядерных программ практически всех неугодных Западу государств-изгоев. Сам Абдул Кадыр Хан считает14, что его “подставило” собственное правительство (в частности, бывший президент Пакистана Первез Мушарраф), а технологии предоставлял не он сам, а некие западные поставщики. По его словам, финансовую выгоду получил не он, а пакистанские военные.
Несмотря на то, что инцидент произошел почти десятилетие назад, высокий уровень коррумпированности15 Пакистана в прошлом не остался. Вероятность повторения сделок по купле-продаже ядерных материалов и технологий все еще существует, вне зависимости от истинности слов Кадыр Хана или существования загадочных “западных поставщиков”. Поскольку одной из задач МАГАТЭ является недопущение бесконтрольного распространения ядерных технологий, Агентству следует направить усилия на совершенствование методов по профилактике теневых “ядерных” сделок – особенно в случае ядерных технологий и материалов, принадлежащих Пакистану.
Заключение и рекомендации Ядерная безопасность Исламской республики Пакистан действительно претерпела сильные изменения за последние 15 лет. С привлечением американского опыта и современных технологий, специалистам Пакистана удалось создать многоуровневую систему защиты ядерных объектов, многократно снизив уязвимость пакистанских ядерных материалов, технологий и вооружения.
Однако на данном этапе можно сказать, что существуют угрозы, против которых даже подобная первоклассная система защиты даст брешь. В условиях политической нестабильности, активной и многоплановой деятельности террористических сетей, а также высокого уровня коррумпированности Пакистана ядерный потенциал страны подвергается опасности, а это, в свою очередь, несет угрозу для мирового сообщества.
Никто не вправе посягать на суверенитет Пакистана, однако мы можем помочь этому государству найти способы укрепить безопасность собственного ядерного потенциала, прибегнув к методам, которые подвластны нашему Агентству – как во благо самого Пакистана, так и всего мира. Рекомендации:
- повышение эффективности механизмов контроля над экспортом и перевозками ядерных материалов и технологий;
- Установление контроля МАГАТЭ над программами по изучению надежности персонала ядерных объектов Пакистана.
- продвижение ДЗПРМ;
- принятие Дополнительного протокола МАГАТЭ 1997 г. всеми участниками ДНЯО и «неприсоединившимися» странами;
|