Скачать 1.71 Mb.
|
ГОУ СПО « Вологодский педагогический колледж» Лаборатория развития начального общего образования Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011 Авторы и составители: Егорова Е.Н., Гугова Л.С, Никитина Л.П., Кокарева З.А. Научный редактор: Кокарева З.А. В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской школе на начальной ступени образования, представлено примерное тематическое планирование по основным предметам. В материалах дано описание типов разновозрастных уроков, варианты проектов уроков, рекомендации по реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Содержание
2. Особенности организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной школе 16 3. Различные подходы к типологии уроков в условиях разновозрастного обучения 25 4. Выбор учебно - методических комплектов для организации обучения в классах – комплектах 32 5.Тематическое планирование и особенности проведения уроков по русскому языку 37 6.Тематическое планирование уроков окружающего мира в разновозрастных классах 59 7.Тематическое планирование уроков литературного чтения в разновозрастных классах 89 8.Разновозрастное сотрудничество на уроках математики 118 9. Индивидуальные образовательные маршруты как технология обучения младших школьников в условиях малокомплектной сельской школы 125 Приложение 132 Литература 141 Кокарева З.А. Нормативное обеспечение разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах. Правительством Вологодской области от 30.12.2008 года №2578 принято постановление «О сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области». Сельские малокомплектные школы – это школы с наличием не более одного класса на любой из возрастных параллелей, с наполняемостью менее 14 человек в среднем по учреждению (без учета специальных (коррекционных) классов), расположенные от других общеобразовательных учреждений на расстоянии, превышающем разрешенное санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами для подвоза обучающихся. Всего на территории Вологодской области 225 малокомплектных школ. Главным документом, регламентирующим организацию обучения в совмещенных классах - комплектах, является постановление от 29 декабря 2010 года №189 Главного государственного Российской Федерации санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение). 2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года. 3. С момента введения СанПиН 2.4.2. 2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
Приложение Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189 Г.Онищенко 10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным, при этом, является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования. При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4. Таблица 4. Наполняемость классов-комплектов
В старом варианте Санпинов дана примерная схема комплектования классов.Она носит рекомендательный характер, ее можно использовать и в настоящее время, так как в Вологодской области в ряде школ объединены три класса в один класс –комплект. Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении. Вариант 1. Первое полугодие.
Вариант 2. Первое полугодие.
Вариант 3. Второе полугодие.
Вариант 4. Второе полугодие.
Примечание: продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков - до 35 мин. Плюсом обозначены классы, с которыми одновременно работает учитель. Номер классов не означает год обучения. Это могут быть 1,3,4 классы, 1,2,4 классы, 1,2,3 классы. В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 мин., во 2 - 35 мин. Второй перерыв (20 мин.) используется для питания детей. Третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе. Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится 2,5-часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования. Но следует помнить, что новые СанПиНы не предусматривают четырехсовмещенное комплектование классов. Лаборатория развития начального общего образованияпредлагает следующий вариант. Примерная схема четырехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении. Вариант 1.
|
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание... | Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 12 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению государственного... Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине... «Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму... | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных... Методические рекомендации адресованы учителям, методистам и научным сотрудникам, занимающихся вопросами информатизации образования... |