Скачать 0.69 Mb.
|
Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного процесса ПРЕДИСЛОВИЕ В Российской Федерации, в целом, и в Костроме, в частности, наблюдаются негативные тенденции, отражающиеся на здоровье нации в целом. До настоящего времени регистрируют превалирование естественной убыли населения над его воспроизводством и уменьшение числа здоровых, особенно среди школьников. Между тем, многих проблем со здоровьем подрастающего поколения можно было бы избежать, если своевременно проводить обучение школьников здоровому образу жизни. Как показывает зарубежный опыт, просветительские программы, направленные на профилактику заболеваний, связанных с изменением поведения индивидуума, не только позволяют улучшить состояние здоровья детей и подростков, но и уменьшить их заболеваемость в дальнейшем. Не случайно один из национальных проектов России посвящен здравоохранению. Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни. Президент РФ В.В. Путин отметил: «В современных условиях охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба». Известно, что одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни, является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. С одной стороны это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через школьное обучение проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации. В настоящее время для большинства россиян наибольшую ценность в жизни представляют:
Характерно, что при проведении аналогичных опросов в развитых странах, большинство респондентов на первое место ставят личное здоровье, понимая, что без него ничто другое невозможно. Основные составляющие здорового образа жизни:
Основные факторы, воздействующие на здоровье человека:
Первичная профилактика по формированию здорового образа жизни включает в себя:
В этой связи само понятие «здоровый образ жизни» меняет свое содержание. Оно начинает включать в себя изменение отношения индивидуума к состоянию личного здоровья, осознание индивидуумом здоровья как одной из ценностей, изменение отношения общества в целом к состоянию общественного здоровья. В данном ключе можно выделить следующие основные составляющие здорового образа жизни:
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ Школы представляют собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школах существуют более эффективные возможности, чем где-либо еще, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, с частым посещением ресторанов фаст-фуд, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей. Организация рационального питания школьников может позволить достигнуть следующих основных целей:
Из результатов исследований, проведенных в США и других странах, известно, что, грамотно составив и реализовав программу санитарного просвещения в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящее к развитию ряда заболеваний. По оценкам реализуемых программ здорового школьного питания можно отметить, что у детей, участвовавших в этих программах, выросла посещаемость занятий, и улучшились результаты учебы. По сравнению с другими способами укрепления здоровья населения, школьные программы, направленные на формирование навыков рационального питания – один из наиболее выгодных путей инвестирования в дело укрепления здоровья нации в целом, что доказано результатами международных исследований. Для обучения школьников принципам рационального питания, необходимо тесное взаимодействие управления системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей (табл. 1). Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны. Таблица 1. Основные направления работы и ее уровни при обучении школьников рациональному питанию
Основной задачей при обучении младших школьников рациональному питанию является формирование у них правильных пищевых привычек. У старших школьников помимо этого важным является просвещение школьников относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека. Для простоты демонстрации влияния продуктов питания на здоровье, разобьем все продукты питания на три группы и обозначим эти три группы продуктов тремя цветами — зеленым, желтым и красным (табл. 2). Таблица 2. Условное разделение продуктов питания на три группы
Зеленым цветом обозначены те продукты, которые благоприятно сказываются на самочувствии человека, способствуют росту и развитию детского организма, могут предотвращать развитие ряда заболеваний. Желтым цветом отмечены продукты питания, которые желательно употреблять с осторожностью, ограничено. Обычно те компоненты, из которых состоят эти продукты, нужны организму человека. Однако сочетание этих компонентов не является оптимальным. Например, в таких продуктах может с избытком содержаться сахар. Соответственно, если не злоупотреблять продуктами, обозначенными желтым цветом, то и вероятность появления проблем со здоровьем будет ниже. Если употреблять эти продукты много или часто, то могут развиться те или иные заболевания, связанные с характером питания человека. Врачи их еще называют «алиментарными болезнями». Наконец, красным цветом, выделены те продукты питания, регулярное или даже однократное употребление которых может привести к ухудшению состояния здоровья человека. Наиболее часто как результат их систематического употребления развивается ожирение (избыточная масса тела), которое в дальнейшем приводит к другим заболеваниям, например, атеросклерозу, возможно сокращение продолжительность жизни человека. Продуктов питания, обозначенных красным цветом, лучше стараться избегать. Для наглядности лучше всего в классе повесить плакат с изображением продуктов питания на разном фоне или же предложить нарисовать подобный плакат на уроке рисования или черчения. Хорошо, если дети регулярно будут видеть информацию относительно того, какие продукты питания полезны, а какие продукты вредны для здоровья. В рамках обучения школьников основам рационального питания может быть эффективно проведение специальных тематических уроков по разным предметам (табл. 4). Приводимые в таблице темы являются примерными и могут изменяться в зависимости от нагрузки и особенностей программы. Важно лишь то, что практически в рамках каждого предмета могут быть даны сведения о рациональном питании. Такой междпредметный подход может позволить более эффективно развивать у школьников навыки рационального питания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного... | Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санитарные правила вооружают педагогов научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса учащихся,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение... | Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | ||
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обоснования наиболее... Санитарные правила вооружают педагогов научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса учащихся,... | Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации по работе с документами в образовательных... Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, отражающим содержание и качество учебно-воспитательного... | ||
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков... Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого... | Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения... Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с овз в условиях школы-интерната №31 |