Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг»





НазваниеВсем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг»
страница1/13
Дата публикации28.08.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Сергей Аксентьев

НАДЕЖДЫ И ТРЕВОГИ
(исповедь островитянина)




Всем, когда-либо жившим
и ныне живущим на полярных островах
посвящается

Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг»
Шилюку Юрию Петровичу за активное участие и спонсорскую поддержку в издании этой книги.

Жить – значит медленно рождаться.
Антуан де  Сент – Экзюпери

ОТ АВТОРА


Острова, как и люди, имеют свою судьбу, свой характер, своё предназначение.
Есть тёплые, экзотические острова. На них круглый год благоухает зелень, дует с моря нежный бриз, по вечерам, в лучах заходящего солнца, лениво шепчутся пальмы. Праздная жизнь кипит, блещет и искрится весельем.
Эти острова для развлечений и утех зажиточной, не обременённой заботами о хлебе насущном, публики, съезжающейся со всех стран и континентов.
Красивы экзотические острова, но задеть самые чуткие, самые потаённые струны человеческой души они не могут. Нет в них какой-то изюминки, какого-то магнетизма, чтобы добраться до глубин первородных человеческих чувств. Они, подобно шампанскому, опьяняют лишь ненадолго.
Есть острова трудяги. На них человек добывает уголь, руду, охотится на зверя.
Как и во всяком тяжелом труде, нет там места эмоциям, разглядыванию пейзажей, анализу чувств. Вся жизнь на них подчинена добыче и подсчёту добытого. Тонны, штуки, головы - вот нехитрая житейская арифметика. И только сторонний проницательный взгляд исследователя-натуралиста может заметить их неброскую красоту и донести её другим людям в рисунках, картинах, книгах. Одним из таких подвижников был Рокуэлл Кент.
Но есть ещё острова-стражи, большая часть жизни которых отдана одной единственной цели, охранять морские рубежи государства.
Не велики обычно эти острова, малоизвестны для сухопутного обывателя. Нет у них особого героического прошлого, незаметно и буднично настоящее. И от материка то они расположены вроде недалеко, и люди на них живут самые обыкновенные.
Но стоит хоть раз побывать на их неприветливых берегах, пожить годик-другой, как они намертво войдут в душу. И потом, по прошествии многих лет, где бы ты ни был и какие бы после этого страны ни повидал, стоит только тронуть потаённое, как тёплые волны былого нахлынут, словно морской прилив, и поднимут со дна на поверхность души добрые воспоминания о днях, проведённых на них. И до боли захочется поделиться этим душевным теплом с окружающими тебя людьми.
Только бы слушатель был терпелив и любознателен, а уж житейских историй, сложившихся на этих островах, не счесть.

 

НАЗНАЧЕНИЕ

Всяк сверчок знай свой шесток
Пословица

Отгуляв после выпуска из училища свой первый лейтенантский отпуск, в начале октября я прибыл в Североморск за назначением на должность.
В это время на Севере наступает полярная ночь. Дни короткие, как правило, серые и невыразительные. Североморск в эту переходную пору показался мне каким-то унылым, а множество патрулей и черных шинелей на улицах создавали ощущение казармы.
«Ваенга», центральная в ту пору гостиница города, была забита лейтенантами-выпускниками военно-морских училищ. С утра вся эта разнокалиберная братия устремлялась в управление кадров за назначениями, а по вечерам разбредалась по немногочисленным ресторанам или «кучковалась» в номерах, где стихийно образовавшийся «мальчишник» скрашивал нехитрый холостяцкий ужин. Те, кто приехали с женами, были под строгим надзором и ждали удобного случая, чтобы под любым предлогом сорваться с «поводка» и, заскочив в ближайшую компанию, наскоро опрокинуть рюмку-другую и узнать о том, кто куда и как распределился.
Возможных мест для прохождения службы по моей специальности было три: флотский арсенал, полуостров Рыбачий и остров Кильдин. Первый объект был для меня недоступен: чтобы попасть туда служить, требовались либо особая изворотливость, либо «мохнатая» рука. Ни тем, ни другим я не обладал, поэтому к предстоящему назначению относился без нервозности. В кадры не бегал, справок ни у кого не наводил.
Кильдином почему-то всех пугали. И при одном упоминании о возможном туда назначении многих моих однокашников брала оторопь. Мне же было все равно. В назначенный день с предписанием в руках я появился в прокуренной комнате кадровика-направленца. Напротив входной двери, за обшарпанным столом, обложенный папками с личными делами выпускников, сидел усталый майор. Мою попытку представиться по уставу, он сразу же пресек, кивнув головой на стул возле стола. Молча взял мое направление, нашел личное дело, пролистал его и, наконец, спросил:
- По какой специальности хочешь служить?
Я ответил, что в училище специализировался по газотурбинным установкам.
- Хорошо, - ответил майор. – Пойдешь на Кильдин, на техническую позицию. Там как раз нужны специалисты твоего профиля.
- Согласен, - ответил я.
- Ну, вот и договорились, - улыбнулся майор. – Иди, оформляй документы.
Едва я вышел из кабинета в коридор, как страждущая братва обступила меня:
- Куда?
- Кильдин, - спокойно ответил я. И сразу стало тихо. На меня смотрели, как на тяжело больного – с нежностью и состраданием.
Быстренько оформив документы и получив проездные, я уехал в Мурманск.
В Североморске, при получении проездных документов, меня предупредили, что связь с Кильдином только теплоходом, который, совершая рейсы вдоль восточного побережья Мурмана, дважды в неделю заходит на Кильдин.
Мне повезло: в этот день был теплоход, а в кассе нашелся билет в каюту третьего класса. Мурманск мне понравился. Открытость его широких улиц, окраска фасадов домов в светло-голубые, салатные и бледно розовые тона, успокаивали, а трогательная предупредительность и доброжелательность людей дополняли приятные впечатления. В последующем, когда мне по лейтенантской молодости пришлось много мотаться по командировкам, я всегда останавливался в Мурманске, даже если и приходилось из-за этого ежедневно совершать в тряском автобусе дальние рейсы.



В порт я пришел минут за двадцать до отправления. Взял в камере хранения свой нехитрый багаж и поднялся по трапу на борт теплохода, сделав свой первый шаг навстречу к столь пугающему многих острову.
Теплоход назывался «Илья Репин», или, в обиходе, просто «Ильюша». Был он невелик, но коренаст и по северному деловит. Машины его работали на угле, и поэтому над трубой красовался густой черный столб дыма, а внутри металлического чрева, что-то постоянно клокотало. Из динамиков теплохода «на полную катушку», проникая во все уголки и закоулки морвокзала и его окрестностей, неслось: «Морские медленные воды, не то что рельсы в два ряда, и провожают пароходы совсем не так как поезда..»
Большинство пассажиров примерно мои ровесники или чуть постарше. Уверенные в себе, крепкие, обветренные морем ребята в цветастых свитерах. Стройные и миловидные девчонки. Многие слегка навеселе и потому безмятежно улыбчивы.
Бросив вещи в каюту, я поднялся на верхнюю палубу, в ресторан, забитый почти до отказа. Осмотревшись, в дальнем углу увидел свободное место за столиком возле иллюминатора. Там и причалил, оказавшись в компании светло-русого, голубоглазого парня, чем-то напомнившего мне книжного скандинавского викинга, и двух его очаровательных спутниц. Первый тост подняли за знакомство, а затем потекла неспешная и увлекательная для меня беседа под пенистое пиво и великолепный заполярный палтус.
Компания следовала в Дальние Зеленцы. По профессии мои новые знакомые были гидробиологами. Я с нескрываемым восхищением слушал их рассказы о морских обитателях полярных вод, о их житье-бытье среди скал, тундры и моря. До сих пор название Дальние Зеленцы у меня ассоциируется с какой-то изумительно красивой, недосказанной сказкой…
В каюту я пришел глубоко за полночь. Посмотрел на часы. До прихода на Кильдин оставалось меньше двух часов. Прилег на койку и сразу же провалился в сон.
Проснулся от грохота вытравливаемой якорной цепи.
- Кильдин! Кильдин! – зашумели по каютам.
Подхватив чемодан, вышел на палубу. Ночь была тихая, безлунная и беззвездная. Теплоход плавно покачивался на длинной, тягучей зыби, отливавшей в свете иллюминаторов и люстр палубного освещения полированной чернотой полярных вод. Прямо передо мной четко вырисовывался мрачный силуэт острова. Он напоминал не то льва, не то быка, застывшего перед броском в бесконечность.
Там, где камень и море соединялись, были видны редкие, неяркие огоньки-призраки. Но странное дело, угрюмость увиденного пейзажа и отрешенность его от мира не внесли сумятицы или беспокойства в мою душу. Наоборот, где-то глубоко-глубоко внутри себя я воспринимал это как свое, давно подготовленное работой ума, сердца и романтикой прелестной сказки о Дальних Зеленцах. Мерное покачивание теплохода и липкая темнота ночи успокоили пассажиров. Все притихли в ожидании плавсредства для переправки на берег.
Вдруг где-то в черном далеке зародился и, отраженный от скал и воды, долетел до нас негромкий звук мотора. Он напоминал стрекот кузнечиков в жаркий полдень на зеленом лугу.
- «Дора»! «Дора» идет! – оживились ожидающие на палубе. И вот уже внизу, под самым бортом, на зыби пляшет нечто весьма хрупкое и игрушечное, именуемое «Дорой». Заскрипели цепи опускаемого трапа, засуетилась публика, отбывающая на Кильдин.
Я ступил на качающийся трап, сделав еще один шаг навстречу своей судьбе.
Плотно загруженная людьми, тюками, ящиками, чемоданами и еще Бог весть каким скарбом, «Дора» медленно отваливает от борта. Провожающие на теплоходе машут нам руками, желают скорых встреч. Среди кромешной тьмы теплоход похож на расцвеченную новогоднюю елку. Он весело подмигивает нам своими огнями, оставляя надежду на возвращение.
Впереди приближается громада острова. Из-за низкого борта и качки, огни на далеком еще берегу вспыхивают каким-то неверным, дрожащим светом. Ощущается дыхание не сильного, но холодного низового ветра. На лицо все чаще попадают брызги, и вот уже стылая сырость пропитывает одежду.
Сквозь стрекот мотора слышно, как на теплоходе выбирают якорь-цепь. Видно, как он разворачивается и медленно набирает ход. Гаснет новогодняя елка. Над морем плывет прощальный гудок. В душу, подобно сырости, вползает необъяснимая тоска по теплу каюты, по новым друзьям, плывущим в свои Дальние Зеленцы, по залитым электричеством городам, по всему, что осталось там, на Большой Земле.
На качающейся, тарахтящей посудине я впервые ощутил и понял разлуку. Я понял, что разлука – это грань, отделяющая реальное от нереального. Реальными в данной ситуации были я и люди, находящиеся со мной в лодке. Реальной была и сама лодка, и ее мерно стрекочущий мотор, и ее кормчий, знающий, куда надо рулить. Нереальными были удаляющийся теплоход, твердая земля с огнями городов, друзья, оставшиеся за черным пологом ночи. Нереальным оставался пока и остров, черной громадой надвигавшийся на нас.
Наконец «Дора» сбавляет обороты и с шипением вползает в ковш, образованный причальной стенкой и берегом. Время полного отлива, поэтому путь наверх предстоит по мокрому, скользкому трапу. Замечаю, что порядок высадки строго определен. Сначала поднимаются женщины. Их поддерживают снизу и принимают сверху. Затем осторожно и бережно переправляют детей. Затем весь многочисленный скарб и уж потом поднимаются все остальные. Высадка происходит быстро, организованно.



Вот и я наверху. Ночь здесь, на пирсе, кажется, еще черней. Первый признак цивилизации – электрическая лампочка. Она светит метрах в пятидесяти над дверью вросшей в землю хибары. Как мне потом объяснили, это почтовое отделение «Западный Кильдин» – узловая точка контакта обитателей острова с внешним миром.
Осматриваюсь. Теплоход, деловито спешащий на восток, отсюда кажется игрушечным. Прямо передо мной склон горы, круто уходящий вверх. В ближайшей перспективе светит пяток фонарей на стенах каких-то деревянных строений, разбросанных в окрестностях причала. На небольшой площадке возле пирса несколько бортовых «ЗИЛов», приземистых тягачей, да пара тракторов с металлическими санями – весь нехитрый набор транспортных средств острова.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» icon1. Основные демографические характеристики
Аппарат Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка выражает искреннюю признательность и благодарность людям,...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Первого Президента РФ б. И. Ельцина. Выражаем благодарность директору Фонда Т....
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconИстоки взаимоотношения полов или еще раз про любовь
Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за участие в подготовке книги
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconУильям Тейлор. Радикально лучше: Как преобразовать компанию, совершить...
...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconКнига посвящается истории антифашистской борьбы на территории Псковской обл., Белоруссии, Латвии
Родины. Мы, ныне живущие, не должны, не имеем право забывать обо всём этом. Свой вклад в Победу внесли и невельчане, и те, кто сражался...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconРекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного...
...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Если глагол to be употреблен в настоящем времени (am, is, are), то конструкция выражает действие или состояние, относящееся к будущему....
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель мероприятия: Воспитание чувства патриотизма к своей Отчизне, готовности встать на защиту своих рубежей; выражение глубокой признательности...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconМитсуги Саотоме Принципы Айкидо
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconКнига аристократов
Мы будем пользоваться источниками информации, данными, мыслями, шутками, которые либо общедоступны в сети, либо заложены когда-то...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы отправимся в загадочную восточную страну Японию. Япония находится в Юго-Восточной Азии и расположена на 4-х крупных островах...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconЗанимайтесь физкультурой, будете здоровы!
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconПо дисциплине «Теория и организация афк»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconДальневосточный государственный университет одобрено методической «утверждаю»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Всем, когда-либо жившим и ныне живущим на полярных островах посвящается Автор выражает искреннюю благодарность директору севастопольского ЧП «Полюс-Юг» iconУчебные, учебно-методические и библиотечно-информационные ресурсы
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск