Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации28.09.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ































СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ















































































УТВЕРЖДАЮ:



















Декан факультетов агрономического и защиты растений





























































Есаулко А.Н.



















« »







2012 г





















































































































































































БОТАНИКА

наименование дисциплины











































250700.62

«Ландшафтная архитектура»
















направление подготовки



































































профиль(и) подготовки





























































Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника





























































Форма обучения

очная










































































































Ставрополь, 2012











































1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «Ботаника» является формирование у студентов знаний в области морфологии, анатомии, систематики и экологии растений с позиции эволюционного учения как основы диалектико-материалистического понимания природы. Освоение студентами знаний о строении, жизни, развитии, разнообразии и значении растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Овладение умением проводить наблюдения в создания садово-парковых ландшафтных композиций, постановки опытов с цветочными травянистыми и древесными декоративными растениями. Развитие познавательных интересов и творческих способностей при выполнении лабораторных работ и учебной практики. Изучение структуры вегетативных органов покрытосеменных на клеточном, тканевом, органном и морфологическом уровнях организации. Углубление знаний о строении генеративных органов покрытосеменных и процессов образования семян и плодов. Освоение многообразия декоративных культурных и дикорастущих растений, сорных растений и использование знаний, умений и навыков в ландшафтной архитектуре. Освоение основ экологии, растений, особенностей размножения и возможности их использования в садово-парковой и ландшафтной архитектуре. Формирование понятий эволюционного развития растительных организмов в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле. Воспитание бережного отношения к родной природе, правильного использования и охраны богатства растительного мира.

Задачи курса ботаники:

- изучение структуры вегетативных органов покрытосеменных на клеточном, тканевом, органном и морфологическом уровнях организации;

- углубление знаний о строении генеративных органов покрытосеменных и процессов образования семян и плодов;

- Освоение методов и способов размножения декоративных травянистых и древесных растений;

- освоение многообразия декоративных травянистых кустарниковых и древесных жизненных форм растений и сорных растений;

- формирование понятий эволюционного развития растительных организмов в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;

- воспитание бережного отношения к природе, правильного использования и охраны богатства растительного мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина (модуль) «Ботаника» относится к циклу–Б2.Б.6 – Математический и естественнонаучный цикл (ЕНЦ)

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Школьный курс ботаники и биологии, химии, экологии.

Знания:

  • фундаментальных законов биологи;

  • элементарных основ, без чего не может быть правильного и ясного понимания строения и жизни растений;

  • целостности единства живого растительного организма, существенно отличающегося от неживых тел природы;

  • единство растительного организма и условий его среды обитания

Умения:

  • анализировать и обобщать полученные результаты при изучении растительных организмов

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры практического использования закона единства организма и условий его обитания

  • пользоваться научной и справочной литературой по ботанике.

Навыки:

  • использования имеющихся знаний и умений в практической деятельности.

  • бережного отношения к природе и охране видового состав растений.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные концепции на пороговом уровне.

Ботаника является одной из основ экологической культуры садово-паркового и ландшафтного строительства, необходимой в практической деятельности специалиста. Растение – основной декоративный объект в формировании ландшафтной архитектуры. Курс обеспечивает фундаментальную подготовку студентов для последующего изучения специальных дисциплин и логического мышления в решении проблем и задач по специальности "Ландшафтная архитектура ”.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

декоративное растениеводство, декоративная дендрология, дизайн в ландшафтном проектировании, основы физиологии растений в биоценозе, агрохимия, история садово-паркового искусства, болезни и вредители декоративных культур, таксация, основы лесопаркового хозяйства, основы природы и заповедные зоны, озеленение интерьеров и фитодизайн. Особое значение имеют ботанические знания при разработке вопросов охраны природных ландшафтов.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

    а) общекультурных (ОК):

    - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);



б) профессиональных (ПК): Ботаника является одной из основ экологической культуры озеленения, необходимой в практике ландшафтной архитектуры.

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, экспериментального исследования (ПК-1);

- знанием особенностей систематики, морфологии и физиологии, географическое распространение, закономерности онтогенеза и экологии представителей основных видов и ассоциаций растений (ПК-6);

- определять систематическую принадлежность, названия основных видов и декоративных растений (ПК-16)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- морфологическую структуру вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на цитологическом, гистологическом и анатомическом уровнях;

- строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов;

- способы и методы вегетативного, бесполого и полового размножения растений;

- важнейшие культурные, декоративные древесные, травянистые и сорные растения, их многообразие и использование в ландшафтной архитектуре;

- толковать экологические факторы, влияющие на растения.
Уметь:

- распознавать декоративные, культурные и дикорастущие растения, по

морфологической структуре вегетативных и генеративных органов;

- описать морфологическую структуру вегетативных и генеративных органов покрытосеменных и их метаморфозов;

- классифицировать по морфологическим признакам главнейшие декоративные виды покрытосеменных растений не менее 20-25 семейств и около 100-130 их представителей, в первую очередь цветочных травянистых, кустарников и древесных растений обладающих декоративными признаками.;

- использовать русскую и латинскую бинарную номенклатуру видов декоративных растений и их принадлежность к вышестоящим таксонам;

- сделать морфологический анализ и определить неизвестное растение;

- собрать, загербаризовать и смонтировать декоративные и сорные растения.
Владеть:

- навыками использования приобретенных ботанических знаний и умений в практической деятельности, при создании газонных, цветочных и дендрологических композиций;

- методами ботанических исследований в научной и практической деятельности.

-- навыками определения систематического положения растений;

- методикой сбора, сушки и монтировки гербария;

- навыками в распознавании важнейших систематических групп растений;

- навыками в распознании природных группировок и экосистем;

- навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;

- методами ботанических исследований в научной и практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Данные по рабочему учебному плану:




час.

зачет ед.

Трудоемкость по Госстандарту -из них:


108


3,0

самостоятельная работа -

54

1,5

аудиторные занятия –

в том числе:

54

1,5

лекции -

22

0,6

лабораторные -

28

0,7

семинарские -

-

-

практические -

-

-

КСР 4 0,1

Семестры

1

2



















недель в семестре

15

21



















часов в неделю

2

2



















зачетных единиц

Форма контроля:

























Экзамен

-

+



















Зачет

+

-



















курсовая работа

-

-



















курсовой проект

-

-




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Разделы дисциплины и темы занятий

Количество часов

(очная форма обучения)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Всего

Лекции

Практические (Семинарские, лабораторные)

Сам. работы

1.


Введение


2

1

-

1

Устный опрос.

2.



Цитология

14

3

4

7

Устный опрос.

Тестирова-

ние.

2.


Гистология

16

2

6

8

Устный опрос,

Контрольная работа

Коллоквиум.

3.


Органография (Анатомия)

8

2

2

4

Устный опрос.

Контрольная работа.

4.


Органография (Морфология органов).

Размножение растений

28

6

8

14

Устный опрос.

Коллоквиум.

5.


Систематика растений

33

7

8

18

Устный опрос.

Контрольная работа.

6.

Основы экологии растений

3

1

-

2

Подготовка к контрольной работе

7.

КСР

4













8.

Экзамен, зачет

36
















Итого

144

22

28

54

-

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционный курс

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

Всего часов

Тема 1. Введение в ботанику.

Ботаника – научная основа ландшафтной архитектуры. Структурно-функциональные уровни организации жизни. Экосистема и ее компоненты. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Разделы ботаники.

1

Тема 2. Растительная клетка.


Краткая история изучения клетки. Форма и величины клеток. Протопласт и его производные. Характеристика, строение и функции органоидов клетки. Производные протопласта.

3

Тема 3. Растительные ткани

Понятие о тканях. Происхождение и классификация растительных тканей. Характеристика групп тканей, их строение, функция и местонахождение в растениях. Значение и использование тканей растений.

2

Тема 4. Анатомия вегетативных органов растений

Микроскопическое строение корня. Специализация корней. Микроскопическое метаморфозов корней, их использование строение стебля однодольных и двудольных растений. Микроскопическое строение листьев.

2

Тема 5. Морфология вегетативных органов растений.

Общие закономерности строения органов. Зародыш и проросток. Прорастание семян. Морфология и метаморфозы корней . Морфология и метаморфозы стебля, побега, их функции. Морфология и метаморфозы листьев.

2

Тема 6. Размножение растений.

Типы размножения (бесполое и половое). Вегетативное размножение, его значение в природе и агрономической практике. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений в цикле развития высших растений.

2

Тема 7. Генеративные органы покрытосеменных.

. Цветок как метаморфоз побега. Растения однодомные и двудомные. Андроцей. Гинецей, классификация гинецеев. Строение семязачатка, их типы. Цветение. Растения моно- и поликарпики. Сущность двойного оплодотворения. Работы С.Г. Навашина. Развитие и строение семян и плодов. .

2

Тема 8. Введение в систематику растений. Царство предъядерные

Систематика и ее задачи. Таксономические категории. Бинарная номенклатура. Вид – основная единица систематики. Общая характеристика и классификация низших растений. Характеристика отделов: вирусы, бактерии.

2

Тема 9. Царство грибы и царство растения (водоросли).

Отдел грибы. Общая характеристика. Низшие грибы: хитридиомицеты, оомицеты, эигомицеты. Высшие грибы: аскомицеты, базидиомицеты. Основные представители. Отдел Слизевики. Отдел Лишайники. Водоросли. Общая характеристика. Цитологические особенности. Отделы: Красные водоросли, Зеленые водоросли, Диатомовые водоросли, Бурые водоросли. Распространение и экология водорослей. Роль в процессе почвообразования. Значение водорослей в природе и жизни человека.

2

Тема 10. Высшие споровые растения.

Общая характеристика и происхождение, классификация высших растений. Размножение. Чередование ядерных фаз. Спорофит и гаметофит. Характеристика отделов на примере представителей, их значение. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковые.

2

Тема 11. Семенные растения.

Биологические преимущества семенных растений. Отдел голосеменные. Отдел Покрытосеменные – высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Основные системы Покрытосеменных. Сравнительная характеристика классов: двудольные и однодольные.

1

Тема 12. Основы экологии растений

Экология – наука о доме. Экологические факторы. Свет, его экологическое значение. Вода и ее экологическое значение. Воздух, как экологический фактор. Тепло и его экологическое значение. Экологическое значение почвы. Химический состав и физические свойства почвы. Рельеф. Биотические факторы. Жизненные фирмы растений.


1

Итого

-

22


2. Перечень лабораторных работ

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование практических (лабораторных, семинарских) работ

Всего часов




1 семестр




1. Цитология

-

4




Тема: Формы клеток. Пластиды.

2




Тема: Производные протопласта

2

2. Гистология

-

6




Тема: Образовательные и покровные ткани.(Тесты по цитологии )

2




Тема: Механические и проводящие ткани.

2




Коллоквиум по теме: «Ткани».

2

3. Органография

-

6

(Вегетативные органы растений)

Тема: Микроскопическое строение стебля.

2




2 семестр







Тема: Морфология побега и листа

2

4. Генеративные органы растений

Тема: Генеративные органы Покрытосеменных растений.

( тестирование по вегетат, органам)-

2

5. Систематика класса двудольных

-

8




Тема: Ботаническая характеристика и декоративное значение семейств: лютиковые, маковых, гвоздичных, маревые, буковые, березовые. (Тестирование по генеративным органам)

2




Тема: Ботаническая характеристика и декоративное значение семейств: капустные (крестоцветные), розовые, бобовые, вьюнковые, леновые

2




Коллоквиум пго семействам гербарной папки №1

2




Тема: Ботаническая характеристика и декоративное значение семейств: сельдерейные, пасленовые, бурачниковые, яснотковые, норичниковые, астровые (сложноцветные).(тестирование)

2

5. Систематика класса однодольных

-

4




Тема: Ботаническая характеристика и декоративное значение семейств: лилейные, луковые, ирисовые (касатиковые), мятликовые (злаки)

2




Коллоквиум по гербарной папке №2 и 3.

2

Итого

-

28



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА



п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов



1.

Введение

Устный опрос

1



Цитология

Работа с рабочей тетрадью. Подготовка к текущему опросу и тестированию

7



Гистология

Работа с рабочей тетрадью. Подготовка к тестированию и коллоквиуму


8



Органография

(Микроскопическое строение вегетативных органов растений)

Подготовка к контрольному опросу в виде тестирования и контрольных работ.

4

ИТОГО часов в семестре:

20



2

Органография (Морфологическое строение вегетативных и генеративных органов растений)

Подготовка к контрольному опросу в виде тестирования и контрольных работ.

Коллоквиум.


14



Систематика растений

Подготовка к тестированию.

Подготовка к сдаче систематического гербария №1, №2, 3 . Подготовка к письменной контрольной работе.

18






Основы экологии растений

Подготовка к контрольной работе

2

ИТОГО часов в семестре:

54
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск