Скачать 10.2 Mb.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003 Эксперты-разработчики: Каспржак А.Г. (руководитель проекта, общая редакция), Раздел Введение: Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф., Митрофанов К.Г., Поливанова Е.Н., Раздел Начальная школа: Юдина Е.Г. (общая редакция раздела), Улановская И.М., Цукерман Г.А. Раздел Основная школа: 1 Поливанова Е.Н. (общая редакция раздела), Исайчева А.В. Раздел Старшая школа: Иванова Л.Ф., (общая редакция раздела), Каспржак А.Г. Техническое обеспечение проекта: Поваляева Н.Е. Авторы материалов, подготовленные школами, указаны в примечаниях. Авторский коллектив выражает благодарность за предоставленные материалы, продуктивное обсуждение документа, замечания и предложения: О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.А. Ленской, О.Б. Логиновой, Н.Ф. Мухе, Н.В. Мухе, А.А. Пинскому, Т.В. Пискуновой, В.А. Прудниковой, Н.Ф. Радионовой, Е.Л. Рачевскому, А.А. Рывкину, В.В. Спасской, А.А. Терехову, А.П. Тряпицыной, И.Д. Фрумину, Б.Д. Эльконину, С.М. Юсфину. Оглавление Введение 5 1. К читателю 5 2. В новом контексте 7 3. Компетенция - компетентность и компетентностный подход 13 4. Решение проблем – ключевая компетентность. 19 5. Традиционное обучение и компетентно ориентированное обучение - попытка сопоставления 21 6. Проблема оценивания и компетентностный подход или «научение успехом» 29 7. Навигация, или Над этим мы предлагаем Вам задуматься 33 8. Структура и содержание сборника «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения» 34 9. Три ступени школы – общий взгляд на проблему 36 10. Специфика внедрения компетентностного подхода в школьном образовании 40 Раздел «Начальная школа» 47 1. Эксперимент в начальной школе: совместность и оценивание 47 2. Целостные модели организации образовательного процесса 88 2.1. Модель образовательного процесса в «Школе самоопределения», Москва 88 2.1.1. Изменение условий образовательного процесса в начальной школе, направленное на развитие индивидуальности и универсальных умений младшего школьника 88 2.1.2. Потребности ребенка – основа коллективной жизни и образования 102 2.1.3. Особенности разворачивания целостной жизнедеятельности и формы совместности в ней 134 2.1.4. Приобретение опыта проектной работы в начальной школе как ресурс для выстраивания совместной деятельности 195 2.1.5. Графические и критериальные формы оценивания в работе с учащимися младших классов 217 2.2. Модель образовательного процесса в гимназии «Универс», Красноярск 251 2.2.1. Формирование учебной самостоятельности первоклассников, или Как научить младших школьников работать с черновиком 251 2.2.2. Формирование партнерских отношений в начальной ступени гимназии “Универс” 311 2.2.3. Методики и технологии оценивания в начальной школе (опыт разработки и внедрения гимназии «Универс») 328 2.2.4. Ролевая игра «Редакция» 359 2.2.5. НИИЧаВо 371 2.2.6. Специфика и использование интегрированных курсов в младшей школе 381 2.2.7. Наши погружения 385 3. Изменение системы оценивания» 388 3.1. Система оценивания в начальной ступени школы 388 3.1.1. Рейтинговая контрольная работа 390 3.1.2. Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки 403 3.2. Безотметочные формы оценивания в школе «Эврика-развитие», Томск 409 3.2.1. Вводный этап к оцениванию 409 3.2.2. Обустройство тренировочного пространства. Черновики, «материалы-помощники», тренировочные задания. 413 3.2.3. Фиксация индивидуальной динамики достижений ребенка (на материале чтения) 417 3.2.4. Развернутая устная и письменная оценка учителя. «Итоговые письма» учителя 420 3.2.5. «Подиум», места для презентации детских работ 423 3.2.6. Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания 425 3.2.7. Формы работы с домашним заданием 427 3.3. Новые формы оценивания учебных достижений школьников 430 4. Организация разных форм совместности в образовательном процессе 455 4.1. Групповая работа в рамках индивидуальной образовательной программы 455 4.2. Модели совместной организации учебного процесса на переходе от дошкольного периода к школьному в школе «Эврика-развитие», Томск 481 4.2.1. Игровая модель 484 4.2.2. Устное рассказывание 486 4.2.3. Свободное сочинительство прозы 488 4.2.4. Модель обучения через драматизацию и театрализацию текста в первом классе 491 4.2.5. Модель работы с детскими вопросами 492 4.3. Построение открытого совместного действия в начальной школе (Школа совместной деятельности, г. Томск) 494 4.4. Организация коллективной работы в процессе учебной деятельности в средней общеобразовательной школе № 466 Санкт-Петербурга 524 4.5. Формирование индивидуальных учебных действий или «учебная самостоятельность» в лицее №3, Красноярск 536 4.6. Взаимодействие учителей начальной и основной школы 542 4.7. Совместная деятельность учителей начальной школы по модернизации содержания и структуры образования 546 5. Отдельные технологии, формы, документы 554 Раздел «Основная школа», «Старшая школа» 569 1. Модель основной школы 569 2. Модель старшей школы 588 3. Красноярская университетская гимназия «Универс» (№1) 601 3.1. Поляризация образовательного пространства подростковой школы 601 Проблема контроля за результативностью инноваций – важнейшая. 620 3.2. Опыт работы старшей школы Красноярской университетской гимназии «Универс» (№1) 636 3.2.1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа 637 3.2.2. Основа учебного пространства в старшей школе - профильные лаборатории 645 3.2.3. Творческие (дипломные) работы старшеклассников 651 3.2.4. Базовые учебные предметы 654 3.2.5. Элективные курсы 658 3.3. Приложения: формы, документы, рекомендации 665 4. Общеобразовательная средняя школа № 1133, г. Москва 697 4.1. Модель целостной школы развивающего образования 697 4.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 704 5. ГОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» 713 5.1. Модель образовательного учреждения 713 5.1.1. Подростковая школа 715 5.1.2. Старшая школа 735 5.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 749 6. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в основной школе 757 6.1. Общие принципы организации образовательного процесса 759 6.1.1 Организация образовательного процесса в основной школе: проектная деятельность подростков 759 6.1.2 Положение о творческих работах в основной школе 774 6.1.3 Индивидуальный проект учащегося в практике школы (ступень основной школы) 778 6.1.4 Организация проектной деятельности учащихся в подростковой школе через внедрение проектных модулей в учебные программы 789 6.2. Подготовка к выбору профиля старшей школы. 805 6.2.1. Организация предпрофильной подготовки на ступени основной школы 805 6.2.2. Положение о комплектовании 8-х предпрофильных классов 818 6.2.3. Положение об организации проектной деятельности учащихся восьмых классов 824 6.2.4. Собеседование с учениками 9-ых классов как процедура психолого-педагогического сопровождения при построении индивидуальной образовательной траектории школьника 828 6.3. Специфика системы оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе 839 6.3.1. Из коллекции техник и методик 839 6.3.2 Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации (на материале курса "Познание", 5-8 классы) 847 6.3.3 Технология подготовки и создания портфолио «Мои достижения» 865 6.3.4 Неделя предъявления интеллектуальной собственности 871 6.4. Методические рекомендации по организации работы с родителями в подростковой школе 876 6.4.1. Анализ проблем современной подростковой школы в организации работы с родителями 877 6.4.2. Какие задачи можно предложить сегодня школам в рамках организации работы с родителями 881 6.4.3. Возможные направления работы с родителями в подростковой школе. 885 6.4.4. Какие риски возможны в организации работы с родителями в подростковой школе 891 6.4.5. Некоторые практические рекомендации в организации работы с родителями в подростковой школе (приложения) 892 6.5. Сценарные разработки тематических праздников 901 6.5.1. Положение о проведении гимназических интеллектуально- творческих Игр (ИТИ) 901 6.5.2 Тематический учебный праздник “День Океана” 917 7. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в старшей школе 932 7.1. Школа «Эврика-развитие», г. Томск: Цели профильной школы 933 7.2. Школа № 91, г. Санкт-Петербург 967 7.2.1. Технология формирования учебных профилей 967 7.2.2. Проектная деятельность в старшей профильной школе 986 7.2.3. Система оценивания в старшей профильной школе 998 7.2.4. Организационно-управленческие изменения, направленные в сторону развития компетентностей 1010 7.3. МОУ лицей п. Васильково Гурьевского района Калининградской области 1014 Рекомендации по составлению индивидуального учебного плана 1014 7.4. НПО «Школа самоопределения», г. Москва 1017 Проект «Я и моё будущее в современном мире» в старшей школе 1017 7.5. Школа № 15, г. Лесосибирск 1026 Накопительная система оценивания достижений учащихся 1026 7.6. Муниципальная полная средняя общеобразовательная школа № 49, г. Томск: образцы документов 1028 7.7. Школа № 76, г. Ярославль 1033 Проектная деятельность учащихся старшей школы. 1033 |
Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Общие положения Уставом образовательного учреждения, на основании информационного письма Министерства образования РФ «Рекомендации по организации... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Дьяченко Алексей Владимирович Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности... | Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Михайло стельмах Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... | ||
Целеполагание компетентностно-ориентированного урока (учебного занятия) Лямкина Лариса Сергеевна, преподаватель литературы и русского языка, гоу нпо пу №16 | Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса... Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе... | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Зміст програмового матеріалу Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного... | Портфолио в системе педагогической диагностики Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно – ориентированного... |