Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград





НазваниеМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград
страница1/5
Дата публикации25.04.2015
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Министерство образования Калининградской области

Калининградский областной институт развития образования

Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ:

Методические рекомендации по организации образовательного процесса

в условиях учреждений НПО СПО Калининградской области

Калининград

2009
П
УДК 372.835.5

ББК 74.266.9

Ш 42
ечатается по решению

редакционно-издательского совета КОИРО

Шеламкова Г.В. Основы военной службы: Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений НПО СПО Калининградской области / Авт.-сост. Г.В. Шеламкова; Под ред. Г.В.Шеламковой – зав. каф.ППОРСиЗТ.– Калининград: КОИРО, 2009.– с.

Методические рекомендации «Основы военной службы» разработаны на основании приказа №384/1

Министерства образования Калининградской области «О введении предмета «Основы военной службы» в подведомственных учреждениях начального и среднего профессионального образования» от 21.04.2009 года для преподавания предмета ОВС в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Методические рекомендации предназначены для администрации ОУ, методистов, преподавателей – организаторов ОБЖ и допризывной подготовки.

Рабочая группа:


  1. Дырышева И.Г., консультант Министерства образования Калининградской области

  2. Шеламкова Г.В., зав. кафедрой педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий КОИРО канд. биол. н., руководитель рабочей группы

  3. Федотов А.Л., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №31 г. Калининграда

  4. Коваль Н.И., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №36 г. Калининграда

  5. Савченко А.Н., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ лицей №17 г. Калининграда

  6. Акимов В.И., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ ШИЛИ г. Калининграда

  7. Кошемчук Н.И., методист ГОУ НПО КО ПЛ-3

Рецензенты:


  1. Пономарев А.Н., военный комиссар Калининградской обл., генерал-майор;

  2. Гуров В.А., доцент кафедры ППТОРСиЗТ КОИРО, канд. пед. н.

© Шеламкова Г.В., 2009

© КОИРО, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Общие положения

Определение содержания общего образования по основам военной службы за счет времени вариативной части базисного учебного плана

Планирование и организация образовательного процесса по основам военной службы за счет времени вариативной части базисного учебного плана

Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы

Требования к уровню подготовки выпускников по предмету ОВС

Учебно-материальная база по курсу ОВС

Литературные источники

Использование современных информационных технологий

Приложение 1 Информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования

Приложение 2 Выписка из плана мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" на 2010 год

4

8
9

11
17
17

19

19

21
22
24

Пояснительная записка
В соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998;

  • Федеральным законом РФ № 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996;

  • Постановлением Правительства РФ № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31.12.1999;

  • Приказом Министра обороны РФ № 203, Минобразования РФ № 1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» от 03.05.2001;

  • Постановлением №74 Правительства Калининградской области «О целевой программе Калининградской области «Патриотическое воспитание населения Калининградской области» на 2007-2011 годы» от 18.01.2008 года;

  • Приказом №384/1 Министерства образования Калининградской области «О введении предмета «Основы военной службы» в подведомственных учреждениях начального и среднего профессионального образования» от 21.04.2009 года;

  • Письмом №18-52-857ин/18-28 Министерства образования РФ «О рекомендациях по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» от 19.03.2002 г.;

  • Письмом №03-898 Министерства образования и науки РФ "О методических рекомендациях по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана»» от 27.04. 2007 г.;

  • требованиями времени и задачами развития страны,

необходимо на региональном уровне определить единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету «Основы военной службы» (ОВС), унифицировать требования к подготовке выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Калининградской области и систематизировать работу по восстановлению учебно-материальной базы согласно требованиям, утверждённым Приказом Министра обороны РФ № 203, Минобразования РФ № 1936.

В Письме №18-52-857ин/18-28 Министерства образования РФ «О рекомендациях по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» от 19.03.2002 года, подчёркнуто, что при реализации нового поколения ГОС СПО сохраняется сложившийся порядок получения среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в основу которого положен Базисный учебный план общеобразовательных учреждений. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования, реализуемая в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, состоит из двух частей: инвариантной и вариативной, составляющей 195 аудиторных часов. Учебный курс ОБЖ во многих общеобразовательных учреждениях страны преподаётся за счёт времени вариативной части базисного учебного плана с 1 по 11 классы как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. В X и XI классах основное внимание уделено изучению разделов: «Основы военной службы» (ОВС) для юношей, «Основы медицинских знаний», «Репродуктивное здоровье женщины» и «Уход за новорожденным» для девушек. Для этого предусматривается 35 учебных часов в X-м или XI-м классе на базовом уровне. Тематика ОВС включена в проект обязательного минимума содержания курса ОБЖ среднего (полного) общего образования. Совместное изучение учебного материала юношами и девушками предусматривает программа курса ОБЖ для X-XI классов (авт. А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин). В IX-Х классах рекомендуется использование специальных авторских курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, которые должны составлять 15–17 учебных часов реализуемых за счёт школьного или регионального компонентов.

Статьями 11, 12, 13 и 14 Федерального закона N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. введено гораздо больше мероприятий по обязательной подготовке граждан к военной службе в общеобразовательных учебных учреждениях, в том числе:

  • получение гражданами начальных знаний в области обороны (согласно статье 12 "Государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования предусматривают получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны");

  • подготовку граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций (проводится штатными преподавателями образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение учебных сборов в конце последнего года обучения);

  • военно-патриотическое воспитание граждан;

  • подготовку граждан, достигших возраста 17 лет, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

31 декабря 1999 года Правительство РФ Постановлением N 1441 утвердило Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, которое вступило в силу в 2000 году. Оно не содержит каких-либо предписаний относительно учащихся, не желающих в силу собственных убеждений либо убеждений своих родителей проходить военное обучение.

Согласно этому Постановлению:

  • получение начальных знаний в области обороны "осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах (п.3);

  • подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. В учебных пунктах подготовку по основам военной службы проходят по направлению военных комиссариатов граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и не работающие в организациях (п.5);

  • с гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п.16), но допускается добровольное обучение девушек основам военной службы (п. 33 "г");

  • общественные объединения и образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин является составной частью профессиональной образовательной программы, обеспечиваются вооружением, техникой и имуществом (п. 25, 26, 27);

  • военно-патриотическое воспитание проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях (п.18);

  • предусматривается проведение учебных сборов.

Во исполнение Постановлений Правительства РФ N 1441 от 31.12.99 г. и N 157 от 3.03.2001 г. Министр обороны в 2001 году издал два приказа:

1) Приказ Министра обороны РФ № 203, Минобразования РФ № 1936 от 3.05.2001 г. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" (далее Инструкция). Инструкция определяет задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

  • приобретение навыков в области гражданской обороны;

  • изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

2) Приказ Министра обороны N 202 от 03.05.2001 г. «Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

В Инструкции:

  • приведён перечень военно-учётных специальностей солдат, матросов, сержантов и старшин;

  • названы проводимые военкоматами мероприятия по предварительному отбору граждан для подготовки по военно-учетным специальностям – в период первоначальной постановки их на воинский учет и перед призывом на военную службу;

  • сказано, что гражданам после собеседования военный комиссар объявляет о зачислении в образовательное учреждение и выдаёт подписанное им предписание;

  • срок обучения – 2 месяца перед призывом;

  • после выдачи удостоверений об окончании образовательного учреждения по соответствующей военно-учетной специальности и присвоении квалификации – отбор в режимные воинские части согласно Постановлению Правительства РФ N 222 от 26.02.99 г. и призыв.

В соответствии с вышеизложенным и согласно Приказу №384/1 Министерства образования Калининградской области «О введении предмета «Основы военной службы» в подведомственных учреждениях начального и среднего профессионального образования» от 21.04.2009 года, с 01 сентября 2009 года в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Калининградской области вводится новый предмет «Основы военной службы», что предполагает наличие образовательных Программ по курсу и соблюдение ряда номативно-правовых вопросов по обеспечению преподавания предмета.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи специалистам в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по ОВС с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности и выполняют три основные функции:

  1. информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОВС;

  2. организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОВС за счет времени вариативной части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по ступеням обучения общего образования, определение его количественных и качественных характеристик;

  3. методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОВС, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

Предмет «Основы военной службы» следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ОБЖ, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования. На преподавание ОВС выделяют дополнительные часы за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения). Главная цель регионального компонента: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки обучающихся за счёт различных форм занятий, наиболее приемлемых и эффективных, исходя из климато-географических, погодных условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а так же контингента, обучающихся в конкретном районе (городе) и образовательном учреждении. Для учебного процесса и личностно-ориентированной заинтересованности учащихся на занятиях по ОВС следует использовать различные формы работы такие, как: деловые игры, тренинги поведения в критических ситуациях, круглые столы др.

Обучение юношей приемам строевой подготовки и выполнению упражне­ний по прикладной физической подготовке рекомендуется проводить на практике, во время проведения пятидневных учебных сборов в конце их предпоследнего года обучения (X-го класса) силами военных комиссариатов на базе воинских частей. На проведение учебных сборов предусматривается 40 часов учебного времени. Сборы планируют как практику для юношей, вне сетки расписания. Тема «Учебные сборы» (X класс) и тема «Особенности военной службы» (последний год обучения, XI класс) не являются обязательными для девушек. В это время с ними организуются занятия по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», которая направлена на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщины; изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Для этого учебная группа (класс) делится на две подгруппы: юноши и девушки. Деление классов на две подгруппы предусмотрено нормативными документами. Время, выделенное на проведение учебных сборов, также может быть использовано для проведения раздельных занятий.

Преподавание предмета ОВС проводит преподаватель-организатор ОБЖ и допризывной подготовки. Занятия по отдельным программам с девушками рекомендуется проводить специалистам, имеющим медицинское образование.

Нормативная часть стандарта регламентирует разработку образовательных программ и учебно-методических компонентов на основе предлагаемых образовательных результатов, которые предполагают трех уровневую основу: понимать, знать, уметь.

Составной частью подготовки по ОВС и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. Глав­ной задачей патриотического воспитания является формирование на при­мерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях лично­сти гражданина-патриота.

Среди нравственно-духовных оценок результативности реализации Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", выступающих в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов), указаны такие критерии, как повышение толерантности и проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества.

Количественными параметрами результативности реализации Программы выступают количество:

  • проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания, изданных книг;

  • подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;

  • действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;

  • военно-спортивных профильных лагерей;

  • регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;

  • граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;

  • детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;

  • историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;

  • проведенных выставок, фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

  • проведенных военно-спортивных игр;

  • проведенных мероприятий военно-шефской работы.




  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Основы военной службы в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

    2. Учебный предмет «Основы военной службы» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об образовании", «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области обороны и безопасности, подготовки к военной службе.

Главной целью подготовки обучающихся по основам военной службы является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС военного характера и эффективно применять их;

  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

  • совершенствование правового, нравственного понимания задач безопасности жизнедеятельности;

  • формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

    1. Цели и задачи изучения основ военной службы на ступенях общего образования определяются исходя из государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, в соответствии с направлениями модернизации общего образования.

    2. Организацию образовательного процесса «ОВС» в общеобразовательных учреждениях следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ОБЖ, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОВС за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения).

    3. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

  • получение начальных знаний в области обороны;

  • подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования;

  • военно-патриотическое воспитание;

  • подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

  • медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

  • проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.



  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗА СЧЕТ ВРЕМЕНИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001 г.; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. №1089 направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, осознанному, обязательному и добровольному выполнению воинского долга;

  • дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

    1. Учебный предмет федерального компонента представлен базовым уровнем стандарта и имеет общеобразовательный характер, ориентирован на приоритетное решение разных комплексов задач, формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

    2. Изучение основ военной службы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение:

  • освоения знаний о здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитания ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развития черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

  • овладения умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооруженным Силам;

  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

  • приобретение навыков в области гражданской обороны;

  • изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

    1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по основам военной службы:

  • Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск;

  • Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу;

  • Общие обязанности и права военнослужащих;

  • Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба;

  • Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.




  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗА СЧЕТ ВРЕМЕНИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

    1. Федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование.

    2. Разгрузка содержания образования может быть достигнута за счет переноса тем из предметов обязательной части базисного учебного плана и сбор в единый блок вопросов, связанных с преподаванием основ воинской службы:

  • из курса обществознания и права - вопросов, связанных с правовыми аспектами основ военной службы;

  • из биологии - основ медицинских знаний и здорового образа жизни;

  • из курса ОБЖ - вопросов, связанных с основами военной службы;

  • элементы начальной военной подготовки – в содержание учебных сборов, которые проводятся в конце учебного года.

    1. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения:

  • 40 часовые сборы, проводимые после окончания предпоследнего года обучения;

  • 34(35) часовой курс, реализуемый на последнем году обучения.

    1. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы элективный учебный предмет или факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан и которые реализуются на предпоследнем году обучения.

    2. Элективный учебный предмет – обязательный учебный предмет по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

  • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

  • «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

    1. Подготовка граждан женского пола по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.

    2. С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, не изъявивших желания добровольно изучать основы военной службы, проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (отдельно от граждан мужского пола).

    3. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется штатными преподавателями.

    4. На должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, назначаются преимущественно офицеры, пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее военное образование, а также выпускники военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования. При невозможности укомплектовать должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, офицерами, пребывающими в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эти должности пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

    5. Подбор кандидатов на должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится руководителем образовательного учреждения совместно с соответствующим военным комиссаром района.

    6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

    7. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях предусматривает проведение ежегодных учебных сборов, которые не включены в ФБУП.

    8. К
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconПримерная (комплексная) программа «Основы военной службы» для учреждений...
Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconКонкурс для изобретателей. 9 Страна Калининград (Калининград), N040...
Страна Калининград" провела "Прямую линию" по актуальным вопросам образования с первым заместителем министра образования Калининградской...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по Калининградской области в отчетном финансовом году 6
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений...
Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Алтайского края в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля...
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011
В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconСистемно – деятельностный подход к организации образовательного процесса...
Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМихайло стельмах
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconЗміст програмового матеріалу
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных...
Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных учреждений Липецкой области с целью разъяснения нормативных...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconКонспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области Калининград iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск