Скачать 2.7 Mb.
|
Российская Федерация
Утверждаю Директор ГБС(К)ОУ «Школа-интернат» _____________ В.В. Васильев Приказ директора ГБС(К)ОУ «Школа-интернат» № от 2014 г. . Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант В) нормативный срок освоения 5 лет Принято на заседании Педагогического совета ГБС(К)ОУ “Школа-интернат” Протокол № 1 от 28.08. 2014 г. г. Калининград 2014-2015 уч.гг. СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО) ГБС(К)ОУ «Школа-интернат» (далее Организация) является частью общей образовательной программы Организации, документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные составляющие образовательного процесса на начальном этапе общего образования. АООП НОО разработана в соответствии с требованиями проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее — Стандарт) к структуре адаптированной основной образовательной программы. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся с НОДА, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с НОДА в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с НОДА. АООП НОО для обучающихся с НОДА рассчитана на 5-летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО адресована:
Функции, права и обязанности участников образовательного процесса определяются нормативно-правовой документацией. АООП НОО разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Целью реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО обучающимися с НОДА в пролонгированные сроки, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА данной группы. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником начальной школы целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с НОДА младшего школьного возраста, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; развитие личности обучающегося с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления им трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции; достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с НОДА; создание коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих слабовидящему обучающемуся максимальное развитие личности, удовлетворение особых образовательных потребностей, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья, профилактику и при необходимости коррекцию вторичных нарушений, адаптацию к новым социальным условиям; выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности; участие обучающихся с НОДА, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; технологий образования обучающихся с НОДА, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; предоставление обучающимся с НОДА возможности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности; включение обучающихся с НОДА в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата-неоднородная по составу группа школьников.Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются: I. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит. II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы. III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). В других классификациях дополнительно к перечисленным выделяется группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, амиотрофия Верднига-Гофмана и др.). По классической классификации, предложенной К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной, детский церебральный паралич может быть представлен формами: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма. Международная классификация болезней 10–го пересмотра выделяет следующие заболевания опорно-двигательного аппарата: G80.0 Спастический церебральный паралич; G80.1 Спастическая диплегия; G80.2 Детская гемиплегия; G80.3 Дискинетический церебральный паралич; G80.4 Атаксический церебральный паралич; G80.8 Другой вид детского церебрального паралича; G80.9 Детский церебральный паралич неуточненный. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений – например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП —с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия обучения и воспитания. Существующие классификации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют в своей основе клинические характеристики данного вида нарушения развития в зависимости от причины и времени действия вредных факторов. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 1 группа: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. 2 группа: дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. 3 группа: дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. 4 группа: дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Таким образом, вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности стандарта, заложенного в ФГОС. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Существуют также потребности, свойственные отдельным группам обучающихся с НОДА. Для первой группы обучающихся: обучение в общеобразовательной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата без органического поражения головного мозга возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. Для второй группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе. Для третьей группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности. Для четвертой группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное и смысловое наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с индивидуальной дифференцированностью требований в соответствии с особенностями усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития. Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО Планируемые результаты освоения АООП НОО (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам её освоения обучающимися с НОДА. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. В соответствии с требованиями Стандарта содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся с НОДА успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Таким образом, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, курса – овладеют обучающиеся с НОДА в ходе образовательного процесса. Во-первых, выделяются планируемые результаты освоения системы учебных действий в отношении опорного учебного материала, т.е. определяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения. Планируемые результаты этой группы приводятся в блоке «Выпускник научится», разработанных к каждому разделу учебной программы, курса. Они ориентируют о том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени обучения и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся с НОДА. Во-вторых, выделяются планируемые результаты характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета, курса. Планируемые результаты этой группы приводятся в блоке «Выпускник получит возможность научиться», (в тексте они выделяются курсивом). На ступени начального общего образования обучающихся с НОДА устанавливаются планируемые результаты освоения: междисциплинарной программы «Формирование УУД», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся с НОДА»; программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно нравственной культуры народов России», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура»; программ коррекционных курсов: «Ритмика», «ЛФК», «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности», «Индивидуальные коррекционные занятия». В данном разделе АООП НОО приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени НОО, коррекционных курсов. К числу планируемых результатов освоения АООП НОО школьников с НОДА относятся: личностные результаты – готовность и способность обучающихся с НОДА к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися с НОДА универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися с НОДА в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Планируемые результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, курсов, модулей, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с НОДА, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы, программы формирования универсальных учебных действий. Личностные и метапредметные результаты Формирование учебных универсальных действий. В результате изучения всех без исключения предметов, коррекционных курсов, входящих в АООП НОО для выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей; способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к нарушенному зрению; потребность в двигательной активности, мобильность; ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник с НОДА получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося с НОДА на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной положительной учебно-познавательной мотивации учения; положительного учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения предметно-практических задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; устойчивой мотивации к коммуникативной и двигательной деятельности; внутренней позиции к проявлению самостоятельности, активности, независимости и мобильности; осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; понимания роли искусства в собственной жизни. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник с НОДА научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры – действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках; использовать компенсаторные способы зрительной недостаточности в бытовой и учебной деятельности; использовать регулирующую и контролирующую роль зрения в бытовой и учебной деятельности; осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации. Выпускник получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры – действия в новом учебном материале; осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно использовать компенсаторные способы зрительной недостаточности в самостоятельной учебной деятельности; адекватно использовать зрительные возможности в бытовой и учебной деятельности; самостоятельно выполнять учебные действия по алгоритму; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач; предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического; адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения; владеть компенсаторными способами преодоления зрительной недостаточности в учебно-познавательной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире (в том числе с помощью инструментов ИКТ); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логичное рассуждение, включающее установление причинно следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач; устанавливать связи между чувственным и логическим в познании; активно использовать зрительную сенсорную перцептивную деятельность; произвольно и осознанно владеть компенсаторными способами познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач; использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером. Выпускник получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать зрительное восприятие для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты Русский язык В результате изучения курса русского языка обучающиеся с НОДА на ступени НОО научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших АООП НОО, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования. обучающиеся с НОДА овладеют навыком безнаклонного письма. Содержательная линия «Система языка» |
Российская Федерация Министерство образования и науки Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов г... | Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище... | ||
Правила толерантности ул ... | Конкурс проводится Министерством образования Калининградской области... В целях совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи, выявления и поддержки талантливых... | ||
Российская федерация министерство образования и науки Ландшафтная архитектура очной формы обучения профиля Садово-парковое и ландшафтное строительство | Российская федерация министерство образования и науки Ландшафтная архитектура очной формы обучения профиля Садово-парковое и ландшафтное строительство | ||
2 российская федерация министерство образования и науки Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 27 февраля 2013 г., протокол №13. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли (RU) | ||
Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли (RU) | Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования... Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования 171 | ||
Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU) | Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, в лице которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг рф) (RU) | ||
Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)... | Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)... | Патентам и товарным знакам (19) Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)... |