Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии»





Скачать 359.28 Kb.
НазваниеИтоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии»
страница1/2
Дата публикации28.09.2013
Размер359.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век

Изучение темы «Гражданская война В России» рассчитана на 4 часа учебного времени в рамках изучения курса «История России XX век» в 9 классе. При изучении данной темы используется учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XX век» Просвещение 2009., а также мультимедийный учебник Т.С.Антонова, А.Л.Харитонова, А.А Данилов, Л.Г.Косулина «История России XX век» Клио Софт 2002. Использование данных учебников позволяет облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда, звука, диалога с учеником ,автоматизированного контроля усвоение пройденного материала. Изучения исторического материала по данной теме представляет собой следующую систему уроков: 1 урок – лекция «Гражданская война в России»; 2урок «Гражданская война – красные, 3 урок «Гражданская война – белые» - уроки практические занятия с элементами лабораторной работы; 4 урок – повторительно-обобщающий, проблемный « Почему победили красные». Данная система изучения материала должна позволить сформировать у учащихся более глубокие теоретические знания по очень обширной теме «Гражданская война в России» , а также сформировать у учащихся умения и навыки работы с различными источниками получения знаний (рассказ учителя, учебник, работа с компьютером, историческими документами) , анализировать полученную информацию консультироваться, связывать воедино и использовать отдельные части знаний. критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Формирование ключевых знаний:

сущность Гражданской войны и ее основные этапы; иностранная интервенция, политические и экономические программы белого и красного движения; характер белогвардейской власти; военный коммунизм, причины поражения белого движения.

Умения и навыки:

работы с различными источниками получения знаний,

анализировать полученную информацию консультироваться, связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

представлять и обсуждать различные материалы в различных аудиториях

Урок 1 Тема урока: «Гражданская война в России»

Тип урока: лекция

Цель урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможность выхода из кризисных ситуаций путём гражданского мира.

Основные умения и навыки: получать и анализировать информацию с помощью работы с различными источниками ( учебника, исторических документов, компьютера ), консультироваться, связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

Оборудование урока: мультимедийный учебник: А. А. Данилов, Косулина. История России. ХХ век ( Часть 2 ). Клио Софт, 2002 г.; Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2008 г.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, белый террор, красный террор.

План урока:

  1. Причины Гражданской войны.

  2. Этапы Гражданской войны

  3. Итоги Гражданской войны.

Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами. Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.

Причины Гражданской войны.

Первая - унизительные для России условия Брестского мира, что расценивалось людьми как отказ власти защищать честь и достоинство страны. Второй причиной стали крайне жесткие методы новой власти. Национализация всей земли и конфискация средств производства и всего имущества не только у крупной буржуазии, но и у средних и даже мелких частных собственников. Буржуазия, напуганная размахом национализации промышленности, хотела вернуть фабрики и заводы. Ликвидация товарно-денежных отношений и установление государственной монополии на распределение товаров и продуктов больно ударили по имущественному положению средней и мелкой буржуазии. Таким образом, стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала Гражданской войны. Третья причина - красный террор, во многом обусловленный террором белым, но принявший массовый характер. Кроме того важной причиной Гражданской войны была внутренняя политика большевистского руководства, которая оттолкнула от большевиков демократическую интеллигенцию и казачество. Создание однопартийной политической системы и «диктатура пролетариата», на деле диктатура ЦК РКП(б), оттолкнули от большевиков социалистические партии и демократические общественные объединения. Декретами « Об аресте вождей гражданской войны против революции (ноябрь 1917г.) и «о красном терроре» большевистское руководство законодательно обосновало «право» на насильственную расправу со своими политическими противниками. Поэтому меньшевики, правые и левые эсеры, и анархисты отказались сотрудничать с новой властью и приняли участие в Гражданской войне.


Этапы гражданской войны.

Первый этап Гражданской войны (конец мая ноябрь 1918).

В конце мая 1918 обострилась обстановка на востоке страны, где на огромном расстоянии от Поволжья до Сибири и Дальнего Востока растянулись эшелоны частей отдельного Чехословацкого корпуса. По соглашению с правительством РСФСР он подлежал эвакуации. Однако нарушение чехословацким командованием соглашения и попытками местных органов советской власти насильно разоружить корпус привели к столкновениям. В ночь с 25 на 26 мая 1918 в чехословацких частях вспыхнул мятеж, и вскоре ими совместно с белогвардейцами была захвачена почти вся Транссибирская магистраль. Левые эсеры, рассматривая Брестский мир как предательство интересов мировой революции, приняли решение о возобновлении тактики индивидуального террора, а затем и центрального террора. Ими была издана директива о повсеместном содействии расторжения Брестского мира. Одним из способов достижения этой цели стало убийство в Москве 6 июля 1918 посла Германии в России графа В. фон Мирбаха. Но большевики стремились не допустить разрыва мирного договора и арестовали всю левоэсеровскую фракцию V Всероссийского съезда Советов. В июле 1918 в Ярославле подняли мятеж члены «Союза защиты родины и свободы». Восстания (антибольшевистские) прокатились по Южному Уралу, Северному Кавказу, Туркменистану и другим районам. В связи с угрозой захвата частями Чехословацкого корпуса Екатеринбурга в ночь на 17 июля были расстреляны Николай II и его семья. В связи с покушением на Ленина и убийств

Урицкого был принят 5 сентября СНК РСФСР постановления о «О красном терроре», который предписывал обеспечить помощь тылу путем террора.

После перегруппировки армии Восточного фронта начали новую операцию и в течение двух месяцев овладели территорией Среднего Поволжья и Прикамья. В это же время Южный фронт вел тяжелые бои с Донской армией на царицынском и воронежском направлении. Войска Северного фронта (Парской) держали оборону на вологодском, архангельском петроградском направлении.

Красная Армия Северного Кавказа была вытеснена Добровольческой армией из западной части Северного Кавказа.

Второй этап Гражданской войны (ноябрь 1918 февраль 1919).

Осенью 1918 в связи с окончанием Первой мировой войны произошли существенные изменения на международной арене. 11 ноября между странами Антанты и Германией было подписано перемирие. В соответствии с секретным дополнением к нему Германские войска оставались на оккупированных территориях до прибытия войск Антанты. Эти страны решили объединиться для избавления России от большевизма и последующей ее оккупации. В Сибири 18 ноября 1918 адмирал Колчак при поддержке союзников совершил военный переворот, разгромил Уфимскую директорию и стал временным Верховным правителем России и Верховным главнокомандующим русских армий. 13 ноября 1918 ВЦИК принял постановление об аннулировании Брестского мирного договора.

В постановлении ЦК от 26 ноября предусматривалась установить на фронте революционную диктатуру. Были созданы новые фронты.

Перед войсками Каспийско-кавказского фронта под командованием бывшего полковника Свечникова стояла задача очистить Северный Кавказ от белогвардейцев и завоевать Закавказье. Однако, Добровольческая армия, возглавляемая генералом Деникиным, упредила армии фронта и перешла в контр наступление.

Украинский фронт (Антонов-Овсеенко) в январе-феврале 1919 занял Харьков, Киев, левобережную Украину и вышел к Днепру. В конце марта на Парижской конференции было принято решение о эвакуации союзнических войск. В апреле они были выведены из Крыма.

Войска Восточного фронта (Каменев) в декабре 1918 продолжали наступать на Уральск, Оренбург, Уфу и Екатеринбург. В центре Восточного фронта 31 декабря 1918 была освобождена Уфа. Войска Первой и Четвертой армии в январе-феврале продвинулись на 100-150 км и овладели Оренбургом, Уральском и Орском.

На Севере России Шестая армия северного фронта заняла в январе 1919 Шенкурск и создала благоприятные условия для наступления на Архангельск.

Все эти меры позволили добиться перелома на фронте в пользу Красной Армии. Войска Южного фронта (Славен) в январе 1919 перешли в наступление, нанесли поражение Донской армии генерала Денисова, и стала продвигаться вглубь области Войска Донского.

В январе 1919 генерал Деникин принял меры по централизации управления всеми антисоветскими силами на юге страны. По соглашению с атаманом Войска Донского генералом Красновым Добровольческая армия и Донская армии объединились в Вооруженные силы юга России (ВСЮР).

Третий этап Гражданской войны (март 1919 март 1920).

В конце февраля 1919 Главное командование Красной Армии, исходя из сложившейся обстановки, основными задачами считало борьбу против объединенных сил Антанты и ВСЮР. На севере предусматривалось вести активные действия на Архангельском направлении, на востоке овладеть Пермью, Екатеринбургом и Челябинском, а также продвигаться в Туркестан и закаспийскую область. Главное командование армии Антанты считало, что «реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ». Относительно своих войск Антанта, учитывая соображения морального (усталость от войны) и материального порядка, предполагала ограничиться посылкой только командного состава, добровольцев и военных материалов. Несмотря на весьма нелестную оценку антибольшевистских сил, они весной 1919 предприняли попытку упрочить свое положение. В начале марта войска адмирала Колчака (Сибирская, Западная, Уральская, Оренбургская армии  и Южная армейская группа) внезапно перешли в наступление. 14 марта они овладели Уфой. 15 апреля после упорных боев противник захватил Бугуруслан. По требованию ЦК РКП(б) на Восточный фронт были направлены войска, снятые с других фронтов. 28 апреля в контрнаступление перешла Южная группа армий Восточного фронта. Она нанесла поражение Западной армии и завоевала Бугуруслан. Северная группа армии Восточного фронта силами Второй армии и Волжской военной флотилии тогда же нанесла поражение Сибирской армии, заняла Сарапул и Ижевск. В августе 1919 Восточный фронт в целях дальнейшего продолжения наступления по расходящимся направлениям был разделен на два фронта - Восточный и Туркестанский. В январе 1920 войска Восточного фронта завершили разгром армии Колчака, который был арестован и расстрелян. Туркестанский фронт под командованием Фрунзе нанес поражение Южной армии генерала Белова и в сентябре соединился с войсками Туркестанской республики.

Войска Западного фронта весной 1919 вели борьбу в Карелии, Прибалтике и Белоруссии против финских, германских, германских, польских, эстонских, литовских, латвийских и белогвардейских войск. В середине мая на петроградском направлении началось наступление Северного корпуса. Белым удалось оттеснить части 7-й армии и овладеть Гдовом, Ямбургом и Псковом. Правительство прибалтийских стран согласились начать мирные переговоры на основе признания их независимости. 2 февраля 1920 в Юрьеве состоялось подписание Советско-Эстонского мирного договора. 14 марта 1919 войска Украинского фронта начали наступление на правобережной Украине. К концу марта удалось остановить продвижение армии УНР, 6 апреля занять Одессу, к концу месяца овладеть Крымом. В июне украинский фронт был расформирован. Войска южного фронта сумели преодолеть сопротивление армий генерала Деникина и в апреле 1919 начали продвижение к Батайску и Тихорецкой. Одновременно войска фронта вели борьбу с восставшими казаками, и отрядами «батьки Махно». Осложнением в тылу Южного фронта воспользовался Деникин, его войска перешли в Мае в контр наступление и вынудили армии южного фронта оставить донбасскую область, Донбасс и часть Украины. В июле южный фронт готовился к контрнаступлению, намеченному на 15 августа. Командование Донской армии удалось добыть сведения об этой операции. С целью срыва корпус генерала Мамонтова 10 августа начал рейд по тылам южного фронта. Южный фронт терпит поражения ЦК РКП (б) принимает решение усилить южный фронт за счет войск западного фронта. После объединения он был разделен на Южный и Юго-восточный. Были приняты меры для привлечения Казаков на сторону советской власти. Южный фронт. Получив подкрепление, Южный фронт перешел в контрнаступление. Заняли Орел, Воронеж, Курск, Донбасс, Царицын, Новочеркасск и Ростов-на-Дону. 4 апреля 1920 Деникин передал командование остатками своих войск Врангелю, который начал формировать в Крыму белогвардейскую русскую армию.

Четвертый этап гражданской войны (весна осень 1920).

К весне Красная армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочнило положение РСФСР. Экономическое положение страны продолжало оставаться тяжелым: нехватка продовольствия, разруха транспорта, простои фабрик и заводов, тиф. 29 марта 5 апреля на IХ Съезде РКП (б) было принято решение о едином хозяйственном плане. 25 апреля 1920 началось наступление польских войск (Пилсудский) армии Юго-западного фронта понесли большие потери. Для их поддержки войска Западного фронта (Тухачевский) 1 мая перешли в неудачное наступление. Войска Западного и Юго-западных фронтов продолжали двигаться на Варшаву и Львов. Оба государства заключили мирный договор 18 марта 1921. Главное командование Красной армии сосредоточило усилие на ликвидации Русской армии Врангеля. Войска Южного фронта (Фрунзе) в конце октября 1920 перешли в контрнаступление. 14-16 октября армада кораблей покинула берега Крыма тем самым Врангель спас разбитые белые полки от красного террора. В европейской части России, после взятия Крыма, был ликвидирован последний белый фронт. Таким образом, на большей территории, бывшей Российской империи была установлена советская власть. Но военные действия на окраинах страны продолжалась еще много месяцев.

Итоги Гражданской войны.

Победоносный для советской власти исход войны не принес спокойствия России. Война стала причиной огромных человеческих жертв (более 13 миллионов человек убитыми и умершими от голода и болезней). Более 2,5 миллионов человек эмигрировали за рубеж. Помимо огромных людских потерь, война причинила значительный ущерб народному хозяйству страны. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей. Промышленные мощности упали до 20% к довоенному уровню. Только леса было вывезено более чем на сумму 1 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, война сильно повлияла на морально-нравственное состояние советского общества. Многие исследователи видят связь между событиями гражданской войны и репрессиями 30-х годов. Победа в Гражданской войне создала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Что означало победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности и привело к смене тех тенденций, которые вели Россию по западному пути развития.

Домашнее задание: § 16-19 и вопросы к ним.

Урок 2.Тема урока: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ

Тип урока: практическое занятие с элементами лабораторной работы

 Цель урока: Выявить сильные и слабые стороны красных, подвести учащихся к пониманию причин победы красных в вооруженном противостоянии с белыми.

  Основные знания: эволюция взглядов В. И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил; основные мероприятия и суть «военного коммунизма»; сущность «красного террора»; специфика войны Советской России с Польшей..

Основные умения и навыки: получать и анализировать информацию с помощью работы с различными источниками ( учебника, исторических документов, компьютера), консультироваться, связывать воедино и использовать отдельные части знаний

Основные понятия: «военный коммунизм»; продразверстка; «красный террор».

Оборудование урока: мультемедийный учебник А.А.Данилов, Л.Г.Касулина «История России XX век» Клио Софт 2002, распечатанные документы из параграфа 18 данного учебника, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Касулина «История России XX век» Просвещение 2008

   Урок начинается с проверочного тестирование по предыдущей теме «Гражданская война: Белые»

 

1. 

В чем заключались особенности иностранной интервенции (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;
б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;
в) невмешательство во внутренние дела России;
г) активная материальная и финансовая помощь белому движению.

 

2. 

Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители стран Антанты?
а) Необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии;
б) необходимостью предотвратить «расползание» большевизма по всей Европе;
в) желанием предотвратить Гражданскую войну в России.

 

3. 

Какое событие стало первым актом вооруженного вторжения в Советскую Россию, в результате которого была аннексирована часть территории бывшей Российской империи?
а) Оккупация немецкими войсками Украины;
б) оккупация румынскими войсками Бессарабии;
в) оккупация турецкими войсками Закавказья.

 

4. 

Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922 г.?
а) Великобритании; б) США; в) Японии.

 

5. 

Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
а) П. Н. Краснов; б) А. М. Каледин; в) Г. А. Семенов.

 

6. 

Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?
а) М. В. Алексеев; б) А. И. Дутов; в) Н. Н. Духонин.

 

7. 

По случаю омского переворота генерал А. И. Деникин писал адмиралу А. В. Колчаку: «Признаем верховную власть, принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии». Определите три политических принципа, перечисленных далее Деникиным:
а) восстановление единой и неделимой России;
б) восстановление монархической формы правления;
в) непредрешение будущей окончательной формы правления;
г) восстановление в полном объеме законов, действовавших до Февральской революции;
д) борьба против большевиков до полного их уничтожения.

 

8. 

В каком году А. И. Деникин сложил с себя обязанности командующего Вооруженными силами Юга России?
а) 1919 г.; б) 1920 г.; в) 1921 г.

 

9. 

Кто возглавил Вооруженные силы Юга России после отставки А. И. Деникина?
а) П. Н. Врангель; б) П. Н. Краснов; в) А. В. Колчак.

 

10. 

Кому из белых правителей России принадлежат следующие слова: «Не триумфальным шествием на Москву можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа»?
а) П. Н. Врангелю; б) А. И. Деникину; в) А. В. Колчаку.

План изучения нового материала

  1. Создание Красной Армии. 2. «Военный коммунизм». 3. «Красный террор». Ликвидация дома Романовых. 4. Решающие победы красных. 5. Война с Польшей.

На уроке используются информационные технологии, при этом применяется диагональная схема работы. Класс разбивается на три группы по уровню познавательных возможностей: сильные учащиеся, средние и слабые. Каждой из групп учитель готовит задание на урок. Последовательность заданий для групп строится по следующей схеме, отражённой в таблице

этап

время

1группа

сильные

2 группа

средние

3 группа

слабые

1

2мин

Организационный момент, постановка целей урока. Актуализация необходимых исторических знаний

2

10-12мин

Работа с компьютером

Работа с бумажным учебником

Работа с историческими документами

3

10-12 мин

Работа с бумажным учебником

Работа с компьютером

Работа с бумажным учебником

4

10-15 мин

Работа с историческими документами

Работа с историческими документами

Работа с компьютером

5

5мин

Подведение урока. Домашнее задание

На первом этапе урока учитель формирует группы учащихся и ставит перед ними общую проблемно-познавательную задачу: выявить сильные и слабые стороны красных и объясняет им схему их работы на уроке. На каждом этапе работы группы учащихся получают от учителя конкретную схему заданий. Так группа, которая работает с компьютером получает задание: Во время индивидуальной работы с альбомом пункта мультемидийного учебника Создание красной армии составить план- конспект по следующим вопросам 1.Эволюция взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил.2.Рост численности красной армии.3.Как решался вопрос с командирскими кадрами в красной армии. Во время индивидуальной работы с пунктами мультемидийного учебника Красный террор ,Ликвидация дома Романовых, Решающие победы красных составить план- конспект по следующим 4.Причины красного террора 5 Заполнить таблицу «Решающие победы красных»:

Дата

Событие

Фронт

Группа, которая работала с документами получает задание 1.Провести сравнительный анализ двух документов, распечатанных из мультемидийного учебника: декрета Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 г. «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и постановления ВЦИК от 29 мая 1918 г. «О мобилизации трудящихся в Красную Армии. 2. Изучить документ «Из воспоминаний Юровского руководителя расстрела царской семьи и ответить на вопросом: Согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая II была выгодна всем политическим силам, участвовавшим в вооруженном противоборстве: и красным, и белым, и руководителям Антанты

Группа, которая работает с бумажным учебником получает задания: 1Изучить пункт Военный коммунизм и заполнить таблицу «Политика военного коммунизма»:

Политическая цель

Экономическая цель

Основные мероприятия

      2. Изучить пункт Война с Польшей и ответить на вопросы: каковы причины Русско-польской войны 1920 г.? В чем заключалась ее специфика? Каковы были итоги? Почему В. И. Ленин назвал войну с Польшей «политической ошибкой»?

      На последнем этапе урока учащиеся отвечают на основной вопрос, поставленный в начале урока в чём сильные и слабые стороны красных.

      Задание на дом. § 18 и вопросы к нему. Задания 5 (с. 77), 7 (с. 78), 9 (с. 79) в рабочей тетради (вып. 1).
Урок 3.Тема урока: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ

     Тип урока: практическое занятие с элементами лабораторной работы

 Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; сформировать представление о «белой» альтернативе развития России; раскрыть цели, политическую и экономическую программы белого движения и определить его социальный состав; раскрыть причины поражения белого движения.

 Основные знания: политические и экономические программы белого движения; характер белогвардейской власти; причины поражения белого движения.

Основные умения и навыки: получать и анализировать информацию с помощью работы с различными источниками (учебника, исторических документов, компьютера), консультироваться, связывать воедино и использовать отдельные части знаний; развивать умения и навыки получения информации по изучаемой теме через компьютерные технологии: компьютерный учебник, медиа –материалы; совершенствовать навыки работы с компьютерными дисками по истории; развивать умения работы с исторической картой, глоссарием; совершенствовать умения анализировать исторические факты, давать им личностную оценку и выстраивать гипотезу по проблемным вопросам;

 Основные понятия: Гражданская война; иностранная интервенция; «белый террор».

Оборудование урока: мультимедийный учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XX век» Клио Софт 2002, распечатанные документы из параграфа 16-17 данного учебника, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XX век» Просвещение 2008, рабочая тетрадь (вып. 1, § 16—17); хрестоматия; таблица; карта «Гражданская война и интервенция в России».

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 55), 4 (с. 57), 9 (с. 62), 10 (с. 62), 11 (с. 62—63), 12 (с. 63) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

 

1. 

Почему первое Советское правительство получило название «Временное рабоче-крестьянское правительство»?
а) Большевики первоначально предполагали оформить его юридический статус на Учредительном собрании;
б) большевики хотели в последующем привлечь в него меньшевиков и эсеров;
в) большевики хотели передать всю полноту власти Учредительному собранию.

 

2. 

Кто был избран первым председателем ВЦИК?
а) Л. Б. Каменев; б) Я. М. Свердлов; в) М. И. Калинин.

 

3. 

Когда было создано коалиционное Советское правительство?
а) Октябрь 1917 г.; б) декабрь 1917 г.; в) март 1918 г.

 

4. 

Кто стал первым председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, созданной в декабре 1917 г.?
а) Ф. Э. Дзержинский; б) М. С. Лацис; в) М. С. Урицкий.

 

5. 

Кто был избран председателем Учредительного собрания?
а) Я. М. Свердлов; б) М. А. Спиридонова; в) В. М. Чернов.

 

6. 

Какой документ был представлен большевиками для утверждения его Учредительным собранием?
а) Декрет о власти;
б) «Декларация прав народов России»;
в) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

 

7. 

Поддержали ли левые эсеры разгон Учредительного собрания?
а) Да; б) нет; в) не знаю.

 

8. 

Кто из большевистских лидеров возглавил группу «левых коммунистов», выступавшую против заключения сепаратного мира с Германией?
а) Н. И. Бухарин; б) Л. Б. Каменев; в) И. В. Сталин.

 

9. 

Кто из большевистских лидеров в ходе переговоров с Германией выдвинул положение, выраженное формулой: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем»?
а) Ф. Э. Дзержинский; б) Г. Е. Зиновьев; в) Л. Д. Троцкий.

 

10. 

Когда был подписан сепаратный мир с Германией?
а) 18 декабря 1917 г.; б) 23 февраля 1918 г.; в) 3 марта 1918 г.

 

11. 

Какое предприятие было первым национализировано большевиками?
а) Путиловский завод;
б) Ликинская мануфактура;
в) Ленские золотые прииски.

 

12. 

О чем шла речь в декрете ВЦИК и СНК от 11 декабря 1918 г.?
а) О привлечении буржуазных специалистов к сотрудничеству с советской властью;
б) об организации и снабжении деревенской бедноты;
в) о введении рабочего контроля на предприятиях.

 

13. 

Поддержали ли левые эсеры введение чрезвычайных мер в деревне?
а) Да; б) нет; в) не знаю.

 

14. 

Когда была принята первая Конституция РСФСР?
а) 5 января 1918 г. на Учредительном собрании;
б) 10 июля 1918 г. на V съезде Советов;
в) 20 марта 1919 г. на VIII съезде РКП(б).

План изучения нового материала

1. Формирование белого движения. 2. Иностранная интервенция. 3. «Демократическая контрреволюция» 4. Проблема террора. Ликвидация Романовых. 5. Формирование Южного фронта. Характер белогвардейской власти на юге. 6. «Белый» север. 7 «Белый» Крым. 8. Причины поражения белого движения.

      

1. Второй вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая в § 16—17 учебника раздел «Первые вспышки» и выполняя задание 3 (вып. 1, с. 64—65) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель просит пояснить, почему первый период Гражданской войны получил название «локальный»; каковы были главные противоборствующие силы в этот период; почему большевикам удалось достаточно быстро подавить выступления мятежных атаманов.

  2. Рассказ учителя о специфике иностранной интервенции целесообразно сочетать с выполнением заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу.

«иНТЕРВЕНЦИЯ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ»


Дата

СОБЫТИЕ

ИТОГ, ПОСЛЕДСТВИЯ




















ЗАДАНИЕ 2. ПРЕДПОЛОЖИТЕ ( ГИПОТЕЗА). кАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?

1.Предположите, выгодно ли было Антанте отсутствие единства в среде контрреволюции?

2. Если бы победили интервенты, какой был бы путь развития у россии?

3.Построить модель российского государства: ''Если бы в

гражданской войне победили ''белые''?

4.Могли ли найти компромисс ''красные '' и ''белые''?

5.МОЖЕТ БОЛЬШЕВИКИ ПОСТУПАЛИ ВСЕ ЖЕ ПРАВИЛЬНО, КОНФИСКУЯ

ПОМЕЩИЧЬИ ЗЕМЛИ, ПРОВОДЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЮ ФАБРИК И ЗАВОДОВ?

МОЖЕТ ТАК НЕОБХОДИМО ПОСТУПИТЬ И СЕГОДНЯ, ПО БОЛЬШЕВИСТСКИ, ОСОБЕННО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОЛИГАРХАМ?

6.ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРИШЛОСЬ СДЕЛАТЬ ВЫБОР: ЗА «КРАСНЫХ» ИЛИ ЗА «БЕЛЫХ» КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ. ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.

      3. При изучении с третьего по седьмой вопросы целесообразно сочетать различные методы: рассказ учителя с использованием презентации, работу с документами, беседу, выполнение заданий в рабочей тетради, работу с картой.

      В ходе рассказа учителя о выступлении чехословацкого корпуса учащиеся выполняют задание 6 (вып. 1, с. 67—68) в рабочей тетради.

      Рассказ о приглашении адмирала А. В. Колчака в состав правительства Уфимской директории можно дополнить биографической справкой.

      Александр Васильевич Колчак (1874—1920) родился в семье морского офицера-артиллериста. В 1894 г. закончил Морской корпус вторым учеником и за успехи в учебе был награжден премией адмирала Рикорда. В 1895 г. был назначен помощником вахтенного начальника крейсера «Рюрик». Во время своего первого плавания на Тихом океане Колчак по собственной инициативе начинает заниматься океанографией и гидрологией. В 1899 г. он был приглашен в Русскую полярную экспедицию, возглавляемую бароном Э. В. Толлем. Но предварительно барон отправил молодого моряка в Норвегию на учебу к Ф. Нансену.

      Во время Русско-японской войны Колчак сражался в Порт-Артуре. Был ранен, попал в плен. По возвращении домой был признан инвалидом и направлен в распоряжение Академии наук для обобщения итогов экспедиции. За эту работу географическое общество присудило ему высшую научную награду — Большую Константиновскую золотую медаль.

      Начало Первой мировой войны застало Колчака в штабе Балтийского флота. В начале сентября 1915 г. он был назначен командиром минной дивизии. За разработку и осуществление операции по высадке десанта на Рижском побережье в тыл немцам получил высшую боевую награду — Георгиевский крест. В июле 1916 г. Колчак был назначен командующим Черноморским флотом и произведен в вице-адмиралы.

      Февральская революция явилась для него полной неожиданностью, но Колчак без особых колебаний присягнул Временному правительству, рассчитывая, что революция всколыхнет патриотический энтузиазм масс и даст возможность победоносно завершить войну. В первые недели революции ему удалось наладить определенное взаимодействие и контакт с Севастопольским Советом рабочих депутатов и матросским комитетом и предотвратить эксцессы между матросами и офицерами. Однако в начале июня 1917 г. революционные волнения захватили и Черноморский флот. Матросские комитеты постановили разоружить офицеров. Колчак воспринял это требование как личное оскорбление и сложил с себя полномочия командующего флотом.

      В конце июля 1917 г. по приглашению американской военной миссии Колчак уехал в США для передачи опыта организации минного дела и борьбы с подводными лодками.

      Октябрьская революция застала его в пути: он возвращался на родину. На одной из стоянок в Японии он узнал о начавшихся в Бресте переговорах о мире и воспринял это как личную катастрофу. Колчак решает продолжить свое участие в войне на стороне союзников. Однако англичане порекомендовали ему выполнять свой союзнический долг в самой России. Перед Колчаком была поставлена задача объединить разрозненные отряды для создания единого антибольшевистского фронта на Востоке. 4 ноября 1918 г. он прибыл в Омск и дал согласие занять пост военного и морского министра в правительстве Директории.

      Сущность политического режима адмирала А. В. Колчака учащиеся могут изучить самостоятельно путем выполнения задания 7 (вып. 1, с. 69—70) в рабочей тетради.

      6. Рассказ о формировании Южного фронта и о белогвардейской власти на юге можно дополнить биографической справкой.

      Антон Иванович Деникин (1872—1947) родился в семье бывшего крепостного крестьянина, дослужившегося в армии до майора. Детство Антона Деникина прошло в беспросветной нужде. В 1892 г. он окончил Киевское юнкерское училище и осенью 1895 г. после нескольких лет подготовки выдержал конкурсный экзамен в Академию Генерального штаба. Русско-японская война застала его в Варшаве. И хотя войска Варшавского военного округа не подлежали отправке на Дальний Восток, капитан Деникин сразу же подал рапорт о направлении его в действующую армию. Войну Деникин закончил уже в чине полковника. Затем служил на штабных должностях в Саратове и Житомире. Активного участия в политике не принимал, хотя, по его собственным словам, «принял российский либерализм в его идеологической сущности без какого-либо партийного догматизма». В июне 1914 г. Деникин был произведен в генерал-майоры, а через месяц началась Первая мировая война. 6 сентября 1914 г. он был назначен начальником 4-й стрелковой бригады, входившей в состав 8-й армии Юго-Западного фронта, которой командовал генерал А. А. Брусилов. Среди офицеров 8-й армии были и будущие организаторы белого движения: Каледин, Корнилов, Марков. Генерал М. В. Алексеев был в то время начальником штаба Юго-Западного фронта.

      Февральскую революцию Деникин принял без особого энтузиазма. Но в марте он был назначен на должность начальника штаба при Верховном Главнокомандующем М. В. Алексееве. Находясь на этом высоком посту, А. И. Деникин пытался противостоять разрушительным процессам, происходившим в армии, выступал за единоначалие и строгую дисциплину. После образования первого коалиционного правительства и замены Алексеева на Брусилова Деникин получил в командование Западный фронт, а в конце июля стал Главнокомандующим Юго-Западным фронтом. За активную поддержку генерала Корнилова его отстраняют от должности и заключают вместе с другими корниловцами в Быховскую тюрьму. В ноябре 1917 г. им удается бежать на Дон, где Деникин вместе с Корниловым участвует в создании Добровольческой армии. После гибели Корнилова в апреле 1918 г. он встал во главе этой армии. К осени 1918 г. Деникину удалось разбить отрезанные от Центра России красноармейские части и полностью овладеть Северным Кавказом и Нижним Доном. Укрепляется авторитет и влияние Деникина не только среди участников белого движения, но и у правительств стран Антанты. Он становится Главнокомандующим вооруженными силами Юга России, а затем и заместителем Верховного правителя адмирала Колчака.

      Весной 1920 г. после разгрома белых армий Юга России красными частями Деникин, передав командование генералу П. Н. Врангелю, эмигрировал во Францию. В эмиграции он отошел от активной политической деятельности, занимаясь литературным трудом. Автор «Очерков русской смуты» в пяти томах, охватывающих события 1917 г. и Гражданскую войну. В 1939 г. выступил с обращением к русской эмиграции не поддерживать Германию в случае ее войны с СССР.

После рассмотрения 8 вопроса класс разбивается на две группы. Каждой из групп учитель готовит задание на урок.(ПРИЛОЖЕНИЕ) Последовательность заданий для групп строится по следующей схеме, отражённой в таблице

этап

время

1группа

2 группа

1

2мин

Организационный момент, постановка целей урока. Актуализация необходимых исторических знаний

2

5-10 мин

Работа с компьютером

Работа с историческими документами

3

5-10 мин

Работа с историческими документами

Работа с компьютером

      В классах с более сильным составом учащихся можно предложить прочитать в § 16—17 материал о сущности белогвардейского режима на Юге России и обращения А. И. Деникина, помещенные в хрестоматии, и провести сравнительный анализ программы деникинского движения и тех мероприятий, которые к тому времени уже провели большевики, заполнив следующую таблицу:

Линии сравнения

Правительство Юга России

Мероприятия советской власти

Политический режим

 

 

Национально-государственное устройство

 

 

Аграрный вопрос

 

 

Рабочий вопрос

 

 

      На вопрос о причинах поражения белого движения учащиеся отвечают самостоятельно, читая соответствующий раздел учебника и делая опору на выполненные задания. 

      Задание на дом. § 16—17 и вопросы к ним. Задания 1 (с. 63), 2 (с. 64) в рабочей тетради (вып. 1).

Урок 4 Тема урока: «Почему в Гражданской войне победили «красные»? »

Тип урока: повторительно – обобщающий

Вид урока: проблемный урок

Цели урока:

  • Обучающая: Проанализировать мероприятия Советского правительства, действия белых в период Гражданской войны и сделать обоснованный вывод, почему в гражданской войне победили «красные»

  • Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы),продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения, корректировать деятельность

  • Воспитательная: Способствовать воспитанию интереса и уважения, любви к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа

Оборудование:

  • Карты "Гражданская война в 1928–1919 гг." и "Гражданская война в 1919–1920 гг."

  • Портреты участников Гражданской войны

  • Плакаты и карикатуры

Литература :
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconИсследовательская работа. «Сравнительный анализ Великой смуты и Гражданской войны в России»
А определение понятия «Гражданская война» в различных исторических источниках стр. 6-7
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconРеферат гуу 28 2009 799, ancher77@mail ru Icq 170552870 содержание...
...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconИздание: Шкуро А. Г. Гражданская война в России: Записки белого партизана....
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconЛитература: Конституция Российской Федерации
Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconГражданская война реферат 2005г. Источник
На этот счет в обширной литературе (отечественной и зарубежной) существует множество точек зрения, порой явно противоречащих друг...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconПрограмма курса «История России 19 век» и«Новейшая история»
Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» icon«Великая Отечественная война»
Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI хviii век. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2009
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для...
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconИстория отечественная. Урок “внешняя политика россии. Русско-японская война” Предмет
Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века
Итоговая работа по теме: «Гражданская война в России» в рамках изучения курса История России ХХ век Изучение темы «Гражданская война в россии» iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск