Однозначные и многозначные слова





Скачать 60.24 Kb.
НазваниеОднозначные и многозначные слова
Дата публикации15.08.2014
Размер60.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Однозначные и многозначные слова

(Урок во 2-А классе)
Цели:

  1. Дать понятие об однозначных и многозначных словах. Учить позоваться толковым словариком в конце учебника.

  2. Упражнять в толковании слов в тексте и предложении

  3. Расширять словарный запас, развивать речь детей.

  4. Воспитывать аккуратность и взаимоуважение.


I. Оргмомент.

 Проверьте, всё ли у вас готово к работе: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, конверт, карточка. Покажите свою готовность к работе.
II. Минутка чистописания.

 Повторим правила работы в тетради.(Обратить внимание детей на табличку на доске.) Откройте тетрадь, подготовьте её к работе.

Чтоб писать нормально

Тетрадь положим правильно:

За левый тянем уголок,

Чтоб быть наклон красивым мог.

Сегодня 13 февраля. Какую букву запоминаем в слове «февраля»? (Букву е – это словарное слово.) Что помним в слове «Классная»? (Удвоенное СС.) В слове «работа»? (Гласная а в первом слоге – словарное слово.)

Обратите внимание на соединения букв на доске. Что у них общего? (две буквы О). Чем они различаются? (оло – нижнее соединение, оро – верхнее). Пропишите красиво до конца строки. Следите за посадкой.

За партой ровненько сижу,

Спинку прямо я держу.

Над тетрадью наклоняюсь –

Грудью парты не касаюсь.

 Прочитайте орфографически слова на доске. Возьмите карточку «состав слова», покажите, в какой части слова находятся подчёркнутые буквы. Что нужно запомнить в этих корнях? Запишите эти слова в тетрадь каллиграфически.

 Каким одним словом можно заменить эти слова? (Птицы.) Объясните значение этого слова. (Ответы детей.)
III. Актуализация знаний. 5 - 1.

 Прочитайте тему урока на слайде. Подумайте. Поставьте перед собой цели этого урока. Для этого ответьте на следующие вопросы: 5 - 2.

8 Что узнаем? (Что такое однозначные и многозначные слова.)

8 Чему научимся? (Находить различные значения слов самостоятельно и в словаре.)

8 Как будем работать? (В тетрадях – правильно, аккуратно, красиво; на уроке старательно и самостоятельно.)

8 Что получим в результате? (Знания о многозначных и однозначных словах. Умение находить значение слов в словаре и в тексте. Хорошую работу в тетрадях.)

8 Обратите внимание на результат. Запомните его, чтобы мы могли проверить в конце урока. Получилось у нас или нет.
IV. Введение в тему. 5 - 3 ещё раз прочитайте тему урока.

$ Посмотрите и подумайте, чем похожи и чем различаются ключевые слова. Попытайтесь объяснить их значение. (Ответы детей.)

V. Работа по теме.

$ Обратимся к словам в тетради. Объясните значение слова «воробей». (Ответы детей.) Есть ли у этого слова другое значение? (Нет.) Что обозначает слово соловей? (Ответы детей.) Есть ли у этого слова другое значение? (Нет.) Можно ли назвать эти слова однозначными? (Можно.)

$ Какие слова можно назвать «однозначными»? (Те, у которых одно значение.)

$ А теперь я покажу вам предметы, а вы будете их называть и объяснять значение слова. 5 - 4

8 Ручка – часть предмета, за которую берутся рукой.

8 Ручка – письменная принадлежность.

8 Ручка – маленькая рука.

8 И всё это – «ручка» - значения разные, а слово одно.

$ Сколько значений у слова «ручка»? (Три значения. Много.)

5 - 5.

8 Ножка – маленькая нога.

8 Ножка – опора стойка мебели или прибора.

8 Ножка – часть циркуля.

8 Ножка – нижняя часть цветка или гриба.

$ Сколько значений у этого слова? (Четыре. Много.)

$ Как можно назвать такие слова, у которых много значений? (Многозначные.)

5 - 7

$ Повторим ещё раз: Закончи предложения

8 Любое слово имеет … 8 значение.

8 Некоторые слова имеют… 8 Несколько значений.

8 Как можно назвать слова, которые имеют 1 значение? 8 однозначные.

8 Как называются слова, которые имеют много значений? 8 многозначные.
VI. Работа по учебнику.

$ Откройте учебник на странице 26. Проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике. Читаем вместе. Ребята, которые уже очень хорошо читают, прошу вас не спешить, читать спокойно, вдумчиво, не спеша, чтобы другие дети тоже могли прочитать правило, а не только послушать.

(Чтение текста правила классом.)

$ Ответьте, верно ли мы сделали вывод? (Верно.)

$ Прочитайте стихотворение 8 в упр. 1.

Подумайте, почему девочка не поняла маму?

Найдите значение слова теплота в вашем словарике.

Сколько значений нашли? (Ответы детей.)

Как это обозначено в словарике? (Ответы детей.)

Какое из этих значений имела в виду мама? (Ответы детей.)

А какое девочка? (Ответы детей.)

$ Запишите в тетрадь слово «теплота» и то его значение, которое вложил в него автор.

Как будете писать в тетради? (ПАК)
Физминутка «Алфавит».
VII. Упражнение в различении многозначных и однозначных слов.

$ Что же такое однозначные слова? (Ответы детей.)

Что такое многозначные слова? (Ответы детей.)

5 - 7. Работа в парах

$ Возьмите каждый свою карточку. У каждого своя карточка, но работать над ними вы будете в парах. Какое правило работы в парах вы считаете самым важным? (Работать дружно, уважать друг друга.)

$ Рассмотрите предметы на рисунке назовите каждый. Обсудите в парах значение каждого слова. Соедините линиями предметы, которые назвали одинаковым словом.

(Подойти к паре Касьянов – Отт, Напомнить Шанцевой, чтобы помогла соседу.)

8 Проверим. (Переключить указатель на маркер) Назовите многозначные слова. Объясните их значение в каждом случае. Поменяйтесь карточками со своим соседом. (Соединить маркером на экране так, как должно было получиться у детей в карточках.)

Пары, поднимите руки, у кого так же. Поставьте себе + . (Поставить + и переключиться на стрелку.)

Проговорим однозначные слова. Покажите, какие гласные вы напишете в этих словах.

(Телефон – Е (Если теле – только Е), кровать – О (Словарное слово), вертолёт – Е (Проверяем словом вертится), О (Соединительная гласная))

Запишите в тетради в 1 столбик – многозначные слова. Для этого в начале строки поставьте три галочки т.к. писать слово «многозначные» долго. (Показать на доске.) А во 2 – однозначные. Найдите серединку строки и поставьте 1 галочку. Работайте в парах. Обсуждайте работу шепотом. Уважайте друг друга. Если пара закончила работу, беззвучно подайте мне сигнал. Я подойду и проверю. (Кто успел быстро, можно предложить дополнить столбики своими словами.)

8 Проверим. (Взаимопроверка) Сделайте замечания своему соседу.
‚Физминутка «Солнце, море, горы, лес.»
$ Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 27. 5 - 8.

Объясните по рисункам, что могут обозначать слова 8 «корень» и 8 «кисть».

Корень: 8 часть растения, 8 часть зуба. Какое значение слова корень нам известно, но не представлено на рисунках? Верно.8 Корень – главная часть родственных слов.

Кисть: 8 часть руки, 8 часть растения, 8 инструмент маляра и художника.

$ Запишите в тетрадь предложения из упражнения 2, так как они записаны в учебнике.

Найдите в них и подчеркните многозначные слова. Подумайте, в каком значении

употреблено это слово в каждом из предложений.

8 Работаем самостоятельно. Пишем ПАК. (Дети работают самостоятельно. Подойти к Касьянову, Черникову, Отт, Латынцевой и др.)

$ Проверим. Объясните, в каком значении употреблено слово «кисть» в 1 предложении? (Ответы детей.) А во втором? (Ответы детей.)
VIII. Итог урока. 5 - 9.

$ Подведём итоги.

8 Вот чего мы ожидали от этого урока. (Переключить стрелку на маркер.)

Появились ли у вас знания? Проверим? Что такое однозначные слова? (Ответы детей.) А что такое многозначные слова? (Ответы детей.) Знаем. Ставим +

Умеем ли объяснять значения слов? Проверим? Я вам прочту предложение, а вы объясните значение слова корень в этом предложении. «Серёжа выделил корень в родственных словах». (Ответы детей.) «Бабушка вырывала сорняки с корнем». (Ответы детей.)

Посмотрите в свои тетрадки. Хорошая ли у вас получилась работа? Поднимите руки те дети, кто доволен своей работой? (Отметить несколько человек.) Эту задачу мы выполнили? Конечно. Ставим +. (Переключить маркер на стрелку.)

8 А ещё у меня получилось хорошее настроение, т.к. вы все хорошо работали, были внимательны, активны, уважали друг друга и очень старались. Надеюсь, что и вы получили хорошее настроение.

8 А так же хорошие отметки. Оценку 5 ставлю …

Оценку 4… (Объяснить недочёты.) Ещё несколько детей (Назвать!) подойдут с тетрадками, я задам им несколько вопросов, чтобы уточнить оценку.
IV. Домашнее задание. 5 - 10

$ Запишите домашнее задание. Правило на странице 26 – выучить обязательно, для письменной работы выберите себе задание, которое вам больше всего по душе.

Или: Упражнение 5 – в тетрадь выпишите из словарика в конце учебника различные

значения слова «золотой»;

Или: Поищите в толковых словарях многозначное слово и выпишите его различные

Значения.

Или: Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие различные значения одного многозначного

слова.
5 - 11. 8 Всем спасибо!!! 8 Все молодцы!!!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Однозначные и многозначные слова iconТема урока: «Как появляются многозначные слова»
Закрепить понятия «однозначные и многозначные слова», совершенствовать умения употреблять многозначные слова в речи, совершенствовать...
Однозначные и многозначные слова iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»

Однозначные и многозначные слова iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Однозначные и многозначные слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова
Однозначные и многозначные слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять умение делить многозначные числа на однозначные, выполнять операции с величинами,...
Однозначные и многозначные слова iconУчебник на странице 31. Внимательно прочтите рубрику "Теоретические...
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект игрового занятия
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект интеллектуальной игры «Поле чудес»
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект урока- игры в 6 классе "Let’s play English"
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект игры-занятия «Знакомство с зубной щёткой»
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconТематическое планирование учебного материала при 5 уроках в неделю...
Обозначение натуральных чисел понятия натурального числа, цифры, десятичная запись числа, классов, разрядов, четные и нечетные числа,однозначные,...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект литературной игры по произведениям С. В. Михалкова подготовительная группа
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект игровой деятельности «Поможем Мишке» (для детей 2-3 лет)
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект занятия с детьми раннего возраста. Тема: «Давайте поиграем»
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Однозначные и многозначные слова iconКонспект урока-игры по внеклассному чтению в коррекционном классе...
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск